Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе ив других. Надеемся, что нам удастся помочь ему в этом, хотя это и непросто. Трудности начинаются уже с определения понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря на его частое употребление в науке, не существует. 1. Общественная жизнь — это контакты, взаимодействие наделенных энергией, разумом, эмоциями людей. До сих пор в центре нашего внимания был Актор — Деятель (или агент — проводник, посредник), некий воображаемый субъект, лишенный сомнений, индивидуальности, покорно подчиняющийся нормам, требованиям, предъявляемым к нему. Рассматриваемая нами общественная жизнь была в чем-то схематичной, упрощенной, реальные люди имели вид неких роботов, манекенов. И это в какой-то мере понятно. Согласно избранному нами плану изложения основных проблем социологии анализ логики основных систем взаимодействий, культуры предшествует изучению человека как реального участника социальной жизни. Это, на наш взгляд, позволяет глубже понять проблемы личности, к рассмотрению которых мы приступаем. Само общество, взаимодействия, социальные структуры — это не какие-то надстроенные над людьми образования, а устойчивые, неизменные характеристики практической деятельности реальных людей. В обществе нет иной реальности, кроме реальности взаимодействия людей на основе культурных символов, ожиданий. Но все ли в человеке значимо для его партнеров по взаимодействию, т.е. 455 социально значимо! Вряд ли. Прежде всего значимы качества, которые обеспечивают эффективное социальное взаимодействие: образование, квалификация, моральные качества и т.д. Поэтому в центре - внимания социальной науки личность, т.е. единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, более широко — в социальной жизни. Индивид — это единичный человек или биосоциальное существо, особь. Индивидуальность же для социальных наук — это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Следовательно, в социологии личность — это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности, ответственный субъект социальной жизни; индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям. 2. Социальные качества конкретной личности представляют собой сложный комплекс, поскольку в процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы. Первая группа факторов — социокультурные предуказания. Чтобы быть принятым в данной системе взаимодействий, получить надежную помощь и поддержку, человек обязан соответствовать ожиданиям (требованиям), выработанным в данном обществе, быть предсказуемым для партнеров и т.д. Изучая социальные институты, Мы подробно говорили о «бессмертных», «неодолимых» статусах, ролях, нормах, которые предуказывают, как должен вести себя человек, занимающий ту или иную ячейку, статусную позицию в системе социальных взаимодействий. При этом конкретное содержание поведения определяется культурой, выработанной в этом обществе системой норм, ценностей и т.д. Эти (и другие) элементы социальной системы и культуры существуют независимо от конкретного человека. Всякий входящий в общество в соответствии с занимаемой или желаемой социальной позицией должен выполнять соответствующие предуказания. Данные факторы «навязывают» человеку определенный тип социального поведения, т.е. формируют типологические, социально предсказуемые, повторяющиеся (стандартные) элементы социального поведения. Но типичными чертами социальный портрет личности не ограничивается. Вторая группа факторов — биологические, врожденные свойства индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивидуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям. 456 Так, целеустремленности, сильному стремлению к достижению поставленной цели в немалой степени способствует наличие холерического темперамента, для успеха преподавательской деятельности немалое значение имеет эмоциональность человека, его коммуникабельность. Третья группа факторов — овладение индивидом коллективного опыта и наработка индивидуального опыта в процессе социализации. Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, писатели, работники системы образования, ученые, журналисты и др. Коллективный опыт тесно взаимодействует с индивидуальным опытом человека; социальное содержание этого опыта зависит от того, в какой семье он рос, кто составлял круг его друзей, как складывалась его карьера и т.д. Своеобразие полученных жизненных уроков также придает ощутимое своеобразие личности как субъекту социальных взаимодействий, обусловливает особенности его поведения. Итак, социальное поведение, свойства конкретной личности определяется как минимум тремя группами основных факторов, и чтобы понять поведение какого-то конкретного человека, необходим комплексный подход — нельзя все объяснять социокультурными предуказаниями (хотя они и играют решающую роль). Важное значение имеют биологические особенности человека, его жизненный путь и т.д. 3. Личность является предметом изучения комплекса наук. Социология одна из основных наук этого комплекса, но она все же не способна заменить все остальные — философию, этику, психологию, педагогику и др. Благодаря присущей ей ориентированности на идеологически нейтральный анализ реальной жизни человека, тяготению к фак-туальному исследованию явлений социология внесла общепризнанный вклад в осмысление проблем личности. Именно социология вместо общих нравоучительных и умозрительных рассуждений о личности, ее призвании, смысле бытия и т.д. попыталась исследовать личность как реально действующего участника социальных взаимодействий, изучить конкретные механизмы обусловливания обществом, культурой социальных свойств личности. Именно социология попыталась понять многие индивидуально-психологические коллизии, испытываемые личностью, как коллизии социальные, порожденные социальными проблемами бытия. В обоснование и разработку социологического учения о личности, ядром которой является статусно-ролевая теория, большой вклад внесли Р. Линтон, Ч. Кули, Г. Мид, Д. Морено, Т. Парсонс, Р. Мер-тон, Э. Гоффман, П. Бергер и др. 457 Вместе с тем существуют проблемы, которые пока с трудом поддаются социологическому анализу. В стремлении заострить внимание преимущественно на социокультурных предуказаниях к личности, выполнение которых является необходимым условием включения ее в общество, социология нередко стандартизирует личность, превращая ее в некий робот со стандартным набором характеристик, проявляющий типичные реакции на типичные ситуации и условия. Сегодня все явственнее ощущается, что в рамках социологии пока не рассмотрены должным образом проблема автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности, многообразие личностей. Большинство социологических моделей рассматривают личность как совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает «сколок» общества, его индивидуальную проекцию. В общепринятых социологических моделях активность личности, ее автономия, воля, воображение представлены — это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Общество фактически «продавливает» в духовных структурах человека определенные типологические свойства. Диалог между обществом и личностью, в котором лидирует общество, превращается в безусловный диктат последнего. Согласно ироническому выражению П. Вайзе, человек социологический «разучивает, интернализует и играет свои роли с тихой радостью субъекта, для которого нет большего удовольствия, чем минимизировать разницу между должным и «сущим»... При таком подходе «сам человек может отсутствовать, его заменяют доводы разума и ожидания»*. Мы исходим из позиции, которую стремились реализовать. Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде нами понимается как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, в котором адаптация к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности. Адаптацию можно понимать по-разному. Чаще всего в социологических доктринах подразумевается пассивная адаптация, при которой адаптирующийся покорно и зеркально отражает среду, воспринимает ее предуказания. Другой вид адаптации — это «хитрость» ради самореализации, ради того, чтобы полнее проявить себя, более успешно жить в данной среде. Подобная адаптация контролиру- * Вайзе П Homo Economicus и Homo Sociologicus' монстры социальных наук// THESIS —Осень 1994.—Т 1, вып 3 458 ется, управляется личностью, являясь лишь одним из средств решения личных проблем. При этом адаптация не исчерпывает всех форм взаимодействий личности с обществом. Социологическое понимание личности неминуемо подчеркивает особое значение общественных, культурных ожиданий, предуказаний среды. Соответствовать этим предуказанием необходимо, чтобы обеспечить предсказуемость поведения, самовозобновляемость социальных связей. Однако это не означает диктата, произвола общества, что зачастую следует из социологической схемы взаимоотношения личности и общества. Взаимоотношение личности и социальной среды скорее можно представить в виде формулы: поиск (личности) — предложения (общества) — выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит, и ответственность личности проявляется как в процессе осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает избирательно, в соответствии со своими социальными притязаниями и представлениями), так и в процессе осуществления своих социальных ролей (один их исполняет безупречно, другой изобретает что-то новое, а третий ограничивается минимумом необходимого). Лишь в воображении кабинетного ученого все общество состоит из покорных индивидов, которые, как послушные роботы, занимают свои социальные позиции и выполняют то, что им положено. Лишь чисто схематически мы можем отвлечься от того, что каждая личность автономна и индивидуальна. Это отвлечение — всего лишь вынужденный шаг, облегчающий научно-теоретическое описание личности. Все эти соображения определили логику, структуру нашего анализа личности. При этом вне поля нашего зрения (и мы отдаем себе в этом отчет) остались многие важные, но все-таки, думается, производные вопросы социологической теории личности. § 2. Мир социальных статусов Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий. Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных по- 459 зиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в этот мир людей — это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции. И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с точки зрения социологии, звучит таким образом: какова моя социальная позиция в системе общественных взаимодействий? На какую позицию я претендую? Фактически с этого начинается «социальная драма», в ходе которой человек примеряется к обществу, отбирает варианты поведения, овладевает в той или иной мере требуемыми качествами. Рассмотрим основные акты этой «социальной драмы» и попробуем разобраться, как и в какой мере система социальных взаимодействий влияет на поведение человека. Начнем с рассмотрения личности и социальных позиций, которые она занимает, на которые претендует.
Общество, как мы ранее отмечали, напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («размежеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач — лечить, педагог — преподавать, предприниматель — организовывать производство и управлять им и т.д. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию — он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее). Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат. • Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоми-национную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. 460 Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства. Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына — это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей. Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д. • Как уже подчеркивалось ранее, статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними. Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути. 461 Г разновидности Каждый человек включен во множество соци- людьми по различному поводу, выполняя ках<- дый раз различные функции. Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус ученика — по отношению к школьному учителю, статус товарища по классу, вратаря дворовой футбольной команды; лидера неформальной группы товарищей и т.д. Иначе говоря, кажды-й человек выполняет множество функций в системе социальных связей и, соответственно, имеет множество статусов. Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию. • Статусы могут быть формализованными или неформализованны • Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и дос Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — инвалид и т.д. Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.). В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют ас-криптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер. В подобных обществах аскриптивность как исходный мотивацион-ный принцип признается всеми слоями общества как главное ос- 462 нование для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место, т.е. стали королями, пастухами, пахарями, кузнецами. Люди воспитываются в духе судьбы, покорности ей, воспроизводя родительский опыт, социальный статус, положение, и об ином не могут и мечтать. По мере развития общества аскриптивные статусы вытесняются в сферу семейных отношений, отчасти сохраняясь в межнациональной сфере. В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни — это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов. Вместе с тем иногда человек добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей — это превращенная, латентная форма предписанного овладения статусной позицией. Распространенность подобных форм является явным признаком пережитков традиционалистски-аскриптивной мотивации. Реальные механизмы, посредством которых утверждается в современном обществе традиционалистски-аскриптивная мотивация, — это социальный иммунитет, социальная селекция традиционной культуры, в которой доминирует аскриптивная (в различных ее формах) мотивация. Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации. • Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является доволь-. но сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»). Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение — здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большенстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. 463 I Г Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия. Так, предприниматель может пребывать в уверенности, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение, однако для высших кругов, куда он стремится попасть, решающее значение могут иметь его «родовитость», уровень образования, культуры. Специалист—представитель национальных меньшинств будет надеяться, что при решении вопроса о его продвижении по службе в первую очередь будет оценен его профессионализм, как это обычно бывает по отношению к другим специалистам, но внимание может быть обращено прежде всего на его национальность. • Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат. Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Чей статус, социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, интересную и дефицитную профессию третьего? Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызывало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий*. Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую — наличие властных полномочий, привилегий). * См.: М.Вебер. Класс, статус и партия. В кн.: Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992. 464 § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии социальный Статусы в обществе иерархизированы. престиж статуса Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе. Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. • Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); б) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса). В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична. Так, в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются одними из самых уважаемых, поскольку власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе и т.д. В любом обществе всячески стремятся поддержать и престиж армии-защитницы Отечества, гаранта его целостности и независимости. Высоким престижем обладают и статусы, связанные с высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой. В то же время в различных обществах имеются и существенные различия в определении престижности того или иного статуса, профессии. Так, пастух у одних народов — это малопривлекательный статус, ассоциируемый с малой образованностью, ограниченным кругозором, примитивным трудом, а у других народов это едва ли не героическая профессия, требующая мужества, отваги, доблести. Такое различие в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритетами ценностей, традициями и обычаями. В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование, наука как условия высоких достижений, а приоритетной является личность. Синтез этих двух слагаемых приводит к тому, что в этих странах при достаточно высоком престиже статусов, связанных с властью (чиновник, руководитель и т.д.), наибольшим престижем пользуются статусы, сочетающие высокую образованность и предусматривающие обслуживание интересов личности, а не государства — статусы ученого, профессора, юриста, врача, социолога, психолога и др. В обществах же бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и т.д.), всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее заметна. 465 • Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений. В каждом обществе существуют подчас парадоксальные (не очень логичные), но очень тонкие «весы», которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность. Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов — материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Оно поощряет престижные статусы, отдает им дань уважения. Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию — количественно выражает престижность данного статуса. (И низкая зарплата российского профессора, врача, учителя и т.д. вызывает протест не только по причине невозможности прожить на эту зарплату, но и потому, что является лучшим свидетельством того, как общество ценит этот труд, насколько он престижен.) За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса — другое. Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают фильмы... Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о «чести и достоинстве дворянина», «офицерской чести», «долге ученого, учителя» — все это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса. Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности молодежи). Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей. В современном российском обществе буквально за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других. Так, еще, казалось бы, недавно в нашей 466 стране высоким престижем пользовались военно-промышленный комплекс и, соответственно, технические вузы, а профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение. Сегодня, наоборот, резко повысился престиж экономических, в том числе бухгалтерских, специальностей, менеджеров, юристов и т.д., что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе. Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа. Статусная характеристика личности, казалось бы, СТАТУСНЫЕ статична — но только на первый взгляд. Статусы, ста- коллизии тусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании социального самочувствия человека. Ведь одна из главных социальных движущих сил — это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения. Завершая рассмотрение ориентации личности в мире социальных статусов, проанализируем статусные коллизии, с которыми сталкиваются люди, стремясь занять определенный статус, поддержать его престиж и т.д. Вначале разъясним некоторые явления, как правило, составляющие основу статусных коллизий или сопутствующие им. Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) — это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса. Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний — и наоборот. Статусное несоответствие (рассогласование) — это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязаниям носителей данного социального статуса. (Яркий пример статусного несоответствия — уровень материального обеспечения офицеров российской армии.) Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности. 1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение в должности). Это распространенная ста- 467 тусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными, или сменил место жительства, место работы и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении. 2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения («он всего лишь доцент»). В результате, в частности, снижается интерес молодежи к соответствующему статусу. Снижение престижности статуса — это серьезная и опасная для представителей данной статусной группы и для общества (если речь идет о необоснованном снижении общественно значимого статуса) коллизия. Ведь высокая престижность статуса (например, профессии, организации, учреждения, в котором работает человек), всегда является сильнейшим стимулом статусно-профессиональной деятельности. И вопрос не сводится лишь к получению высокого материального вознаграждения — большую стимулирующую роль играют и моральные, эмоциональные факторы поддержания высокого престижа, то уважение, привилегии, которыми пользуются представители данной профессии, учреждения. Причем в престижной статусной группе, организации эффективно срабатывают не только внутренние стимулы; в них выше уровень группового контроля, который ввиду авторитетности и референтнос-ти престижной группы (для ее членов) достаточно легко переходит в самоконтроль. Коллеги постоянно стремятся поддерживать высокую репутацию, признание, уважение к своей престижной организации. Снижение же престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. В этом случае степень демотивации не менее ощутима, чем уровень падения материального вознаграждения. Снижение престижа статуса, социальных позиций группы, уважения к ней оказывает 468 огромное дополнительное, сугубо социальное (не сводимое лишь к материальному) депрессивное воздействие*. При снижении престижа статуса возрастает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши. Снижение престижности статуса приводит к существенному изменению положения представителей данной статусной группы в обществе. Ресурс, которым они обладают (контролируют), не признается дефицитным, поэтому снижаются авторитет этих людей, их способность оказывать влияние на представителей других статусных групп, исчезают статусные привилегии и т.д. В результате меняется круг знакомых, приятелей, выгодных и престижных связей. Человек перемещается в менее престижную нишу, где иные люди, иные возможности и иные социальные шансы. 3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной статусной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Учителям московских школ и преподавателям московских вузов (показатели уровня материального положения у представителей обеих статусно-профессиональных групп были схожими) был задан вопрос: «С каким настроением вы смотрите в будущее?» Ответы «С тревогой и неуверенностью» или «Со страхом и отчаянием» были даны каждым третьим (35%) учителем, а среди преподавателей вузов они были более распространены — 46,6%, т.е. так ответил почти каждый второй опрошенный преподаватель вузов**. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но и с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными. * Поэтому, наверное, и опасно, рассматривая мотивацию профессионально-трудовой деятельности, пренебрегать морально-престижными ее составляющими ** См ■ Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портрета, с. 18—26 469 Глава XX. Личность и ее роли § 1. Социальная роль как поведенческая характеристика
Зная социальный статус конкретного человека (студент, преподаватель и т.д.), его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора действий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, — это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус — это сами права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные харатеристики социальной роли. • Социальная роль — это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Мы уже отмечали ранее, что любой социальный институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет к поведению участников этих взаимодействий определенные стандартные де-индивидуализированные требования. Тем самым обеспечивается предсказуемость поведения любого, кто занимает определенную социальную позицию («ячейку») в данном социальном институте, что гарантирует нужный уровень деятельности института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность замещения одного участника связей другим. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных и приемлемых для данного статуса типичных образцов поведения личности и закрепили их в виде стандарта, нормы. Как следует себя вести, каким образом действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это в решающей степени предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. Не первокурсник определяет, как он будет учиться, а задолго до его поступления в вуз общество «объявило», каким должен быть студент. Социальный институт высшего образования посредством своих норм, традиций во многом предопределил, как должен вести себя любой студент. В семье также существуют ролевые стандарты: отец должен заботиться о материальном благополучии семьи, нести ответственность за ее стабильность, процветание; дети должны помогать родителям по хозяйству и т.д. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее опре- 470 деляет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам... Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет как запланировано»*. Роль — это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. И если работа требует сдержанности, а человек является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя. Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деин-дивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия. • Социальная роль органично соединяет в себе символически- • Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нор Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Бергер П Приглашение в социологию, с. 91. 471 Но в рамках социальной роли происходит определенная систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархи-зация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции. (Поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного — несколько иную.) Роль — это особый тип регуляции, — функциональной регуляции, призванной обеспечить выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, пролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Отсюда возможны расхождения между ролевыми (функциональными) предуказаниями и общечеловеческими требованиями: сострадание не самый важный элемент ролевого поведения стражника, но представляет важную общечеловеческую добродетель; искренность, наверное, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее: гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился обед, который ему предложили. • Социальная роль — это достаточно полная, но не всеохваты Ролевой стандарт, контролируя достаточно широкую область статусного поведения личности, затрагивая при этом достаточно глубокие пласты духовного мира, тем не менее оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии и т.д. Причем степень ролевой регламентированности зависит как от культурно-исторических традиций общества (так, в кастовом обществе эта регламентация распространялась даже на цвет одежды), так и от функциональной необходимости. Некоторые социальные институты (например, армия) предполагают довольно высокую гарантирован ность выполнения профессиональных обязанностей. В этих случаях степень ролевой регламентации достаточно велика. Вместе с тем, как отмечает П. Бергер, среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд котрого примитивен и не требует соблюдения жестких правил. • Социальная роль органично объединяет в себе функциональ 472 поведения (женщины, сына, учителя, начальника и т.п.) в данном обществе. Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: независимо от принадлежности к той или иной нации офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, исполнять приказы вышестоящего начальства (без управленческой вертикали армия в одночасье потеряет способность выполнять возложенные на нее задачи); учителя должны быть интеллегентными людьми, проявлять доверительность, уважительное отношение к учащимся (без этого не может состояться процесс образования, воспитания) и т.д. Применительно же к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах часто возникают различия, и довольно серьезные, обусловленные своеобразием культур, в которых, к примеру, один и тот же статус может иметь разный престиж. Статус учителя в некоторых странах высок, престижен. Так, зарплата учителя общественнной школы США составляет до 30 долл. в час плюс оплаченная государством медицинская страховка, что для США немаловажно. Отпуск учителю полагается несколько раз в году. Последние опросы общественного мнения показали, что по престижности эта работа занимает одно из первых пяти мест*. В других же странах человек, занимающий должность учителя, воспринимается как неудачник. Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет и система ценностей, принятая в этом обществе, нормы взаимоотношений. Ролевой стандарт поведения американского учителя несет зримые черты определенной системы ценностей, не терпящей авторитарности, диктата, в том числе по отношению к ученикам. Американский учитель не имеет права сделать ребенку замечание, он обязан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Учителю строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было «душевные» разговоры с учениками и с их родителями — он должен лишь преподавать свой предмет**. Подобные черты ролевого стандарта американского общества увязываются со всей системой социальных институтов, ориентацией на то, что люди должны желать учиться, иметь к этому мотивацию, с системой ценностей, моральных принципов американского общества. См: «Известия» от 24 октября 1998 г. * Там же. 473
§ 2. Социальные роли и поведение личности Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желании, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение, что общество «продавливает» в личности независимо от ее желания то, что обществу необходимо? А может быть, правы те, кто считает, что личность выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде? Попробуем ответить на вопрос, обусловливает ли общество личность, ее поведение, нормы, и как обусловливает. Филипп Зимбардо, известный американский исследователь, является автором знаменитого в социологии и социальной психологии «тюремного эксперимента». Однажды в газете г. Стэнфорда, в котором расположен один из лучших американских университетов, появилось объявление: «Для психологического исследования тюремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы — 1—2 недели, плата — 15 долларов в день». С помощью тестов были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие преступного прошлого, не имеющие ни пристрастия к наркотикам, ни психологических отклонений. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, доставила «заключенных» в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относится к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных». В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюремщики» применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» на пятый день эксперимента швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были морально травмированы. Обобщая свои эксперименты, Зимбардо заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных 475 условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», «сила воли»*. Результаты этого оригинального и в чем-то даже печального (хороших парней удалось так быстро превратить в озлобленную массу, конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы) эксперимента многозначны. Но бросается в глаза, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции (как следует вести себя тюремщику и заключенному), иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Благодаря чему же это произошло?
Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество, в котором сложились элементы сословной организации (как в явной, так и неявной форме), может предъявить требования и относительно социального происхождения или национальности. • Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли Офицерство в царской России формировалось в подавляющем большинстве из представителей дворянства, поэтому аристократизм поведения, в том числе «рыцарство», становился нормой для социальной роли офицера, хотя функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходимой. После революции принцип отбора в офицерский корпус стал прямо противоположным (предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам), соответственно изменились и нормы офицерского поведения. • В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, • Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углуб * См. подробнее: Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент. В кн/ Практикум по социальной психологии, с. 296—321. 476 статусную позицию. Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, поскольку ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал себе стезю ученого, хотя его способности могли быть применены в других областях деятельности, например государственного управления. Но, сделав свой выбор, он углубил в себе имено те качества и способности, которые нужны ученому. Через несколько лет потребность в самореализации станет для него важней, чем потребность в занятии определенной властной должности, постоянная неудовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать. Механизм «вживания» в роль. Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, не только углубляют, но и могут формировать определенные свойства, которых ранее не было, но которые требуются в данной социальной позиции. Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует и необходимые навыки, и нравственные качества, свойства и даже чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, сам исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует активному принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда всячески внешне принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств. Рассмотрим первый из этих механизмов. Человек в новом статусе оказывается включенным в определенную логику социальных взаимодействий: он вовлекается в выполнение определенных действий, несет ответственность, использует привилегии, полномочия. Тем самым формируются определенная (ролевая) мотивация, ролевые смыслы деятельности, которые довольно часто повторяются, приобретают устойчивость. Таким образом, индивид постепенно проникается новым для себя смыслом новой роли, осмысливает тонкости, подробности данной работы, которые открываются ему только в этой социальной позиции. • Неопытный «либерально» ориентированный начальник начинает осознавать свою ответственность за результаты деятельности коллектива, понимать, что люди не всегда склонны выполнять свои обязанности надлежащим образом. Это порождает у него (подчас неожиданно и для него, и для окружающих) определенную жесткость, прагматизм и т.д. Вчитываясь в новые нормы, которые еще недавно казались ненужными, вызывали отторжение, человек, как правило, начинает осваивать все аспекты ролевого стандарта — от должностных до неформальных. Еще вчера казавшаяся ненужной «солидная осанка» незаметно становится неотъемлемой чертой облика нового начальника, который прибегает к этому и другим 477 средствам утверждения престижа должности, поддерживая «дистанцию» с подчиненными. Иными словами, сама логика ролевой деятельности, повторяющиеся мотивации создают смыслы, адекватные ролевым стандартам. «Мы чувствуем себя пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда сотрясаем кулаками. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди»*. Механизм предписывания. Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать. Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и своеобразных пожеланий, ожиданий окружающих. В системе формализованных социальных институтов есть формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением. (Мы также знаем, какой должна быть хорошая хозяйка, хотя в этом случае механизмы предписывания действуют лишь на неформальном уровне.) Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний. Выполнение в полной мере этих предписаний обусловливает для личности достаточно высокую вероятность эффективного решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения. Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен ясно осознавать, что условием его успеха на данной стезе является более или менее тщательное соблюдение ролевых предуказаний. И это касается не только инженера, военного, но и хозяйки, матери: признание, отношение к ней со стороны супруга, детей обусловлено не только эмоционально-психологическими, но и социально-ролевыми механизмами — насколько ее поведение в семье соответствует принятым образцам поведения хозяйки, матери в данной культуре, среде. Механизм контроля. Общество, социальная группа не только ог-бирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с * Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91 478 определенными ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит, в первую очередь, от следующих факторов: • степень формализованности роли (военные, работники пра • важность того или иного компонента ролевого поведения; • престижность статуса: роль, связанная с более престижным • сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ро • степень референтное™ группы, ее авторитетности для ис Контроль осуществляется в самых разных формах — от воздействия общественного мнения, проявления недоверия, избегания контактов до репрессий. Послушание, подчинение внешним требованиям довольно развито у людей, что становится одним из важнейших механизмов обусловливания поведения личности социальной средой. Обратим внимание на результаты эксперимента С. Милгрэма, который разделил испытуемых на «учителей» и «учеников» и исследовал, будут ли «учителя» подчиняться требованию экспериментаторов, усиливать наказание «ученику», несмотря на страдания последнего (мнимые, о чем «учитель» не знал). Эксперимент был проведен в университетах разных стран. В США 60% «учителей» усиливали наказание «ученику», несмотря на его просьбы не делать этого, т.е. послушание оказалось значительно сильнее милосердия. В Риме, Австралии показатели оказались еще выше, а в Мюнхене составили 85% (!) испытуемых (что является своеобразным подтверждением немецкой дисциплинированности как социокультурного явления). Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда фактически «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушает заведенный, привычный порядок. Социальная среда обусловливает прежде всего ролевое поведение индивидов, т.е. социально повторяющееся, типичное.
Можно объяснить внутренние переживания людей, их душевную неустойчивость, столь возросшие в последнее время, преимущественно индивидуально-психологическими причинами (особенностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). Наверное, немало случаев, когда именно они являлись основанием 479 душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внутренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо от данной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, — одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д. Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали — это внутренняя сложность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт. Другая причина ролевых несоответствий — различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (Ша) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями. К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента: принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку, расширять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инструкции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектаций тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент); экспектаций референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.). < Date: 2015-09-24; view: 697; Нарушение авторских прав |