Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИНСТИТУТ 4 page
Норма тесно связана с ценностью, обусловлена и обоснована ею. Так, христианская норма-заповедь «Не убий» обосновывается христианскими ценностями человеколюбия. По существу, норма — это выражение той или иной ценности в системе четких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых форм. Причем в норме та или иная ценность предстает как желательный, а чаще всего императивный образец поведения. Поэтому нормы не могут не выражать специфику, своеобразие той системы ценностей, в рамках которой они функционируют (например, для одних народов многоженство является нормой, а для других находится под строжайшим запретом). Подчеркнем одно важное обстоятельство. В идеале ценность всегда находит свое воплощение в соответствующей норме, но на практике могут быть существенные расхождения между ценностью и нормой. Так, норма «Не убий» в реальной жизни может удерживать индивида от посягательств на жизнь другого совсем не по причине осознания человеческой жизни как высшей ценности, а из-за страха перед наказанием (в основе его другая ценность — безопасность собственной жизни). Поэтому очень часто одна и та же норма может обосновываться различными ценностями, а страх перед наказанием — один из важнейших регуляторов нормативного поведения. И наоборот, одна и та же ценность может реализовываться посредством различных способов, образцов поведения, в том числе неодобряемых обществом. Последнее расхождение и становится одной из причин отклоняющегося (девиантного) поведения (о чем речь будет идти в следующем разделе). Расхождение, рассогласовывание ценностей и норм порождает драматические, подчас трагические моменты в функционировании ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Нормы можно классифицировать по многим основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства и культуры и др. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. * Парсонс Т Система современных обществ, с. 18. 405 Правовые нормы — это прежде всего четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными учреждениями. Моральные нормы — это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия, имеющие глобальный масштаб. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыд. Могут быть выделены нормы-правила и нормы-ох<идания. Нормы-правила обязуют человека к определенному поведению в наиболее важных и ответственных ситуациях, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы (к ним относятся наиболее значимые моральные и правовые нормы). Нормы-ожидания — это ожидание желательного поведения. Если нормы-правила могут иметь форму как запрета, так и позитивного представления («нельзя делать это», «следует сделать так»), то нормы-ожидания скорее поощряют желательное, но не обязательное поведение («хотелось бы, чтобы это было так», «желательно, чтобы это выглядело так»). Можно классифицировать нормы и по другому основанию: запрещающие и поощряющие. На наш взгляд, запрещающие нормы, как правило, имеют приставку «не» (или подразумевают ее). Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивает зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регалментации, может быть шире или уже (еще относительно недавно женщинам не разрешалось участвовать в выборах, и не только в мусульманских странах; в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую дейтельность, т.е. сфера выбора была достаточно узкой, а сейчас расширилась). Нормы-поощрения имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы («будь активен», «проявляй инициативу» и т.д.). Социологические исследования дают основание предполагать, что нормы, которые формируют у личности стремление избежать неудачу, наказание, мотивируют личность в нужном направлении гораздо сильнее, чем нормы, которые призваны формировать у личности стремление к достижению успеха. Своеобразие регулятивных возможностей норм наиболее отчетливо прослеживается, если обратить внимание на историческое своеобразие нормативно-императивных инструментов, используемых в современном ценностно-нормативном механизме, 406 и на функциональные особенности норм (по сравнению с ценностями). Начнем с первого. Императивно-практическая регуляция (в отличие от ценностно-ориентационной) существует и в примитивном обществе — ведь минимально необходимым условием обеспечения предсказуемого самовозобновляющегося взаимодействия индивидов является соответствие их действий определенным ожиданиям, стандартам. Поэтому первым условием эффективной регуляции любых систем социальных взаимодействий является выполнение определенных конкретных предуказаний, как надо действовать. Но в примитивных обществах в качестве инструментов императивно-практической регуляции используются малоосознаваемые ситуативно-конкретные шаблон и табу. Нормы же, являясь элементом ценностной регуляции, носят обобщенный характер (например, «Не убий»). Они, как и ценности, иерархизированы, требуют личного осмысления и предоставляют определенную свободу выбора, а не исполняются автоматически, как шаблон. Это особенно проявляется в ситуации противоречия, конфликта норм, требующего выбора в пользу того или иного порядка действий. Например, требование говорить только правду входит в противоречие с соображениями гуманности по отношению к безнадежно больному человеку, так как знание правды о болезни может ускорить его кончину. Исполняя ту или иную норму, человек это делает или в силу того, что это считает целесообразным для себя, или в силу своего понимания долга, или вынужденно, во избежании недовольства, наказания и т.д. Но всегда это он делает осознанно, он выбирает, взвешивает, определяет, что важно, а что менее важно. Ярко проявляется осмысленный характер нормативной регуляции в процессе выработки различного рода инструкций, правил распорядка, законов. Законодатель взвешивает, оценивает, прогнозирует последствия применяемого порядка, насколько он целесообразен, помогает добиться желаемого результата. Говоря о функциональных особенностях норм (прежде всего по сравнению с ценностями), мы вынуждены повторить, что: • норма повелевает, позволяет действовать вполне определенным образом; она всегда формулируется как практическое наставление, правило, образец. Поэтому именно на нормах как особых социокультурных (символических) феноменах основаны системы социальных взаимодействий. В институциональных связях не столь важно, что желает человек, к чему он стремится, — более важно то, что он делает! Не случайно Т. Парсонс подчеркивает, что основная функция норм — «интегрировать социальные системы», т.е. практически (а не умозрительно) интегрировать индивидов в единые комплексы социальных взаимодействий; 407 свобода выбора нормы не абсолютна. В отличие от ценности общество может навязать, используя санкции, определенную норму поведения. В выборе нормы свобода человека ограничена. Не всякую норму поведения общество разрешает выбрать.
Система регуляторов поведения людей включает в себя и механизм социального контроля за соблюдением принятых в данном обществе, социальной группе, семье ценностей и норм поведения. Способность каждой культуры, общества сохранить свою целостность, устойчивость зависит от того, что и как и насколько эффективно контролируется в рамках данной культуры, общества. Социальный контроль, включающий в себя внешний контроль и самоконтроль, представляет собой систему реагирования на поведение индивида с целью упреждения (вытеснения) нежелательного и восстановление нормального (соответствующего нормам) поведения. Эта система включает в себя две взаимосвязанных, но относительно независимых подсистемы: 1) отслеживание, наблюдение за поведением людей; 2) воздействие, в том числе санкции. При отсутствии подсистемы отслеживания нельзя своевременно обнаружить проявление нежелательного поведения и поддержать, поощрить тех, кто проявил себя с хорошей стороны. Основные варианты отслеживания: привычная для школьников проверка домашнего задания, опрос, контрольная работа, экзамен, отчет о проделанной работе, статистическая отчетность. Сюда же относятся и наблюдение, сбор информации, которые ведут специальные государственные органы и специальные люди (осведомители, агенты и др.) за деятельностью людей, определяя, насколько они соблюдают интересы государственной безопасности, не нарушают уголовный кодекс. Существуют и неспециальные формы отслеживания: сидящие на скамеечке у подъезда бабушки следят за тем, кто к кому ходит в гости, кто часто бывает пьян и т.д., — это тоже контроль общества за поведением людей. Хотим мы того или не хотим, но наше поведение постоянно подвергается внешнему контролю. Подсистема отслеживания, как правило, тесно связана с подсистемой воздействий, санкций. Но она и относительно независима от санкций. Так, учитель может провести опрос не для того, чтобы оценить знания школьников, выставить оценки или высказать свое удовлетворение или неудовлетворение, а с целью выяснить уровень знания, определить, чем помочь школьникам, что необходимо вновь объяснить. При обнаружении нежелательных моментов в умонастроениях молодых людей, их вкусах, оценках, идеалах не обязательно выносить санкции — они, как правило, не помогут, — следует попытаться 408 создать систему воспитательных воздействий, провести мероприятие просветительского характера. Санкции — это особые способы воздействия окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения (позитивные санкции) и наказания (негативные санкции) за соблюдение определенных норм поведения. Своеобразие регулятивной функции санкций в том, что они применяются за уже осуществленные действия, но ожидание применения санкции становится важнейшим элементом социальной регуляции поведения, его контроля. Наличие санкций (их ожидание) повышает гарантии выполнения желательных норм, которые тесно увязываются с вынужденной или сознательной готовностью Актора пойти на ограничение своей свободы, самостоятельности в принятии решений в целях соблюдения принятого порядка вещей. Ожидание санкций явно или латентно становится средством, стимулирующим самоограничение суверенитета Актора ради эффективности и стабильности социальной системы. Регулирующая сила ожидания санкций существенно снижается, если санкция обозначена, оговорена или записана, но реально не применяется (хотя необходимость в этом была) или применяется нерегулярно. В этом случае санкция утрачивает функции социального контроля, «девальвируется». Девальвация происходит и в том случае, когда поощрения слишком часты (так было в свое время с премиями) или, наоборот, слишком редки (это формирует мнение о несбыточности такого поощрения). Девальвация санкций, как негативных, так и позитивных, ведет к существенному снижению результативности механизмов социального контроля, а вместе с этим — всей системы регуляции поведения в обществе. Снижение эффективности механизмов социального контроля может стать одной из важнейших причин дезорганизации общества, разбалансировки его ведущих социальных институтов, их распада. Существует достаточно богатый набор иерархизированных по силе воздействия санкций: от грозного взгляда или нотации до заточения (изоляции от общества) в тюрьму; от поднятого вверх большого пальца в знак одобрения, улыбки, похлопывания по плечу до правительственной награды, Нобелевской премии. Многообразие санкций позволяет обществу достаточно точно, дозированно воздавать за соблюдение или несоблюдение принятых в обществе норм, правил, приличий и т.д. Точность, взвешенность санкций — одно из важнейших условий эффективности всего механизма социальной регуляции. Санкции бывают формальными и неформальными. 409 Неформальные санкции — это, как правило, моральное осуждение или поощрение со стороны общества товарищей, родителей и т.д. Не следует считать, что неформальные санкции менее значимы для человека: осуждение, презрение к человеку, совершившему проступок, не подлежащий формально-правовому контролю, может повлечь за собой далеко идущие последствия для авторитета, карьеры этого человека. Формальные санкции основываются прежде всего на законе, они официально признаны и описаны. Существуют специальные институты и учреждения, осуществляющие их: суд, органы внутренних дел, прокуратура. К формальным относятся и административные санкции (выговор, взыскание, премия, штраф и т.д.), которые налагаются в рамках трудового законодательства, и т.д. Итак, механизмы социальной регуляции представляют собой сложноорганизованную систему, которая включает не только ценность как представление о желательном, норму как устойчивый образец поведения, принятый в данном обществе, но и элемент, способный на практике упредить и восстановить желательный для общества ход взаимодействия — социальный контроль. Лишь взаимодействие всех элементов этого механизма обеспечивает воспроизводство нормального для данного общества порядка жизни, связей между людьми. § 3. Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определенным нормам. Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы явственно ощущаем, что все общество основано на принятом, заведенном порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-нормативного механизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) поведение людей. Проблема порядка имеет важное значение для ПОРЯДОК КАК, s-, социальное понимания организации социальной жизни. Сде- явление лаем акценты на следующих моментах. 1. Порядок — это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения — норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает 410 в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального регулирования. Поэтому нарушение порядка — это нарушение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка особенно важна. 2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм, Человека никто не станет воспринимать как нарушителя порядка, если он не выполнит норму «будь передовым», «будь инициативным», но если он нарушит норму «Не укради», он выйдет за рамки дозволенного. Другой пример Человек не может ходить голым — в противном случае он будет считаться нарушителем порядка, так как нарушает нормы поведения в общественных местах. Но ему могут быть предъявлены претензии относительно того, что его одежда не соответствует направлению моды, его социальному положению, возрасту, однако никто не может уличить его в нарушении порядка Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества — признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей. Зона, регулируемая «порядком», — это зона, в рамках которой регулируются отношения, гарантирующие стабильность, целостность, организованность общества. Это зона высокой обязательности, священных, непререкаемых норм. При этом общество прежде всего с помощью законов устанавливает пределы дозволенного. Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах (обязательность ношения одежды — яркий тому пример, как и запрет у мусульманина распивать алкогольные напитки на поминках). Итак, порядок несколько уже ценностно-нормативного механизма, хотя последний включает порядок в качестве наиболее важной конструкции, противостоящей хаосу. 3. Ради надежной предсказуемости нормального поведения лю 411 4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Именно благодаря этому личность может проявлять инициативу, предлагать в рамках дозволенного новые образцы действий, которые хотя и несут в себе элементы непредсказуемого, но не могут быть рассмотрены как нарушение порядка. При этом общество может менять свои представления о дозволенном, расширять или сужать зону позволительного. Помнится, в 60-е гг. школьники должны были иметь только короткую стрижку, а школьницам запрещалось являться в школу в капроновых чулках, выстригать челку, делать маникюр, надевать серьги и т.д. На школьных вечерах запрещалось танцевать твист, рок и другие «буржуазные» танцы. Сегодня подобные ограничения вызвали бы законный протест молодежи. отклоняющееся Отклонение в поведении личности, социальных ПОВЕДЕНИЕ дает такое социальное явление как отклоняюще- еся (девиантное) поведение. Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь — но не индивидов, а всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры. Именно с этой точки зрения рассматривали проблему аномии Э. Дюркгейм, Р. Мертон*. Аномия — это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьезный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения; соответственно отсутствует и эффективный социальный контроль, поэтому санкции не применяются или применяются от случая к случаю. «Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей («главное для нас — выжить»), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой («мы живем только сегодняшним днем»), возрастание значимости материальных ориентации, как противоположных нравственным и духовным («сейчас нам не до духовных запросов») и т.д.** * См.: Дюркгейм Э О разделении общественного труда Самоубийство — М., 1994; Мертон Р. Социальная структура и аномия/Социальная структура и социальная теория//СОЦИС. — 1992. — № 2—5 ** Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе — М., 1995, с 51. 412 Итак, именно аномия как социальная болезнь общества (а не отдельных индивидов) порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества, что представляло наибольший интерес для Э. Дюркгейма (об этом подробнее см. раздел «Общество»). Но болезням дезорганизованности может быть подвержено и в целом устойчивое, стабильное общество. Примеры девиантного поведения повсеместно присутствуют и в относительно благополучных обществах. Преступники и бродяги, проститутки и взяточники встречаются в любом обществе. В этой связи примечательны данные социологических исследований, свидетельствующие, что люди в «массовом» порядке демонстрируют девиации; но многие девиации остаются нераскрытыми: безбилетный проезд в общественном транспорте, небольшая кража в магазине и т.д. По данным Уоллерстайна и Уайла, 99% респондентов — жителей Нью-Йорка признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков, в частности занимались воровством в магазинах, и лишь очень немногие из них были задержаны полицией на месте преступления. Девиации в относительно стабильных обществах объсняются не чисто психологическими, биологическими причинами — мы имеем дело с болезнями социальной структуры, но несколько иными. Р. Мертон, анализировавший другую эпоху и другую социально-историческую систему — США середины XX в., являвшее миру образец процветания и благополучия, — обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функционировании самого ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. «Ценность — норма — социальный контроль» — это сложный, противоречивый механизм, который не может не давать сбои, в результате которых возникает девиантное поведение индивидов, социальных групп. Р. Мертон обращает внимание на объективное (независящее от отдельных индивидов) противоречие между ценностями-целями индивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество (в данном случае — материальное благополучие) и практическими средствами-нормами их достижения, которыми располагают индивиды в зависимости от социального положения в обществе. Каждый индивид должен решить, какие средства избрать для достижения одобряемых, утверждаемых обществом целей. При этом не все средства признаются обществом приемлемыми, дозволенными. Для представителей определенных слоев общества достижение одобряемых целей одобряемыми средствами более проблематично, чем для других. 413 Г Неслучайно, поданным Я.И. Гилинского, повышенная девиан-тность в большей мере присуща представителям определенных социальных групп, имеющих определенные социальные возможности, перспективы, а также маргинальным социальным слоям, молодежи в целом (маргиналам по определению). Так, в Ленинграде коэффициент «криминальной активности» (частное от деления обследуемой социальной группы среди преступников на ее долю в населении) оказался по убийствам следующим: 1,9 — рабочие; 0,17 — служащие; 0,28 — учащиеся; по тяжким преступлениям — соответственно 1,97; 0,16; 0,39; по кражам личного имущества — 1,06; 0,04; 0,66*. Причем по мере усиления опасности социально-классовая зависимость девиации возрастает, и наоборот. Так, воруют по мелочи (в магазинах) представители всех слоев; делают махинации с налогами представители высших слоев, а вот разбойное нападение, крупные кражи — это уже пре-раготива выходцев из низших слоев. Итак, индивид, решающий, как достигнуть жизненного успеха, выбирает средства, которые ему доступны. Выбор одобряемых или неодобряемых средств зависит, во-первых, от доступности законных средств достижения целей (социальное положение, материальное положение родителей, их связи и т.д.) и, во-вторых, от степени усвоения личностью одобряемых ценностей и норм поведения. В соответствии с дихотомией «цели — средства» Р. Мертон выделяет формы адаптации индивида к социальной структуре (табл. 3). Таблица 3 Типология девиации Р. Мертона
Плюс — согласие, минус — отрицание. * Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения//СОЦИС. — 1991. — № 4, с. 76. 414 Конформизм предполагает добропорядочное поведение человека, ориентированного на достижение жизненного успеха с помощью одобряемых средств (хорошее образование, престижная работа, добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей — все это открывает путь к карьере, личному успеху). Конформизм, по сути, не является девиацией. На тотальном конформизме подавляющего большинства граждан и основано стабильное общество. Но подобный жизненный путь реалистичен отнюдь не для всех. Индивиды, которые глубоко усвоили (и привержены им эмоционально) одобряемые обществом цели в виде «жизненного успеха», но не имеют для их достижения необходимых условий (или считают их неэффективными), прибегают к различным инновациям. В разряд инноваторов входят множество носителей девиантного поведения, в том числе нарушители закона, которые во имя жизненного успеха нарушают одобряемые нормы поведения (вор, мошенник, взяточник, расхититель государственного имущества и т.д.). Вместе с тем Р. Мертон обращает внимание на одно важное обстоятельство социологического свойства. Подобные инновации для представителей низших слоев нередко являются единственным способом достижения акцентируемых обществом целей. Их инновации сопряжены с крайними формами антиобщественного поведения, насилием, продажей наркотиков и т.д. Общество легко распознает подобные девиации и осуждает их. Другое дело — инноваторы-преступники «белые воротнички». Они, как правило, хорошо образованны, воспитанны, их девиации трудно распознаваемы (например, уклонение от налогов). Как справедливо отмечает Р. Мертон, история крупных американских состояний переполнена весьма сомнительными инновациями. Говоря о «инновационной» девиации, следует иметь в виду, что социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. «Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это социальная патология: преступность...»* Позитивная девиация является необходимым условием изменения общества. Устаревшие нормы могут сдерживать развитие; по словам Я.И. Гилинского, в таком случае анормальной становится * Гилинский Я.И. Указ. соч., с. 74. «норма», «нормальны» же отклонения от нее (примеры подобной анормальности норм — законы, запрещавшие частную инициативу, предпринимательство, бытующее недоверие к частной собственности на землю, фермерству). Признаком анормальности нормы и нормальности отклонения от нее отнюдь не является распространенность подобных отклонений (как сегодня распространено, к примеру, взяточничество чиновников), а их негативный характер (несмотря на их распространенность), дезорганизующий, разрушающий общество. Ритуализм в полном смысле слова девиацией не является. К ри-туалистам относятся те, кто или отказались от целей жизненного успеха, или существенно снизили свои притязания, но не вышли за рамки дозволенных норм поведения. Как правило, это представители тех слоев общества, для которых недостижим жизненный успех без инноваций. Данные люди должны или отказаться от цели, но не нарушать дозволенный порядок (это и есть ритуалисты), или решиться на инновации ради достижения целей. Фактически в любом обществе конформисты и ритуалисты составляют опору стабильности, порядка, противостоят хаосу непредсказуемости. Но если конформисты активно утверждают цели и нормы данного общества, то ритуалисты представляют образчик покорности, вынужденного смирения, сверхуступчивости, дисциплинированности. Ретритизм — это бегство от действительности; представители данной девиации отказались как от общественно одобряемых целей, так и от одобряемых норм поведения. Они во всех отношениях ведут себя вне приличий, принятых в данном обществе. Есть вынужденные ретристы (психические больные), но социологов они мало интересует. Ретристы — это представители так называемого социального дна: бродяги, беспризорники, бомжи, нищие, алкоголики и наркоманы. Полностью выпадая из социальной системы (так как они не приемлют ни общественно одобряемых целей, ни одобряемых норм поведения), они попадают в этот разряд чаще всего поневоле. Постоянные поражения, жизненные неудачи в битве за «жизненный успех» приводят к пораженческим настроениям, полному отказу и от успеха, и от приличий. «Бегство завершено, конфликт устранен, индивид выключен из общества»*. Date: 2015-09-24; view: 360; Нарушение авторских прав |