Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внушение





Наряду с убеждением как методом педагогического воздействия определенная роль в педагогическом процессе принадлежит внушению. Внушение - одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности. Его основная особенность заключается в том, что оно осуществляет влияние на психику проведение человека незаметно для него, бесконтрольно проникает в психическую структуру личности и реализуется в повседневной жизни в виде поступков, стремлений, мотивов и установок. При этом активная роль человека, испытывающего внушающее воздействие, снижается (Бехтерев В.М., 1923; Куликов В.Н., 1978; И.Е.Шварц, 1971).

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако, хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников. Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Внушение стимулирует сознание человека, но сам человек к внушаемому содержанию не проявляет ни критического, ни аффективного отношения.

В общественной жизни внушение незаметно распространяется от человека к человеку, от коллектива к личности и от личности к коллективу. В процессе общения каждый человек пребывает в роли внушающего и внушаемого.

Зрительный вклад в разработку проблемы внушения внес академик В.М. Бехтерев. Отмечая особенности внушения, он писал: "Б большинстве же случаев... внушение входит в психическую сферу без всякого сопротивления со стороны внушаемого лица, причем, нередко оно проникает в его психическую сферу, совершенно незаметно для него самого, несмотря даже на то, что действует во время бодрствующего состояния".

Таким образом, внушение в собственном и строгом значении этого слова - психическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлении, установок, мотивов и актов деятельности.

Виды внушения:

1 а) внушение, производимое другим человеком,

б) самовнушение - объект внушения совпадает с его субъектом.

2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:

а) внушение в состоянии бодрствования;

б) внушение в состоянии естественного сна (например, изучение иностранного языка во сне - гипнопедия);

в) внушение в гипнотическом состоянии.

3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:

а) преднамеренное

б) непреднамеренное внушение.

При преднамеренном внушении учитель целенаправленно и сознательно организует психологическое воздействие для достижения поставленной цели.

Непреднамеренное внушение происходит тогда, когда внушающий не ставит перед собой цель внушить определенную мысль, действие, поступок.

Часто учитель не осознает, что привычные, стереотипные обращения к одному и тому же ученику имеют сильное внушающее воздействие. Он привычно повторяет: "Ты, как всегда, упрям и говоришь только глупости", "Кроме шалостей, я от тебя ничего не жду". "Я вижу, ты просто неисправим", "Куда тебе браться за эту работу, ты ее все равно не сделаешь". Не имея намерения внушить воспитаннику неверие в свои силы, мысль о неисправимости недостатков, учитель фактически "подталкивает" его к этим выводам.

Учитель, четко осознающий цели педагогического воздействия, реализует их и через убеждение, и через внушение. Наиболее часто преднамеренное внушение проявляется в отдельных репликах учителя в адрес учеников: "Умница"', "Хорошо", "У нас заметные успехи"', в доброжелательном, подбадривающем взгляде, улыбке, в интонации голоса, наконец, во внешнем виде учителя: его собранности, подтянутости, оптимистическом настрое, мажорности отношений с классом и отдельными учениками.

Внушение, оказываемое на ребенка, на ограничивается рамками общения с учителем. Часто учителю приходится сталкиваться с негативными последствиями вкушающего воздействия "стихийных" воспитателей. Если он не может диагностировать причины вызванного внушением поведения ребенка, могут возникать затяжные конфликты.

Самовнушение также бывает преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае человек сознательно предпринимает усилия для корректировки нежелательных качеств, во втором - осуществляет это неосознанно.

4. По результатам внушающее воздействие может быть:

а) положительным (итогом является формирование положительных психологических качеств - привычек, интересов, взглядов, отношений);

б) отрицательным (сознательно или неосознанно, намеренно или ненамеренно человеку "прививаются" отрицательные психологические качества, свойства и состояния - заниженная самооценка, необязательность и т.п.).

Самовнушение также может быть и положительным, и отрицательным: в первом случае личность формирует у себя положительные качества, мобилизует силы и способности, во втором, попадая под влияние ситуации, "убеждает" себя в доминировании отрицательных качеств. Яркие примеры подобного рода мы встречаем у А.С.Макаренко в его "Педагогической поэме".

5.В зависимости от содержания различают:

а) открытое внушение, в котором цепь внушения прямо совпадает с его формой: внушающий прямо и открыто призывает внушаемого к совершению определенных действий или удержанию от них.

б) закрытое (косвенное или опосредованное) внушение, в котором цель воздействия "замаскировав": прямо не говорится, что именно внушается, а часто содержится лишь намек на желаемое действие или поступок.

Date: 2015-09-24; view: 2004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию