Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает
Степень эффективности убеждающего воздействия в определенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, для убеждения необходим известный минимум предрасположения слушателя к восприятию и принятию сообщаемой информации. Одним из важнейших признаков предрасположенности обучаемого к обучающему воздействию является наличие заинтересованности в получении соответствующей информации, потребность в осмыслении волнующей проблемы. Следует различать убеждение как систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования. С помощью убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения. Чтобы убеждение как метод взаимодействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований: - содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в младшем возрасте - на примере сказок, былин, фантастических рассказов, дальше на примерах изучения реального мира, изучения духовного мира человека); - убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого; необходимо знать истинную жизненную позицию школьника; - убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры; в младшем школьном возрасте велика роль наглядно-образного материала; - при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого положения, вывода; - убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает. Методы убеждения имеют разнообразные формы: - теоретический семинар; - политическая и спортивная информация; - читательская конференция; - этическая беседа; - индивидуальная и групповая беседы; - диспут; - митинг; - пример; - лекция, доклад. Проведение теоретических семинаров, политических и спортивных информации, читательских конференций является важной формой просвещения. Наибольшее воспитательное значение данные методы имеют, если они применяются самими учащимися. Воспитательный смысл теряется, если названные мероприятия проводятся формально, для галочки. Сложными по методике проведения являются этические беседы и диспуты. Этическая беседа - это активное обсуждение вопросов морали. Методика и приемы ее проведения во многом зависят от возраста учащихся, а также общего уровня их развития. Смысл беседы состоит в том, чтобы помочь детям осмыслить собственный эмоциональный опыт нравственного поведения (какой-то конкретный случай). На что нужно акцентировать внимание: - в ходе беседы очень важно выявить и сопоставить все точки зрения; - учить детей (студентов), анализировать те мотивы, которые побудили человека совершить данное действие; - научить воспитанников давать обоснование оценкам обсуждаемым действиям; - не следует торопиться отвергать ошибочные оценки, которые дают учащиеся, подавлять их силой своего авторитета. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу, найти единственно правильное, с нашей точки зрения, решение моральной ситуации. Этическая беседа требует от педагога хорошего контакта с коллективом, глубоких знаний его жизни и взаимоотношений между детьми. Она требует малочисленной аудитории, обеспечивающей свободу высказывания. Самому педагогу необходимо тщательно продумать мотивы, доказательства, вывод по теме. Индивидуальная беседа используется часто. К ней нужно готовиться. Если хотите, чтобы разговор состоялся серьезный, то не надейтесь на экспромт, вмените себе в обязанность продумать план беседы. Поначалу это покажется трудным, но потом войдет в привычку и не будет отнимать много времени. Здесь следует учитывать: - личные особенности собеседника (вспыльчивость, импульсивность, молчаливость, замкнутость и т.д.); - его состояния (расстроен, нервничает, раздражен, весел, воодушевлен); - его отношение к вам (недоверчивость, антипатия, симпатия, доверие и т.д.); - его предполагаемое отношение к теме разговора. Решите для себя, когда и где удобнее будет поговорить. Определите, каким временем вы и собеседник располагаете. Очень важно поставить себе конечную цель беседы: смягчить напряжение, создать нормальные взаимоотношения, взаимопонимание; наладить дело, которое страдает по вине собеседника. А для этого вы, видимо, собираетесь или посоветоваться, или уточнить, или проверить, или дать ему поручение и т.д. Как начать беседу? Начало задает тон разговору. Особенно это касается тех случаев, когда вы плохо знаете или совсем не знаете собеседника. Поменьше дежурных фраз типа: "Как живете?", "Как настроение?"', "Что нового?" Наивно думать, что они создают обстановку взаимного доверия, расположения. Если вам приходится встречаться часто, то достаточно дружеского приветствия. К откровенной беседе располагает, если вы: - не подчеркиваете разницу между вами и собеседником в должностном положении; - критически относитесь к собственным недостаткам и неполадкам в работе; - высказываете свои соображения в форме совета; - умеете внимательно слушать собеседника: - наконец, когда вы проявляете интерес к личным делам, увлечениям собеседника. Не заботьтесь специально о сочувственной мимике, она придет сама, если есть чувство. Диспут (от лат. - рассуждаю, спорю) - публичный спор на научные, литературные и тому подобные темы. Отличительной особенностью диспута является борьба мнений, доводов. Причем, во время диспута нет необходимости прийти к единому мнению. На диспуте школьник получает опыт защиты своих взглядов, возможность убеждать в них других людей. Однако, в силу недостаточной гибкости, культуры и дисциплины мысли, школьники не умеют подбирать доказательства, стремятся вести "спор ради спора". Поэтому очень полезно заставлять старших школьников четко формулировать свои идейно-нравственные позиции для других: это помогает дисциплинировать мысль, избавляться от непоследовательности и ошибок. Диспут является ценным и весьма сложным методом воспитания, требует тщательной подготовки. Важно учитывать следующие обстоятельства (законы логики): 1) четко ограничить крут вопросов, выдвигаемых на диспут; 2) определить предмет спора; 3) соблюдать последовательность в споре; 4) доказательность, обоснованность; 5) придерживаться этики спора. Важным условием успеха является правильное поведение наставников во время диспута. Воспитатели, учителя, тренеры должны с максимальной деликатностью, уважением относиться к высказываниям учащихся. В то же время деликатность педагога отнюдь не означает, что он обязан быть на диспуте невозмутимым и бесстрастным. Выступление учителя, тренера может быть и страстным, и гневным и ироническим, но эти эмоции должны быть направлены не на личность ученика или спортсмена, а на содержание его ложных доводов. Задачи педагога - не столько в том, чтобы предложить школьникам готовые сообщения, сколько в том, чтобы побудить их к размышлению, поиску, указать верный путь, решение. Митинг - сильная форма эмоционального воздействия. Эмоциональная приподнятость митинга - это как бы стояние на цыпочках. Но в таком положении, как известно долго не простоишь. Митинг должен быть коротким, ярким, впечатляющим... Обращение к чувствам - тонкое дело. Надо учитывать и возраст, и уровень развития, и психологический склад людей. Средством убеждения служит не только речь воспитателя во время беседы, лекции или доклада. Очень действенным средством убеждения является личный (примера учителя, тренера. Пример очень ценен тем, что учащиеся, спортсмены не только узнают что такое "хорошо", но и видят как оно проявляется в поведении конкретного человнка. Разъяснения, совет, внушение приемы методы убеждения - наиболее действенны, если педагог пользуется авторитетом у воспитанника. Если же между учеником и учителем возник психологический барьер, то всякое педагогическое воздействие становится невозможным. Ребенок "одевается" браней, которую очень трудно пробить убеждениями и разъяснениями. Date: 2015-09-24; view: 1066; Нарушение авторских прав |