Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, переключение





Методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа­гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Воспитательный процесс заключа­ется в том, что педагог совершает переход от управления опе­рациями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью воспитанников (В.А. Сластенин).

Основной метод формирования необходимых качеств лич­ности — упражнение. Невозможно сформировать тре­буемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведенных до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - на­выки и привычки. Вос­питание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; б) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнении 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений.

Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Требование - метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие различных толкований. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются:.

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанник убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опыт­ные педагога используют присущее детям стремление к "игре для предъявления самых разнообразных требования. Это наиболее гуманная и эффектив­ная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Требование до­верием. Когда между воспитанниками и педагогами складыва­ются дружеские отношения, доверие проявляется как есте­ственное отношение уважающих друг друга сторон.

Требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наи­более употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Требование-намек. Успешно применяется педагогами в работе со старшеклассниками и превосходит по эффективности прямое требование.

Требование-одобрение. Вовремя выска­занное педагогом одобрение действует как сильный стимул.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негатив­ным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведе­ния, называется непосредственным. Требования воспитанни­ков друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредо­ванные требования. Они вызывают не простое действие от­дельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требования к товарищам.


Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного, процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие.

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возмож­но лишь на основе беспрекословного повиновения.

2. Четкая и ясная формулировка правила, но без казенно-бюрократических указаний типа «Будь веж­ливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают лю­дей»; «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой».

3. Опти­мальный объем действий, посильных для воспитанников, на каждый отрезок времени. Для выработки привычки необходимо время, торопливость не приближает, а отдаляет цель.

4. Показ выполнения действия и его резуль­тата. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это сравнение вызвало отклик у воспитанника, заставило его устыдиться своей невоспи­танности и вызвало желание от нее избавиться.

5. Последовательно-параллельная схе­ма приучения. Если воспитывать качества личности последова­тельно — одно за другим, то это потребует очень много време­ни. Но нельзя сразу параллельно формировать все качества. Определите, какие качества органично сочетаются между со­бой, наметьте группы качеств, в которых уже сформированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.

6. Постоянный контроль. Контроль дол­жен быть благожелательным, заинтересованным, но неослаб­ным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

7. Игровая форма. Исполь­зовать игры целесообразно в тех случаях, когда: а) цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников; б) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопря­жен с неприятными ощущениями.

Поручение. С помощью по­ручений приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подгото­вить и провести мероприятие, требующее точности и пункту­альности, и т. п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполне­ния, отчета о выполненной работе и т.п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.


18. Диагностика готовности специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональной деятельности.







Date: 2015-09-24; view: 1652; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию