Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическая культура и спорт как средство воспитания в педагогическом процессе
Спортивные тренировки и соревнования успешно воздействуют на развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. Спорт – это специфический вид специально организованной деятельности, направленной на выявление предельных возможностей человека. Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому. Одной из главных особенностей спортивной деятельности является максимальное напряжение мышечной энергии и психомоторики как составной части спортивной деятельности. Психомоторные процессы являются органической частью выполнения рабочих операций или технических приемов спортивной деятельности. К ним относятся все виды восприятия, особенного специализированные восприятия данного вида спорта, двигательные представления, волевые усилия, дозируемые в соответствии с характером выполняемого технического приема. Второй особенностью спортивной деятельности является проявление физических и психических возможностей на предельном уровне, достижение результата. Подобный смысл не вкладывается ни в один из видов деятельности. Совершенствование физических и духовных сил, реализуемое в процессе физического воспитания и занятий спортом, имеет оздоровительное и образовательное значение, а также может быть подчинено задачам достижения профессионального мастерства и эффективности в конкретных видах подготовки и труда. При этом целью и критерием служит достижение определенного оптимума, соответствующего требованиям деятельности. Спорт же, как деятельность соревновательная, по своей сути, максимален, независимо от уровня квалификации спортсмена. В других видах деятельности, где используется соревновательное начало (соревнования трудовых коллективов, конкурсы и др.), оно выступает в качестве одного из методов стимулирования активности людей или сравнения результатов их деятельности. Исключение состязательности в данных видах деятельности не исключает их сущности. Спортивная деятельности без главного составного элемента – соревнования – полностью утрачивает свой смысл и специфику. Третьей особенностью спортивной деятельности являются формы ее протекания. Это спортивное соревнование и спортивная тренировка, задачи которых - выявление физических, технических, тактических возможностей и резервов спортсмена или команды. К этим же особенностям можно отнести еще и третий компонент - режим дня спортсмена. Четвертой особенностью спортивной деятельности является ее субъект (что объединяет спорт с другими видами деятельности). Субъектом спортивной деятельности является человек. В современный спорт кроме самих спортсменов вовлечены тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, научные работники, представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в спортивной деятельности существенно различается по задачам, составу действий, но все они являются активными участниками этой деятельности. Все же основным субъектом остается спортсмен, причем не только отдельный спортсмен, но и спортивные группы-команды. Предметом деятельности в спорте служит сам человек, сам действующий спортсмен. Но одновременно он является не только субъектом деятельности, а и ее объектом. Например, в процессе соревнования спортсмен по отношению к тренеру, врачу, психологу и т.д. выступает в качестве объекта. Однако он (спортсмен) направляет свою сознательную активность на самого себя, на совершенствование своих двигательных, физических, психологических возможностей, то есть в данном случае выступает в роли субъекта. По отношению к противнику, товарищам по команде спортсмен опять выступает как объект. Существенной пятой особенностью являются продукты спортивной деятельности. Продуктами спортивной деятельности и физического воспитания являются спортивные достижения и образовательные, оздоровительные эффекты. Шестой особенностью спортивной деятельности является взаимодействие основных участников. Спортивная деятельность, особенно соревновательная протекает в условиях непосредственной или опосредованной борьбы. Это многоплановое взаимодействие, регламентированное правилами соревновательной борьбы, специфическими действиями и операциями, характерными для определенного вида спорта. Вне этого взаимодействия соревновательный акт невозможен. Конкретные формы такого взаимодействия зависят от особенностей различных видов спорта. Однако независимо от особенностей вида спорта взаимодействие спортсменов в процессе соревнования выступает в двух основных аспектах: · в форме противоборства - по отношению к противнику (соперничество); · в форме взаимодействия - по отношению к команде (сотрудничество). Седьмой особенностью спортивной деятельности является общениеили коммуникации. Это взаимный обмен информацией или эмоциями. Моторные действия в спорте являются средствами общения, будучи источниками информации. Жесты, мимика, пантомимика также могут являться средствами коммуникации. Они придают общению выразительность и эмоциональность. В спортивной деятельности как средства общения также применяются специальные жесты, о сигнальной функции которой имеется специальная договоренность (например, жесты спортивных судей).
В психологическом смысле воспитание направлено на целостное формирование личности. За внешними проявлениями личности стоят те или иные потребности и мотивы. По тому, какие потребности и мотивы преобладают судят о направленности личности, что определяет характервзаимодействия, деятельности, поведения человека. Воспитывать - значит управлять иерархией потребностей и мотивов. Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма и внешних условий жизни. Осознанные потребности проявляются в форме мотивов поведения. Формирование потребностей зависит от: · установок общества в целом; · ближайшего окружения воспитуемого; · личных способностей и возможностей; · личных склонностей; · простого случая, который привел когда-то к удовлетворению потребности и, следовательно, закрепил ее. Виды потребностей: 1. Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище и проч.). 2. Социальные потребности – потребности в труде, общении, общественной деятельности, уважении, признании, заботе и проч. 3. Духовные потребности – специфические человеческие потребности. К ним относят потребности в познании, эстетике, потребность в самоактуализации. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира в целом) и частные (познание специфических явлений действительности). Потребность в эстетике основана на стремлении человека сделать свою жизнь, быт, отдых красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности дает возможность получить эстетическое наслаждение, облагораживает личность. Потребность в самоактуализации означает стремление человека к раскрытию своего потенциала, реализации внутренних сил, возможностей, способностей. Мотивы - это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированны, и он отдает себе ясный отчет в этом. Выделяется три основные группы мотивов: 1. Личные - мотивы обеспечения собственного благополучия, «комфорта» в самом широком смысле (душевного, бытового и т.д.) и мотивы самоутверждения. Эту группу мотивов условно называют «они для меня». Личный мотив далеко не всегда зло: здоровое честолюбие бывает полезной для общества, чем равнодушие к личным достижениям. 2. Коллективистские («я - для них») - подколлективом, интересами которого диктуется в данном случае поведение,может подразумеватьсяи семья, и небольшая группа ближайшихдрузей, и спортивная команда,и дажевсё человечество... и, с другойстороны, - партнёры по карточной игре, собутыльники, члены воровскойшайки (откуда следует,чтоколлективистическая направленность не всегда благо:все зависит от конкретной ситуации, в которой она проявляется). 3. Деловые («я - для дела») - сюда относятся мотивы увлечённости каким-либо делом (достигающейпорой степени одержимости, страсти), причём, основное значение длячеловека может иметьлибо сама деятельность как таковая, либо её результаты. Качество личности человека состоит из двух взаимосвязанных элементов: мотив, то есть желание действовать определенным образом, побуждение к деятельности и действие, то есть реализация этого мотива и проявление его в деятельности. Индивидуальные различия личностей выражаются в соотношении мотива и действия: · «положительный мотив - положительное действие» - благоприятное сочетание, которое отражает позитивное, гармоничное развитие личности; · «отрицательный мотив - отрицательное действие» характеризует асоциальность развития личности; · «отрицательный мотив - положительное действие» свойственно человеку, который поступает хорошо только при определенных обстоятельствах, чаще выгодных ему, использует ситуацию для достижения своих скрытых целей. · «положительный мотив - отрицательное действие» присуще человеку, который понимает, что и как нужно делать, но не делает, поскольку у него на должном уровне не сформированы такие качества как организованность и воля. Воздействие педагоганаправлено на формирование, закрепление или изменение потребностей и мотивов, что вызовет появление и развитие новых отношений,мыслей, чувств, действий воспитанников.
Date: 2015-09-24; view: 1754; Нарушение авторских прав |