Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное состояние бихевиористских теорий 5 page
Даже у себя в университете, несмотря на всеобщее почитание и даже обожание со стороны студентов, его влияние на интеллектуальную атмосферу было минимальным, и это, видимо, он прекрасно осознавал. Его младший коллега по факультету, Толкот Парсонс, был куда более влиятельным. Их отношения — «прохладно-соревновательного типа» [16, с.492] — и воздействие на интеллектуальное развитие Америки заслуживают особого изучения. Отметим лишь, что, соглашаясь в принципе друг с другом по целому кругу схожих идей, в особенности, что касалось роли культурных символов, детерминирующих социальное действие, им так и не удалось «уладить ссору». Многие из сорокинских учеников, в том числе и Р.Мертон, пошли скорее в русле парсоновской парадигмы. Путь парсоновско-сорокин- ского синтеза оказался мало перспективным, и лишь самое незначительное число его учеников считали себя сорокианцами, и то каждый — достаточно индивидуально (Р.Дю Ворс, Э.Тириакьян). Словом, творцу гарвардского факультета так и не «пришлось» стать его вдохновителем и создать собственную социологическую школу в Америке, Консервативно-ригористический крен мышления Сорокина в 50-60-е годы еще больше усилился. Эксцентричность и профстизм становятся главными стержнями его публичных выступлений в печати, а проповедь кризиса и альтруистической любви — центральной темой, пронизывающей почти все творчество ученого. Видно это по одним только названиям ряда его книг: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь», «Изыскания в области альтруистической любви и поведения», «СОС: значение нашего кризиса», «Пути и власть любви», «Американская сексуальная революция» [37;38;39;40]. Закономерен поэтому образ позднего Сорокина, сохранившийся в воспоминаниях современников. Л.Козер пишет: «Я никогда не забуду этого исхудалого старца, выпрямившегося за кафедрой ультрасовременного зала университета Брандис, призывающего аудиторию покончить с соблазнами и приманками нашей «чувственной» культуры, осознать всю ошибочность этого пути развития и возвратиться на тропу "идеациональной" правильности. В тот момент мне ясно почудилось, что именно так должен был бы выглядеть странствующий проповедник, вышедший из дикого леса лишь для того, чтобы наставить заблуждающуюся толпу греховодных крестьян на истинный путь Господа» [19, с.492]. Но нет пророков в родном отечестве, не говоря уж о пророках-чужаках. Современное состояние западной культуры Сорокин диагносци-ровал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглерианского субъективизма — конца ее исторического существования, смертельной агонии всей цивилизации Запада. Исходя из положения о перманентных флуктуациях культурных типов (основной закон истории), он считал, что и нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку повинна в деградации человека, превращая ценности в простые релятивные конвенции. В сфере морали кризис заметен отчетливее всего. Ранее [34] Сорокин сформулировал социальный закон общества в бедствии: «закон поляризации» религиозной и моральной жизни. Он полагал, что в нормальных условиях большинство населения не является ни «слишком безгрешным», ни «слишком грешным», однако в ситуации общественной катастрофы оно склоняется к поляризации, когда некоторые члены общества становятся более криминальными и менее религиозно настроенными, тогда как другие, напротив, становятся более религиозными и менее криминальными. Мораль же эпохи общего культурного «затмения» отличается, по мнению Сорокина, пятью специфическими чертами кризисности. Это утилитарность в ее чувственном значении, гедонизм, денежная полезность, релятивизм нравственного сознания, а отсюда и нигилизм массового сознания, «господство силы», которое становится единст- венным средством самозащиты в условиях отсутствия абсолютных моральных норм [32, ЧЛ1,с.508-511 ]. В 60-е годы «непричесанные», с точки зрения обывателя, мысли Сорокина продолжали эпатировать публику; в общественном мнении все сильнее укреплялся имидж «чудо-старца» со странностями. В начале 60-х он предлагает на суд читателей свою версию конвергенции СССР и США (как идеально-противоположных социокультурных типов) к смешанному социокультурному типу, высказанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон «не сомневалась» в абсолютной правильности своего пути развития и совершеннейшей порочности системы оппонента [44, с.143-176; 47, гл.З]. Эссе начиналось со слов: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуре. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшие десятилетия. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» [44, с.143; 47, с.78]. Согласно логике его мысли, мы наблюдаем два параллельных процесса — упадок капиталистической системы (в смысле разрушения первооснов капиталистического уклада) и неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Приход Сорокина-интеграл иста к конвергенции вполне логичен. Он не видит исторической уникальности в коммунистической идеологии и экономической системе, рассматривая их как одну из разновидностей тоталитарных режимов, в различных видах господствовавших как в прошлом, так и появляющиеся сейчас. Тип экономики и идеологии не является чем-то постоянным, а непрерывно «качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных режимов». Кризисное состояние общества чаще всего приводит к «тоталитарной конверсии, и, чем сложнее критический момент, тем глубже тоталитарная трансформация» [47, с.83]. С ослаблением критической ситуации в обществе экономические, идеологические и культурные системы претерпевают «детоталитар-ную реконверсию к менее регламентированным и свободным образам жизни, и, чем больше ослабевает критический момент, тем шире происходит свободная реконверсия» [47, с.84]. И если в будущем, продолжает Сорокин, удастся все-таки преодолеть великие катаклизмы, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы неизбежно будут приходить в упадок. Один из выдающихся сорокинских учеников — Э.Тириакьян по поводу этого пророчества заметил: «Не правда ли, что Сорокин предвидел ветер перемен в современной России и Китае?» [53, с.580]. Но речь у Сорокина идет не только о политическом сближении, экономических переменах. Он утверждал, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, образовании, науке, спорте, искусстве и т.п., а также во взаимном, хотя и неосознаваемом движении мысли стран в направлении друг к другу. И если русские философы безвозвратно далеко ушли от ортодоксальных интерпретаций человека и общества основоположниками марксизма, то в Америке философия и идеология материализма все активнее проникает во все сферы общественной и частной жизни американцев. Те же процессы он наблюдает на материале развития науки, техники, психосоциальных наук в обеих странах. Конвергенция, заключает Сорокин, безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же и во всей человеческой вселенной» [44, с. 176], В последние годы жизни Сорокин вновь разрывает круг изоляции. Его книги «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» [41 ] и «Современные социологические теории* [49] продемонстрировали весь блеск его логико-критического ума и были встречены куда благожелательнее его более ранних трудов. И здесь, анализируя современное развитие социологической мысли, он резервирует место для нарождающейся интегральной системы структурной и динамической социологии. В 1964 г. 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации. В председательском адресе он особо подчеркнул, что современная социология обязательно «изберет путь творческого роста... и вступит в новый период великого синтеза» [48, с. 843]. Тем временем в стране нарастала волна антиправительственных выступлений, радикальное студенчество все активнее проявляло свою антисоциальность. Сорокин и здесь оказывается на высоте. Не случайно, «калифорнийские бунтари» запишут его имя на своих знаменах, считая Сорокина воплощением борьбы с истеблишментом. Он открыто выступает с критикой правительства за аморализм вьетнамской войны. Последние два года жизни были омрачены тяжелой болезнью, 11 февраля 1968 г. Сорокин скончался в своем доме в Винчестере (пригород Кембриджа). В том же году Американская социологическая ассоциация утвердила ежегодную премию за лучшую книгу года по социологии имени Питирима Сорокина. Так, на 79 году жизни завершилось «долгое путешествие», как он сам именовал свою жизнь, незаурядного человека, отдавшего все силы на борьбу с обскурантизмом в науке и социальным злом, никогда не впадая при этом в крайности — ни огульной критики коммунистического тоталитаризма (жертвой которого он стал), ни социального нарциссизма западного образа жизни. Главное пророчество Сорокина сформулировано им высоким, патетическим стилем: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеацио-нальной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего» [32. Ч.П1, с.535; 33, с.13]. Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанном на принципах альтруистической любви и этике солидарности, последовательный интегралист научно и прикладного гуманитарного знания — таков довольно нетипичный для академического ученого облик Сорокина-социолога и Сорокина-пророка, на долгие годы запечатленный в коллективной памяти людей всех поколений. ЛИТЕРАТУРА. 1. Веккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности 2. Голосенка И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной 3. Голосенка И.А. Русская социология: Ее социокультурные предпосылки, междис 4. Голосенка И.А. Социология в дореволюционной России: (Науковед, аспекты) // 5. Диспут проф. П.А.Сорокина // Экономист. 1922. № 4-5. 6. Ковалевский М.М. Предисловие // Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и 7. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина // Поли. собр. соч. Т.37. 8. Липский А.В., Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина 9- Петрова Э.П. Проблема социальной мобильности в социологии П. Сорокина // Из истории буржуазной социологии XIX-XX веков. М., 1968. 10. Сербенко Н.И. «Социология морали» П.Сорокина в русский период его эволюции 11. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен: (В 12. Согомонов А.Ю. Забытая рукопись Питирима Сорокина // Социол. исслед. 1988. 13. Согомонов А.Ю. П.А.Сорокин и М.М.Ковалевский // Там же. 1989. № 3. 14. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основ, 15. Сорокин П. Эмиль Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. СПб., 16- Сорокин П. Социологическая теория религии // Заветы. 1914. № 3. 17. Сорокин П. Проблема социального равенства. Пг.( 1917- 18. Сорокин П. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1-2. 19. Coser LA. Masters of sociological thought Ideas in historical and social context. N.Y., 1977. 20. Cowell F.R. History, civilization and culture: An introduction to the historical and 21.Cowell F.R. Values in human society: The contributions of Piflrlm A. Sorokin to 22.Essays in honor of Pltirim Sorokin: Sociological theory, values, and sociocullural change 23. Kroeber A.L. Style and Civilization. Ithaca, 1957. 24. Ijoomis CfiZ. Modern social theories. N.Y., 1961. 25. Martindale D. The nature and types of sociological theory. Boston, 1960. 26. Sorokin P.A. Leaves from a Russia diary. N.Y., 1924. 27. Sorokin P.A. Sociology of revolution. Philadelphia, 1925. 28. Sorokin P.A. Social mobility. N.Y., 1927. 29. Sorokin P.A. Contemporary sociological theories. N.Y., 1928. 30. Sorokin P.A.,Zimmerman C.C. Principles of rural-urban sociology. N.Y., 1929. 31. Sorokin P.A., Zimmerman C.C.,Galpin C.J. A systematic source book in rural 32. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. N.Y., 1937-1941. Vol. 1-4. 33. Sorokin P.A. The crisis of our age: The social and cultural outlook. N.Y., 1941. 34. Sorokin P.A. Man and society and calamity. N.Y., 1942. 35. Sorokin P.A. Society, culture and personality: Their structure and dynamics: A system 36. Sorokin P.A. Thirty years after. N.Y., 1950. 37. Sorokin P.A. Altruistic love: A study of American good neighbors and Christian saints. 38. Sorokin P.A. Social philosophies in an age of crisis. Boston, 1950. 39. Sorokin P.A. SOS: The meaning of our crisis. Boston, 1951. 40. Sorokin P.A. The ways and power of love. Boston, 1954. 4\. Sorokin P.A. Fads and foibles in modern sociology and related sciences. Chicago, 1957. 42. Sorocin P.A. Power and morality: Who shall guard the guardians? Boston, 1959. 43. Sorokin P.A. Social and cultural mobility. N.Y., 1959. 44. Sorokin P.A. Mutual convergence of the United States and the U.S.S.R. to the mixed 45. Sorokin P.A. Sociology of my mental life // Sorokin P.A. in Review / Kd. Ph-J-AHen. 46. Sorokin P.A. Long journey. New Haven, 1963. 47. Sorokin P.A. The basic trends of our time. New Haven, 1964. 48. Sorokin P.A. Sociology of yesterday, today, and tomorrow // Amcr. Sociol. Rev. 1965 49. Sorokin P.A. Sociological theories of today. N.Y., 1966. 50.Sorokin P.A. in Review / Ed. Ph.J.Allen. Durham, 1963. 51. Spier H. The ideas of Pitirim A. Sorokin's Integrulist sociology // An introduction to 52. Timasheff N.S. Sociological theory. N.Y., 1955. 53. Tiryakian Ed.A. Sociology's Dostoyevski; Pitirim A. Sorokin // World and I. 1988. 54. Zimmerman C.C., Ford J.B. Sorokin's historische und sociologische Arbcitcn // 55.Zimmerman C.C. Sorokin - the world's gratest sociologist. Saskatoon, 1968. 56. Zimmerman C.C. Sociological theories of Pitirim A. Sorokin. N.Y., 1974. Date: 2015-09-24; view: 269; Нарушение авторских прав |