Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джордж Хоманс и питер Блау





1. Краткое содержание

Теория обмена и бихевиористская социология являются в некотором смысле уникальными социологическими теориями. С одной стороны, они обязаны своим происхождением не столько предшествующим социологическим концепциям, сколько психологии, в псриуга оче­редь бихевиоризму Б.Ф.Скиннера 154]. Кроме того, они, я особен­ности теория обмена, подвержены еще одному сильному внешнему воздействию — со стороны экономики. Наконец, в некоторых своих экстремальных формулировках они являются, в сущности, отрица­нием всех прочих социологических теорий.

Отдавая должное значительному вкладу Б.Ф.Скиннера в теорию обмена, мы начинаем эту главу с изложения его основных тезисов. Затем рассматриваем бихевиористскую социологию, как представ­ляющую наиболее непосредственное преобразование идей Скиннсра в социологические принципы. Наконец, мы обращаемся к теории обмена в трактовке ее крупнейших представителей — Джорджа Хоманса и Питера Блау*.

Работы Ричарда Эмерсона, который стремится объединить мак­ро- и микроуровневые теории обмена [14], должны быть рассмот­рены в соответствующей главе о макро- и микросвязях.

Не все бихевиористы и теоретики обмена принимают концепции Скиннера, Хоманса и Блау. Классический очерк Элвина Гоулднера об обмене [22 ] и работа Уильяма Гуда о ролевом напряжении [20 ] представляют разновидность небихевиористского подхода к теории обмена. Их версия акцентирует обменный характер социальных отношений, и в частности проблему возникновения феномена власти и престижа на базе обменного дисбаланса [21 ]. Но в данной главе мы не касаемся небихевиористских подходов.

Социология представляется автору [44, p.45J в виде трех; основных парадигм: парадигмы социальных фактов, парадигмы социальных дефиниций и социально-поведенческой парадигмы. (Не углубляясь в сущностную структуру социологических парадигм, мы рассматриваем здесь лишь их объекты и включенные в них теории

*Хоманс и Блау не единственные достойные внимания теоретики обмена. Знзч-тельнымн представляются также работы Джона Тибаута и Харальда Х.Келли [* Б.Ф.Микера [36] и Роберта Л.Хэмблина совместно с Джоном К.Канкелом {22

Парадигма социальных фактов полагает предметом социологии крупномасштабные социальные структуры и институты и их влия­ние на действующих субъектов, на их мысли и поступки. Эта парадигма включает в себя структурный функционализм, теорию конфликта и некоторые варианты неомарксистской теории. Пара­дигма социальных дефиниций обращена к социологическому иссле­дованию действующих субъектов, их способов конструирования социальной реальности и действий, порождаемых этими конструк­циями. С точки зрения сторонников парадигмы социальных дефиниций действующие субъекты являются относительно свободными и созидающими, тогда как в рамках второй парадигмы их действия в значительной степени обусловлены крупномасштабными структу­рами и институтами. В рамках последней парадигмы работают символические интеракционисты, феноменологи, этнометодологи и некоторые неомарксисты. Наконец, существует парадигма социаль­ного поведения, в которой предметом социологии является поведе­ние индивидов, а также совокупность воздействующих на них подкрепителей и наказаний. Теории, которые мы намереваемся рассмотреть, — бихевиористская социология и теория обмена -входят именно в эту парадигму.

Наша схема множественных парадигм играет определенную эвристическую роль в данной главе. Во-первых, она помогает выделить основной предмет обеих исследуемых теорий; это поведе­ние, подкрепление и наказание. Во-вторых, она обращает внимание на тот факт, что теоретиков, придерживающихся парадигмы соци­ального поведения, в основном не интересуют (а некоторых совсем не интересуют) ни крупномасштабные структуры и институты, ни социальное конструирование реальности и социальное действие. В-третьих, мультипарадигматический подход яснее высвечивает взаимоотношения парадигмы социального поведения с двумя дру­гими: хотя многие работающие с этой парадигмой приняли жесткое решение относительно предмета исследования, но ряд социологов пытаются все-таки объединить традиционные интенции социального бихевиоризма с интенциями социологизма и социального дефини-ционизма.

В данной главе мы попытаемся классифицировать сложные взаимосвязи между социальным бихевиоризмом и другими социоло­гическими парадигмами.







Date: 2015-09-24; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию