Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в анализ финансово-хозяйственной деятельности





 

В современных условиях нормальное функционирование предприятия независимо от формы собственности требует тщательного, системно-комплек-сного подхода к анализу финансового состояния, а для грамотного управления финансами предприятия – разработки и реализации финансовой стратегии. Содержание и основная целевая установка финансового анализа заключается в оценке финансового состояния и выявления возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т. е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами, экономистами), внешний – аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия, например, аудиторами, экспертами и т. д. С одной стороны, внешний анализ менее детализирован и более формализован, с другой – более объективен и проводится квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учитывать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но при этом внутренний анализ более субъективен.

Анализ финансовой деятельности предприятия преследует несколько целей:

– определение финансового положения;

– выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

– выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

– прогноз основных тенденций финансового состояния.

Эти цели достигаются с помощью различных методов и приемов экономического анализа.

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику) финансовых отчетов. Среди них можно выделить основные:

Горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.

Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ – как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Одним из важных приемов анализа финансовой отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности, или простое ознакомление с ней, позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной фирмой за отчетный период прибыли – основных источниках денежных средств или чистых оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности фирмы, ее место среди аналогичных предприятий города и страны. Это достигается посредством использования приема сопоставления анализируемых данных во времени. Здесь можно выделить целую группу приемов: составление сравнительных таблиц за два последних года с выявлением абсолютного и относительного отклонения по основным показателям отчетности; исчисление показателей за ряд лет в процентах к какому-либо итоговому показателю (например, к итогу баланса, объему реализованной продукции). Наконец, широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты, называемые оперативными показателями, представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений, во-вторых, дают возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большое преимущество коэффициентов – то, что они элиминируют искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что особенно актуально при анализе в долговременном аспекте. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, исчисленными за предшествующие годы.

Обобщая различные точки зрения отечественных и зарубежных экономистов, можно считать, что финансовый анализ состоит из трех взаимосвязанных частей:

1) собственно анализа (от греческого «analysis») – логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном объеме;

2) синтеза (от греческого «synthesis») – соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое;

3) выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия.

Приемы и методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать:

по степени формализацииформализованные и неформализованные методы. Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сравнения) основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика;

по применяемому инструментариюэкономические методы (ба-лансовый – построение сравнительного аналитического баланса-нетто, простых и сложных процентов, дисконтирования); статистические методы (методы цепных подстановок, арифметических разниц, выделения изолированного влияния факторов, средних и относительных величин, группировок, индексный); математико-статистические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ); методы оптимального программирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование);

по используемым моделямдескриптивные, предикативные и нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основными при оценке финансового состояния предприятия, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, последующий анализ различных финансовых коэффициентов, и завершаются составлением аналитической записки к отчетности. Предикативные модели – это модели-прогнозы финансового отчета, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели). Нормативные модели – модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия (применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа). Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.

Составляющие финансового анализа предприятия показаны на рис. 81.

 

  Исходные данные для финансового анализа предприятия   Аналитический агрегированный баланс-нетто и отчет о прибылях и убытках      
   
             
             
  Общий анализ финансового состояния Активы   Динамика абсолютных показателей предприятия   Оценка финансового состояния  
  Пассивы    
  Запасы и затраты      
  Финансовые результаты    
           
  Анализ финансовой устойчивости   Тип финансовой устойчивости в динамике    
     
           
  Анализ ликвидности баланса   Оценка текущей, перспективной и общей ликвидности в динамике    
       
           
  Анализ коэффициентов финансового состояния   Абсолютные значения коэффициентов в динамике и их нормальные ограничения    
     
           
  Анализ коэффициентов финансовых результатов деятельности предприятия   Абсолютные значения коэффициентов рентабельности и деловой активности в динамике    
     
             
             
  Разработка предложений по совершенствованию финансового состояния предприятия
 

Рис. 81. Схема анализа финансового состояния предприятия

 

Результатом общего анализа выступает предварительная оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа:

- динамику валюты баланса (суммы значений показателей актива и пассива баланса). Нормальным считается увеличение валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о снижении объема производства и может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия;

- структуру активов. Определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных (оборотных) активов, установление стоимости материальных оборотных средств (необоснованное завышение которых приводит к затовариванию, а недостаток – к невозможности нормального функционирования производства), определение величины дебиторской задолженности со сроком погашения менее или более года, величины свободных денежных средств предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный, валютный счета) формах и краткосрочных финансовых вложений;

- структуру пассивов. Анализ структуры пассивов проводится во взаимосвязи с анализом источников формирования оборотных средств. При этом долгосрочные заемные средства, в силу своего преимущественного использования для формирования основных фондов, и прочие источники формирования оборотных средств (доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей) также могут учитываться в составе собственных источников средств. При анализе структуры пассивов определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия (значительный удельный вес заемных источников – более 50% – свидетельствует о рискованной деятельности предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности), динамика и структура кредиторской задолженности предприятия, ее удельный вес в пассивах;

- структуру запасов и затрат предприятия. Анализ запасов и затрат обусловлен значимостью раздела «Запасы» баланса для определения финансовой устойчивости предприятия. При анализе выявляются наиболее «значимые», имеющие наибольший удельный вес, статьи;

- структуру финансовых результатов деятельности предприятия. В ходе анализа дается оценка динамики показателей выручки и прибыли (выявление и измерение действия на них различных факторов).

Для проведения общего анализа рассчитываются:

- удельные веса абсолютных значений показателей баланса, которые характеризуют структуру актива, пассива и запасов предприятия;

- изменения в абсолютных величинах (разница в абсолютных значениях на конец и на начало периода), характеризующие прирост или уменьшение той или иной статьи баланса;

- изменения в удельных весах (разница в удельных значениях на конец и на начало периода), показывающие динамику структуры актива и пассива баланса, запасов предприятия;

- темп прироста показателей баланса за рассматриваемый период;

- удельный вес изменений показателей баланса в изменении валюты баланса за анализируемый период.

При проведении общего анализа финансового состояния предприятия в условиях инфляции и частых переоценок основных фондов основное внимание целесообразно уделять относительным величинам показателей.

Анализ финансовой устойчивости проводится для выявления пла-тежеспособности предприятия – способности предприятия рассчитаться по платежам для обеспечения процесса непрерывного производства, т. е. расплатиться за основные и оборотные производственные фонды. Исходя из того что долгосрочные кредиты и заемные средства направляются преимущественно на приобретение основных средств и на капитальные вложения, для выполнения условия платежеспособности предприятия необходимо ограничить запасы и затраты величиной собственных оборотных средств с привлечением в случае необходимости краткосрочных заемных средств.

Финансовая устойчивость определяется показателем обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками. В соответствии с этим выделяются следующие типы финансовой устойчивости:

- абсолютная устойчивость финансового состояния (встречается крайне редко) – собственные оборотные средства обеспечивают запасы и затраты;

- нормально устойчивое финансовое состояние – запасы и затраты обеспечиваются собственными оборотными средствами и долгосрочными заемными источниками;

- неустойчивое финансовое состояние – запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов, т. е. за счет всех основных источников формирования запасов и затрат;

- кризисное финансовое состояние – запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования; предприятие находится на грани банкротства.

Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по своим обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения предприятия) должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам (кредиторской задолженности и прочим краткосрочным пассивам); быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения менее года и прочие оборотные активы) должны быть больше или равны краткосрочным пассивам (краткосрочным заемным средствам); медленно реализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения более года, запасы за исключением расходов будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и долгосрочные финансовые вложения) должны быть больше или равны долгосрочным пассивам (итог раздела IV пассива баланса); трудно реализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений) должны быть меньше или равны постоянным пассивам (капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, скорректированные на величину расходов будущих периодов). При выполнении этих условий баланс считается абсолютно ликвидным. В случае если одно или несколько условий не выполняются, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком в другой группе по стоимостной величине. В реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

С середины 90-х гг. предприятия разной отраслевой принадлежности, банки, страховые компании и государственные органы проявляют значительный интерес к применению компьютерных программ финансового анализа. В настоящее время в большинстве организаций используются аналитические компьютерные системы для управления бизнесом – это надежные инструменты руководителей и специалистов. Они помогают принимать обоснованные управленческие решения, позволяют анализировать финансовое состояние предприятия, выбирать наилучшую стратегию развития, разрабатывать инвестиционные проекты, управлять сбытовой и маркетинговой деятельностью. Причина подобной популярности заключается в том, что большинство специалистов, занятых в финансовых и экономических подразделениях различных организаций и государственных структур, так или иначе связаны с аналитической работой и сталкиваются с ежедневным составлением всевозможных аналитических отчетов. При этом было бы абсолютно нерационально использовать высококвалифицированных и, как правило, высокооплачиваемых специалистов для выполнения рутинных расчетов или содержать неоправданно большой штат сотрудников (со всеми вытекающими последствиями) для выполнения подобных операций. Кроме того, не следует также забывать и об элементарных ошибках, в результате чего может произойти искажение аналитической информации и, как следствие, принятие неадекватного управленческого решения.

Задача оценки финансового и экономического состояния предприятий стоит перед руководством и владельцами предприятий, кредиторами, потенциальными инвесторами, органами государственного управления и контроля. Если предприятие платежеспособно, его финансовое положение устойчиво, то оно имеет преимущество в привлечении инвестиций, получении кредитов, выборе партнеров и подборе квалифицированных кадров. Работу по оценке и анализу финансовой и хозяйственной деятельности предприятия можно сделать более эффективной, если использовать информационно-аналитические системы.

При применении систем финансового анализа деятельности компаний при принятии решения о кредитовании или оказании иных банковских услуг кредитные организации используют различные информационные продукты, предлагаемые на рынке. Использование таких программ с применением многообразных методик, коэффициентов оценки финансового состояния и платежеспособности как потенциальных, так и действующих клиентов позволяет существенно повысить качество обработки информации, а следовательно, и качество принимаемых решений на различных уровнях. Также информационные системы позволяют снизить риск, связанный с так называемым «человеческим фактором». В целом, благодаря внедрению автоматизированных систем оценки финансового состояния компаний, кредитные организации (особенно коммерческие банки) добиваются снижения кредитных рисков, что является одной из первостепенных задач банка.

С появлением на рынке аналитических систем специализированных компьютерных программ для анализа финансового состояния все больше руководителей понимает, насколько их использование эффективней, чем применение таких мало приспособленных для этих целей средств, как Excel. В спе-циализированных программах финансового анализа реализованы удобные формы ввода информации, технология ее накопления и хранения, «правильные» алгоритмы выполнения расчетов, представление результатов в виде отчетов и диаграмм и т. д. Нужно только вводить данные и получать готовые результаты. В настоящий момент на рынке представлено немало разработок подобного рода, но потенциальному их пользователю приходится изрядно потрудиться, чтобы выбрать именно тот программный продукт, который подходит ему наилучшим образом. Дело в том, что задачи финансового анализа решают организации разных категорий. Во-первых, это предприятия, причем самой разнообразной отраслевой принадлежности, которые оценивают собственное финансовое состояние. Во-вторых, отраслевые и территориальные органы управления и холдинги, контролирующие финансовое положение подведомственных предприятий. В-третьих, банки и страховые компании, заинтересованные в объективной информации о финансовой устойчивости реального или потенциального клиента. Для каждой группы важен определенный ракурс, «разрез» финансового анализа. Поэтому и инструмент, т. е. система для финансового анализа, должен быть «сфокусирован» определенным образом.

Осложняют проблему выбора и сами компании – разработчики программного обеспечения. Их описания программ трудно сравнимы: зачастую одни и те же возможности называются по-разному, или, напротив, одинаково, а характеристикам соответствуют разные термины.

 

Date: 2015-09-23; view: 3938; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию