Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура автоматизированных банковских систем





Структура современных АБС в общем случае представляет собой совокупность программных модулей, выполняющих определенный набор задач. Модульность построения систем позволяет реализовать поэтапный ввод в эксплуатацию отдельных модулей. Минимально необходимым набором является модуль «Операционный день банка», база данных и модуль администрирования системы.

Рассмотрим структуру банковской системы на примере АБС RS-Bank 5.0.

Состав модулей, перечень выполняемых функций достаточно широк. Общая структура приведена на рис. 65. В основу ее построения положены концепции модульной организации системы; разделение модулей на OLTP- и OLAP-приложения; реализация приложений на разных программных платформах.

 

Рис. 65. Общая структурная схема АБС RS-Bank 5.0

 

На рис. 66 представлена детализированная структурная схема построения АБС, отражающая движение основных потоков данных внутри комплекса и демонстрирующая реализацию принципа модульного построения системы.

 

Рис. 66. Детализированная структурная схема АБС RS-Bank 5.0

 

Основное назначение модулей фронт-офисов заключается в предоставлении сервиса для оформления и ввода первичной информации, регистрирующей выполнение банковской операции. Их функциональные возможности позволяют автоматизировать следующие виды работ (в скобках приведено название соответствующего модуля):

– заключение сделок на финансовых рынках, а также оперативное управление ресурсами банка (фронт-офис торговых операций);

– заключение и ведение кредитных договоров частных лиц (кредитный инспектор);

– предоставление розничных банковских услуг (фронт-офис розничных банковских услуг);

– выполнение операций банка по обмену валюты (обменный пункт);

– осуществление удаленного расчетного обслуживания юридических лиц (клиентов банка) посредством электронной почты (клиент-банк);

– учет и совершение операций по вкладам частных лиц на удаленной площадке банка (удаленная касса вкладчиков);

– расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц на удаленной площадке банка (отделение банка).

Модули бэк-офисов используются в качестве автоматизированных рабочих мест сотрудников банка, отвечающих за решение следующего круга задач:

– обслуживание зарегистрированных во фронт-офисах банковских операций: оформление и выполнение платежей; формирование отчетности по операциям; расчет и начисление процентов и комиссий;

– выполнение операций внутреннего хозяйства банка, не являющихся следствием оказания банковских услуг или совершения банковских операций с финансовыми ресурсами, например, расчет зарплаты или прибылей и убытков;

– осуществление бухгалтерского и аналитического учета операций.

С их помощью производится автоматизация следующих задач:

– учет и исполнение сделок с ценными бумагами, заключенных на биржевом рынке (бэк-офис операций с ценными бумагами);

– учет и исполнение сделок с валютами, заключенных на биржевом и внебиржевом рынках (бэк-офис операций с валютами);

– учет и исполнение кредитных договоров с частными лицами (кредитный бухгалтер);

– учет, контроль и управление розничными банковскими услугами (бэк-офис розничных банковских услуг);

– расчет заработной платы сотрудников банка (зарплата);

– учет основных фондов банка (основные фонды);

– учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП).

Совмещенные фронт- и бэк-офисные модули предназначены для автоматизации рабочих мест сотрудников банка, технология работы которых предусматривает совмещение ввода первичной информации с ее обработкой и выполнением учетных действий. В сферу их действия попадают следующие функции:

– информационное обслуживание клиентов банка по телефону (аудиообслуживание);

– учет сделок с государственными ценными бумагами (ГКО и ОФЗ);

– депозитарный учет ценных бумаг (депозитарий);

– учет и исполнение операций по вкладам частных лиц в офисе банка (вклады граждан);

– ведение карточных счетов и учета операций с пластиковыми карточками (эмитент);

– учет и исполнение кредитных договоров с юридическими лицами (кредиты);

– учет и исполнение депозитных договоров с юридическими лицами (депозиты);

– выдача и инкассация наличных денежных средств (касса банка);

– расчеты с контрагентами банка, а также со своими филиалами (межбанковские расчеты);

– организация взаимодействия с РКЦ (ведение корсчетов).

Учетное ядро системы объединяет несколько модулей, основное назначение которых – выполнение сервисных функций, общих для других приложений комплекса. Учетное ядро осуществляет централизованное хранение общих для бэк-офисов данных (различных фондов, справочников, настроек, систем учета, параметров начисления и оплат процентов, средств администрирования и разграничения прав доступа и т. д.) и предоставляет всем бэк-офисам доступ к ним.

На основе данных Учетного ядра системы могут быть выпущены различные виды отчетности, необходимые для отражения деятельности банка, и обязательная бухгалтерская отчетность банка, предоставляемая в Центральный банк России. В составе Учетного ядра АБС RS-Bank 5.0 можно выделить следующие приложения: Главная книга; Многовалютный операционный день; Системный сервис; Отчеты банка; Отчеты ЦБ.

Приложения Главная книга и Многовалютный операционный день сходны по назначению. Их наличие в составе Учетного ядра системы RS-Bank 5.0 выражает один из главных принципов стратегии конвергенции – взаимодействие модулей различных поколений и технологий. Приложение Главная книга предназначено для обеспечения учетных действий в новых бэк-офисных подсистемах комплекса RS-Bank 5.0. Приложение Многовалютный операционный день позволяет функционировать в составе RS-Bank 5.0 подсистемам, первоначально созданным в составе RS-Bank 4.31, обеспечивая сохранение технологии их эксплуатации, сложившейся в период использования банками комплекса RS-Bank 4.31.

Основой Учетного ядра АБС является подсистема Главная книга. Данный компонент предназначен для использования различными сотрудниками банка (бухгалтером, администратором, технологом) и обладает широкими функциональными возможностями. Рассмотрим функции этой подсистемы:

Консолидация данных. В подсистеме Главная книга консолидируются все учетные данные системы, прошедшие обработку в бэк-офисах. Здесь централизованно ведутся списки рублевых и валютных лицевых счетов и учетных документов: балансового учета; учета операций по доверительному управлению; внебалансового учета; учета срочных операций; учета депозитарных операций; внутреннего учета.

В Главной книге осуществляется регистрация всех субъектов экономики (физических лиц, предприятий и организаций, кредитных и государственных учреждений), с которыми взаимодействует банк. Здесь же ведутся и справочники: клиентов банка; банков; бирж; депозитариев; эмитентов ценных бумаг; контрагентов банка по сделкам; налоговых органов и др. По каждому субъекту экономики в подсистеме можно указать различные, характеризующие его атрибуты. Сведения обо всех финансовых инструментах, работа с которыми поддерживается комплексом RS-Bank 5.0, также сосредоточены в Главной книге. В подсистеме хранятся данные по следующим видам финансовых инструментов: валютам; ценным бумагам; индексам; фьючерсам; опционам; драгоценным металлам. В Главной книге содержатся и другие общие справочные данные, используемые бэк-офисными приложениями: кассовый план и справочник кассовых символов; список глав балансовых счетов; справочник филиалов, отделений и удаленных площадок; справочник товаров и услуг; календарь и др.

Подсистема Главная книга предоставляет всем бэк-офисам стандартный интерфейс доступа к необходимым им данным и обеспечивает выполнение в бэк-офисах учетных действий. Она отвечает за ведение учета операций в бэк-офисах. Учет может выполняться как на основании правил бухгалтерского учета, установленных Центральным банком России, так и согласно внутренним требованиям различных банковских подразделений (так называемый внутренний учет). Основополагающее отличие внутреннего учета заключается в возможности отражения операций банка на банковских счетах непосредственно по факту их совершения, не дожидаясь момента перемещения денежных средств, в то время как учет операций в бухгалтерии банка ведется только на день получения или перемещения денежных средств. Как показывает практика, для анализа деятельности банка и решения задач оперативного управления данных бухгалтерского учета часто оказывается недостаточно, поскольку с момента выполнения операции до момента перемещения денежных средств может пройти достаточно времени. Внутренний учет операций позволяет своевременно получать информацию, необходимую управленческим службам для представления объективной картины финансового состояния банка и решения задач планирования его дальнейшего развития. Главной задачей внутреннего учета является формирование оперативной, полной и достоверной информации о деятельности банка и подготовка регулярной отчетности.

Для поддержки разных методов учета в Главной книге предусмотрена возможность ведения двух независимых планов счетов:

– бухгалтерский учет операций ведется в рамках Плана счетов банков Российской Федерации;

– для осуществления внутреннего учета в системе поддерживается внутренний план счетов, который может быть настроен пользователем индивидуально.

Следовательно, внутренний учет операций не зависит от бухгалтерского учета, а ведется наравне с ним. При этом ведение внутреннего плана счетов позволяет вводить и задействовать в учете еще и дополнительные специальные счета, которые могут использоваться по усмотрению банка и на которых можно учитывать не только денежные средства, но и другие показатели, например, внутренний учет операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями НАУФОР; внутренний учет конверсионных операций и операций на рынке срочных сделок (фьючерсов, опционов и других производных финансовых инструментов); налоговый учет; учет и формирование отчетности по международным правилам.

Предметно-ориентированное Аналитическое ядро системы – важнейший блок АБС RS-Bank 5.0, предназначенный для разработки и обеспечения функционирования в первую очередь финансовых аналитических и управляющих подсистем. Данный блок системы имеет следующую функциональность:

– концентрирует весь объем данных, образующихся в процессе работы коммерческого банка, и создает основу для функционирования всех аналитических и управляющих подсистем, обеспечивая выполнение различных видов анализа деятельности банка;

– предоставляет эффективные средства для создания любых аналитических и управляющих приложений комплекса.

В соответствии с функциональностью блока, в состав Аналитического ядра системы входят следующие компоненты: хранилище информации, модули создания аналитических и управляющих приложений.

Структурное построение комплекса RS-Bank 5.0 предусматривает четкое разделение модулей в соответствии с их назначением на две группы: OLTP-приложения составляют модули, предназначенные для операционной обра-ботки информации; OLAP-приложения – модули, ориентированные на аналитическую обработку данных.

Обратимся еще раз к общей схеме построения АБС RS-Bank (рис. 65) и рассмотрим распределение модулей OLTP- и OLAP-приложений относительно функциональных блоков комплекса. Приложения первых трех блоков комплекса автоматизируют работу различных функциональных подразделений и служб банка. Их основное назначение – создание и оперативная обработка информации. Все они традиционно являются OLTP-приложениями и образуют OLTP-систему комплекса. Приложения двух заключительных блоков комплекса предназначены для проведения анализа деятельности банка и подготовки разнообразной отчетности. Этот функциональный блок представляет OLAP-систему комплекса и состоит только из модулей OLAP-приложений.

Согласованное взаимодействие OLTP- и OLAP-систем комплекса имеет важнейшее значение для автоматизации банка, поскольку предоставляет возможность комплексного подхода к решению банковских бизнес-задач. В качестве связующего звена между OLTP- и OLAP-приложениями в АБС RS-Bank 5.0 выступает хранилище информации, являющееся информационным ядром всей АБС.

Весь объем данных, полученных в результате работы банка, консолидируется в хранилище информации. Все модули OLTP-приложений поставляют в хранилище разнообразную информацию, а для модулей OLAP-приложений оно является источником необходимых данных. Выбор для анализа информации из хранилища осуществляется посредством входящей в его состав поисковой системы, располагающей универсальными навигационно-поисковыми инструментами. Поисковая система обеспечивает предоставление всех необходимых данных для проведения конкретных видов анализа в OLAP- приложениях.

OLAP-приложения комплекса поддерживают различные технологии автоматизированного анализа данных. На основании первичной информации, сформированной в OLTP-приложениях, в OLAP-системе может быть выполнен необходимый разносторонний анализ результатов деятельности банка и сформирована требуемая отчетность.

Важное значение для реализации комплексного подхода имеет и обратный поток данных: из OLAP-системы в OLTP. В OLTP-приложения комплекса передается управляющая информация, сформированная в результате проведенных в OLAP-системе аналитических расчетов или вследствие изменения настроек (пользовательских классификаторов) хранилища информации. В качестве управляющей информации в OLTP-приложения поступают следующие данные:

– в случае изменения настроек хранилища информации: правила учета; кодификаторы и анкеты операций, ценностей, исполнителей и контрагентов;

– в результате проведенного анализа: операционные лимиты; процентные ставки и тарифы; заявки на регулирование позиций.

Для учета изменений передача всех управляющих инструкций из OLAP- в OLTP-приложения также производится через хранилище информации.

Таким образом, реализованное в АБС RS-Bank взаимодействие OLTP- и OLAP-систем комплекса предоставляет возможности для сбора и накопления необходимой информации, ее анализа, выработки управленческих решений и передачи их в функциональные подразделения и службы банка.

Различные составляющие комплекса RS-Bank 5.0 базируются на разных программно-аппаратных платформах:

– модули фронт-офисов, реализованные на платформе MS SQL или платформе Pervasive SQL;

– модули бэк-офисов и совмещенные модули фронт- и бэк-офисов, реализованные на платформе Pervasive SQL;

– модули, составляющие Учетное ядро системы, – на платформе Pervasive SQL;

– модули, составляющие Аналитическое ядро системы, и модули проведения анализа и подготовки отчетности, по выбору банка могут функционировать на платформе Sybase или MS SQL.

Аналитическое ядро и Система анализа представляют единый программный комплекс, все модули которого работают либо на платформе Sybase, либо на платформе MS SQL.

Таким образом, АБС RS-Bank 5.0 представляет собой комплексное решение в области автоматизации банковского бизнеса.

 

Date: 2015-09-23; view: 3559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию