Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура автоматизированных банковских систем
Структура современных АБС в общем случае представляет собой совокупность программных модулей, выполняющих определенный набор задач. Модульность построения систем позволяет реализовать поэтапный ввод в эксплуатацию отдельных модулей. Минимально необходимым набором является модуль «Операционный день банка», база данных и модуль администрирования системы. Рассмотрим структуру банковской системы на примере АБС RS-Bank 5.0. Состав модулей, перечень выполняемых функций достаточно широк. Общая структура приведена на рис. 65. В основу ее построения положены концепции модульной организации системы; разделение модулей на OLTP- и OLAP-приложения; реализация приложений на разных программных платформах.
Рис. 65. Общая структурная схема АБС RS-Bank 5.0
На рис. 66 представлена детализированная структурная схема построения АБС, отражающая движение основных потоков данных внутри комплекса и демонстрирующая реализацию принципа модульного построения системы.
Рис. 66. Детализированная структурная схема АБС RS-Bank 5.0
Основное назначение модулей фронт-офисов заключается в предоставлении сервиса для оформления и ввода первичной информации, регистрирующей выполнение банковской операции. Их функциональные возможности позволяют автоматизировать следующие виды работ (в скобках приведено название соответствующего модуля): – заключение сделок на финансовых рынках, а также оперативное управление ресурсами банка (фронт-офис торговых операций); – заключение и ведение кредитных договоров частных лиц (кредитный инспектор); – предоставление розничных банковских услуг (фронт-офис розничных банковских услуг); – выполнение операций банка по обмену валюты (обменный пункт); – осуществление удаленного расчетного обслуживания юридических лиц (клиентов банка) посредством электронной почты (клиент-банк); – учет и совершение операций по вкладам частных лиц на удаленной площадке банка (удаленная касса вкладчиков); – расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц на удаленной площадке банка (отделение банка). Модули бэк-офисов используются в качестве автоматизированных рабочих мест сотрудников банка, отвечающих за решение следующего круга задач: – обслуживание зарегистрированных во фронт-офисах банковских операций: оформление и выполнение платежей; формирование отчетности по операциям; расчет и начисление процентов и комиссий; – выполнение операций внутреннего хозяйства банка, не являющихся следствием оказания банковских услуг или совершения банковских операций с финансовыми ресурсами, например, расчет зарплаты или прибылей и убытков; – осуществление бухгалтерского и аналитического учета операций. С их помощью производится автоматизация следующих задач: – учет и исполнение сделок с ценными бумагами, заключенных на биржевом рынке (бэк-офис операций с ценными бумагами); – учет и исполнение сделок с валютами, заключенных на биржевом и внебиржевом рынках (бэк-офис операций с валютами); – учет и исполнение кредитных договоров с частными лицами (кредитный бухгалтер); – учет, контроль и управление розничными банковскими услугами (бэк-офис розничных банковских услуг); – расчет заработной платы сотрудников банка (зарплата); – учет основных фондов банка (основные фонды); – учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Совмещенные фронт- и бэк-офисные модули предназначены для автоматизации рабочих мест сотрудников банка, технология работы которых предусматривает совмещение ввода первичной информации с ее обработкой и выполнением учетных действий. В сферу их действия попадают следующие функции: – информационное обслуживание клиентов банка по телефону (аудиообслуживание); – учет сделок с государственными ценными бумагами (ГКО и ОФЗ); – депозитарный учет ценных бумаг (депозитарий); – учет и исполнение операций по вкладам частных лиц в офисе банка (вклады граждан); – ведение карточных счетов и учета операций с пластиковыми карточками (эмитент); – учет и исполнение кредитных договоров с юридическими лицами (кредиты); – учет и исполнение депозитных договоров с юридическими лицами (депозиты); – выдача и инкассация наличных денежных средств (касса банка); – расчеты с контрагентами банка, а также со своими филиалами (межбанковские расчеты); – организация взаимодействия с РКЦ (ведение корсчетов). Учетное ядро системы объединяет несколько модулей, основное назначение которых – выполнение сервисных функций, общих для других приложений комплекса. Учетное ядро осуществляет централизованное хранение общих для бэк-офисов данных (различных фондов, справочников, настроек, систем учета, параметров начисления и оплат процентов, средств администрирования и разграничения прав доступа и т. д.) и предоставляет всем бэк-офисам доступ к ним. На основе данных Учетного ядра системы могут быть выпущены различные виды отчетности, необходимые для отражения деятельности банка, и обязательная бухгалтерская отчетность банка, предоставляемая в Центральный банк России. В составе Учетного ядра АБС RS-Bank 5.0 можно выделить следующие приложения: Главная книга; Многовалютный операционный день; Системный сервис; Отчеты банка; Отчеты ЦБ. Приложения Главная книга и Многовалютный операционный день сходны по назначению. Их наличие в составе Учетного ядра системы RS-Bank 5.0 выражает один из главных принципов стратегии конвергенции – взаимодействие модулей различных поколений и технологий. Приложение Главная книга предназначено для обеспечения учетных действий в новых бэк-офисных подсистемах комплекса RS-Bank 5.0. Приложение Многовалютный операционный день позволяет функционировать в составе RS-Bank 5.0 подсистемам, первоначально созданным в составе RS-Bank 4.31, обеспечивая сохранение технологии их эксплуатации, сложившейся в период использования банками комплекса RS-Bank 4.31. Основой Учетного ядра АБС является подсистема Главная книга. Данный компонент предназначен для использования различными сотрудниками банка (бухгалтером, администратором, технологом) и обладает широкими функциональными возможностями. Рассмотрим функции этой подсистемы: Консолидация данных. В подсистеме Главная книга консолидируются все учетные данные системы, прошедшие обработку в бэк-офисах. Здесь централизованно ведутся списки рублевых и валютных лицевых счетов и учетных документов: балансового учета; учета операций по доверительному управлению; внебалансового учета; учета срочных операций; учета депозитарных операций; внутреннего учета. В Главной книге осуществляется регистрация всех субъектов экономики (физических лиц, предприятий и организаций, кредитных и государственных учреждений), с которыми взаимодействует банк. Здесь же ведутся и справочники: клиентов банка; банков; бирж; депозитариев; эмитентов ценных бумаг; контрагентов банка по сделкам; налоговых органов и др. По каждому субъекту экономики в подсистеме можно указать различные, характеризующие его атрибуты. Сведения обо всех финансовых инструментах, работа с которыми поддерживается комплексом RS-Bank 5.0, также сосредоточены в Главной книге. В подсистеме хранятся данные по следующим видам финансовых инструментов: валютам; ценным бумагам; индексам; фьючерсам; опционам; драгоценным металлам. В Главной книге содержатся и другие общие справочные данные, используемые бэк-офисными приложениями: кассовый план и справочник кассовых символов; список глав балансовых счетов; справочник филиалов, отделений и удаленных площадок; справочник товаров и услуг; календарь и др. Подсистема Главная книга предоставляет всем бэк-офисам стандартный интерфейс доступа к необходимым им данным и обеспечивает выполнение в бэк-офисах учетных действий. Она отвечает за ведение учета операций в бэк-офисах. Учет может выполняться как на основании правил бухгалтерского учета, установленных Центральным банком России, так и согласно внутренним требованиям различных банковских подразделений (так называемый внутренний учет). Основополагающее отличие внутреннего учета заключается в возможности отражения операций банка на банковских счетах непосредственно по факту их совершения, не дожидаясь момента перемещения денежных средств, в то время как учет операций в бухгалтерии банка ведется только на день получения или перемещения денежных средств. Как показывает практика, для анализа деятельности банка и решения задач оперативного управления данных бухгалтерского учета часто оказывается недостаточно, поскольку с момента выполнения операции до момента перемещения денежных средств может пройти достаточно времени. Внутренний учет операций позволяет своевременно получать информацию, необходимую управленческим службам для представления объективной картины финансового состояния банка и решения задач планирования его дальнейшего развития. Главной задачей внутреннего учета является формирование оперативной, полной и достоверной информации о деятельности банка и подготовка регулярной отчетности. Для поддержки разных методов учета в Главной книге предусмотрена возможность ведения двух независимых планов счетов: – бухгалтерский учет операций ведется в рамках Плана счетов банков Российской Федерации; – для осуществления внутреннего учета в системе поддерживается внутренний план счетов, который может быть настроен пользователем индивидуально. Следовательно, внутренний учет операций не зависит от бухгалтерского учета, а ведется наравне с ним. При этом ведение внутреннего плана счетов позволяет вводить и задействовать в учете еще и дополнительные специальные счета, которые могут использоваться по усмотрению банка и на которых можно учитывать не только денежные средства, но и другие показатели, например, внутренний учет операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями НАУФОР; внутренний учет конверсионных операций и операций на рынке срочных сделок (фьючерсов, опционов и других производных финансовых инструментов); налоговый учет; учет и формирование отчетности по международным правилам. Предметно-ориентированное Аналитическое ядро системы – важнейший блок АБС RS-Bank 5.0, предназначенный для разработки и обеспечения функционирования в первую очередь финансовых аналитических и управляющих подсистем. Данный блок системы имеет следующую функциональность: – концентрирует весь объем данных, образующихся в процессе работы коммерческого банка, и создает основу для функционирования всех аналитических и управляющих подсистем, обеспечивая выполнение различных видов анализа деятельности банка; – предоставляет эффективные средства для создания любых аналитических и управляющих приложений комплекса. В соответствии с функциональностью блока, в состав Аналитического ядра системы входят следующие компоненты: хранилище информации, модули создания аналитических и управляющих приложений. Структурное построение комплекса RS-Bank 5.0 предусматривает четкое разделение модулей в соответствии с их назначением на две группы: OLTP-приложения составляют модули, предназначенные для операционной обра-ботки информации; OLAP-приложения – модули, ориентированные на аналитическую обработку данных. Обратимся еще раз к общей схеме построения АБС RS-Bank (рис. 65) и рассмотрим распределение модулей OLTP- и OLAP-приложений относительно функциональных блоков комплекса. Приложения первых трех блоков комплекса автоматизируют работу различных функциональных подразделений и служб банка. Их основное назначение – создание и оперативная обработка информации. Все они традиционно являются OLTP-приложениями и образуют OLTP-систему комплекса. Приложения двух заключительных блоков комплекса предназначены для проведения анализа деятельности банка и подготовки разнообразной отчетности. Этот функциональный блок представляет OLAP-систему комплекса и состоит только из модулей OLAP-приложений. Согласованное взаимодействие OLTP- и OLAP-систем комплекса имеет важнейшее значение для автоматизации банка, поскольку предоставляет возможность комплексного подхода к решению банковских бизнес-задач. В качестве связующего звена между OLTP- и OLAP-приложениями в АБС RS-Bank 5.0 выступает хранилище информации, являющееся информационным ядром всей АБС. Весь объем данных, полученных в результате работы банка, консолидируется в хранилище информации. Все модули OLTP-приложений поставляют в хранилище разнообразную информацию, а для модулей OLAP-приложений оно является источником необходимых данных. Выбор для анализа информации из хранилища осуществляется посредством входящей в его состав поисковой системы, располагающей универсальными навигационно-поисковыми инструментами. Поисковая система обеспечивает предоставление всех необходимых данных для проведения конкретных видов анализа в OLAP- приложениях. OLAP-приложения комплекса поддерживают различные технологии автоматизированного анализа данных. На основании первичной информации, сформированной в OLTP-приложениях, в OLAP-системе может быть выполнен необходимый разносторонний анализ результатов деятельности банка и сформирована требуемая отчетность. Важное значение для реализации комплексного подхода имеет и обратный поток данных: из OLAP-системы в OLTP. В OLTP-приложения комплекса передается управляющая информация, сформированная в результате проведенных в OLAP-системе аналитических расчетов или вследствие изменения настроек (пользовательских классификаторов) хранилища информации. В качестве управляющей информации в OLTP-приложения поступают следующие данные: – в случае изменения настроек хранилища информации: правила учета; кодификаторы и анкеты операций, ценностей, исполнителей и контрагентов; – в результате проведенного анализа: операционные лимиты; процентные ставки и тарифы; заявки на регулирование позиций. Для учета изменений передача всех управляющих инструкций из OLAP- в OLTP-приложения также производится через хранилище информации. Таким образом, реализованное в АБС RS-Bank взаимодействие OLTP- и OLAP-систем комплекса предоставляет возможности для сбора и накопления необходимой информации, ее анализа, выработки управленческих решений и передачи их в функциональные подразделения и службы банка. Различные составляющие комплекса RS-Bank 5.0 базируются на разных программно-аппаратных платформах: – модули фронт-офисов, реализованные на платформе MS SQL или платформе Pervasive SQL; – модули бэк-офисов и совмещенные модули фронт- и бэк-офисов, реализованные на платформе Pervasive SQL; – модули, составляющие Учетное ядро системы, – на платформе Pervasive SQL; – модули, составляющие Аналитическое ядро системы, и модули проведения анализа и подготовки отчетности, по выбору банка могут функционировать на платформе Sybase или MS SQL. Аналитическое ядро и Система анализа представляют единый программный комплекс, все модули которого работают либо на платформе Sybase, либо на платформе MS SQL. Таким образом, АБС RS-Bank 5.0 представляет собой комплексное решение в области автоматизации банковского бизнеса.
Date: 2015-09-23; view: 3691; Нарушение авторских прав |