Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие бывают инновации. Классификация инноваций





 

Проектируя механизмы управления компанией, предприниматель должен понимать особенности инновационных процессов, преобладающих в данной компании.

Для того чтобы разобраться в этом отправном вопросе, приведем, не претендуя на новизну, классификацию инноваций по ряду основополагающих признаков.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные инновации – реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации носят упреждающий характер, имеют инициативный характер, направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе.

На рис. 1 и 2 показана взаимосвязь затрат и эффективности соответственно для реактивных и стратегических инноваций. В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью (точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и переместиться в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурента).

В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами.

Отсюда вывод:быть активным – выгодно!

В целом инновации могут быть сгруппированы по 12 основ-ным признакам (рис. 3), большинство из которых рассмотрены различными авторами. По данным признакам определено 39 типов инноваций. Некоторые признаки частично перекрываются между собой, отдельные виды инноваций, выделенные по тем или иным признакам, частично дублируют друг друга. Несмотря на это рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

 


       
 
K
 
H

 


Рис. 1. Реактивная (адаптивная) инновация

 

 




Рис. 2. Стратегическая инновация

 

 


Рис. 3. Система инноваций и ее структура

Предмет и сфера приложения инноваций. Этот классифика-ционный признак предполагает деление инноваций на продуктовые (новые продукты и новые материалы), рыночные (инновации, открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовать продукт на новых рынках), инновации – процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

Степень новизны.Инновации могут быть основаны на новых открытиях или созданы на основе нового способа применения ранее сделанного открытия.

Техническое обновление 80-х годов в области электро-ники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно зарождалось не в русле освоения новых изобретений, а в повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее. Затем произошел резкий скачок, на-чаялось использование микрочипов. И далее опять относительно плавное развитие, основанное на этой новой технологии.

Характер удовлетворяемых потребностей. Инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или создавать новые.

Место и роль в процессе производства. Можно выделить основные и дополняющие нововведения. Основные продуктовые нововведения создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые, – расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические – составляют базис крупных технологических систем, дополнительные технологические – развивают имеющиеся базисные технологии. Данная классификация предложена Ван Дейном.

Масштаб распространения. Могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей одно-родный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.

Электротехническая промышленность и электрифи-кация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

Значимость инноваций. Классификация по этому признаку предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных) инноваций; видоизменений (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинновации, представляющие незначительные изменения базисных.

Направленность воздействия на процесс производства. Инновации могут быть расширяющие, рационализирующие и заме-щающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация – переход от ограничен-ного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие инновации по сути близки к видоизменениям. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические.

Глубина вносимых изменений. Классификация затрагивает многие из выше рассмотренных признаков. Тем не менее она может присутствовать в рассматриваемой системе, так как позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф.Валентой. Всего обычно выделяют восемь уровней глубины изменений:



* Инновации нулевого порядка – регенерирование первона-чальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.

* Инновации первого порядка – изменение количественных свойств системы.

* Инновации второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

* Инновации третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

* Инновации четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений (первоначальные признаки системы не меняются, но происходит некоторое улучшение их полезных свойств). Пример: оснащение существующего электровоза более мощным двигателем.

* Инновации пятого порядка – новое поколение (меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется). Пример: переход от электродвигателей серии "А" к серии "АИ".

* Инновации шестого порядка – новый вид (качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа). Пример: возникновение безчелночного ткацкого станка.

* Инновации седьмого порядка – новый род (высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип). Примеры: переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на "воздушной подушке".

Мы настоятельно рекомендуем предпринимателям придер-живаться трех следующих правил.

Первое. Стратегия любой фирмы зависит от преобладающего типа инноваций. Поэтому очень важно осуществлять "привязку" своей стратегии к типу инноваций, которыми вы собираетесь заниматься.

Второе. Организационные формы управления фирмой, ее внутрифирменные экономические механизмы, следует менять в зависимости от типа преобладающих инноваций. Гибкость фирмы на рынке определяется не тем, что она выбирает инновации под свою структуру управления, а тем, как она приспосабливает свою структуру к применяемым инновациям.

Третье. Для различных инновационных проектов следует определять индивидуальные формы реализации и продвижения на рынке.






Date: 2015-09-22; view: 1900; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию