Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники инновационного рынка





Начнем с финансовых участников инновационного рынка.

Эти участники рынка выходят на него либо только с финансовыми ресурсами (государство, венчурные компании и финансово-кредитные институты), либо с финансовыми и производственными ресурсами (стратегические инвесторы).

Производственные компании (стратегические инвесторы)

Это компании, которые умеют производить и продавать про-дукцию. Они выходят на инновационный рынок за новыми идеями и разработками, которые позволят повысить конкурентоспо-собность на рынке, т.е. снизить себестоимость или выпускать продукцию с новыми потребительскими свойствами.

Обратим внимание, что если бы не дышащие в затылок конкуренты, многие производственные компании не нуждались бы ни в каких инновациях. Вспомним, например, практику скупки новых технологий (причем далеко не только в России), прежде всего для того, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться этими технологиями. Купленные технологии кладут в ящик и может быть воспользуются ими, но только после того, как полностью окупят ту продукцию, которую сегодня продают на рынке.

Таким образом, стратегические инвесторы преследуют на инновационном рынке, как правило, следующие цели:

* получение прибыли непосредственно от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новой технологии, или от нового товара, выпускаемого предприятием, или и то и другое одновременно, для расширения своего ассортимента или использования в качестве полуфабриката в своем основном производстве;

* получение прибыли опосредованной путем контроля над использованием (или не использованием) разработанной технологии или выпускаемого товара.

Венчурные компании

Бизнес венчурных предпринимателей основан на инвестирова-нии в перспективные инновационные предприятия в обмен на пакет (как правило, неконтрольный) акций этого предприятия. Расчет строится на получении прибыли за счет продажи своего пакета акций после значительного, в случае успеха бизнеса, увеличения их стоимости.

Чаще всего венчурного финансиста совершенно не интересует существо разработки, а если и интересует, то только для оценки возможности реализации бизнеса.



Российский разработчик из Сибири занимался исследо-ваниями в области дисплеев. Как всегда ни денег, ни обору-дования не хватало. Поэтому для проведения эксперимен-тов приходилось использовать максимум смекалки и подручных средств. В результате был придуман дисплей, который потреблял на порядок меньше электроэнергии, чем обычные. Придумано было во многом от бедности, а оказалось как раз на магистральном направлении развития дисплеев, причем далеко впереди от остальных. Реализо-вана идея была в виде небольшой полоски, показывающей достигнутый эффект. В результате многих приключений, вполне достойных отдельной книги, автор оказался в США, где ему помогли разработать и начать успешно реализовывать бизнес. С самого начала нужно было найти 3 миллиона долларов для изготовления прототипа уст-ройства, т.е. полномасштабного дисплея, подтверждаю-щего результат, показанный на полоске. Автор нашел инвестора (на рис. 7 – Инвестор I), который согласился дать необходимые деньги в обмен на 40% акций компании. Таким образом, инвестор оценил для себя показанную ему полоску и возможный бизнес на ее основе в 3 миллиона долларов. Через 2 года был разработан прототип, и уже с большим дисплеем автор стал искать инвестора, который дал бы 20 миллионов для организации опытного производства. Предполагалось отдать этому инвестору (Инвестор II) 40% акций компании. При этом доля остальных участников пропорционально уменьшалась. После организации опытного производства и начала успешной работы на рынке предполагалось превратить компанию в корпорацию и выпустить на фондовую биржу акции для привлечения денег для постройки заводов для массового производства дисплеев. С этой целью предполагалось продать 40% акций компании на общую сумму 200 миллионов долларов. При успешном развитии событий эти акции должны были за год увеличить свою стоимость на 20%. В это время инвесторы и собирались выйти из бизнеса, продав свои пакеты акций на бирже. Эти ожидания сбылись практически в полном объеме.

 

 

 

 


Рис. 7. Механизм венчурного бизнеса

 

Такие финансовые результаты, безусловно, впечатляют. Однако следует помнить, что далеко не все венчурные проекты оказываются настолько успешными. В среднем можно считать, что на этапе разработки прототипа успешным оказывается каждый четвертый проект, а на этапе опытного производства – каждый второй. И это, безусловно, при тщательном отборе проектов для финансирования. С учетом статистики средняя доходность венчурного бизнеса оказывается несколько ниже (см. таблицу).

Таблица

Доходность венчурного бизнеса

 

Этап инвести-рования Инвестиции в удачный проект Общие инвестиции Доходность в удачном проекте Средняя доходность
Прототип $2 млн. $8 млн. 80% / год 40% / год
Опытное произ-водство $20 млн. $40 млн. 60% / год 35% / год
Массовое произ-водство $200 млн. $200 млн. 20% / год 20% / год

 



Следует обратить внимание на следующие моменты:

* Инвестор I и Инвестор II, как правило, разные инвесторы. Венчурные инвесторы специализируются на начальных этапах вхождения в бизнес, заранее оговаривая для себя или для тех, кто дает деньги в их управление, на какие риски они будут готовы идти. Именно поэтому инвесторы и выходят из вроде выгодного дела, продавая акции компании, которые растут на 20% в год, так как это не их бизнес.

* Разработчик при работе с венчурными инвесторами может рассчитывать на реальные деньги за свое изобретение только после выхода компании на фондовый рынок.

Если для стратегических инвесторов продажа технологии является конечной целью сделки, то для венчурных инвесторов инвестиции в технологию являются промежуточными и направ-лены на повышение стоимости компании, а не на вознаграждение автору. Поэтому окончательной сделкой при работе с венчурными инвесторами является продажа бизнеса, основанного на технологии, а не самой технологии.

* Венчурные инвесторы работают только с бизнес образующими технологиями. Если технология направлена на улучшение известного процесса и составляет только его небольшую часть, это может представлять интерес непосредственно для стратегического инвестора, работающего в этом бизнесе.

В России работает несколько венчурных компаний. В основном, все они созданы при участии Европейского Банка Реконструкции и Развития для того, чтобы показать эффективность венчурного инвестирования в России. Любой венчурной компании прежде чем начинать бизнес нужно понять, как из него выйти. При существующем российском фондовом рынке делать основную ставку при инвестировании на рост курсовой стоимости акций инновационного предприятия через 5–7 лет и их ликвидность на бирже могут только отчаянные оптимисты.

Поэтому в наших условиях при выборе объектов инвестирования венчурные компании, как правило, заранее ориентируются на тех или иных стратегических инвесторов, т.е. промышленные ком-пании, которые выкупят принадлежащий венчурной компании па-кет акций инновационного предприятия в случае его успеха на рынке. В России венчурные компании обычно работают с пред-приятиями, которые уже выпускают готовую продукцию и нуждаются в средствах для расширения производства. То есть компании берут на себя только риски, связанные с выведением товара на рынок, не связываясь с рисками доведения разработки до готового изделия.

По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования, инвестиции в наукоемкие инновационные проекты сос-тавляют менее 1 % от общего объема инвестирования венчурных компаний в России (в мире в среднем около 25 %).

Финансово-кредитные институты

Финансово-кредитные институты работают в инновационной сфере так же, как и в любой другой: дают кредиты для пополнения оборотных средств или закупки оборудования и ожидают своевременного возврата предоставленных средств вместе с заранее договоренными процентами. Чем крупнее компания, чем лучше ее кредитная история и ликвиднее залог, тем кредит взять проще, и наоборот.

Теперь вторая группа участников, те, кто выходит на рынок собственно с результатами интеллектуальной (научно-технической) деятельности.

Исследовательские центры

Они могут называться по-разному: лаборатория, НИИ, КБ и т.д., и иметь разную подчиненность: государственный НИИ твер-дых сплавов, Исследовательский центр General Electric, лаборато-рия математического моделирования МГУ, АО "Красный лапоть", Государственная лаборатория Лос-Аламоса и пр. Общим для всех является то, что результат их деятельности – это продукт научный, научно-технический или просто технический. Некоторая часть этих продуктов, обычно небольшая, может быть превращена в иннова-ции, т.е. оказаться востребованной обществом, еще меньшая часть, обычно гораздо меньшая, действительно, станет инновацией.

Многие исследовательские центры полностью или частично финансируются правительствами, в основном, своих стран. А пос-кольку, как было сказано выше, одной из функций правительства является поддержка фундаментальных исследований как питательной среды для инноваций, для многих ученых результат их исследований становится конечной целью, а не промежуточным этапом инновационного процесса. "Чистый" ученый редко стремится к реализации своего результата.

В СССР этот недостаток в определенной степени компенси-ровался усилиями системы, цепочка от Академии наук до промыш-ленного предприятия работала под присмотром государства и партийных органов. Теперь же этот подход стал одним из главных замедлителей процесса инноваций.

Такая же опасность есть даже в корпоративных исследо-вательских центрах.

В шестидесятые и семидесятые годы исследовательс-кий центр General Electric финансировался из специаль-ного бюджета, формируемого из отчислений подразде-лений компании. Центр был известен на весь мир уровнем научных исследований, количеством нобелевских лауреа-тов, многочисленными научными публикациями. Однажды руководство компании проанализировало эффективность внедрения результатов деятельности центра в производство. Результаты оказались плачевны. Блестящие научные достижения очень слабо влияли на деятельность компании, на выпускаемую ей продукцию. Тогда изменили принцип финансирования исследовательского центра, переведя его на прямые договоры с подразделениями, которые теперь точно знали, за что они платят (или не платят) деньги. Неизвестно, как это отразилось на числе нобелевских лауреатов, но сейчас General Electric является компанией номер один в мире.

На научном языке это означает, что бизнесмен должен заниматься повышением коэффициента преобразования результа-тов научных исследований в инновации.

Действенным методом такого повышения является создание дочерних малых инновационных предприятий (компаний), ориентированных именно на преобразование научных результатов в бизнес, т.е. на внедрение научных результатов в производство. Малые инновационные предприятия часто выделяются из крупных исследовательских центров, при этом во главе компании становится, как правило, ведущий ученый, под чьим руководством получены научные результаты, которые собирается реализовывать малая компания. Такие компании образуются тысячами в ведущих странах мира и как мотыльки летят на свет большого бизнеса. И как мотыльки тысячами сгорают на этом пути. Но некоторые долетают. И их-то все хорошо знают: Microsoft, Apple, Dell. Тех, кто не долетел, не знает никто. Поэтому очень распространена вера в то, что долетают все.

Другим действенным методом повышения инновационной активности является развитие инновационной инфраструктуры, ориентированной на профессиональную помощь в наиболее слабых точках инновационного процесса.

Одним из распространенных элементов инновационной ин-фраструктуры стали инкубаторы и технопарки, представляющие собой, как правило, льготные "отели" для малых предприятий. В этих "отелях" малым инновационным компаниям на льготных условиях предоставляются офисные помещения и элементы дело-вой инфраструктуры, что существенно помогает начинающим ком-паниям сосредоточиться на главном направлении своего бизнеса. В некоторых инкубаторах эффективно поставлена работа по привлечению венчурных компаний и стратегических инвесторов к перспективным начинающим компаниям. Особенно интересно в этом плане организована эта деятельность в инкубаторах Израиля.

Как известно, успех инновации определяется сочетанием трех равноправных компонент: технология, финансы и менеджмент. С технологиями в исследовательских центрах все в порядке, по крайней мере должно быть, в деньгах разбираются рассмотренные выше финансовые участники инновационного рынка. Кто же занимается менеджментом инновационных проектов?

Традиционные НИИ, КБ, НПО и другие подобные предприятия и организации эффективным менеджментом не отличались и в старые времена. Обычно подобные структуры возглавлял крупный ученый или человек со связями, главной задачей которого было выбивать деньги и лимиты из государства. Экономический результат деятельности не интересовал никого. С того времени ситуация по крайней мере не улучшилась. Известные всем исключения только подчеркивают общее правило. Неэффективный менеджмент характерен для исследовательских центров во всем мире. Достаточно вспомнить государственные лаборатории США.

Малые инновационные предприятия, отпочковавшиеся от крупных институтов, состоят, как правило, из специалистов, поставивших себе целью капитализировать собственные знания и разработанные ранее технологии. Такие предприятия могут иметь и имеют успех тогда, когда разработанные ими технологии оказываются востребованными рынком, т.е. когда предприятия строят свою стратегию на продвижении конкретного товара на рынок. Именно малые инновационные предприятия сегодня являются объектом пристального внимания венчурных компаний, которые внимательно следят за процессом естественного отбора на рынке. И те единицы из многих тысяч, которые выживают, и являются кандидатами на получение инвестиций.

Производственные компании, внедряющие инновации на собственном производстве, безусловно, имеют квалифицированный менеджмент, способный внедрить в производство инновацию, доведенную, например, до уровня конструкторской документации. Однако специалистов, способных вести проект от идеи до технологической линии в большинстве компаний нет, особенно в России.

Именно на управлении проектами и организации высокотехнологичного бизнесаспециализируются инжиниринговые компании.

Штат таких компаний составляют менеджеры, а не специалисты в конкретных областях. Для работы по конкретным проектам инжиниринговые компании привлекают, как правило, на конкурсной основе необходимых ведущих специалистов и субподрядные организации. Такая организация работы позволяет инжиниринговым компаниям строить свою деятельности с учетом рынка, определять потребности рынка в том или ином товаре или услуге и удовлетворять эти потребности за счет реализации соответствующих проектов. Это позволяет значительно снизить риски, связанные с продвижением товара на рынок. За счет эффективного менеджмента такие компании позволяют многократно сократить стоимость и сроки разработок по сравнению с традиционными структурами.

Сегодня все больше и больше зарубежных промышленных компаний, ценя собственные нервы, время и деньги, предпочитают иметь дело именно с инжиниринговыми компаниями при развитии своего технологического бизнеса, в том числе и в России. Венчурные фонды используют инжиниринговые компании в качестве управляющих, что позволяет минимизировать риски, эффективно управлять средствами фондов.

Наибольшую мировую известность инжиниринговые компании приобрели в области программного обеспечения, организуя выполнение заказных работ в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. Одной из наиболее продвинутых в этом отношении стран является Индия.

Часть инжиниринговых компаний является виртуальной, не имеет собственных производственных мощностей, а формирует свою производственную цепочку под выполнение конкретного заказа с промышленными компаниями, арендуя у них помещения или оборудование или закупая необходимые комплектующие. В России, где самыми узкими местами являются маркетинг и менеджмент, такая практика может оказаться выигрышной для инновационной деятельности в целом.

Инвестиционные сети и технологические брокеры

Эти участники достаточно распространены, особенно в развитых странах. Их задача – свести между собой продавцов и покупателей инноваций. Их существование на рынке обусловлено следующими причинами:

* Открытостью мирового инновационного рынка. Технология, нужная компании, расположенной на Восточном побережье США, может быть разработана в университете, расположенном в Западной Сибири.

* Нестандартностью процедуры поиска продавцов и покупателей. Технология производства пластика нового поколения для бутылок под безалкогольные напитки была найдена в институте, разрабатывающем упаковку для артиллерийских снарядов. Очевидно, что без технологического брокера, который широко и нестандартно подходит к технологиям, продавец и покупатель сами никогда не нашли бы друг друга.

* Разными языками и культурой разработчиков и бизнесменов. Разница между языком ученого и языком бизнесмена больше, чем разница между английским и русским. Попытки договориться без переводчика недопустимо часто заканчиваются безрезультатно.

Кроме того, существует достаточно много юридических, консалтинговых, маркетинговых и других компаний, оказывающих услуги по конкретным вопросам.

А я-то кто? (классификация инновационных предприятий)

Важнейшим фактором выбора правильной стратегии своего поведения на инновационном рынке является четкое понимание предпринимателем своего места на нем. Мы, естественно, имеем в виду не принцип "своего шестка", а выбор реальной модели поведения, вытекающей из осознания своего места сегодня и желаемого места в будущем.

Итак.

Научно-техническая организация может осуществлять:

* полный цикл НИОКР: фундаментальные исследования (как теоретические, так и поисковые), прикладные НИР и ОКР;

* поисковые, прикладные НИР и ОКР;

* прикладные НИР и ОКР;

* только ОКР.

Указанные работы могут быть выполнены как собственными силами, так и внешними научными организациями, причем предприятие может быть собственником или совладельцем интеллектуального продукта, или не быть таковым.

Проведенная выше классификация типов предприятий является традиционной. В новых условиях повышение эффектив-ности инновационной деятельности требует новых подходов к этой проблеме, учитывая аспекты рыночной конкуренции, степени новизны продукции, выводимой на рынки, и ряд других.

Ключевыми признаками классификации предприятий по характеру инновационной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются преобладающие типы инноваций, реализуемых предприятием.

В зависимости от преобладающего типа инноваций предприятия могут быть разбиты на следующие классы:

1. Лидеры и последователи.

Лидеры – это предприятия, являющиеся инициаторами инно-ваций, которые затем подхватываются другими предприятиями – последователями.

Лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратеги-ческий) характер, имеют запас "экономической прочности", кото-рый выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельными издержками производства.

Последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, ответом (реакцией) на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.

Реализация новых научных открытий и пионерных изобрете-ний в производстве характерна для предприятий, имеющих полный цикл НИОКР (например, открытие полупроводников и их реализация в Белл-лаборатории) или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР, но инновации такого типа достаточно редки. Основная масса предприятий создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий.

3. Предприятия, создающие новые потребности, и предприя-тия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей.

Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются: радиоприем-ник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ.

Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров. Естественно, что требования к инновационному развитию предприятий, различающихся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы.

4. Предприятия, создающие базовые инновации и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений.

Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к "старым" открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.

5. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства.

Во втором случае требуется более мощная база НИОКР, как правило, проведение полного их цикла, но, главное, значительно усложняется реализация результата.

6. Предприятия, реализующие замещение ранее созданных продуктов и технологий новыми, и предприятия, специализи-рующиеся на рационализирующих и расширяющих инновациях.

Разработка замещающих инноваций требует привлечения значительного исследовательского потенциала.

7. Предприятия, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации.

8. Предприятия, реализующие инновации – продукты, и предприятия, реализующие инновации – процессы.

9. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующиеся на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.

По глубине создаваемых нововведений предприятия делятся следующим образом:

1. Предприятия, занимающиеся регенерированием первоначальных свойств продуктов и процессов. Инновации такого рода можно лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстановить уже действующие процессы. Предприятия такого рода находятся на низшей ступени "инновационной лестницы". Их положение на развитом рынке крайне неустойчиво. В условиях России такие компании в основном занимаются восстановлением "лежащих" производств.

2. Предприятия, инициирующие инновации по увеличению производительности и количественной интенсивности действую-щих процессов, т.е. инновации первого порядка. Положение этих предприятий на рынке может быть устойчивым только по узкой группе товаров.

3. Предприятия, ориентирующие свою деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной комбинации уже сущест-вующих в данном производстве элементов, в организационных перегруппировках производства.

4. Предприятия, создающие адаптивные инновации на отдель-ных, как правило, дополняющих элементах производственной системы. Эти инновации не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдельных элементов чаще всего этого не требует (например, замена в станке одного типа электро-двигателя на другой, производимый на других предприятиях).

5. Предприятия, осуществляющие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения функционирования системы в целом. Это в основном улучшения отдельных элементов продукта (например, установка нового более мощного двигателя для автомобиля и т.д.).

6. Предприятия, разрабатывающие новые поколения технологий и продукции, без изменения их базовых конструкций и структур.

7. Предприятия, инициирующие новые виды производственных систем (продуктов и технологий), содержащих качественные изменения первоначальной концепции, но сохраняющие функ-циональный принцип.

8. Предприятия, создающие новые роды техники и технологии. Это высший тип инновационной деятельности.

Каждый из перечисленных типов инновационной деятельности предприятий существует одновременно с другими, если говорить о данном предприятии. Поэтому, говоря о типе предприятия, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемые на этом предприятии.

В экономической литературе широко исследованы понятия технического уровня производства. В меньшей степени это коснулось научно-технического уровня, и практически не рассмот-рен вопрос о показателях уровня инновационного развития. Понятие инновационного развития отличается от технического развития и даже научно-технического тем, что содержит элемент динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе в будущем. Соответственно этому различаются и показатели, измеряющие инновационное, научно-техническое и техническое развитие.

Главное различие заключается в том, что в состав показателей инновационного уровня включаются элементы, которые дают возможность определить:

* перспективную потребность предприятия в научно-технических разработках;

* структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;

* инновационную структуру трудового потенциала, показы-вающую кадровые возможности инновационного развития собственными силами;

* соответствие инновационных возможностей и инновацион-ных потребностей предприятия;

* перспективы предприятия в ускорении научно-технического развития, перспективные возможности упрочения его положения на рынке.

 







Date: 2015-09-22; view: 1832; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию