Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 16⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Психология спортивной карьеры
16.1. Этапы и особенности спортивной карьеры Спортивная карьера — это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта. Выделяют четыре этапа спортивной карьеры: подготовку, старт, кульминацию и финиш. Подготовка включает выбор вида спорта, старт — начало занятий спортом, кульминация — достижение пика результатов, финиш — завершение спортивной карьеры, прекращение занятий спортом. Как пишет Н. Б. Стамбулова, «если на этапе начальной специализации спорт обычно воспринимается спортсменами как игра, на этапе углубленной тренировки — как сфера учения, то на этапе спорта высших достижений спорт становится образом жизни, а затем и профессией, источником существования» (Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. С. 162). Особенностями спортивной карьеры по сравнению с профессиональной карьерой являются ее раннее начало (часто еще в старшем дошкольном возрасте; это касается плавания, фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики, прыжков в воду), ранние специализация и кульминация (в 18-30 лет в зависимости от вида спорта) и раннее окончание. В среднем длительность спортивной карьеры составляет 10,5 лет (Н. Б. Стамбулова). Более длительна спортивная карьера у легкоатлетов, лыжников, спортигровиков, борцов. При этом девушки и женщины достигают кульминации и завершают спортивную карьеру на 1-2 года раньше, чем мужчины. На сроки завершения спортивной карьеры влияют полученные спортсменами травмы и ухудшение спортивных результатов. Незадолго до Московской Олипиады 1980 года было завершено масштабное социологическое исследование (О. А. Мильштейн, К. А. Кулинкович) советских спортсменов-олимпийцев, выступавших за сборную команду страны на летних и зимних Олимпийских играх с 1952 по 1972 год. Исследование продолжалось несколько лет, в течение которых на вопросы ответили 1476 олимпийцев. Средний возраст начала занятий спортом у половины олимпийцев — 12-15 лет. У остальной части эти границы весьма различны — от 7 до 25 лет в зависимости от вида спорта, пола спортсменов и прочих факторов. Раньше других начали свои занятия пловцы, гимнасты, прыгуны в воду, баскетболисты (10-11 лет), позже осталь- ^0. ных (17 лет и старше) — борцы, легкоатлеты, штангисты, гребцы.
Почти половина олимпийцев, прежде чем выбрать вид спорта, в котором они достигли совершенства, попробовали себя в 2-3 других видах спорта. Наилучших результатов добились те спортсмены, которые начали углубленную специализацию в избранном виде спорта в 14-15 лет. Стаж пребывания в сборной команде страны находится в зависимости от уровня спортивных достижений. Подавляющее большинство олимпийцев покинули сборную в возрастном диапазоне от 25 до 36 лет (наиболее часто — в 29-30 лет). Среди основных причин ухода из спорта спортсмены назвали: возраст, состояние здоровья, травмы, психическую усталость, прекращение роста результатов, трудности соблюдения спортивного режима и др. Для 51,9% олимпийцев уход из спорта оказался внезапным; 44,2% отметили постепенность завершения спортивной карьеры. При этом лишь 40,3% считают, что ушли из спорта вовремя, тогда как 41 — несколько преждевременно, 7 — очень рано, 5,6% — поздно. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. С. 94-96
16.2. Кризисы спортивной карьеры1 Как правило, спортивная карьера не складывается гладко. В какой-то момент поступательное развитие спортсмена и рост его достижений становятся невозможными в данных условиях. Это вызывает негативные переживания, снижение самооценки, социальное отчуждение, желание что-то изменить в тренировочном процессе или поменять тренера, команду. Тогда говорят о наступившем в карьере кризисе. Предпосылками к появлению кризиса могут быть гипермотивация на высокий результат при отсутствии одаренности к данному виду спорта, принятие на себя повышенных обязательств, рост конкуренции, ужесточение требований к соблюдению режима, ломка тренером техники выполнения спортивного навыка или стиля деятельности, непривычно трудный и длительный спортивный сезон (Н. А. Государев). Кризисы в спортивной карьере могут возникать и при переходе спортсмена из одной возрастной категории в другую (из юношей в юниоры, из юниоров в молодежную категорию, из молодежной категории во взрослую), из любительского статуса в профессиональный. Именно на этих переходных этапах теряется много талантливых спортсменов, поскольку они не выдерживают больших нагрузок и усилившейся конкуренции. Наконец, кризис может возникнуть после значимого поражения и даже победы, например на Олимпиаде, которая приводит к резкому изменению социального статуса спортсмена. Могут вызывать кризис спортивной карьеры «внеспортивные» обстоятельства, например проблемы и трагедии в личной жизни (Р. М. Загайнов).
Выявлено, что выдающийся спортсмен способен пережить, не ухудшая своей деятельности, не более пяти типичных кризисных ситуаций. Чем старше спортсмен, тем больше вероятность возникновения кризиса и тем больше возникает необходимость в специально организованной психологической помощи спортсмену.
16.3» Причины преждевременного прерывания спортивной карьеры (отсева спортсменов) Рядом авторов были изучены факторы, влияющие на отсев учащихся из детско-юношеских спортивных школ. Важность изучения этого вопроса видна хотя бы из того, что только в течение первого года занятий отсев достигает 80%. В результате не складывается коллектив, у ребят возникает разочарование в спорте. На первом году занятий основными причинами отсева являются отсутствие устойчивого интереса к избранное вчАу ' \ гр * >ь н>» ооки в меюдике обучения и воспитания (к примеру, у час пт^ в т - «> мп - оег.г-ч оказ генных спортсменов). На втором году отсеву < их ' т > _ 'мл ю зо фас та и разряда при классификационных соревнования <, } <. < 5 «нп ы по и оювка наиболее способных учеников («натаскивание») ч<л ьг Л1ие» < фгчшочаппях, которые становятся самоцелью, а не среде I во 1 01, \гл г< > ш\ << ь (кре»ва; на третьем году — неумение совместить заняты сшп. ~,оа V учебол в пи о ге, на четвертом ~ отсутствие желаемых результатов, кома сноп смен \б< ждзеия, чго \ля занятий данным видом спорта у него ^с^осл * чч«* ^ с ос Ю. Ф. Курамшин (1975) выявит р.» п> ч ^/<«|л,.л - нлч мотвов прихода детей в спорт. Реже всего покида ш спор ив ко (< кп * и, рн \и»шва\ «хочу быть похожим на знаменитого спорте мша» (141 ^ с с I оо,а; «I разится данный вид спорта». Остальные мен нзы и,11^^ * с(» чпк ^прш гасил тренер», «ХОЧу СТаТЬ Мастером СПОрта, 4(4111110111)4 Ч., - 1 > юроны VI, сильным, ловким») не обеспечивали устойчивое гь • мь 1, ишмым видом спорта.
16.4. Проблемы и тршшгш спортсменов т различных зтапаж тщ Этап начальной спортивной специализации. Юные спортсмены сталкиваются прежде всего с несоответствием реального 'лччич*оночжч<ч процесса с их представлениями о нем и о выбранном виде спорта. «Обману ожиданий» способствуют следующие противоречия: 1) спи\уг — это не «праздник», а «чернозем работа», порой довольно нудная и "Требующая терпения и усилий над собой, 2) прежде чем приступить к освоению основных спортивных умений или игры. 10/жно выполнять общеразвчвающие упражнения, не имеющие прямого о-» ношения к выбранному виду спорта; 3) спортивные достижения поначалу малозаметны., растут не сразу с началом тренировочного процесса, а лишь по мере усвоения техники упражнения и развития качеств. Затем появляются различные страхи: боязнь тренера, старших спортсмЯВв, боязнь участия в соревнованиях, боязнь оказаться неперспективным.
Около трети спортсменов тяжело переживают уход из спорта. Возникает много новых проблем (появилось свободное время, которое некуда девать, нужно самостоятельно решать вопросы., связанные с изменением образа жизни, необходимо снова завоевывать авторитет, высокий социальный статус в новой сфере деятельности (профессии) и т. п.). Те, кто учится, могут испытывать дискомфорт от того что имеются пробелы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе, что не могут заставить себя сосредоточиться, не могут самостоятельно планировать свою работу, что психологически трудно догонять в учебе сверстников, которые ушли вперед. Ольга Корбут, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике: «Когда 12 лет назад я ушла из спорта, то разом иу просто в одночасье, перестала быть кому-либо интересна и нужна. <...> Свадьба, рождение сына только приглушили бель и отчаяние, загнали внутрь страшный еонрос: ка«<ж**ть дальше? Отвечать на него можно было не сразу. И я это "потом" все ег.-го^залз, с тодвигаез, ка:-. могла. Только бесконечно так продолжаться не могло. <...> Через некоторое время с меня сняли стипендию и назначили на должность гостренера по гимнастике. <...> Работы я не боялась, жаждала ее, какие-то правильные или неправильные шаги предпринимала. Только меня по рукам били и ни к чему серьезному ке подпускали. <...> А я хотела делать то, что мне по силам, к чему предрасположена, что дается легко и в удовольствие и пользу приносит всем. <...> И не было бы моих болячек и стрессов, безысходности и унижений. <...> Кажется, у меня еше и сейчас не завершился этот ужасный переходный период из спорта в нормальную жизнь». Советский спорт. 1989 9 марта Острота протекания кризиса, связан кого с уходом из спорта, усиливается при внезапном уходе, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Затрудняют адаптацию к новому образу жизни такие свойства личности, как обидчивость, упрямство, тревожность, нерешительность, застенчивость и пассивность. В этот период спортсмены особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке родных и друзей.
16.5. Способу т пршшы преодоления кризиса Способы и приемы, с помощью которых спортсмены преодолевают возникающие кризисы, носят сугубо индивидуальный' характер и нередко составляют личную тайну спортсмена. Многие обращаются за помощью к врачу, психологу, создают группы поддержки. Группа психологической пэддерзижи создается самим спортсменом и состоит из самых близких и дорогих для него людей, прочно завоевавших его доверие (близкие родные, друг или лагруга, тренер, психолог). В эту группу включают и тех людей, которых уже печ з жиьых.; и. чят.ъ о коюрых для данного спортсмена жива и священна. Группы психологической поддержки могут быть постоянными и ситуативными. С помощью первой группы спортсмен решает задачи реабилитации и отдыха, с помощью второй группы — только задачи основной (спортивной) деятельности (Загайнов Р. М. Пслгхолого-педагогоческис основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): Автореф. дис,... д-ра наук. СПб.
читает мно-~ь. нужно са-необходимо 1ре деятель-'1"'-рт от того лноп работе, но планиро-Т'ЛК')Г\ кото-
1 Улетна-\ - либо ин-' отчаяние, ;^ылоне ~ О.гЮТЗК -ли:-о и иа-сь. *ажда-л-и-о \*еня ать то, что ^ и пользу ... • и уии-
гэеходный марта пгваетея при ее и зной по-:лержки. 8а-гл, оак обид- -Ч-ХСИВНОСТЬ.:Л)1! ПОМОЩИ
1зиса : озн икающие яют личную г»гу. создают
И СОСТОИТ ИЗ зерне(близ-ючают и тех с лортсмена ситуативны -ии и отдыха, геятельности ТГЧ1СНЫХ си- а наук. СПб., 1992). Численность групп определяется особенностями спортсмена. Более расширенный состав наблюдается у спортсменов, переживших трудное детство или имеющих невысокий статус в спортивной команде. Психологу, попавшему в группу поддержки1, как отмечает Р. М. Загайнов, нужно быть готовым к тому, что в группе поддержки может возникнуть борьба за лидерство, поскольку каждый хочет различными путями завевать доверие спортсмена и практически постоянно находится рядом, затрудняя общение психолога со спортсменом и оказание на него необходимых воздействий. Более того, часто эти люди могут видеть в психологе конкурента, стараются помешать ему, принижают и его роль, и значение психологической помощи. Р. М. Загайнов успешно использует в работе дневник значимых переживаний, в котором спортсмены ведут записи интимного характера (о своих переживаниях, различных аспектах своей деятельности, своих ошибках). С помощью анализа записей этих дневников спортсмен осуществляет самопознание, регуляцию состояния и поведения, освобождается от переживаний (катарсис). В результате спортсмен посредством дневника осуществляет самосекундирование, что особенно важно, если отсутствуют психолог и личный тренер. Если же психолог имеется, то он осуществляет через этот дневник письменный диалог со спортсменом, делая в дневнике корректирующие записи. Естественно, при этом спортсмен должен проявлять к психологу полное доверие, а для этого необходимо, чтобы деятельность последнего базировалась на личностно-гуманном подходе (забота о спортсмене, мягкость в обращении, внимание к каждому его слову, высокий уровень культуры поведения и общения со спортсменом). Кроме того, психолог должен принять ценности спортсмена и его значимые переживания, открыть спортсмену свой внутренний мир, свои переживания и проблемы. По Р. М. Загайнову, последнее связано с использованием метода опережающего сопереживания, который зарекомендовал себя как незаменимый в ситуации, когда спортсмен по какой-либо причине «закрылся» от всех, «ушел в себя», в том числе и от психолога. В этом случае психолог сам первым делится со спортсменом своими переживаниями, обращается к нему за советом и поддержкой. Эффект данного приема усиливается за счет фактора неожиданности, так как спортсмен, ушедший в свои переживания, даже не предполагает, что его помощь нужна другому. Первой фразой психолога при этом может быть следующая: «Мне нужно с тобой посоветоваться». Нередко спортсменами используется такой способ выхода из кризиса, как переход в другой вид спорта (например, из легкой атлетики и лыжных гонок в греблю).
Игорь Писарев в течение нескольких лет занимался лыжными гонками. По достижении первого разряда у него наступил кризис, поскольку для того, чтобы получить звание мастера спорта, ему нужно было попасть в десятку лучших ленинградских лыжников. Сделать это в ближайшие один-два года было нереально, и спортсмен решил сменить вид спорта. Он выбрал греблю на байдарках, где достиг выдающихся результатов: стал серебряным призером Олипиады и многократным чемпионом страны.
Особое место занимает кризис, связанный с уходом из спорта. Он обусловлен изменением «я-образа» (представления о себе, своей значимости), так как спортсмен оказывается в новой жизненной ситуации, к которой он подчас совершенно не подготовлен. Выдающаяся фигуристка Ирина Роднина после завоевания семи титулов чемпионки мира и конфликта с тренером решила закончить спортивную карьеру. Однако через некоторое время она изменила свое решение, ибо поняла, что, перестав быть действующей спортсменкой, она не сможет найти в данный момент свое место в жизни, поскольку, будучи студенткой третьего курса института физкультуры и, следовательно, не имея диплома, дающего право на тренерскую деятельность, она не сможет устроиться на работу. Кроме обучения детей фигурному катанию, она больше ничего не умела. Пришлось продолжить спортивную карьеру и выиграть еще три золотые медали чемпионатов мира. «Расплатой» за невыход из кризиса могут быть неврозы, психосоматические и соматические заболевания, травмы, нежелательные трансформации жизненной установки, коренным образом меняющие образ жизни спортсменов, деградация личности (наркомания, алкоголизм, преступления). Однако если спортсмен заранее готовится к уходу, возможен безкризисный уход из спорта. Большую роль при этом играет получение профессионального образования за время занятий спортом, которое обеспечивает уверенность в завтрашнем дне.
16.6. Цена спортивной карьеры Внешняя привлекательность спортивных состязаний, блеск медалей и купание в лучах славы — все это достается спортсменам дорогой ценой. Это изнуряющие тренировки, травмы и заболевания, связанные со спортом. По данным Н. Б. Стамбуловой, на этапе кульминации спортивной карьеры опрошенные спортсмены имели в среднем 253 тренировочных дня в году (женщины — 262, мужчины — 240) при среднем количестве тренировочных часов в год — 1013. Наиболее типичный тренировочный режим — 6 дней в неделю по 4 часа в день (обычно двух-, реже трехразовые тренировки). Одну-две травмы имели 27% мужчин и 43% женщин, три травмы и более— 40% мужчин и 38% женщин, а наличие заболеваний, связанных со спортом, отметили 26% опрошенных). По прекращении спортивной карьеры ощущают последствия травм и заболеваний около половины спортсменов. Лишь 10% женщин и 15% мужчин не имели на протяжении спортивной карьеры серьезных травм и заболеваний, связанных со спортом. Таким образом, для большинства спортсменов здоровье оказалось скорее платой за достигнутые результаты, чем наградой. Сюда следует добавить лишение в течение многих лет обычных житейских удовольствий, развлечений. Самоограничения касаются и получения базового образования, и семейных и дружеских контактов, и сексуальной жизни, и создания собственной семьи. С этой точки зрения спортсмены среднего уровня часто оказываются в лучшем положении, чем элитные спортсмены. Елена Мухина, чемпионка мира по спортивной гимнастике: «В 9-10 лет мы ничего вокруг не видим, кроме спорта, интерес к которому так искусно разжигается. Нам кажется, что это какой-то особый мир. Мы еще не знаем, как узко это трехмерное
I обусловлен 1К как спорт-совершенно
тв чемпионки нако через недействующей ш, поскольку, льно, не имея иться на рабо-ла. Пришлось ионатов мира. оматические I жизненной. деградация
^кризисный нального об-ность в зав-
й и купание изнуряющие
фы опрошен-ы — 262, муж-Наиболее ти-10 двух-, реже женщин, три связанных со еры ощущают 10% женщин завм и заболе-енов здоровье
^ житейских базового об-I. и создания 1я часто ока-
мы ничего ается. Нам)ехмерное пространство — зал, дом, сборы. И даже при том, что спортсмены так много ездят, духовно они страшно обделены. Нагрузки, нагрузки, нагрузки, которые постоянно растут, и кажется порой, что все, сил больше нет». Огонек. 1988. № 29
16.7. Удовлетворенность спортивной карьерой Удовлетворенность спортивной карьерой определяется объективными и субъективными факторами (Н. Б. Стамбулова). Главное, на что ориентируется при этом большинство спортсменов, — соотношение уровня притязаний и уровня достигнутого. Если достиженния соответствуют уровню притязаний или превышают его, спортсмен чаще всего бывает удовлетворен своей карьерой. Далее по значимости стоит «цена спортивной карьеры». Неоправдавшиеся затраты физической и нервной энергии снижают удовлетворенность. Признание со стороны социального окружения тоже имеет значение, но не для всех спортсменов. Для большинства это лишь дополнительный фактор, усиливающий удовлетворенность или неудовлетворенность спортивной карьерой, базирующейся на других основаниях. Отчетливой зависимости удовлетворенности/неудовлетворенности от длительности спортивной карьеры не выявлено.
16.8. Особенности спортивной карьеры у мужчин и у женщин Для женщин характерны более ранние начало, кульминация и финиш спортивной карьеры по сравнению с мужчинами, если те и другие занимаются одним и тем же видом спорта. Однако при этом мужчины более активны в поиске своей спортивной специализации. Мальчики обычно сами выбирают вид спорта, сами приходят к тренеру или просят родителей отвести их в ту или иную спортивную секцию. Девочки более пассивны и больше полагаются на решение родителей или приглашение тренера. Отсюда мальчики уже имеют представление о выбираемом виде спорта (хотя весьма смутное и искаженное), а девочки формируют это представление часто только в ходе первых занятий. Несмотря на это, мальчики в три раза чаще, чем девочки, обманываются в своих ожиданиях. Неудивительно, что спортивная карьера у мужчин часто связана с двумя и более видами спорта. Женщины постояннее в своих спортивных пристрастиях. Мальчики дольше смотрят на свои спортивные занятия как на игру, развлечение. Они позднее начинают ставить перед собой спортивные цели. Девочки раньше начинают относиться к спорту как к серьезному занятию и вопринимать тренировки как труд, пытаются достичь конкретных спортивных целей. Однако стремление к достижению цели сохраняется у мужчин вплоть до ухода из спорта, а у женщин на финише карьеры значительно снижается. Спортсменки на начальном этапе и этапе углубленной тренировки испытывают больший страх и волнение перед соревнованиями, имеют более скромные притязания, чем спортсмены мужского пола, с выраженной мотивацией на избегание неудачи. Мужчины чаще настроены на успех, победу, им больше хочется прославиться, стать знаменитыми. Для них более значимы реакция беоноп.щнко* и прессы. У них чаще возникает «звездная болезнь». В то же время они болы ь озабочены недостаточным уровнем развития бойцовских качеств о силы воли Для женщин отношения с тренером важнее, чем для мужчин, они бол что нуждаются в эмоциональной поддержке. По при этом они же чаще отмечают п гп иероиеку со стороны тренера на этапе кульминации спортивной карьеры. Чащ-у них возникают и конфликты с тренерами. Женщины чаще жалуются на зависть и недоброжелательное от оол;, лис к себе подруг по команде, реже бывают удовлетворены сошпльно пспхол<■■П1чсскп>е климатом в группе или команде; им чаше удается сочетав ь занятия спортом с -ч^ бой и своими увлечениями, Мужчины с их более выраженным стремленном к ус пеху вводят для себя более жесткие ограничения. Женщины более позитивно воспринимают заключительной лтан:--.;р-.. и? е ^ карьеры. У мужчин же он связан с отплел пльными эмошоепп. гае оал: \ «ле - м, спорта их вынуждают травмы, рост конкуренции, в то оремл как лил,е. 4лг ■ использовать свой шанс и останься р. ботчаш спорте ГЛАВА 17 Болельщики как социально-психологическое явление
17.1. Боление и его мотивы Спорт (по крайней мере многие его виды) существует для зрителей и болельщиков. Что же заставляет людей ходить на спортивные соревнования? Для этого есть неколько причин. Во-первых, спортивное зрелище с его интригой, остротой борьбы является хорошей возможностью для эмоциональной зарядки людей. Ведь у всех нас есть потребность в эмоциональных переживаниях — и не только положительных. На соревнования люди ходят, чтобы поволноваться, чтобы не зажимать эмоциональные переживания как на службе, а открыто выразить свои эмоции (кричать, топать, хлопать, свистеть). Правда, особо эмоциональных болельщиков с больным сердцем неудача любимой команды может привести к инфаркту и даже смерти, что неоднократно случалось на футбольных матчах в латиноамериканских странах, темперамент болельщиков которых известен всему миру. Во-вторых, успехи «своих» (земляков или клуба, отражающего профессиональную принадлежность болельщика) дают возможность потешить свое местечковое или профессиональное самолюбие. В-третьих, для некоторых боление является способом разрядки агрессивности. В-четвертых, спортивное зрелище дает возможность испытать чувство общности, единения в болении за своих спортсменов. Московскому физиологу профессору В. В. Ефимову, проведшему еще в конце 1920-х и начале 1930-х годов немало часов за изучением, как он говорил, воображаемой, то есть производимой мысленно, работы, пришла в голову идея любопытного эксперимента. Испытуемого усаживали в удобное кресло и измеряли пульс, кровяное давление, частоту дыхания, газообмен, затем на глазах юноши, спокойно сидящего в кресле, атлет начинал упражняться со штангой, многократно выжимая ее двумя руками. В этот моменту испытуемого снова подсчитывали, измеряли кровяное давление, дыхание, газообмен. Все показатели увеличивались. Отсюда можно предположить, что во время «боления» у наиболее эмоционально переживающих людей возникают идеовегетативные и идеомоторные реакции. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. Книга третья. СПб., 1993. С.18 Дж. Лой разделил болельщиков на три группы: 1) «первичные, основные» болельщики чрезвычайно активно интересуются спортом и посещают соревнования даже в других городах и за рубежом (фанаты); 2) «вторичные» болельщики регулярно следят по радио и телевидению за спортивными соревнованиями, но редко их посещают; 3) «третичные» болельщики лишь обсуждают спортивные результаты и следят за ними, читая прессу. Болельщики приходят на стадион, уже обладая неким единым «футбольным», «хоккейным», «баскетбольным» и т. п. сознанием, что и определяет общность их эмоциональных реакций. Эмоциональные реакции болельщиков захватывают и нейтральных поначалу зрителей. Происходит это благодаря характерной для толпы особой форме коммуникации — так называемой циркулярной реакции, способствующей усилению эмоций отдельных индивидов и возникновению чувства единства со своими сторонниками. Иногда роль генератора эмоций выполняют лидеры скандирования. Для болельщиков типична предвзятость оценок «своих» и «чужих». «Местные» патриоты убеждены, что их команда играла лучше, чем соперник, и что проигрыш любимой команды несправедлив, ее просто засудили. Успехи или неудачи любимых спортсменов находят сильное отражение в настроении болельщиков. Неоднократно зафиксированы факты падения производительности труда на производствах вследствие возникшей у болельщиков депрессии после проигрыша любимой футбольной команды.
17.2. Воздействие болельщиков на эффективность деятельности спортсменов В психологии влияние заинтересованных наблюдателей на участников соревнования получило название эффекта присутствия (социальной фацилитации). Поскольку самочувствие болельщиков зависит от успехов спортсменов, за которых они болеют, свою помощь «своим» спортсменам болельщики видят в том, чтобы вдохновить их и деморализовать «чужих». Осуществляется это с помощью банеров (полотнищ с надписями и рисунками), кричалок и шума. Чтобы подбодрить свою команду, зрители поют национальные гимны, гимны своих спортивных клубов, популярные национальные песни. Стремясь деморализовать соперника шумом, используют свистки, трещотки, трубы, барабаны, файеры, взрывные пакеты. По данным ученых, шум оказывает существенное влияние на показатели работоспобности спортсменов — стрелков и тяжелоатлетов, снижая ее на 14%, и понижает точность движений фехтовальщиков в среднем на 16%. Механизм социальной фасилитации был выявлен в эксперименте, когда присутствующим зрителям завязывали глаза и они не могли оценить действия спортсменов. В итоге не было выявлено никакого влияния присутствующих зрителей на эффективность действий спортсменов — ни положительного, ни отрицательного. Следовательно, присутствие зрителей оказывает влияние на эффективность деятельности спортсменов потому, что зрители воспринимаются как люди, способные оценить деятельность спортсменов. Именно ожидание спортсменом оценки, ее боязнь создают оценочную ситуацию и эффект социальной фасилитации. Имеют значение психологические особенности спортсменов. Еще В. М. Бехтерев
и телевидению за результаты и сле-
лм «футбольным», еляет общность их <ов захватывают и зактерной для тол-жой реакции, спо-кновению чувства моций выполняют [ «чужих». «Мест-перник, и что прозе отражение в нападения произво-* болельщиков де-
)В гсменов астников соревно-фацилитации). портсменов, за котики видят в том, гея это с помощью \ма. 1ые гимны, гимны
вистки, трещотки, гх, шум оказывает менов - стрелков кений фехтоваль-
[менте, когда при-ь действия спорт-ьующих зрителей о. ни отрицательна эффективность с я как люди, спо-портсменом оценкой фасилитации. де В. М. Бехтерев отмечал, что есть люди социально возбудимые, социально тормозимые и индифферентные. Это значит, что присутствие зрителей на соревнованиях одних возбуждает и стимулирует, других затормаживает, угнетает, вызывает страх, третьи же равнодушны к присутствию зрителей. О. А. Черникова описывает следующий случай. Спортсмен второго разряда, участвуя в ответственных соревнованиях по фехтованию, должен был вести бой за выход в финал с мастером спорта. У него было сильное желание одержать победу, он испытывал большой эмоциональный подъем и чувство так называемой «спортивной злости» и выиграл этот бой. На протяжении первой половины соревнования этот спортсмен испытывал сильные стенические чувства, чему немало способствовали торжественность обстановки соревнования, масса зрителей, товарищей, знакомых... Но соревнования затянулись. Несмотря на поздний час, финальные бои решено было провести в тот же вечер. К этому времени обстановка соревнования изменилась: многие зрители покинули зал, стало пусто, неуютно; в финал вышли сильные противники. Все это вызвало изменение эмоционального состояния спортсмена. Его покинуло чувство уверенности в своих силах, исчез боевой дух, прошла «спортивная злость». Потеря энергии и уверенности в своих силах привела к тому, что он все свои бои в финале проиграл с крупным счетом. Многие спортсмены предпочитают выступать, когда на трибунах нет родных, близких и друзей. Очевидно, что их присутствие является сильным эмоциогенным фактором. Присутствие этих людей на соревнованиях одобряется спортсменами только в случае выступления их на малозначимых соревнованиях или когда соревнования проходят в другом городе, при враждебно настроенных болельщиках. Однако есть спортсмены, для которых присутствие зрителей («зевак») необходимо даже на тренировках. Я знал одного спортсмена, который, придя на самостоятельную тренировку, смотрел, есть ли люди, которые могут за ним наблюдать. Если таковых не было, он, не приступая к тренировке, уходил со спортивной площадки. Старший тренер мужской сборной страны по волейболу Вячеслав Платонов пишет о поведении инчиады (аргентинских болельщиков) на полуфинальном матче чемпионата мира, проходившем в столице Аргентины Буэнос-Айресе, следующее: «Ничего подобного я еще не видел и не слышал. Что грохот Ниагары, что рев реактивного двигателя, что наэлектризованная ярость ансамбля поп-музыки в сравнении с беснующейся инчиадой — аргентинскими болельщиками! Орущие глотки, грохочущие барабаны, трубящие трубы, щелкающие кастаньеты рвали барабанные перепонки, обжигали психику. Треск, рев, канонада — человеческого голоса в спортивном дворце не разобрать. Объясняюсь с игроками в перерывах больше жестами, чем словами». Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. Книга третья. СПб., 1993. С. 44 Как отмечает Б. Шеленберг, «положительный» зритель во всех случаях и на всех легкоатлетов оказывает благоприятное влияние, это доказывают результаты выступления на соревнованиях. Воздействие же «отрицательного» зрителя многозначно. Двадцать восемь процентов спортсменов утверждали, что «отрицательный» зритель является для них стимулятором в достижении высоких результатов, 33% спортсменов указали, что для них несущественно, как реагируют зрители,
17.3. Фанаты Фанатизм — это доведенная до крайности степень приверженности к какому-либо интересу, команде, сопровождающаяся нетерпимостью к соперникам. Фанатское движение связано главным образом с футболом и представляет собой организованное изнутри сообщество активных болельщиков, живущее по своим правилам и традициям. Фанатами являются в основном подростки и юноши, хотя среди них встречаются и взрослые люди. Половина фанатов не занимаются активно спортом, а остальные имеют самую низкую спортивную квалификацию либо вообще безразрядники. Фанаты подвержены групповому влиянию, поэтому все одеты в цвета своей любимой команды. Многие из них отмечают важность единения. Уровень культуры у них, как правило, низкий, круг интересов ограничен: чтение художественной литературы малоинтересно, они обходятся без газет и журналов. По данным В. К. Сафонова (Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003), участвуя в фанатском движении, они компенсируют свою нереализованность и отсутствие авторитета в других сферах жизни (многие отмечают, что быть фанатом престижно). По данным нашего исследования, выявилась следующая характеристика футбольных фанатов. Имеются два их вида: «местечковые» (болеют за любые команды своего города, области, страны, испытывая гордость за свою малую и большую родину) и «клубные» (болеют только за одну конкретную команду, часто не связанную с местом жительства фаната). Большинство «клубных» фанатов искренне считают, что причастны к успехам команды, поэтому значительная часть из них удовлетворяет личные амбиции, приписывает достижения команды себе, теша таким путем свое самолюбие и повышая самооценку. «Приписывая» себя к команде, хотят, чтобы она играла для них и ради них. Поэтому половина фанатов относятся негативно к заявлениям игроков, что они играют ради денег. Около половины фанатов верят в патриотизм игроков и сами считают себя патриотами. Боление за команду, в которой половина, а то и больше — иностранцы, фанаты объясняют тем, что болеют за клуб, а не за игроков. Лишь незначительная часть из них ссылается на привычку, а некоторые вообще не понимают причину этого. В спортивном соревновании для большинства фанатов важен результат, а не содержание спортивной борьбы, поэтому удовольствие они испытывают лишь в случае победы их команды. По натуре фанаты максималисты и поэтому радость после победы или злость после поражения «своей» команды проявляют бурно и агрессивно, устраивая погромы на улицах и в транспорте. Имеются две точки зрения на влияние спортивного зрелища на агрессивность зрителей. Первая сводится к тому, что когда люди наблюдают за эмоциональны-
ми причинами:
то отрицатель- Раздел IV
Психология деятельности тренеров и спортивных судей ГЛАВА 18
Психологические особенности деятельности тренеров
18.1. Психологические особенности тренерской деятельности Особенности деятельности тренера связаны прежде всего с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности — постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала. Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Не секрет, что некоторые тренеры ради быстрейшего достижения результата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсменов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят. В 70-х годах XX века один тренер по спортивной гимнастике гордился тем, что его ученица Гроздова в 12 лет вне зачета выиграла кубок СССР у всех сильнейших гимнасток страны. Однако официально она не могла считаться победительницей, так как во взрослые соревнования допускались девушки только с 14 лет. Девочка действительно обладала огромным талантом, ее называли гимнасткой будущего. Однако будущее ее не состоялось. Прошло два года. Юридически эта гимнастка уже могла участвовать во взрослых соревнованиях, а фактически — нет, так как от тяжелых нагрузок, превышавших ее возрастные особенности, у нее появились боли в костно-мышечной системе. Гимнастка была вынуждена прекратить спортивную карьеру. К сожалению, привлечь этого тренера к юридической ответственности за загубленный талант не было оснований: в Уголовном кодексе такой статьи нет. А вот другой, положительный пример. Чемпион мира по спортивной гимнастике М. Воронин с удовлетворением вспоминал: «Никто не старался выпихнуть меня поско-
лет я ел 1С работа;! -:ьш прыжок, которой работы... Мои котировались вы-?-) ' Физкультура
трессогеююсть высокое нервно-
гпоками семимет-. чтобы не видеть.: прямо с матчей
поправки в дея-Это усиливает
•а частота пульса гдельные момен-. то есть практи-Лаже на трени-
зают не только '.ечности сверх:ит. иногда по-■ себя. Раздражая от неумест- езразличен. Он <чив. Перед вымечает их. зысокая актив-элько в необхо-1л я тренера ха- "смен большей победе. благоприятные )сы тренировки «С. 1969. С. 120 зремя соревнова-
лся ое наблюдение: одос одного армей-ляалось, что в тече ние всех 40 минут матча он, не переставая, отдавал приказания, куда и кому передавать мяч, когда бросать по кольцу, когда обводить соперника, а когда не бросать и не обводить. Для игроков, допустивших ошибки, он не жалел крепких слов. Словом, тренер играл вместе с командой, сидя на скамейке запасных. Он был возбужден не меньше, а, пожалуй, больше баскетболистов, ибо "играл" за всю пятерку сразу. Может, это бы и ничего, но дело в том, что такой тренер не видит всего рисунка игры — ему не до этого. Он не способен не только предвидеть дальнейший ход борьбы, но и правильно ориентироваться в данной ситуации, забывает о своих резервах, о планах игры. Он играет. Замечания такого тренера не производят должного впечатления на игроков, к ним привыкли, их просто терпят. А когда у такого тренера вдруг появляются дельные советы, они уже до игроков не доходят» (Советский спорт. 1971. 23 января). С другой стороны, тренер, внешне спокойно принимающий неудачи и нарушения правил со стороны соперников, может восприниматься равнодушным. Это, как и чрезмерная «заведенность» тренера, может негативно сказываться на действиях спортсменов. Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные — курирует своих спортсменов на соревнованиях. Это создает напряженность в семейных отношениях и трудности в воспитании собственных детей. Один из тренеров по фехтованию, воспитавший чемпионку мира, рассказал мне, что его бросила жена, заявив: «Мне нужен муж, а не тренер». Это обстоятельство является одним из главных факторов, лимитирующих представительство тренеров-женщин в командах мастеров. Они более обременены семейными делами, воспитанием детей. Кроме того, многие женщины, тренировавшие команды, вынуждены были уйти с тренерского поста, поскольку попадали в чисто мужские взаимоотношения тренеров между собой и испытывали сексуальные домогательства со стороны спортивных судей и начальства. Не случайно, по данным Дж. Лоя, действующие тренеры-женщины обладают такими же психологическими характеристиками, как и тренеры-мужчины. Они проявляют твердость характера и достаточный уровень интеллектуального развития. Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального ритма жизни тренеров, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение. Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общения с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов. Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, — это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.
Седьмая особенность — публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.
18.2. Функции тренера Помимо основной функции — обучения и развития спортсмена — тренер выполняет и другие различные функции (исключая профессиональный спорт, где многие функции, особенно хозейственно-организаторские, выполняются другими лицами), которые условно делят на следующие группы. 1. Экспертно-консультативные: тренер выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борьбы, состоянию спортивного инвентаря и т. д.), а при работе с детскими коллективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим вопросам, не относящимся к его профессии. 2. Проектировочные: тренер должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование. Особенно следует отметить умение создавать у учеников перспективу, это значительно повышает их самоотдачу. 3. Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсменов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебного и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т. п, 4. Представительство: с одной стороны, тренер является для команды представителем руководства, а с другой — он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.). 5. Воспитательная: прежде всего целенаправленное влияние на спортсменов, но эта функция осуществляется подчас стихийно, в силу подражания учеников своему учителю. Ученики, особенно в юношеском возрасте, стремятся идентифицироваться с тренером, легко и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим очень важно, чтобы тренер обладал социально положительными чертами личности. Ведь, по словам К. Д. Ушинского, «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (Ушинский К. Д. Собр. соч. М, 1948. Т. 2. С. 29). 6. Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей учеников, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания. В процессе такого познания тренеру целесообразно соблюдать следующие правила:
Чтобы добиться желаемого от спортсменов, сам тренер обязан быть образцом преданности спорту, образцом поведения в быту. Трудно уберечь от дурных соблазнов учеников, когда они видят своего спортивного наставника с сигаретой во рту или с рюмкой в руках. Ф. Карлайл, известный тренер по плаванию. Советский спорт. 1974. 25 декабря
18.3. Профессиональные знания и умения тренера Успешность деятельности тренера определяется в первую очередь его знаниями и умениями. По теории и методике спортивной тренировки и по своему виду спорта уровень знаний у тренеров, по данным Г. Д. Бабушкина (Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985), достаточно высокий. Однако по психологии и педагогике, а также по медико-биологическим вопросам около половины тренеров отмечают недостаточность знаний. Умения делятся на гностические (умение адекватно оценивать поведение и состояние учеников, их индивидуально-психологические особенности; умение находить причины ошибок в обучении спортсменов), конструктивные (умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям, планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их), организаторские (умение организовать обучение и воспитание на тренировках и соревнованиях, организовать групповое взаимодействие), коммуникатитвные (умение устанавливать контакт с людьми, умение использовать средства общения), творческо-исследовательские (умение делать анализ тренировочных занятий и выступлений учеников на соревнованиях, работать с научной литературой и делать выводы для своей работы, планировать и осуществлять эксперименты с использованием различных нагрузок, методов обучения, способов выполнения упражнений). У тренеров с небольшим стажем, как показано Г. Д. Бабушкиным, все перечисленные умения недостаточно сформированы, однако наиболее развиты коммуникативные умения. Гностические, конструктивные и творческие умения достигают пика сформированности при стаже 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет лучше всего проявляются организаторские умения, а уровень проявления гностических и конструктивных умений снижается. Из данных этого исследования следует, что вершины мастерства тренеры достигают после 15 лет работы. Это подтверждается и тем, что наибольшая эффективность работы отмечается у тренеров со стажем 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет эффективность работы снижается. Очевидно, это является следствием их «выгорания», которое проявляется в эмоциональном истощении и снижении самооценки себя как профессионала и личности.
18.4. Авторитет и псевдоавторитет тренера Необходимым условием успешного руководства является авторитет. Тренер, обладающий авторитетом, пользуется доверием спортсменов, что создает благоприятные условия для их плодотворного сотрудничества. Авторитет тренера об-
азцом пре-соблазнов зо рту или плаванию. 25 декабря
ренера то знаниями
г порта уро-руда тренера I педагогике, "«и отмечают
ь поведение ч' ги; умение ные (умение вать систему.затруднения низовать об-:ь групповое кт с людьми, кие (умение < «ревновани-ты. планиро-;рузок, мето-
все перечис- 7ы КОММуНИ- дня д остита-гжем больше проявления 0 несмело надет работы. 1 отмечается г эффектив-"орания», конки себя как
эра . Тренер, обет благопри-тренера об условлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов прежде всего добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам. Факторы, обусловливающие авторитет тренера, зависят от возраста и опыта спортсменов. Новички большое значение придают спортивному статусу тренера (если тренер имеет высокие спортивные звания, то у учеников складывается мнение, что он является и хорошим тренером). Кроме того, для юных спортсменов важен внешний вид тренера, его вежливость и мягкость обхождения с ними. Для опытных спортсменов авторитетен тот тренер, который добивается высоких результатов, который профессионально компетентен. Личностные качества тренера отходят на второй план. Создание авторитета — задача трудная, не решающаяся сразу. Иногда этому процессу препятствуют моменты, кажущиеся на первый взгляд мелочами. Так, поздравляя после соревнований с заслуженным успехом спортсменов, часто забывают поздравить и наградить тренеров, приведших их к успеху. Несдержанные руководители могут при неудаче команды устроить «разнос» тренеру в присутствии его учеников и т. д. Даже такая, казалось бы, мелочь, как оплата питания спортсменов и тренеров на сборах может в глазах некоторых спортсменов влиять на авторитет тренера. В советское время, например, спортсмены получали на питание больше денег, чем тренеры. По этому поводу тренер мужской сборной команды СССР по волейболу сказал мне: «Как я могу быть для игроков авторитетом, когда мы сидим за одним столом и им дают больше блюд, чем мне. Мне, естественно, не нужно столько еды, сколько им, ведь они тратят на тренировках много энергии. Но многие из игроков судят о себе и тренере по тому, сколько им и нам дают суточных». Важно, чтобы тренер пользовался авторитетом не только в своей команде, но и у начальства, в других клубах. Конечно, не каждый тренер сразу может приобрести авторитет, но нельзя забывать, что авторитет специалиста, даже молодого, во многом зависит от того, как он себя ведет. Более же опытным тренерам, работающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клубных команд. Игнорирование указаний постоянного тренера часто приводит к тому, что спортсмен, приезжая со сбора, заявляет о бесполезности занятий. Не способствуют созданию и сохранению авторитета частые и порой необоснованные перестановки тренеров при неудачах команд. Конечно, нельзя отрицать, что смена руководства в момент, когда команда находится в кризисном положении и конфликтует с тренером, иногда является своеобразным социально-психологическим допингом: несколько игр после этого могут пройти успешно. Но никакой допинг не создаст фундамента для стабильности. Всплеск эмоций проходит, и команда снова вступает в полосу неудач, так как причина спада остается. Созданию авторитета способствует также высокий интеллектуальный уровень тренера: он должен быть выше, чем у его учеников. Тренер должен стремиться одерживать верх в дискуссиях со спортсменами по самым различным вопросам, но делать это следует ненавязчиво, не подчеркивая своего превосходства. Правда, слишком большой разрыв в интеллектуальном уровне тренера и спортсменов может препятствовать работе с командой
(Б. Дж. Кретти). Поэтому тренер должен работать и над интеллектуальным уровнем команды. Большинство спортсменов, имеющих богатый опыт и знания в своем виде спорта, нельзя опекать по мелочам, это может вызвать у них обиду. Наоборот, именно им тренер может доверить часть своих забот. В этом случае они могут стать активными помощниками. Такой подход был характерен для выдающегося советского тренера и педагога В. И. Алексеева. Его школа прославилась не только известными спортсменами, но и тренерами, которых он вырастил из своих учеников. Авторитет тренера не остается без изменений. Он может снижаться, часто в связи с ошибочностью прогнозов, сделанных им в отношении выступления спортсменов или их прогресса. Например, с целью воодушевления спортсмена тренер может ставить перед ним такие задачи, которые в отведенный срок оказываются невыполнимыми, поскольку они не соответствуют его способностям и уровню подготовленности. Типична ситуация, когда главным авторитетом в команде пользуется не тренер (как должно быть), а кто-то из членов команды, как правило, это один или два самых старших и опытных человека. Особенно это характерно для случаев, когда коллектив сложился давно, а тренер пришел со стороны и недавно. Возникает риск постепенного ослабления связей «тренер—команда». В подобных случаях коллектив позволяет себе вмешиваться в дела тренера. Эта ситуация может иметь два исхода: либо тренер не приобретает авторитета у команды, она становится плохо управляемой и в конце концов тренер вынужден покинуть свой пост, либо возникнет конфликт между тренером и лидерами команды и при жесткой позиции тренера команду должны будут покинуть лидеры. Последняя ситуация имела место, когда в 2007 году футбольную команду московского «Локомотива» принял известный тренер и сам в прошлом блестящий футболист А. Ф. Бышовец. Возникли трения между ним и двумя ведущими игроками, отдавшими команде много лет, — В. Евсеевым и Д. Лоськовым. В итоге оба покинули команду. Авторитет тренера во многом базируется на уровне его профессиональнолй образованности, который должен неуклонно расти, и на технической подготовленности, которая зависит в основном от предшествующей деятельности тренера в качестве спортсмена. О роли профессиональной образованности тренера для поддержания его авторитета знаменитый футбольный вратарь Лев Яшин сказал следующее: «Нынешние спортсмены учатся в разных учебных заведениях, но большинство, естественно, поступает в институты физкультуры или школы тренеров. Поэтому кое-кто из них с тренером может на равных поспорить и по сугубо специальным вопросам, сославшись при этом на конкретную страницу учебника или возразив ему что-нибудь вроде: "На лекции по физиологии говорили иначе". К нынешним нужен иной подход, нужны новые методы воспитания. А мы чаще всего идем к ним со старыми, которыми пользовались и два, и три десятилетия назад. Те испытаны, проверены на тысячах футболистов. Только на других, прежних, не нынешних. В этом все дело» (Яшин Л. Записки вратаря. М., 1976. С. 20). Роль технической подготовки тренера в создании у спортсменов авторитета можно показать на следующем примере. Выдающий тренер по легкой атлетике Виктор Ильич Алексеев решил готовить в своей спортивной школе метателей молота. Чтобы быть го-
«Начинаешь да->екрыл". Снижа-го не требуете"». г спортсменов,
м соблюдении нности самого
1Н0. 1ль построил зоднутрене-: преоблада-
| шума, кото- щ угрозу его вную работу 'риближения «закуривает :тупления на ого генерала >1 все видели, ющью сверх- можно найти ляется, когда иенов), «Рок-елую трость» лм относятся: держать эмо-к и ободряет, аиях и прини-самооблада-глазу на глаз ня возбужде-е поражения, менов до и во 1ездами», так цими удачно, и с теми, у кого есть те или иные проблемы; в курсе всех событий, каждому уделяется какое-то внимание. Среди других положительных типов, выделенных Персивалем, есть также «консультант» (объясняет спортсменам, как достичь лучшего результата), «доктор» (может помочь при травмах и заболеваниях), «оратор» (удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без излишнего давления). Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. С. 179-180
18.5. Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров Английский ученый Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру по плаванию, и опросил для этого пловцов и самих тренеров. Сравнение результатов опроса тех и других дало сходные результаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должны быть достаточно высокий интеллект, уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным. Однако изучение психологических особенностей тренеров показало, что их представление об идеальном тренере значительно расходится с тем, что они представляют собой в действительности. Совпадение было только по двум характеристикам - склонности к доминированию (управлению другими) и готовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью. Изучение психологических особенностей успешных и неуспешных тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Огилвп отмечает, что тренеры имеют твердый характер, устойчивость к психическому напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую авторитарность, то есть стремление управлять спортсменами, основываясь на своем личном мнении. Однако очевидно, что эти особенности присущи не всем выдающимся тренерам. В связи с неопределенностью полученных результатов Б. Дж. Кретти делает вывод, что успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами. В одном из исследований мы оценивали знания, умения, отношение тренеров к разным сторонам подготовки спортсменов и др. Решающим основанием распределения тренеров по группам было их отношение к разным сторонам подготовки спортсменов. Наибольшее внимание психологической подготовке уделяют заслуженные тренеры СССР, наименьшее — не имеющие звания, менее квалифицированные. Обобщая опыт общения с тренерами, можно утверждать, что высоких профессиональных результатов достигают те из них, кто изначально не ставит психологию и индивидуальность спортсмена на последнее место. ТолочекВ. А. Стили деятельности. М., 1992. С. 36 Г. Д. Бабушкин в результате изучения эффективных и неэффективных тренеров выявил, что у первых лучше сформированы все виды умений, у них чаще имеются система в работе, положительное отношение к работе, чувство долга. Из личностных качеств эффективные тренеры превосходят неэффективных по меч-
тательности, увлеченности, старательности, настойчивости, трудолюбию, энергичности, самолюбию, склонности к новаторству. Таким образом, основные различия между эффективными и неэффективными тренерами лежат в мотивационной и волевой сферах.
18.6. Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами Многое в складывании взаимоотношений между спортсменом и тренером зависит от поведения самого тренера, от понимания психологии спортсменов, от стиля руководства. Дело в том, что представления о качествах «идеального тренера» расходятся у тренера и спортсменов. Первые акцентируют внимание прежде всего на деловых и профессиональных своих качествах (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются тренерами, но им не придается решающего значения. Спортсмены же (особенно юные и женщины), наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале они смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как он тренирует. Расхождение позиций по отношению к результатам учебно-тренировочной деятельности приводит к тому, что требовательность тренера расценивается спортсменами как придирчивость, настойчивость же учеников расценивается тренерами как упрямство. Ученик открыт для тренера во всех слабостях, тренер должен быть открыт в том, что дает ученику силу. В. Радзиевский Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания. Как выявлено И. Н. Решетень и М. И. Фроловой (О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 1975. № 11. С. 20-23) спортсмены-разрядники и мастера спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров с функциональной точки зрения: они считают наиболе Date: 2015-09-22; view: 753; Нарушение авторских прав |