Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 12 page





Рудик П. А. В сб.: Психология спорта. М.: ФиС, 1959. С. 19-20

***

Итак, общая динамика формирования двигательного навыка такова. При озна­комлении с двигательным действием в первую очередь формируется сенсорный и интеллектуальный компоненты навыка, то есть зрительный образ и понятие об упражнении. В дальнейшем эти компоненты развиваются, обогащаются и в сово­купности с другими ощущениями (слуховыми, тактильными, вестибулярными, мышечно-суставными) образуют полимодальный образ-программу двигательной деятельности человека.

Формирование этого образа-программы идет от общего, схематичного к рас­члененному, детализированному, а затем к редуцированному (свернутому), обоб­щенному образу. Это делает контроль и запуск движения более быстрыми. Суще­ственной особенностью формирования сенсорного компонента навыка является возрастание прочности перцептивного следа (запоминания ощущений) с увели­чением числа повторений действия.

Концептуальная модель деятельности включает в себя память на ситуацию. С ее помощью спортсмен быстро определяет, что необходимо предпринять при возникновении той или иной ситуации (например, в спортивных играх). Память на ситуацию управляет двигательным действием на начальном его этапе, до того как начнет поступать информация по каналам обратной связи. Этот вид памяти определяет правильность или ошибочность выбора способа решения двигатель­ной задачи.

В начале овладения двигательным действием наблюдается много ошибок зрительного опознания ситуации, очень продолжительны поисковые операции, спортсмены чаще ориентируются на случайные, а не на ведущие в данной ситуа­ции признаки. Все это приводит к неправильной оценке ситуации и к принятию ошибочных решений. По мере научения, приобретения опыта возникает тонкое различение ситуаций и понимание их за короткое время, а отсюда и адекватность принимаемых решений. Создается впечатление, что решения принимаются ин­туитивно. На самом же деле речь должна идти скорее об обостренности сознания и о переводе процесса восприятия ситуации на уровень опознания, которое осу-


       
   
 




 


 
 


Роль сознательности и мышления в формировании двигательных действии неоднократно выявлялась в экспериментах. Показано, что выработка у обучаю­щихся навыков при знании их программы обучения происходит в несколько рас-


 

 
 

направлено на по-?е внешнесредовых •лнение отдельных тальности, сообща-;> приводит к тому, полняющейся дея-тью.

-и в слова и фразы, длежит речи. Уста-'л условие образова-ражнении. Как пи-инее ранее мнение, мнениям является вижений, создавае­мыми только через тями. Было показа-ж нения — важный •рык П. Л. Краткий ч. спорта. М.: ФиС,

 

начсния контроли-; и поз создает свое-ой мелодии, отража-ювым и временным в строго определен­ном двигательного

Стой

I (по Б. И. Якубчику) * спортсмена-акробата сии. 1964. №5)

ательных действий ыработка у обучаю-дит в несколько раз


 

силы (табл. 9.1). Еще больший эффект достигается в том случае, если предвари­тельное представление разучиваемого действия сочетается с практическим его вы­полнением.

Таблица 9.1

Тренирующее действие представления движений (улучшение в процентах)

 

Качества При практической тренировке При тренировке путем представлений движений
Точность движений 58,0 34,0
Быстрота постукивания 17,5 6,4
Быстрота бега на месте ИД 16,8
Сила кисти 4,9 3,3

 

Выполнение двигательных действий в уме способствует формированию адек­ватного предваряющего образа и отбору нужных двигательных элементов, улуч­шает использование прошлого опыта в этом процессе.

Л. Б. Ительсон (см: Лекции по современным проблемам психологии обуче­ния. Владимир, 1972) использовал мысленное представление алгоритма деятель­ности, сходное с методом «представления движений» А. Ц. Пуни. Введение «иде­альных проб» уменьшило суммарное число попыток (куда входили и реально осуществлявшиеся попытки), необходимых для успешного выполнения деятель­ности. Обучение ускорялось в 2 раза. При этом было установлено наличие опти­мального сочетания мысленно и реально выполняемых двигательных действий (25% — мысленных и 75% — реальных проб). Уменьшение или увеличение мыс­ленных проб от 25% ухудшало эффективность обучения.

Особое значение идеомоторная тренировка приобретает в случае невозможно­сти осуществлять двигательные действия (болезнь, травмы). В этих случаях мыс­ленное выполнение двигательных действий способствует сохранению, быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

На первых этапах идеомоторной тренировки имеется скрытая фаза, во время которой реальное выполнение двигательного действия дает больший эффект, чем в сочетании с мысленными представлениями. Такая задержка в тренирующем влиянии представления движений связана, очевидно, с тем, что адекватный образ реального действия формируется не сразу.

Идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка и в том случае, если она непродолжительна (не более 5 минут).

Кроме того, идеомоторная тренировка наиболее эффективна при овладении сложнокоординированными движениями.

Идеомоторную тренировку целесообразнее проводить не в бодрствующем со­стоянии (при оптимальной активности корковых центров), а в состоянии неглу­бокой отрешенности, полусне, когда человек становится более восприимчивым к усвоению программы разучиваемых действий.

Если же идеомоторная тренировка проводится в бодрствующем состоянии, то мысленное выполнение действий целесообразно сопровождать проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя», во внутренней ре-






 


после тренировки. Представления движения вытесняют посторонние образы, которые могут мешать настройке мышц на работу. Однако и в этом случае речь, скорее всего, идет о пред настройке, а не о тренировке.

Известная горнолыжница X Фландерс об идеомоторной тренировке: «Вы должны тренироваться, проходя трассу естественным образом, но также должны много­кратно проходить эту трассу мысленно, используя зрительные образы. <...> Когда мысленная попытка неудачна, вы просто "перематываете касету назад", благодаря чему вам не приходится кувыркаться по склону! Ваши представления порой могут быть неверными, но вы можете повторять прохождение трудного участка трассы до тех пор, пока качество не удовлетворит вас».

Ангерлейдер С. В поисках успеха (уроки побед). СПб., 1999. С. 78

Роль повторения и памяти в двигательном научении. Формирование умений не может происходить без анализа ощущений с внешних и внутренних рецепто­ров. Однако отчетливость этих ощущений наступает не сразу. Требуется повторе­ние раздражителя, которое повышает чувствительность анализатора (абсолютную и дифференцировочную) за счет снижения порогов обнаружения и различения. Кроме того, повторение позволяет переключать внимание на те детали движения и ощущения, которые при первом показе двигательного действия или выполне­нии его обучающимся ускользнули из поля внимания. Поэтому, хотя и считается, что само по себе повторение не является фактором научения, полностью с этим согласиться трудно.

Особенно это касается моторного научения, связанного с формированием но­вых двигательных действий и развитием некоторых двигательных качеств, глав­ным образом координационных (меткости, ловкости). Ведь моторное научение основывается на анализе не только внешних ощущений — слуховых, зрительных, но и внутренних — проприорецептивных. Вызвать же эти мышечно-суставные ощущения нельзя иначе, как только совершив само движение. В этом состоит и специфичность, и сложность моторного научения. Для того чтобы «прочувство­вать» движение, его надо выполнить, но сделать это сразу невозможно, так как движение должно базироваться на правильных двигательных представлениях, а их еще нет. С увеличением числа повторений информация о ранних и менее точных попытках стирается из памяти, а удельный вес последних, более правильных по­пыток увеличивается. Анализ выполняемых движений приводит к тому, что при повторении действие не остается неизменным; при правильно организованном обучении оно совершенствуется. Поэтому Н. А. Бернштейн писал, что упражне­ние есть повторение без повторения. При каждом новом повторении что-нибудь изменяется, отсекается как ненужное. Таким образом, повторение необходимо при создании условий для анализа разучиваемого двигательного действия. Без такого анализа невозможно внести коррекцию в программу двигательного дейст­вия, расставить акценты в контроле над теми или иными его элементами.

Последовательные шаги при беге опытного спортсмена так же неотличимы друг от друга, как монеты одной и той же чеканки, но эта одинаковость получается не отто­го, что мозг бегуна приладился посылать мышцам ног совершенно одинаковые дви­гательные импульсы, а только за счетбезупречной поправочной работы его сенсор­ных коррекций. Более того, точно установлено, что если бы в мышцы в самом деле были засланы подряд десять совершенно одинаковых между собой серий двига-




 

 
 

зсять уродливых е. В худшем, но и упал на втором -будь неожидан-'естом и т. п., его штампы, лишен­ие, 1991. С. 211

:крепление в памя-'?едыдущих попыт-заданной амплиту-13 ведения. Правда, ринательное влия-чнения становится

 

чество повторений выполнить десять без промаха будет ^1 освоении навыка ■«что он безукориз-фемя, затраченное

 

ло тренировки го­ни действия обыч-ния, неритмичные

 

гШ. Процесс обуче-ультаты совершае-трах движения, его Так, В. И. Гонча-гходит лучше, если внешняя обратная м часто бывает не-гься и внутренним и с проприорецеп-:ающих ощущений, Абельская устано-к при разучивании нализа не привело шь с установкой на ринимать и оцени-жков.

нил им одного из уп-оторвать ее не спеша гроваться, в какой мо-жгу. Произведя уход,




 

 
 

ссказанно уди-•. как ты дума­ть и четыре де--информатор:ли объявлены,

 

:с должно уде-::. то есть соче-ельного дейст-гь условия для тивопоставля-лшания ошиб-

чтптельнее для нутренний са-н выполнении •бность в сроч-контроль из-за нужнее отсро­чат двигатель-•пизодический

лом двигатель-ак как система их этапах обу-с ведений о со-^еход соверша­ли информация я. то есть пере­ем волов в дру-1е действиями, лемуся, нужно 1Й момент для пруется обуча-е! да подходит, ннй принадле­жи емых дейст-связи, то есть

 

> контроля над

 

лной инфор-эте видеоза-ут иметь не-




 


Воспроизведение обучающимися разучиваемого двигательного действия.

Актуализация хранящихся в памяти знаний и умений в значительной степени определяет успешность процесса обучения, ибо без тренировки процесса воспро­изведения хранящиеся в памяти сведения и образы остаются мертвым капита­лом. Нередко же тренеры не только не развивают у обучающихся способность к воспроизведению, но и вообще мало задумываются над тем, что остается в па­мяти обучающихся после показа и объяснения им двигательного действия. Такие тренеры наивно полагают, что сколько спортсмену дано сведений, столько и ус­воено, осталось в памяти.

В действительности это далеко не так. Например, после однократного показа пли двукратного словесного описания обучающимся какой-либо позы воспри­ятие, запоминание и воспроизведение элементов, из которых она состоит (поло­жение головы, рук, туловища, ног), составляет: в младших классах 53-65% при описании и 65-70% при показе, в средних классах 64-66% при описании и 75-80% при показе и в старших классах 72-85% при описании и 82-89% при показе (см.: Скитневский В. Л. Некоторые особенности усвоения школьниками учебного ма­териала по физической культуре: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1989).

Существуют выраженные индивидуальные различия в том, как спортсмены осваи­вают материал, особенно в ориентирах, которыми они пользуются при овладении двигательными навыками. Одни овладевают движениями лучше всего при просмот­ре кинофильма, для других более эффективно прослушивание и обдумывание под­робного словесного анализа упражнения и, наконец, третьи после получения самого общего представления о задаче приобретают «чувство движения» непосредствен­но в ходе его практического исполнения. Некоторые спортсмены могут успешно применять сочетание этих различных видов информации для овладения упражне­ниями и совешенствования в них.

Тренер <...> должен приспособить свои методы обучения к индивидуальным осо­бенностям воспитанника. Для того чтобы определить, на что ориентируется спорт­смен при овладении новым упражнением, тренер может просто его распросить, а затем понаблюдать за эффективностью его деятельности после применения раз­личных типов стратегии обучения.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 43

 

9.3. Кривая упражнения в двигательном навыке

Критериями формирующегося умения являются качество его выполнения; вре­мя, затрачиваемое на его выполнение, и количество допускаемых ошибок. Выра­женный в этих критериях ход освоения действия может быть графически пред­ставлен в виде кривой упражнения (рис. 9.4).

Форма кривой упражнения определяется многими факторами. Во-первых, в начале упражнения темпы научения, как правило, выше, чем в середине и осо­бенно конце упражнения. Поэтому на начальном этапе кривая идет круто вверх, а потом становится более пологой. При этом имеются как взлеты, так и спады, а также стабилизация на одном и том же уровне (так называеме «плато»). Чаще всего застой в росте качеств и в формировании навыка временный. Однако он яв­ляется серьезной причиной для переживаний спортсмена, а порой и тренера. За­держка вызывает у спортсмена недовольство, неуверенность, сомнение в успеш-


 

ном преодолении «плато», недоверие к тренеру, сомнение в рациональности используемой техники, снижение интереса к занятиям и даже желание изменить специализацию. Тем более что одно терпение или систематичность тренировок не всегда помогают преодолеть «плато». Для этого иногда приходится менять ме­тод тренировки, так как к прежнему способу возникает привыкание. Новый спо­соб тоже не сразу приводит к прогрессированию в овладении действием и, всту­пая в противоречие с укоренившимся способом, может привести к временному ухудшению качества выполнения действия.

Рис. 9.4. Кривая упражнения в двигательном навыке

Во-вторых, это сложность разучиваемого действия: чем оно сложнее, тем более пологой будет эта кривая. В-третьих, имеют значение индивидуально-типологи­ческие особенности обучающихся. Так, лица с подвижностью нервных процессов осваивают физические упражнения быстрее, чем лица с инертностью нервных процессов, поэтому в начале упражнения у первых кривая пойдет круто вверх, а у вторых — более полого. Однако затем движение кривой вверх у лиц с подвиж­ными нервными процессами замедляется, а у лиц с инертностью продолжает под­ниматься, и в результате конечная точка кривой упражнения у тех и других мо­жет совпасть. В-четвертых, успешность овладениями двигательными действиями зависит от используемого в процессе обучения метода.

Широко известно, что ни в одном навыке осваивание никогда не идет плавно и глад­ко. Наряду с теми качественными скачками и ступеньками, о которых уже говори­лось, ход выработки навыка часто включает в себя и более или менее длительные остановки, как бы заминки, иногда даже как будто временные ухудшения. «Ведь де­ло уже пошло совсем хорошо! — в отчаянии восклицает ученик. — Почему же оно опять вдруг расклеилось?!»

Опытный педагог может всегда, не покривив душой, преодолевать эти обеску­раживающие настроения учащегося. Он вправе точно заверить его, что за этою за­минкой последует качественный скачок в лучшую сторону, если только ученик не опустит руки и будет настойчиво продолжать работу, может быть только сделав не­большой перерыв в тренировке или внеся в нее временное разнообразие. Право педагога на такую уверенность основано на том, что подобные остановки (их иногда прямо называют «творческими паузами») всегда предшествуют очередному авто-


 

9.4. Устойчивость и переделка умений (навыков) \ 73


лшиональности чан не изменить сть тренировок:пгся менять ме-лие. Новый спо-Пствием и, всту-и к временному

 

■жнее, тем более ально-типологи-рзных процессов ностью нервных лет круто вверх,: > лиц с подвиж-лрололжает под-ллч и других мо-ыми действиями

 

" плавно и глад­ях уже говори-•ее длительные ечия. «Ведьде-Почему же оно

ать эти обеску-чтозаэтоюза-лько ученик не ^ько сделав не-збразие. Право овки (их иногда вредному авто­


матизационному скачку, хотя, конечно, не каждый такой скачок обязан начинаться с них.

Каждая заминка или временное ухудшение свидетельствуют о том, что между какими-то существенными фонами произошла интерференция, не позволяющая им поладить друге другом. Центральная нервная система выйдет в конце концов из по­ложения либо тем, что сумеет нужным образом приспособить и подогнать оба фо­новых механизма друг к другу, либо, если этот путь не удастся, она скомбинирует и воспитает новый, более подходящий и гибкий автоматизм взамен прежнего. На такую выработку и замену уходит какое-то время, оно и составляет содержание пе­реживаемой «творческой паузы», так огорчающей ученика.

В преодолении «плато» большая роль принадлежит тренеру, который должен убедить спортсмена, что это явление закономерное и временное, что оно может по­явиться и в дальнейшем, найти причины появления «плато» и пути их устранения.

 

9.4. Устойчивость и переделка умений (навыков)

Сохранение навыков, то есть их устойчивость, в изменяющихся условиях сорев­нований (жаркая или холодная погода, наличие или отсутствие зрителей, задерж­ка старта и г. д.) должно быть предметом особой заботы тренеров и спортсменов. Для этого на тренировках нужно моделировать по возможности эти условия, что­бы спортсмен адаптировался к ним.

Олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Л. Риттер рассказывала, что на каждой тренировке она с тренером моделировала разные ситуации, которые могли возникнуть в ходе соревнований. «Мой тренер создавал соревновательную интригу. Например, он объявлял определенную высоту и говорил мне: "Две твои соперницы уже взяли высоту. Если ты не возьмешь ее, ты выбываешь". Так мы могли повышать напряжение трени­ровки и максимально приближать ее к атмосфере больших соревнований. Когда мне удавалось уверенно взять высоту на тренировке, мой тренер мог подогреть ситуацию и сказать что-нибудь вроде: "В Корее сейчас дожди. Давай-ка как следует польем сек­тор из шланга и будем прыгать, имитируя ситуацию дождя". Затем он мог развернуть прыжковую яму и сказать, что мы должны быть готовы к перемене ветра... Постепенно у нас сложилась целая система подготовки к выступлениям в разных погодных услови­ях» (Лшерлейдер С. В поисках успеха (уроки побед). СПб., 1999. С. 120).

Быстрота исчезновения навыков и их компонентов при отсутствии упражне­ния или перерывах в их использовании определяется их видом. Сенсорные навы­ки исчезают быстрее, чем двигательные, более сложные — быстрее, чем простые. При длительном перерыве вегетативные компоненты навыка исчезают полностью, а двигательные остаются. Особенно это относится к грубой схеме упражнения, которая может сохраняться годами. Исчезают только гонкие дифференцировки.

Разрушение старого навыка происходит быстрее, если обращать внимание на детали, структуру двигательного действия, то есть если переводить процесс выполнения упражнения из мало осознаваемого в полностью осознаваемый (П. А. Рудик).

Интерференция. В процессе тренировочных занятий часто (особенно у спорт­сменов) возникает необходимость разучивать несколько двигательных действий. При этом в процессе обучения после выполнения одного двигательного действия сразу же за ним следует освоение другого, сходного или отличного по отношению




 

9.4. Устойчивость и переделка умений (навыков) "| 75


ли друг на друга,

 

тствует его пере­предыдущим уп-< >б отрицатель-сзоению нового с моментов в но-"чебниках, разби-сльном переносе ПЧ1 положитель-:лется. Речь идет навыка в новое

 

мешюе разучи-е-обходимых для V. последователь-

 

сззмышляет над

3 доведенных до г*.'у виду покры­ла не сломал се-;^ужил, что даже

■ е-ики сталкива-:-о просмотреть?г/ть для каждо--/х факторов он "з^ельного дей-работу «внут-сое" могут быть связаны... с не-еГ\ а не быть на

4 эти негативные \1 упражнений», "б.. 1999. С. 117


ся. Известно, что результаты в беге, плавании, езде на велосипеде с возрастом ухудшаются, а техника их выполнения может оставаться по-прежнему высокой.

Нередко считается, что нарушение структуры навыка (его деавтоматизация) происходит тогда, когда человек начинает сознательно анализировать и контро­лировать свое действие. Многое здесь зависит от того, привык или не привык спортсмен анализировать заучиваемые действия. Установлено, что попытка че­ловека проанализировать выполнение уже выученного действия приводит к раз­рушению структуры действия сформировавшегося стереотипа. Если же человек приучался с первых шагов освоения двигательного действия анализировать свои движения, то преднамеренное привлечение внимания к его выполнению не разру­шало динамический стереотип, он по-прежнему выполнялся с высокой эффектив­ностью (см.: Лскназий А. А. К вопросу о физиологических механизмах автомати­зации двигательного навыка // Материалы VII научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1964).

Нельзя не учитывать и того, что часто человек привлекает динамический кон­троль, то есть деавтоматизирует управление, потому что навык не получается так, как прежде. Это преднамеренная и временная деавтоматизация, которая может наблюдаться и в случае особой значимости выполняемого действия в определен­ной ситуации. При исчезновении этой ситуации навык снова будет выполняться как автоматизированный.

Деавтоматизация нужна в том случае, когда требуется разрушить старый на­вык, препятствующий формированию нового, или когда требуется внести коррек­тировку в технику старого. Однако практически дело сводится к прекращению выполнения данного действия, то есть к примитивному сведению на нет сформи­ровавшихся отношений между движениями, забыванию кинетической мелодии.


ыка принято свя­зи гательного дей--:<>гих причин, как х\дшение погод-. ловек отталкива­ло изменение со-ность, инволюция рас том. При этом ■ровне «кинетиче-яются запаздыва­ли истов. Однако но. что хотя каче-лить не приходит-


ГЛАВА 10

 

Спортивная форма как проявление высшей готовности к соревнованию

 

 

10.1. Сущность спортивной формы

Наивысшую эффективность спортивной деятельности в годичном тренировоч­ном цикле называют «спортивной формой». Спортивная форма базируется на физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но не сво­дится к ним. О. А. Черникова раскрыла психологические особенности этого со­стояния: процессы восприятия, связанные с даниымм видом спортивной деятель­ности, протекают ясно и быстро; увеличивается объем восприятия; улучшаются распределение и концентрация внимания; повышается скорость реакции; обост­ряется деятельность сознания, имеется полный сознательный контроль над свои­ми действиями и наиболее совершенное управление ими; наблюдается эмоцио­нальный подъем, настроение бодрое и жизнерадостное. Все этот приводит к рас­кованности спортсмена в принятии решений и осуществлении действий.

По данным одного исследования (см.: Мехреньгин Л. М. Дифференциально-психофи­зиологическое изучение эффективности игры волейболисток высокого класса. Психо­физиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1974), количество выполненных технико-тактических действий волейболисток в состоянии спортивной формы и вне ее было практически одинаковым. Однако была существенная разница в характеристике этих действий. Когда волейболистки были не в форме, они в основ­ном действовали по принципу надежности, то есть использовали действия, в которых были уверены, что не ошибутся. В состоянии же спортивной формы они использовали часто действия, рискованные, но неожиданные для соперника.

В этом же исследовании было выявлено, что в состоянии спортивной формы у во­лейболисток наблюдалась повышенная потребность в двигательной активности, они были «заряжены» на физическую работу.

В состоянии спортивной формы игровые действия осуществляются спортсменами быстрее. Так, по данным В. В. Медведева (см.: Психологические особенности состоя­ния тренированности (экспериментальное исследование на примере волейбола: Авто-реф. дис.... канд. наук. М, 1968), время, затрачивавшееся волейболистами при блоки­ровании, в состоянии спортивной формы равнялось 2,05 с, когда же спортсмены были не в форме это время составляло 2,66 с. Особенно важно то, что в состоянии спортив­ной формы, укорачивается время на распознавание ситуации и определение зоны, где надо поставить блок.


 

 
 

 

ей нию

 

 

)МЫ

л- ном тренировоч-рма базируется на рте.мена, но не сво-'•енности этого со-" ртпвной деятель-:: г и я; у луч шаются: ь реакции; обост-:л >ьд роль над свои-' /: к)лается эмоцио-•т приводит к рас-■: действий.

-чниальпо-психофи-к) класса. Психо-Т. 1974), количество

~ О Я и И И С11 ОрТИ вНОЙ

л л твенная разница > >рме. они в основ-действия, в которых ■Из! они использовали

лшной формы у во-ЛЛ1 активности, они

-.ч>тся спортсменами •собенности состоя-

-лр волейбола: Авто­листами при блоки-

^с спортсмены были состоянии спортив-

трелеление зоны, где


 

нервно-эмоционального напряжения у студентов во время сдачи экзаменов и за­четов // Современная высшая школа. Варшава, 1979. № 1). Однако этот феномен может появляться и у спортсменов за некоторое время до соревнований. Очевид­но, чем больше волнение и тревожность спортсмена при подготовке к соревнова­ниям, тем больше шансов выявить у них этот феномен. И поэтому совершенно справедливо замечание Н. Н. Яковлева (Биохимическая основа утомления // Теория и практика физической культуры. 1978. № 7), что объяснение состояния спортивной формы надо искать прежде всего в области психофизиологии, а так­же в нервной регуляции процессов обмена веществ при выполнении физических нагрузок перед ответственными соревнованиями.

Как же относиться к феномену повышенной реактивности? Очевидно, его нельзя рассматривать как критерий спортивной формы и при его появлении ожи­дать от спортсмена рекордных результатов. Дело в том, что состояние повышен­ной эмоциональности, длящееся долгое время, невыгодно для организма. Поведе­ние человека утрачивает пластичность. Включение в процесс регуляции симнато-адреналовой системы на полную мощность может повысить работоспособность спортсмена до уровня, который недоступен ему в обычных условиях. Однако раз­рядка возникшего доминантного очага (установки на результат) может появиться даже по неадекватному поводу, так как согласно физиологическим законам само­регуляции система, находящаяся в напряженном состоянии, стремится освобо­диться от избытка возбуждения. Не случайно наибольшее количество срывов тормозных реакций наблюдается у спортсменов в те периоды, когда идет острая борьба за место в сборной команде. В этот период отмечаются и невротические реакции тревожного ожидания, наблюдаются неадекватные формы поведения и реагирования на ситуацию.

Date: 2015-09-22; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию