Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 10 page





Спортсмены с инертностью нервных процессов лучше усваивают небольшой:бъем движений в стандартных условиях с малой вариативностью. Переход к ос­воению ими нового в работе целесообразно осуществлять только после прочного. своения предыдущего материала. Спортсмены с подвижностью нервных про­цессов лучше усваивают разнообразные действия с последующим их совершенст­вованием.

Использование соревновательного метода на тренировках также должно про­ходить с учетом типологических особенностей спортсменов. Эффективность дея­тельности спортсменов со слабой нервной системой во время контрольных сорев­нований и прикидок может повышаться, однако злоупотреблять этим методом не стоит, так как это может истощить их нервную систему перед ответственными соревнованиями. В то же время соревновательный метод хорошо стимулирует спортсменов с сильной нервной системой.

Спортсмены с высокой тревожностью чаще пользуются самоконтролем вслед­ствие своей неуверенности в правильности выполнения действия. Они чаще тре­буют от тренера обратной связи для подтверждения своей успешности. Сложные упражнения тревожные осваивают хуже, поэтому для них, как и для лиц со сла­бой нервной системой, более оптимальным является распределенный метод обу­чения. Для спортсменов с низкой тревожностью и сильной нервной системой бо­лее оптимальным является концентрированный метод обучения.

Ученики с подвижностью нервных процессов на первых этапах формирова­ния навыка опережают в успешности учеников с инертностью нервных процес­сов. Однако затем инертные догоняют подвижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Мерлинкин В. Я., Бубнов М. Е. К вопросу о влия­нии инертности-подвижности нервной системы на сохранение навыков // Акту­альные вопросы теории и методики физического воспитания школьников. Ка­зань, 1977. Вып. 1).

При перерывах в тренировочных занятиях лучше сохраняется навык у инерт­ных вследствие того, что у них лучше долговременная память.

Ранее уже говорилось, что идеомоторная тренировка ускоряет формирование навыков. Однако у спортсменов с инертностью нервных процессов эффект ее ис­пользования может быть обратным.

Быстрота прироста психомоторных качеств (силы и скоростно-силовых ка­честв) зависит от типологических особенностей спортсмена, но эта зависимость опосредована интенсивностью и объемом нагрузки. Больший прирост скоростно-силовых качеств у спортсменов с сильной нервной системой наблюдается при ис­пользовании интенсивной (околопредельной) нагрузки, а у спортсменов со сла­бой нервной системой — при использовании объемной (средней и большой ин­тенсивности) нагрузки (см.: Сальников В. А. Влияние величины интенсивности нагрузки на рост результатов у тяжелоатлетов-разрядников, различающихся ти­пологическими проявлениями свойств нервной системы: Автореф. дис.... канд.


 

наук. Л., 1975). Поэтому тренеры должны давать нагрузки с учетом силы нервной системы спортсмена.

Использование знаний о типологии спортсменов полезно и при планировании всего тренировочного цикла, то есть не только величины нагрузки, но и частоты, длительности пауз отдыха. Лицам с сильной нервной системой можно давать не только большую по интенсивности нагрузку, но и с меньшими интервалами, так как восстановление у них происходит быстрее, чем у лиц со слабой нервной си­стемой.

Спортсмены с инертностью нервных процессов могут выполнять большую на­грузку в одном занятии, но время восстановления у них больше, поэтому переры­вы между занятиями для них должны планироваться более длительные.

Темпы роста результатов. Выше уже говорилось, что формирование «своего» стиля спортивной деятельности, то есть соответствующего типологическим осо­бенностям, приводит к более высоким темпам освоения технико-тактических дей­ствий, что сказывается и на более быстром выполнении нормативов спортивных разрядов. Это было показано А. Р. Шириновым (см.: Формирование стиля веде­ния схватки у борцов-самбистов: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1988) в отноше­нии борцов (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Достижение борцами индивидуального высшего спортивного разряда при наличии «своего» и «чужого» стиля

 

 

Стиль борьбы Спортивный разряд
первый кандидат в мастера мастер спорта
«Свой» 4,0 (12) 5,0 (15) 6,8 (10)
«Чужой» 5,4 (10) 7,2 (11) 11,2 (5)

Примечание: первая цифра (без скобок) — количество лет, затраченных борцом для достижения со­ответствующей спортивной квалификации, в скобках — количество борцов, достигших этой квали­фикации.

 

Как видно из таблицы, независимо от того, каким стилем пользуются борцы — атакующим или контратакующим, прослеживается одна и та же закономерность: те спортсмены, которые используют «свой» стиль, выполняют нормативы спор­тивных разрядов раньше, чем использующие «чужой» стиль. При этом чем выше спортивный разряд, тем существеннее становятся эти различия. Так, при выпол­нении первого разряда разница составила 1,4 года, при выполнении нормы кан­дидата в мастера спорта — 2,2 года, а при выполнении норматива мастера спор­та — 4,4 года.

Устойчивость спортсменов к неблагоприятным факторам тренировочных на­грузок, в частности к монотонии, тоже обеспечивает более быстрое выполнение нормативов спортивных разрядов.

Аналогичная закономерность выявлена у стрелков из лука, только ведущим качеством у них была терпеливость. Те спортсмены, которые имели выраженный типологический комплекс терпеливости (сильную нервную систему, инертность возбуждения, преобладание торможения по внешнему балансу и преобладание


 


ч силы нервной

 

планировании но и частоты, ожно давать не -:тервалами, так ой нервной си-

 

ть большую на-ээтому переры-лтьные.

зание «своего» огическим осо-ктических дей-ов спортивных ше стиля веде-988) в отноше-

 

Таблица 7.5 эазряда

 

 

1С тер спорта

6.8 (10)

11.2 (5)

ются борцы — кономерность: рмативы спор­ном чем выше ак. при выпол-■ш нормы кан-мастера спор- тровочных на-)е выполнение лько ведущим I выраженный 1>*. инертность преобладание

я достижения со­пи их этой к вали­


зозбуждения по внутреннему балансу), достигли уровня мастера спорта и канди­дата в мастера в течение одного-двух лет, в то время как спортсмены с менее вы-эаженным комплексом терпеливости потратили на выполнение тех же разрядов зт трех до пяти лет (см.: Илларионов Г. Г., Алексеев В. А., Никаноров В. Т. Психофи­зиологические особенности мотогонщиков на льду и стрелков из лука // Психо­физиологические особенности спортивной и учебной деятельности. Л., 1984).

Тяжелоатлеты, имеющие типологический монотоноустойчивый комплекс, дольше сохраняют перспективу достижения поставленной цели, а штангисты, имеющие противоположные типологические особенности, — меньше. Это объ­ясняется тем, что тренировка штангистов довольно однообразна. Имеет значе­ние и уровень нейротизма у штангистов. Среди штангистов, не утративших пер­спективу своего роста, было значительно меньше лиц с высоким нейротизмом, чем среди потерявших такую перспективу (см.: Никитин А. М., Сальников В. А. Влияние типологических особенностей на устойчивость перспективы достиже­ния высоких спортивных результатов // Психофизиологическое изучение учеб­ной и спортивной деятельности. Л., 1981).

 

7.6. Типологические особенности и оптимальность условий спортивной деятельности

Типологические особенности свойств нервной системы важно учитывать и после произведенного отбора, уже в ходе тренировочной и соревновательной деятель­ности, поскольку в зависимости от условий этой деятельности спортсмены с раз­личными типологическими особенностями будут показывать разную эффектив­ность.

Тренировочные и соревновательные условия деятельности. Спортсмены со сла­бой нервной системой показывают на тренировочных занятиях, контрольных играх и прикидках, как правило, лучшие результаты, чем на официальных со­ревнованиях. Спортсмены же с сильной нервной системой более эффективны на соревнованиях, чем на тренировках. Это объясняется тем, что для первых сорев­нования являются чрезмерным стимулом, в то время как для вторых тренировоч­ная обстановка является недостаточно сильным раздражителем.

Это может ввести в заблуждение тренера при первом знакомстве со спортсме­ном, особенно в тех случаях, когда спортсмен знает, что его «просматривают». Спортсмен, особенно со слабой нервной системой, становится психически закре­пощенным и не показывает всего, на что способен.

В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесооб­разно учитывать эффективность деятельности спортсмена в роли начинающего и догоняющего. Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли на­чинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной систе­мой более эффективны в роли догоняющих, когда они выступают после соперни­ка и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимо­сти от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тре-


 

нер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных на дан­ном отрезке игры спортсменов.

Спортсмены со слабой нервной системой лучше выступают на соревнованиях, степень значимости которых не столь велика. В ситуации большого напряжения (при большой ответственности за исход матча, старта) их результаты ухудшают­ся. В то же время спортсмены с сильной нервной системой выступают тем лучше, чем труднее и значимее соревнование. На легкие или малозначащие игры они мо­билизуются плохо.

Поэтому для спортсменов со слабой нервной системой выгоднее принижать значимость соревнования и не требовать от них сверхусилий для достижения ин­дивидуальных или групповых целей. Спортсменов же с сильной нервной систе­мой в ряде случаев необходимо дополнительно стимулировать перед «легкими» соревнованиями, найти для них в этих соревнованиях дополнительный личный смысл.

Погодные и природные условия соревнований. В ряде видов спорта, соревнования по которым проводятся на открытой местности, существенное влияние на эффек­тивность деятельности спортсменов оказывают погодные и природные условия. При определенных погодных условиях и рельефе местности одни спортсмены получают преимущество над другими.

Так, в плохую погоду, при рыхлом снеге и неукатанной лыжне лучше чувству­ют себя лыжники, имеющие сильную нервную систему, инертность нервных про­цессов, преобладание возбуждения по внутреннему балансу, то есть с типологи­ческим комплексом терпеливости. При хорошем скольжении лучше чувствуют себя лыжники с противоположными типологическими особенностями, обладаю­щие лучшей техникой и большими скоростными возможностями. Конечно, такое сравнение возможно только при одинаковом уровне мастерства и функциональ­ной подготовленности спортсменов.

То же можно сказать и о роли рельефа местности, по которой проходит гонка. К простому и однообразному рельефу оказываются более приспособленными спортсмены с монотонофильным типологическим комплексом. Сложный рельеф предпочитают спортсмены более сильные физически и имеющие типологический комплекс терпеливости.


ективных на дан-


~:а соревнованиях, люто напряжения дътаты ухудшают-. пают тем лучше, ллие игры они мо-

 

олнее принижать я достижения ин-:>й нервной систе-перед «легкими» отельный личный

 

рта, соревнования лияние на эффек-лродные условия, одни спортсмены

 

-:е лучше чувству-)сть нервных про-» есть с типологи-лучше чувствуют остями, обладаю-н. Конечно, такое 1 и функциональ-


 

 

Раздел II

 

Психология тренировочного процесса


 

и проходит гонка, испособленными Сложный рельеф е типологический


ГЛАВА 8

 

Психологические основы

эффективности тренировочного процесса

 

Рекорды устанавливаются и соревнования выигрываются не в день выступления. Они подготавливаются в течение многих лет напряженного труда спортсменов на тренировках. Именно качество последних, а не только и не столько их продолжи­тельность и интенсивность определяет успешность подготовки спортсмена к бу­дущим успехам. Становится все более очевидным, что обеспечить достижение высокого спортивного результата простым увеличением тренировочных нагру­зок нельзя. Лишь на первых этапах тренировочного процесса такой подход обес­печивает рост результатов.

Между тем первоначально спортсмены и, к сожалению, некоторые тренеры стремятся проделать работу как можно большего объема, чтобы быстрее добить­ся желаемого результата, уподобляясь при этом людям, которые, говоря словами известного изобретателя Эдисона, согласны до изнеможения работать, вместо то­го чтобы подумать, как работать.

Качество тренировочного процесса в первую очередь определяется соблюде­нием дидактических принципов, основанных на психологических и физиологи­ческих исследованиях закономерностей реагирования спортсмена и его организ­ма на те или иные воздействия.

 

8.1. Принцип сознательности

Первостепенность принципа сознательности подчеркивал еще П. Ф. Лесгафт. Реализация этого принципа связана:

1) с пониманием спортсменами цели и задач спортивной тренировки, престиж­ности занятий спортом и меры своей ответственности за достижение высо­кого результата;

2) с умением спортсменов оценивать свои успехи и анализировать причины неудач, что помогает уберечь спортсмена как от излишней самоуверенно­сти, так и от необоснованного разочарования;

3) с осмысленным отношением к задачам, которые ставит перед спортсмена­ми тренер, так как обучение не может проходить успешно, если спортсмен не понимает этих задач, не контролирует выполняемых действий и не осо­знает ошибок, не ищет путей их устранения, не имеет представления об об­щих закономерностях обучения, функциональной и психологической под­готовки.

Конечно, сознательное отношение к тренировочному процессу нельзя выра­ботать сразу; это процесс постепенный и длительный. При этом важно не оста­навливаться на низкой степени понимания, когда спортсмен знает правило и ви­дит его применение к данной ситуации, но не знает, на чем это правило основано. Постепенно увеличивая объем знаний, спортсмен должен понять, какие психо­физиологические закономерности лежат в основе того или иного дидактического принципа.

Поэтому думающего спортсмена можно привлечь к научному анализу про­блем его вида спорта. Многие спортсмены сами, без воздействия тренера, занима­ются таким анализом, читают специальную литературу, просматривают фильмы, общаются со специалистами по психологии, физиологии, медицине. Спортсме­ны, которые проявляют такое всестороннее понимание всех аспектов своего вида спорта, обычно превосходят соперников, которые не проявляют подобного инте­реса к спорту и своей спортивной специализации.

Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его роль в по­следующей соревновательной деятельности. Спортсмену необходимо помочь в формировании «мостов понимания» между конкретными упражнениями и целост­ным движением или деятельностью, в которой ему придется участвовать. Игнори­рование этого правила, может быть, из-за предположения, что спортсмен и так зна­ет, почему он выполняет то или иное упражнение, нередко делает тренировку менее эффективной и не способствует активности спортсмена.

Думающие молодые спортсмены и более опытные часто делают полезные по­правки и замечания тренеру относительно модификации отдельных упражнений, планирования тренировок и соединения отдельных частей тренировочного процес­са в единое целое. Многие спортсмены знают значительно больше, чем порой ка­жется тренеру, о своих индивидуальных особенностях, двигательных способностях и физических качествах. Внимательное отношение к предложениям спортсмена может нередко способствовать более продуктивным тренировкам и скорейшему освоению упражнения благодаря активности и полной самоотдаче спортсмена.

Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 40, 42

Роль принципа сознательности при формировании навыков будет показана в следующей главе.

 

8.2. Принцип активности

У людей с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу и сильной нервной системой объем двигательной активности значительно больше, чем у людей с преобладанием торможения и слабой нервной системой. Очевидно, лица с этой типологией имеют от рождения более высокий заряд

Решение учебно-тренировочных задач во многом зависит от активности спорт­сменов. Последняя должна проистекать не столько от потребности в двигатель­ной активности, которая у разных спортсменов разная1, сколько от понимания


       
 
   


 


ой системой объем можения и слабой 7 ее высокий заряд


двигательной активности и им требуется больше времени для ее разрядки. Только тогда они полу­чают удовлетворение от двигательной деятельности. Кроме того, они более терпеливы, то есть мо­гут дольше работать на фоне усталости.


 

надо давать возможность спортсменам реализовать свою высокую потребность в двигательной активности большим числом повторений упражнения. Для это­го при выполнении упражнений, например общеразвивающих, тренеру нужно не объявлять число повторений, одинаковое для всех, а отсчитывать интервалы времени (вести счет, например до десяти), в течение которого каждый спорт­смен будет выполнять упражнение в том темпе, который соответствует его воз­можностям.

Высшей формой активности спортсменов является их умение частично или целиком проводить самостоятельно свои тренировки.

 

8.3. Принцип эмоциональности тренировочных занятий

Принцип активности должен подкрепляться принципом эмоциональности тре­нировок. Ведь на тренировочных занятях спортсмены (особенно юные) должны получать удовольствие. Известно, что работа над техникой выполнения двигатель­ных действий — занятие довольно скучное, приводящее часто к развитию состоя­ния монотонии (о нем говорилось в главе 4).

Однако в стремлении создать положительное эмоциональное настроение у спортсменов (радости) на тренировках тренеры не должны превращать занятие в некую развлекаловку. Ведь радость на тренировке, как и на любом занятии, — это не столько веселье, сколько радость труда, общения с товарищами и люби­мым тренером. К. Д. Ушинский писал, что на занятиях «должна царствовать серь­езность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку» (Ушин­ский К. Д. Соч. Т. 6. М., 1948. С. 259).

Основным источником радости для спортсменов на занятиях должен являться сам процесс тренировочной деятельности, связанный с освоением двигательных действий («ура, получилось!»), с преодолением страха или усталости, с ростом психомоторных качеств. Однако имеется и ряд других факторов, повышающих эмоциональность занятий.

Обстановка, в которой проходит занятие, и поведение тренера существенно влияют на эмоциональность тренировки. Эстетика зала, тренер, сам светящийся радостью и заражающий ею учеников, — все это имеет немаловажное значение. Собранность тренера, краткость и четкость его команд, бодрость тона его речи (не переходящей на крик) настраивают спортсменов на мажорный и деловой лад. В то же время его повышенное эмоциональное возбуждение, его суетливость, шум­ливость скорее приведут к повышению неорганизованной активности учащихся. Не надо сыпать на тренировке бесконечными шутками, развлекая детей, однако необходимо, чтобы строгость перемежалась улыбками, огорчения стирались ра­достью от успеха.

Эмоциональный рассказ о сильном, упорном, целеустремленном спортсмене, о мужественной спортивной борьбе, о героических подвигах спортсменов в годы Великой Отечественной войны и т. п. повышает результаты юных спортсменов в со­ревнованиях. Пловцы (перворазрядники и мастера спорта 14-16 лет) слушали рас­сказы о выдающихся спортсменах и после этого улучшали результаты в плавании


 


вольным стилем на 12% после менее эмоциональной и на 21 % после более эмоцио­нальной беседы.

Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность

и общение. М., 1993. С. 47

Использование игрового и соревновательного методов. Игра и соревнование в силу присущих им психологических особенностей — занимательности, пре­стижности и др. - вызывают у учащихся сильный эмоциональный отклик, что сказывается и на мобилизационных возможностей спортсменов. Н. Р. Богуш и Л. И. Валигура (Некоторые особенности эмоционально-волевых проявлений в представляемой и реальной соревновательной ситуации // Труды Киевского ГИФК, 1959. Вып. 2) отмечали, что соревновательная стимуляция дает больший прирост максимального темпа движений и мышечной силы, чем призывы повы­сить волевое усилие.

Однако сильное эмоциональное возбуждение мешает работе над техникой, де­лает движения импульсивными, резкими, мешает сосредоточению внимания на мышечных ощущениях. Поэтому эти методы лучше использовать в конце занятия.

Разнообразие средств и методов, используемых тренером па тренировках. Еще П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность» {Лес­гафт П. Ф. Собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 339). Поэтому тренер должен разнооб­разить средства и методы проведения тренировок — разнообразить даваемые упражнения, порядок их следования, вводить новые упражнения, чередовать занятия в зале с занятиями на воздухе и т. д.

 

8.4. Принцип систематичности (регулярности)

Постоянство упражнения является непременным условием создания прочного тренировочного эффекта. Это способствует тому, что ощущения, образы и знания, сформированные на предыдущем тренировочном занятии, не исчезают и спорт­смен начинает следующее тренировочное занятие на новом, более высоком уров­не, с определенным опытом. Поэтому систематичность предусматривает связыва­ние нового материала с предыдущим. Этому помогает использование тренером вводных предложений: «Как вам известно...», «В прошлый раз мы разучивали та­кое-то тактическое действие, сегодня мы усложним его...»

Однако при соблюдении этого принципа следует предусматривать и безнагру­зочные дни. Известно, что малый перерыв в обучении (1-3 дня) приводит к уве­личению полноты содержания образа двигательного действия, к большей отчет­ливости представления пространственных, силовых и временных характеристик движения. Это явление называется реминисценцией.

1 Желающие ознакомиться с этими закономерностями могут обратиться к книге: Ильин Е. П. Психо­физиология физического воспитания. М., 1983 (глава VII, § 3). Там же читатель найдет и физиоло-

Этот принцип базируется и на физиологических закономерностях, в частно­сти на учете фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления) энергетического по­тенциала организма спортсменов. Но рассмотрение этого вопроса находится вне компетенции психологов1.


 

8.5. Принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданий

При овладении знаниями и умениями этот принцип выражается в правиле: от про­стого — к сложному.

Мера трудности не только объективна, но и субъективна и зависит от многих факторов — биомеханических, физиологических, психологических. Если исхо­дить только из биомеханической структуры физических упражнений, то можно сделать неверное заключение о трудности того или иного задания для спортсмена.

Казалось бы, согнуть одну (последнюю) фалангу пальца на руке очень просто. Однако абсолютное большинство людей не могут сделать этого, не согнув одно­временно и другие фаланги пальцев. Дело, следовательно, в координационной предуготованности или непредуготованности людей для выполнения того или иного движения. Движения, координационно совпадающие с естественными дви­гательными актами человека, осваиваются легко и поэтому расцениваются обу­чающимися как легкие.

Трудность или легкость физических упражнений зависит также от величины затрачиваемых усилий. Например, подтягивание на кольцах — упражнение лег­кое по координации, но трудное физически, требующее определенной силы.

Трудным будет считаться спортсменом упражнение, вызывающее у него бо­язнь. Поэтому выполнение упражнения на высоком гимнастическом бревне мо­жет быть расценено как более трудное, чем на низком. Неуверенность в себе так­же повышает субъективную трудность физического упражнения.

На первых порах при овладении физическим упражнением при возникнове­нии субъективной трудности целесообразно упростить задание. Однако при этом важно не впасть в другую крайность: когда задание становится неинтересным для спортсменов. Это приведет к снижению эмоционального тонуса и целеустрем­ленности спортсменов.

 

8.6. Принцип подкрепления

Процесс обучения и воспитания требует соблюдения одного непременного усло­вия: тренер должен проявлять заинтересованность в успехах своих учеников. Реа­лизацию этого принципа тренер может осуществлять следующими путями:

гическое обоснование еще одного важного принципа спортивной тренировки — прогрессирования и оптимальной трудности заданий.

1) показывать всем своим видом, репликами, что он видит и ценит старание ученика;

2) своевременно сообщать ученику, что им сделано правильно, а где допуще­ны ошибки: без такого подкрепления ученик не сможет составить правиль­ного представления об успешности освоения двигательного навыка;

3) поощрять учеников оценками, похвалой; это формирует у них уверенность в своих силах, подкрепляет желание тренироваться и преодолевать трудно­сти и неудачи.


 


 

равиле: от про-

лпгт от многих -х. Если исхо-нип, то можно:ля спортсмена, е очень просто. -:е согнув одно-рлинационной:ения того или твенными дви-ниваются обу­хе от величины: раж пение ЛеГ-НН ОЙ СИЛЫ.

:лее у него бо­ком бревне мо-ость в себе так-

 

рн возникнове-лнако при этом интересным для и целеустрем-

 

 

■ сменного усло-; учеников. Реа-ш путями:

ценит старание

 

к а где допуще-гавить правиль-о навыка;.их уверенность олевать трудно-

 

 

прогрессирования


8.7. Принцип индивидуализации обучения и тренировки

Под индивидуализацией понимается такое построение тренировочного процесса, которое учитывает индивидуальные (психологические и физиологические) осо­бенности спортсменов для наибольшего развития у них качеств и приобретения ими знаний и навыков.

Необходимость соблюдения принципа индивидуализации обусловлена:

1) различным уровнем обученное™ и тренированности занимающихся спор­том;

2) индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсменов, которые приводят к различному реагированию на тренировочные нагруз­ки, на общение с тренером и товарищами по команде;

3) наличием у спортсменов предпочитаемого стиля деятельности;

4) различиями между лицами мужского и женского пола в уровне физиче­ских возможностей, в психологических особенностях, потребностях, целях и направленности личности.

Разделение спортсменов на группы с учетом их подготовленности имеет как плюсы (даются разные, по силам каждому, нагрузки и различные по сложности упражнения), так и минусы. Такое разделение лишает «слабых» образца для под­ражания, мешает сплочению коллектива, вызывает порой у «сильных» зазнайст­во. Чтобы предупредить эти негативные моменты, большую часть тренировочных занятий следует делать общими для опытных и начинающих спортсменов. Так поступал, например, В. И. Алексеев, создатель знаменитой легкоатлетической школы. В этом случае воспитываются коллективисты с учетом индивидуально­сти каждого, а не индивидуалисты.

Групповое и индивидуализированное обучение спортсменов — не антагонисты, поскольку они находятся в разных плоскостях организации психолого-педагогиче­ского воздействия. Групповому методу может противостоять метод индивидуаль­ного обучения (занятие только с одним спортсменом), а принципу индивидуа­лизации — метод стандартного, шаблонного обучения. И групповое, и индивиду­альное обучение может проходить как с использованием, так и без использования принципа индивидуализации.

Различные аспекты осуществления принципа индивидуализации (при фор­мировании навыков, воспитательных воздействиях, общении, нормировании на­грузок, формировании стиля деятельности) рассмотрены в соответствующих гла­вах учебника.

 

8.8. Принцип моделирования соревновательной деятельности

Date: 2015-09-22; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию