Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 17 page
_ 2г(+)-2г(-) И я(я-1)/2 где 2г(+) — количество взаимоположительных выборов в группе; 2г(-) — количество взаимоотрицательных выборов в группе; п — число членов группы. Взаимоположительным считается выбор, когда оба игрока команды оценивают друг друга положительно (+2 или +1 балл); взаимоотрицательным — когда оба игрока оценивают друг друга отрицательно (-2 или -1 балл). Это можно узнать после проведения опроса спортсменов по анкете и составления социометрической матрицы, отражающей все оценки, данные членами группы друг другу (матрица аналогична таблицам, составляемым для занесения результатов чемпионатов по спортивным играм). Пример приведен в табл. 14.3.
ченов, прояв-[ОМОЩИ и т. п.
ение ^еренциации, выполняемых >жная тенден-1\ как единое ость). Л. Фес-шя сил, удер-актически на-щности груп-нозначна. Для ы (коэффици-тва и другие), сплоченности [тно, получить шентов. [иду не только эвые, посколь-побуждающей шачение имеет)НОЙ ситуации, зедко разруша-а задний план, ь сплоченность
структуре, чем ысоком уровне эно-психологи-1Спространение ва предложила
2г(-) — коли-)В группы, манды оценива-?льным — когда i. Это можно уз-шя социометри-ппы друг другу езультатов чем- В данном примере Иванов и Петров, Петров и Попов, Иванов и Козлов дали взаимоположительный выбор, а Иванов и Сидоров, Сидоров и Козлов — взаимоотрицательный выбор. Чем больше первых выборов и меньше вторых, тем ближе индекс к единице и тем выше сплоченность команды.
15.3. Сплоченность и эффективность деятельности Считается, что положительный эмоциональный климат, сплоченность коллектива, с одной стороны, и эффективность его работы — с другой, находятся в прямой зависимости. В спортивной практике примеры этому встречаются часто. Спад в игре той или иной команды нередко связан со снижением сплоченности игроков команды. Однако возникает вопрос: приводит ли увеличение сплоченности к росту мастерства и с ним к успеху или, наоборот, появление успехов (в результате достижения спортивной формы или роста мастерства игроков) приводит к увеличению сплоченности? Однозначный ответ — что причина, а что следствие — дать трудно, хотя очевидно, что внутренние раздоры (снижение сплоченности по человеческим качествам) могут приводить и к снижению успехов. Это происходит потому, что взаимоотношения между игроками сказываются не только на их мобилизованности, но и на тактических действиях команды. Английские психологи Девид Понсоби и Морис Яфер обнаружили, что футболисты в сложных ситуациях значительно чаще передают мяч тем коллегам по команде, к которым испытывают большие симпатию и уважение. Видеозаписи показали, что делается это автоматически, подсознательно даже в тех случаях, когда футболисты получали строгие инструкции от тренеров не делать этого. Вообще следует отметить противоречивость результатов, получаемых в социальной психологии по этому вопросу. В некоторых ситуациях высокий уровень сплоченности положительно сказывался на результатах деятельности. В других случаях высокая сплоченность даже препятствовала эффективной деятельности. По данным Ф. К. Фидлера (НесНег Е Е. А ТЬеогу о(ЬеайегзЫр Ейесйуспезз. №\у Уогк: МсСга\у-НШ, 1967), команды, члены которых имели низкую потребность
в дружеских отношениях, выступали успешнее, чем команды, в которых были иг роки с потребностью в теплых и близких межличностных отношениях, Г. Леи к (Ьепк Н. Тор Реггогшапсе 1)е$рйе 1пг,егпа1 СопШсгт Ап Аптлг,пе518 1о а Рипсиопа-Н$гтс РгорозШоп /7 Зрог!:, Сикиге, апс! Зошету Ес1з. ^. \У. Ьоу, С. 3. Кенуоп. Т\е\\ Уогк: ТЬе МсМШап Сотрапу, 1969) также получил данные, согласно которым достижение высокого результата возможно, несмотря на внутренние конфликт!,», что опровергает бытующее мнение, будто команды добиваются успеха только тогда, когда между игроками установлены близкие дружеские отношения. Ленк исследовал экипажи двух команд — восьмерок по академической гребле чемпионов ФРГ с 1962 по 1964 год. При низком уровне сплоченности эти команды выиграли: одна — Олимпийские игры, а другая — чемпионат мира. Вскоре Ленк обнаружил серьезный внутригруиповой конфликт в обеих командах. Командам предсказывали раскол на две враждующие группировки. Эти данные подтверждались не только выраженной полярностью лидерства, но и социометрическими выборами и отказами. Про блемы еще более обострились с началом соревнований. Однако, несмотря на межличностные конфликты и внутригругшовую напряженность, одна из этих команд выиграла чемпионат Европы в 1963 году, а в 1964 году завоевала серебряную од им шш с кую медаль. Эффективность деятельности тоже возросла за два года, несмотря на упигпшптл-ся напряженность во взаимоотношениях. Предполагается, что при высокой сплоченности члены команды больше заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, чем о достижении высоких спортивных показателей. Попытки тренеров навязать в таких командах мо-тивационную установку на достижение цели приводят к конфликту (Мартене Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979). В то же время в командах с??ы~ сокой потребностью в дружеских связях, как показал Р. Мартене, игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью но сравнению с команд;;, ми, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковые успехи тех и других в соревновательной деятельности. Похвально, конечно, что в команде не было не только серьезных конфликтов, но и мелких ссор, что у нас царит доброжелательная обстановка. Но, поймите меня правильно, в футбольном коллективе такие взаимоотношения не всегда радуют тренеров. Мы предъявляем к игрокам очень высокие требования, а они легко прощают партнерам ошибки, не желая обидеть кого-нибудь даже справедливой критикой... Такое безразличие к игре товарищей, я бы сказал даже, отсутствие рабочей требовательности, очень мешало нам. в. Сальков, тренер команды мастеров по футболу (Советский спорт. 1979. 22 августа) Нередко стремление сохранить хороший психологический климат и сплоченность в команде приводит к тому, что в ней появляется самоуспокоенность, исчг зает принципиальная и деловая критика. Группа старается не замечать конфликтных ситуаций, требующих делового решения. Такое поведение в команде неоправданно. Замечания, высказанные в спокойном и деловом тоне, не могут нарушить сплоченности команды и тем более снизить эффективность ее деятельности. По данным В. В. Виноградова, неодобрения и резкие замечания партнеров и тренера, хотя и расценивались спортсменами как нежелательные, создающие
Коллектив, в котором люди живут без конфликтов, — это еще не дружба и сплоченность. Нужно пройти через серьезные испытания, чтобы люди поверили друг в друга. В. Третьяк, знаменитый вратарь по хоккею с шайбой (Комсомольская правда. 1978. 20 июня) Очевидно, не стоит придавать излишнего значения эмоциональной сплоченности, так же как нельзя и недооценивать ее. Вовсе не обязательно, чтобы спортсмены в команде были связаны тесными дружескими узами (этого иногда трудно требовать из-за возрастной разницы, семейного положения, разных национальных менталитетов и т. п.) и чтобы в команде существовала какая-то социальная идиллия, не допускающая конфликтности вообще. Команда может показывать стабильные высокие достижения и при среднем уровне эмоциональной сплоченности. Для формирования стойкой боевой команды важнее не избавлять ее от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их. В то же время нормальный психологический климат в команде — необходимое условие ее жизнестойкости и целеустремленности. И здесь очень важно, чтобы сплоченность проявлялась и по другому критерию — ценностно-ориентационно-му единству, то есть чтобы члены команды имели общие ценностные ориентиры (ради чего они играют), цели, нормы и установки (моральные и этические). Известно, например, что в благополучных с точки зрения психологического климата и социально зрелых группах (коллективах) нововведения и увеличение интенсивности работы воспринимаются благожелательно, а в конфликтных группах встречают сопротивление.
15.4. Факторы, влияющие на сплоченность команды Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой. Например, по коэффициенту сплоченности почти во всех обследованных нами командах мастеров деловая сплоченность была более высокой, чем эмоциональная. Спортивные команды бывают разными по структуре, и это тоже сказывается на сплоченности. Одно дело — команды в игровых видах спорта, где все игроки воспитываются одним (старшим) тренером и в основном выполняют только его установки; другое дело — сборные команды в индивидуальных видах спорта (легкой атлетике, плавании, велосипедных гонках, фигурном катании, гимнастике и т. п.). В первом случае сплоченность выше, поскольку все игроки команды находятся в тесном взаимодействии друг с другом в процессе не только соревнований, но и тренировочных занятий (проживание на сборах). У них постоянная общая цель, взаимозависимость. Во втором случае сплоченность коллектива во многих случаях ниже. Сплочение таких коллективов — дело трудное, требующее времени. Особая роль принадлежит при этом тренерам, имеющим в сборных командах своих учеников.
Иногда некоторые спортсмены с высокой потребностью в достижении отличного результата бывают раздражены и негативно реагируют на своих партнеров, у которых потребности в достижении менее выражены или уровень их подготовленности для успешного решения общегрупповой цели ниже требуемого. Следует отметить, что в командах, где игроки постоянно пререкаются друг с другом, редко бывает хороший эмоциональный климат, Чрезмерная внутригрупповая напряженность отвлекает внимание спортсменов от деятельности и требует дополнительных, иногда значительных, усилий со стороны тренера и лидеров. Однако существует оптимальный уровень напряженности, который не только допустим, но и желателен для активизации деятельности. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 46-47 Сплоченность и эффективность деятельности команды зависит от того, какие цели ставит перед собой команда в целом и каждый ее член, то есть от ценностно-ориентационного единства. Спортивные команды, игроки которых воспринимают тренировки как ситуации для общения и способ проведения свободного времени, обычно выступают менее успешно, чем команды, ставящие своей целью достижение высокого результата. Снижается успешность выступления команды и в том случае, если цели занятий спортом у ее игроков разные: одни обязательно хотят стать чемпионом, а другие играют ради денег. Отдача последних во время игры будет минимальна. Установлено, что если команды встречаются с более сильными соперниками, игроки распределяют передачи между собой независимо от характера их отношений. Следовательно, в условиях стресса поведение и деятельность игроков в командах больше зависят от стремления спортсменов достигнуть успеха, нежели от их симпатий и антипатий друг к другу.
15.5. Психологическая совместимость Важным фактором, влияющим на сплоченность команды, является психологическая совместимость ее членов. До сих пор в спортивной практике этому фактору уделяется мало внимания. Причины несовместимости и факторы совместимости могут быть разнообразными. Ю. А. Коломейцев (Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984) попытался дать классификацию различных видов совместимости/несовме-стимости. Он разделил все случаи на три группы: психофизиологическую, психологическую и социальную. Психофизиологическая совместимость включает в се- !..'ОИ I Л О'; лК'АЛР Н Г]>' >К 1 \П 1. * -в \.,ои, а,'именов пулов, уы I'»ьа I» не [ольм^ с, споршвных командах. 1м. 4.*.п'-омс плрп I V \ иражпипп, |ПИмла ь I\\л\ц>лл\е /иже 1 рео\ с г учета это-: о пспхол >! плавкого феномена. °> ■,» ^. • ■) I) пг',<*ч!1мн 'М(м|(м ({(\> -и> гу»у нн^ннчо Р И. Черньппева: I ыбю». певоркп л лл.лх. Вес вошло отлично по-прежнему. Вот что такое дружба. О, I. >;. \ я, и* и('|)1|Ь<',.а {!> чеукжеч. скд«оьавопв п ап <;т;шш без \ терба для любо- правило — не-эдку, не всегда тренеру: взгля-логическую со- 1970. 20 июля пческим, и соци-:но. В этом смыс-:торам она может •л совместимость трудно. ;;КТОрОВ. Особую
греб, был идеал ь-зоемя был в стране лю его — я старше, 'зык к своеволию... — Е. Я.) в двойке -.слать мне замеча-«:-..'Лили. Но больше
а на с совиадени-зместимость обу- оказывать влия-ер, два далеко не становятся чем-туально сильных но составленная юлит ту, которая ько и не столько
-1 *я 5.6, Соперничество (конкуренция) ш сплоченность
Сонерпичоство б команде. Практически во всех командах между игроками суще-яшчество (конкуренция) за место 15 основном составе. Если это со-л("роков ке приводит к конфликту, а лить подстегивает их на совер-р с кое! о мастерства, па лучшую функциональную готовность, то это до ввкптельрое явление. Недаром многие тренеры жалуются на от-Оу команде конкуренции лкокду троками в той или иной линии (за- Щ1\ Р • ПЛПЛ ЛЛШИ '). В сбоо ^сй команде страны [по баскетболу] мы создали две пары защитников и две порч л-рО'ЛЛ'оиих. < > Эти звенья не только во время тренировки, но и на соревнованиях нсячески пытались доказать друг другу свою силу, свое превосходство. Оба зврпл хорошо выходить на поле в стартовом составе. Они даже обижались на тренера, ост; и ол давал одному звену играть на площадке дольше, чем другому. Практи-ч за: 1., а у ох звенья стартовали по очереди, и никто б команде не мог определить, ■ л а; \:• вг; а-га рл:авсвтв зоноамым,;со ахо/р-о а стартовый состав, Здоровое со-паап'н^---оп р данном случае в каков-то меоа спосо^стровало улучшению трениро-нрм^г > а п»юи..ессз и помогло нам завоевать высокое звание чемпионов мира. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе, Ма ФиС, 1976. С. 60 Соо чиплеа! во, даже здоровое, может иметь и отрицательные последствия, орр бо.'илппх притязаниях спортсмена на успех конкуренция нередко приводит I л ■ р. ос 1га а у р.лсогорых саортсмеаов (если статус их конкурента очень высок ^ л,а.:|.к.акпвапню безысходность положения, к желанию бросить спорт пли р;.гл о <• отрабатывать иоме]>» в команде. рс р1 т коаорькми шроками команды пгно])ируются нор^мы морали, соперни-':рс I во Л)Олао.привести к конфликту. Спортсмены спортивную конкуренцию начинаю! ргррроевп ь на личные взаимоотношения. Конкуренция, доходящая до кон-у>. рил л\а овп(>, нарушает слтциады10Л!снходопгах кий климат в коллективе, л •; < I а:;;л,л.л!Ш) пролв.чястс я от[))шатслык;я |>оль конкуренции для сплочен-
ности во вновь создаваемых командах. Если в команде много претендентов на малое число вакантных мест, то сплоченность низкая; при стабилизации состава (определении спортсменов, которые войдут в лимитированное число) сплоченность повышается. Г. Г. Илларионов (Изучение особенностей проявления предпочитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности: Автореф. дис.... канд. наук. Л.. 1978) выявил в двух сборных командах велосипедистов различные коэффициенты сплоченности: 0,68 и 0,28. В первой команде в основной состав попадало 60% спортсменов из числа призванных на сбор, во второй — только 30%. Я наблюдал в сборной команде страны по волейболу то же явление: при расширенном составе (19 человек на 12 вакантных мест) коэффициент сплоченности был 0,54; при практически определенном составе (14 человек) этот коэффициент возрос до 0,74.
Сходная динамика межличностных взаимооценок и взаимовыборов наблюдалась в исследованиях зарубежных психологов: при конкуренции за место в команде количество взаимоположительных выборов уменьшалось, в сформированной команде их количество снова возрастало (рис. 15.1). б ------- ► Взаимное признание спортивных достижений —Взаимные положительные эмоциональные связи Рис. 15.1. Социограммы, характеризующие межличностные отношения в команде велосипедистов на разных тренировочных сборах в процессе подготовки к велогонке мира: а - данные, полученные на первом тренировочном сборе; б - данные, полученные на сборе, когда отбиралась команда; в - данные, полученные на сборе, в котором участвовала уже сформированная команда Следует отметить, что конкурентные отношения усиливаются при наличии у спортсменов тревожности и мнительности. Итак, конкуренция в команде может приводить и к положительным, и к отрицательным последствиям. Поэтому бытующая в спортивной среде точка зрения, что команда снизила свои результаты из-за отсутствия конкуренции, не может приниматься без доказательств и рассмотрения конкретных отношений, сложившихся в коллективе. Чрезмерная конкуренция, даже на здоровой основе, может иметь негативные последствия. Нездоровая же конкуренция приводит к ухудшению психологического климата в команде и снижает ее успехи.
тендентов на ма-лизации состава число) сплоченного типологиче-• • канд. наук. Л.,)1с коэффициенты ало 60% спортсме->дал в сборной ко-1ве (19 человек на ачески определен-
юоров наблюда-п за место в ко-в сформирован- в
велосипедистов 'ые, полученные лась команда; я команда
я при наличии
ьным, и к отри-е точка зрения, чции, не может нений, сложив-I основе, может юлит к ухудше- Date: 2015-09-22; view: 422; Нарушение авторских прав |