Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 14 page





Тревожный спортсмен вряд ли будет спокоен после освоения нового упражнения. Его будет очень волновать изменение амплуа или функции, как и любое неожидан­ное стратегическое или тактическое изменение в деятельности. Общение такого спортсмена будет, очевидно, более насыщенным по эмоциональному содержанию, чем общение менее тревожного спортсмена. Первый в отличие от менее тревожно­го будет часто рассказывать о себе, о событиях и ситуациях, в которых он побывал.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 146

Уровень тревожности влияет на выбор спортсменами того или иного стиля спортивной деятельности. Так, у высокотревожных борцов атакующий стиль встречается редко, несколько чаще наблюдается контратакующий стиль и еще ча­ще — универсальный стиль.


 


высокий, что неод-

 

-■■та. в которых тре-правило, не зани-

 

' рте мен ы с высо­кости на крупных ью имеют тенден-гточной мотивиро-

шгательные дейст­ве компенсаторные с большего внима-:я трудных и опас-альная подготовка

 

. Шувалова (Влия-нк) студентов вуза: ню плаванию сту-

 

; методах обучения них обнаружилась зограмму обучения

; и.тияние имеющиеся ■егь II ригидность, при-

\ дентов-спортсменов //' -.. 1988


Итак, мы рассмотрели два основных свойства личности, определяющих ус­пешность выступления спортсменов на соревнованиях, — агрессивность и тре­вожность. Чаще всего между ними имеются антагонистические отношения: чем больше агрессивность, тем меньше выражена тревожность, и наоборот. Исследо­вания показывают, что успешнее выступают на соревнованиях спортсмены, у ко­торых агрессивность преобладает над тревожностью (см., напр.: Лысенко Ю. Н. О взаимосвязи некоторых свойств личности с динамикой эмоционального состоя­ния гимнастов в условиях стресса // Психический стресс в спорте. Материалы всесоюзного симпозиума. Пермь, 1973).

 

11.4. Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена

По степени привлечения общественного внимания спортивная деятельность за­нимает одно из первых мест. Постоянное освещение итогов спортивных соревно­ваний в прессе, по радио и телевидению, присутствие на соревнованиях десятков тысяч зрителей, широкая система поощрения особо отличившихся спортсменов (присвоение званий, награждение правительственными наградами) оказывают влияние не только на состояние спортсменов, но и на формирование у них мно­гих черт личности, влияющих на поведение и работоспособность.

Изменение самооценки. Вместе с ростом спортивного мастерства и достиже­ний изменяется социальное положение спортсмена. Ему создаются более благо­приятные условия для тренировок, к нему повышается внимание руководителей спортивных организаций, прессы и болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что не только он зависит от других, но и другие зависят от него, в частности, от успешности его деятельности. Изменяется восприятие собственного «я», повы­шается уровень самооценки, происходит своеобразная деформация личности.


 

Изучение уровня самооценки показало, что чем выше спортивный разряд, тем вы­ше у спортсменов самооценка (оценка себя как личности вообще, вне связи со спор­том). Так, например, у баскетболисток высокая самооценка встретилась: у новичков — в 23% случаев, у разрядниц — в 36, у мастеров — в 59, у членов сборной страны — в 84% случаев. Еще более наглядно эта закономерность выявилась при двукратном об­следовании одних и тех же волейболистов, один раз — в составе клубных команд, дру­гой — в составе сборной страны. В первом случае высокая самооценка была выявлена только у 18% волейболистов, во втором случае — у 86%. Подобная закономерность про­слежена нами и у представителей других видов спорта.

Существует связь самооценки с социометрическим статусом спортсменов в ко­манде (табл. 11.4).

Таблица 11.4

Самооценка и статус спортсменов (по М. А. Запаско)1

 

 

Статус Самооценка (процент случаев)
адекватная завышенная заниженная
Высокий     -
Средний      
Низкий      
Нейтральный -    

 

Самооценка влияет на позицию спортсмена и его взаимоотношения с товари­щами. Спортсмены с завышенной самооценкой чаше занимают позицию конфлик­тующих, предпочитают индивидуальную игру коллективной, а команда относит­ся к ним в большинстве случаев скептически.

Спортсмены, которые недооценивают себя, занимают позицию пассивного при­способления; они проявляют безинициативность, конформность, боятся трудно­стей и неудач. Все это неблагоприятно отражается на росте их мастерства.

Роль высокой самооценки может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, повышение у спортсменов уровня самооценки может отражать их уве­ренность в своих силах (что отмечено и в ряде зарубежных исследований — Джон­сон, Оглви). С другой стороны, у некоторых спортсменов при резком и легком изменении их социального статуса увеличение уровня самооценки может, оче­видно, привести к самоуверенности, к появлению «звездной болезни». У спорт­сменов может укрепиться мнение, что они незаменимы в команде, что они и так все могут. Отсюда снижение требовательности к себе, ухудшение дисциплины и как следствие этого снижение спортивных результатов.

Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувст­вом коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна на­ходиться под постоянным контролем тренера. Иногда необходимо снижать ее уровень, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой его

См.: Запаско М. Н. О влиянии оценки и самооценки на межличностные отношения в спортивном коллективе // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспита­ния и спорта». М., 1976.


 


-:ыи разряд, тем вы-вне связи со спор-гплась: у новичков — з сборной страны —: при двукратном об-лубных команд, дру-;снка была выявлена закономерность про-

 

спортсменов в ко-

 

тика 11.4 КО)1

)

i резком и легком денки может, оче-олезни». У спорт-нле, что они и так ение дисциплины гиворечие с чувст-эценка должна на-злимо снижать ее гена с оценкой его

ошения в спортивном физического воспита-

 

 


со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может воз­никнуть эффект неадекватности, который сопровождается невротическими реак­циями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них причину своих неудач). Спортсмен становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива.

Неблагоприятное влияние на спортсмена оказывают ситуации, когда общест­венное мнение оценивает возможности спортсмена выше, чем оценивает их он сам и чем они есть в действительности, и когда спортсмен в результате этого бе­рет повышенные обязательства. В этом случае возникает классическая ситуация психического стресса: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своихми возможностями и, поскольку требования, по его мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех соревно­ваний, в которых победа кажется ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша.

Критика спортсменов и отсутствие к ним внимания. На состояние и дея­тельность спортсменов, а также на формирование их характера может оказы­вать влияние и отсутствие общественного внимания (игнорирование достижения спортсмена или команды), а также негативная оценка деятельности и поведения спортсменов. Не все спортсмены одинаково устойчивы к этим негативным явле­ниям, особенно когда критика со стороны прессы бывает субъективной и поверх­ностной, без выяснения объективных факторов неудачного выступления спорт­смена. Такая критика выступает резким диссонансом для спортсмена, который, переживая свою неудачу и испытывая чувство стыда, стремится к одиночеству, к изоляции от общества.

 

11.5. Эффект соперничества как социально-психологическое явление

Важным социально-психологическим феноменом является эффект соперничест­ва. Установлено, что нахождение личности в контакте с другими людьми может стимулировать ее деятельность. Даже воображаемая связь (заочный контакт) мо­жет стимулировать человека. Так, по данным Дэшиелла, рабочая активность лю­дей была больше при осведомленности, что в соседних помещениях другие люди выполняют ту же работу. Правда, при этом увеличивается лишь быстрота работы, а качество может снижаться, так как человек становится более активным, но ме­нее аккуратным.

Дети стимулируются при нахождении друг с другом, как правило, в большей степени, чем взрослые.

Люди, склонные к соперничеству, обычно предполагают эту особенность и у других независимо от того, существует она реально или нет. Они, кроме того, отрицатель­но оценивают людей, которые не стремятся к соперничеству или соревнованию.

По данным двух немецких исследователей, было установлено, что соревнова­ние между испытуемыми возникало, если субъективно воспринимаемые различия в их возможностях не превышали 25-30%. Если эти различия были больше, то со-




 


Успешность деятельности человека в присутствии других людей зависит от личностных особенностей, в частности от экстравертированности (общитель­ности). Так, П. Бекан выделил две группы — экстравертов (общительных) и ин­травертов (замкнутых) — и предложил им задание на внимание. И экстраверты, и интраверты были поделены на две подгруппы, одна из которых работала кол­лективно, а другая — в условиях индивидуального эксперимента (каждый испы­туемый был изолирован от других). Результаты эксперимента показали, что экст­раверты лучше работали коллективно, а интроверты — изолированно.

 

11.6. Спортивная этика

Во время соревнований соперники используют различные приемы, чтобы вывес­ти друг друга из душевного равновесия, вызвать растерянность. Весь вопрос в том, какими средствами это достигается. Именно поэтому в спортивном соперни­честве наиболее ярко проявляется идейная направленность спорта. Всякое спор­тивное соревнование помимо состязаний в силе, ловкости, быстроте, выносливо­сти, смекалке является и состязанием в проявлении нравственных и морально-волевых качеств спортсменов. Соперничество должно проходить в бескомпро­миссной, но честной борьбе. Поэтому нравственное воспитание спортсменов яв­ляется обязательной частью педагогической работы тренеров.

В связи с обострением борьбы на международной арене все большее значение приобретает вопрос о спортивной этике, то есть о нравственных правилах, кото­рые вытекают из идеи здорового, честного соперничества. Как писал знаменитый бегун Владимир Куц, «спорт тем и велик, что "противники" на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменять­ся рукопожатиями» (Предисловие В. Куца к кн.: Гилмор Г., Снелл П. Без труб, без барабанов. М.: ФиС, 1972. С. 8).

Высокие моральные качества должны проявляться спортсменами даже в мо­менты острейшей спортивной борьбы, что и демонстрируют многие спортсмены.

Однажды во время международных соревнований мотогонщиков в ФРГ один из швед­ских спортсменов потерпел аварию, жизнь его находилась в опасности. Два наших спортсмена, увидев истекающего кровью гонщика, прервали состязание и поспешили к нему на помощь. Они возвратились на трассу только после того, как отвезли шведа к медикам. Судейская коллегия оценила благородство этих спортсменов и сняла с их результатов время, которое они затратили на оказание помощи потерпевшему аварию. Таких примеров можно было бы привести много.

Однако дух бизнеса, проникший в профессиональный спорт, отрицательно влияет на формирование нравственных и этических черт личности спортсменов.

Кистлер и Ричардсон выявили у американских студентов университетов, занимающих­ся спортом, менее благоприятное отношение к таким понятиям, как спортивная честь, благородство, чем у студентов, не занимающихся спортом. Этот факт авторы объясня­ют тем, что существующая практика отбора спортсменов в крупные университеты, снисходительность к ним тренеров и руководителей спортивных клубов приводят к формированию определенного отношения к спорту, противоречащего представлениям




 


открытом еди-


ГЛАВА 12


 


;зма. Нередки оскорблений. 36 года футбо-зского футбо-о был удален 1стве и проиг-

 

тя создает ис-скими видами сменов любой ан духом ком-бя менеджера-зать для зрите-ены-спортсме-и обманывают овеческого ор-^армакологии. целиком в лю-считается, что гд. Но допинги юрта не было, Слава, призна-[ых людей.

-шкобежец, кото-ния анаболиков, сил: «Ну почему я от использова-согласившийся о ответ.

тст, «в системе?го банковский ль; где тот, кто еху безжизнен-ан или догово-:менов честной знает ответ на)в С. Советский


Общение в спорте как социально-психологическое

явление

 

12.1. Характеристика общения в спорте

Общение в спортивной деятельности — это связь спортсменов между собой и тре­нером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. Спецификой обще­ния в отличие от других видов коммуникации (радио, телевидение) является воз­никновение психического контакта между общающимися.

Виды общения. Общение может быть непосредственным (например, при бе­седе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневни­ка спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).

В зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межлич­ностное (например, тренер—спортсмен), личностно-групповое (тренер—коман­да) и межгрупповое (между командами). Личностно-групповое общение чаще ис­пользуется с целью обучения спортсменов, а межличностное — с воспитательны­ми целями.

Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие; если же цели исключают друг друга (во время, например, спортивного соревнования), то обще­ние приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое каса­ется только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспита­тельной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведе­нием, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании.

Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести и к взаимопресыщению (что часто наблюдается у спортсменов, находящихся дли­тельное время на сборах).

По направленности общение классифицируют следующим образом:

1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);




 


Речевые


Неречевые


 


Монологическая речь

Диалогическая речь

— Жесты

 

— Мимика


— Рассказ


Свободный диалог

 

— Действия


 


Доклад


Направленный диалог

Предметы


Выступление


Коды, символы


— Лекция

 

I— Команды

 

Рис. 12.1. Классификация средств общения

Речевые средства общения являются основными как по частоте использова­ния, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их со-



:;ым партнерам,

 

- мену или груп-:--:-ну. Например, воздействовать

 

В1леляют следу-торте. М.: ФиС,

 

л умений); ^стояния друг

изменения или юртсменов с но­ских установок, речевые и нере­


стояние, а спортсмены-игровики подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным.

Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно исполь­зование кратких речевых сообщений, к которым относятся:

• произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудить партнера действовать определенным образом;

• краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка»);

• сообщение о предполагаемых действиях — своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.;

• сообщение о местоположении своем или партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»);

• указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его» (о совместных защитных действиях в фут­боле) и т. п.;

• оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся» и т. п.;

• побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п.

Неречевые средства общения широко используются в спорте, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его почти нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками.



Жест хорош, когда он подкрепляет слово. Неопределенные хаотичные жесты со­здают впечатление нервного возбуждения, волнения и рассеивают внимание слу­шателей. Суетливая, неумеренная жестикуляция быстро утомляет, может вызвать раздражение, отвлечь внимание. Особенно мешают работе «жест фехтовальщика» (тренер многократно выбрасывает вперед руку с вытянутым указательным паль­цем), «жест пильщика» (сопровождение слов движением руки вперед-назад, парал­лельно полу), «жест дровосека» (резкое, рубящее движение руки вверх-вниз).

Но с помощью правильно использованного жеста можно что-либо демонстри­ровать, например обозначить момент соскока со снаряда...

Жесты делятся на четыре группы. Коммуникативные жесты заменяют речь. Они не нуждаются в словесном уточнении, имеют собственное значение. Это хлопки в ладоши, жесты утверждения, отрицания, приветствия, прощания, многообразные оскорбительные движения рук. Описательно-уточнительные жесты понятны только при словесном сопровождении. Например жест, показывающий направление дви­жения, величину или форму предмета, ошибку в исполнении упражнения. Жесты, выражающие состояние человека, отношение к ученику, коллеге; показывающие смятение, растерянность, неудовольствие, возмущение, насмешку. В физическом воспитании наиболее часто употребляются жесты-прикосновения... Прикоснове­ния формируют представления о положении тела, помогают объяснить детали дви­жения, указать на ошибку в его исполнении. Прикосновения означают одобрение или осуждение, могут оказать эмоциональную поддержку, успокоить. Однако жес­ты-прикосновения в большей степени, чем другие, требуют самоконтроля. Похло­пать по спине допустимо ребенка или подростка, но не взрослого. Положить руку на плечо можно молодому человеку, но не девушке.

Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение.

М., 1993. С. 41-42


Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученику). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника — информацию, не совпадающую с основ­ной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двига­тельные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Так. в гандболе, по данным В. И. Румянцевой (К вопросу об общении гандболистов в процессе игрового взаимодействия // Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1971 год. Л., 1971), вербальные средства обще­ния использовались в 31% случаев, а невербальные (в основном совместные дей­ствия) в 69% случаев1.

Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разы­грать комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складыва­ние пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в меж­дународной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболе и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе — шесть, а в гандболе — около пятидесяти.

Рассматривая моторные действия как средства общения в спортивной деятельно­сти, необходимо подчеркнуть, что <...> сами по себе они не могут быть символами каких-то сообщений. Однако они становятся коммуникативными в конкретной си­туации, когда помимо деловой функции преднамеренно используются для пере­дачи сообщений, например о способах совместного решения тактических задач в спортивных играх или для введения противника в заблуждение в единоборствах (бокс, фехтование и др.).

К коммуникативным действиям относятся совместные действия двух и более спортсменов одновременно, направленные на решение конкретной соревнова­тельной задачи, возникающей в определенной ситуации, в определенный момент деятельности (передачи, блоки, заслон)... К коммуникативным действиям относят­ся и обманные движения («финты») в единоборствах и спортиграх. Но основной це­лью здесь является намеренная передача ложной информации.

Богданова Д. Я. Некоторые вопросы психологии общения в спортивной деятельности в сб.: Вопросы психологии спорта /

Под ред. А. Ц. Пуни. Л., 1975. С. 67

К неречевым средствам общения относятся и предметы (например, эстафет­ная палочка, мяч, получаемый от партнера). Награждение победителей грамота­ми, призами, медалями тоже относят к неречевым средствам общения.

Особое место в спортивных играх занимает кодово-символическое общение с помощью схем расстановки игроков на поле, графиков прохождения дистанции.

Правда, при таких подсчетах следует учитывать, что относят исследователи к неречевым средст­вам общения. Так, по данным Ю. Л. Ханина, у волейболистов и гандболистов неречевое общение составляет лишь 8-11%. Очевидно, им не учитывались в качестве таковых пасы мяча партнерам. Кроме того, имеются индивидуальные особенности в использовании речевых и неречевых средств. По данным В. И. Румянцевой, одни спортсмены чаще пользуются речевыми средствами общения, а другие — неречевыми.

Профили общения спортсменов. В соответствии с функциями и категорияхми обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом.


 


Категории обращений делятся на ориентирующие, стимулирующие и оценоч­но-экспрессивные. Для ориентирующей категории характерны обращения спорт­сменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спорт­сменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменением внешней ситуации, мобилизации усилий. Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношение (положительного или отрицательного) спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров.

В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику (табл. 12.1).

Таблица 12.1 Типичные профили общения в спортивных играх

 

Категории общения Доля различных категорий общения во время игры, %
  баскетбол волейбол гандбол
Ориентирующая 61,6 24,5 70,3
Стимулирующая 24,7 48.2 15,3
Оценочно-экспрессивная положительная 7,1 14,6 3,1
Оценочно-экспрессивная отрицательная 6,6 12,7 11,3

 

Уровень, содержание и особенности общения спортсменов зависят:

1) от стажа совместной спортивной деятельности;

2) от знаний друг о друге;

3) от совпадения представлений о путях решения стоящих перед ними задач;

4) от статуса спортсменов и их роли в команде;

5) от физической и технико-тактической подготовленности спортсменов по отношению друг к другу;

6) от межличностных отношений.

 

12.2. Особенности общения до и во время соревнований

Как отмечает Ю. Л. Ханин, потребность спортсмена в общении с тренером в ходе подготовки к соревнованию может увеличиваться. Так, за 2-3 недели до ответст­венных соревнований у спортсменов наблюдается повышенная потребность во внимании тренера, связанная со стремлением убедиться в своей готовности, ис­править недостатки в технике и т. д. В этом случае пассивность тренера и особен­но отсутствие его замечаний, которых ждет спортсмен, могут привести к скрыто­му недовольству и даже к серьезным межличностным конфликтам.

С другой стороны, могут сказаться последствия постоянного вынужденного общения, ежедневных контактов спортсменов друг с другом и с тренером, возни-


 

кает «пресыщение» в общении. У гребцов Ю. Л. Ханин наблюдал это за 1,5-2 ме­сяца до ответственных стартов. В этом случае у спортсмена возникает негативное отношение к замечаниям, советам и указаниям тренера независимо от их умест­ности и своевременности. Спортсмену хочется побыть одному, и он начинает вос­принимать присутствие тренера как излишнюю опеку и даже как проявление не­доверия к себе.

Специфика общения на соревнованиях следующая:

1) возрастает управленческая (регулятивная) функция общения, причем у спортсменов с сильной нервной системой в значительно большей степе­ни, чем у спортсменов со слабой нервной системой;

2) общение носит в основном деловой характер;

3) по сравнению с тренировочным процессом общение на соревнованиях бо­лее ритуально, регламентировано и динамично. Ритуальность и регламен­тированность общения предусмотрены правилами соревнований в кон­кретных видах спорта. Это ритуалы приветствия, завершения спортивной борьбы;

4) в ряде видов спорта запрещено общение спортсменов с тренерами (напри­мер, в теннисе), разговоры между игроками.

В спортивных играх по мере увеличения значимости игр и нервно-психиче­ского напряжения повышаются интенсивность общения игроков, общее управле­ние командой, количество одобрений и порицаний партнеров, но уменьшается число ответных реакций (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Влияние условий деятельности на игровые взаимоотношения баскетболисток (по Ю. Л. Ханину)

 

  Условия деятельности
Компоненты общения трени­ровка товари­щеские игры офици­альные игры
Общее управление 1,2 2,5 3,2
Персональное управление 5,4 5,8 5,4
Одобрение партнеров 0,8 1,2 1,2
Порицание партнеров 0,6 0,2 1,6
Положительная ответная реакция М 1,4 1,4
Отрицательная ответная реакция 2,0 0,2 0,6
Интенсивность общения 10,8 11,6 13,6

 

Однако это увеличение происходит только за счет игроков, имеющих в коман­де высокий статус. Игроки с низким статусом имеют невысокий уровень обще­ния, не зависящий от значимости игр.


 


это за 1,5-2 ме­кает негативное мо от их умест­ен начинает вос-проявление не-

 

 

сения, причем большей степе-

 

 

)евнованиях бо-сть и регламен­та ований в кон-ния спортивной

 

нерами (напри-

 

1ервно-психиче-общее управле-то уменьшается

 

1а 12.2 ения

 

 

ши­зы е


12.3. Установление взаимопонимания между участниками общения

Существенным условием успешного общения спортсменов друг с другом и с тре­нером является взаимопонимание между ними. Отсутствие взаимопонимания приводит к нарушению взаимодействия во время спортивной деятельности, а подчас и к конфликтам. Так, тренер может расценивать проявление его учени­ком настойчивости как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины. Ученики же могут принимать требовательность тренера за придир­чивость.

Date: 2015-09-22; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию