Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 14 page
Тревожный спортсмен вряд ли будет спокоен после освоения нового упражнения. Его будет очень волновать изменение амплуа или функции, как и любое неожиданное стратегическое или тактическое изменение в деятельности. Общение такого спортсмена будет, очевидно, более насыщенным по эмоциональному содержанию, чем общение менее тревожного спортсмена. Первый в отличие от менее тревожного будет часто рассказывать о себе, о событиях и ситуациях, в которых он побывал. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 146 Уровень тревожности влияет на выбор спортсменами того или иного стиля спортивной деятельности. Так, у высокотревожных борцов атакующий стиль встречается редко, несколько чаще наблюдается контратакующий стиль и еще чаще — универсальный стиль.
высокий, что неод-
-■■та. в которых тре-правило, не зани-
' рте мен ы с высокости на крупных ью имеют тенден-гточной мотивиро- шгательные действе компенсаторные с большего внима-:я трудных и опас-альная подготовка
. Шувалова (Влия-нк) студентов вуза: ню плаванию сту-
; методах обучения них обнаружилась зограмму обучения ; и.тияние имеющиеся ■егь II ригидность, при- \ дентов-спортсменов //' -.. 1988 Итак, мы рассмотрели два основных свойства личности, определяющих успешность выступления спортсменов на соревнованиях, — агрессивность и тревожность. Чаще всего между ними имеются антагонистические отношения: чем больше агрессивность, тем меньше выражена тревожность, и наоборот. Исследования показывают, что успешнее выступают на соревнованиях спортсмены, у которых агрессивность преобладает над тревожностью (см., напр.: Лысенко Ю. Н. О взаимосвязи некоторых свойств личности с динамикой эмоционального состояния гимнастов в условиях стресса // Психический стресс в спорте. Материалы всесоюзного симпозиума. Пермь, 1973).
11.4. Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена По степени привлечения общественного внимания спортивная деятельность занимает одно из первых мест. Постоянное освещение итогов спортивных соревнований в прессе, по радио и телевидению, присутствие на соревнованиях десятков тысяч зрителей, широкая система поощрения особо отличившихся спортсменов (присвоение званий, награждение правительственными наградами) оказывают влияние не только на состояние спортсменов, но и на формирование у них многих черт личности, влияющих на поведение и работоспособность. Изменение самооценки. Вместе с ростом спортивного мастерства и достижений изменяется социальное положение спортсмена. Ему создаются более благоприятные условия для тренировок, к нему повышается внимание руководителей спортивных организаций, прессы и болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что не только он зависит от других, но и другие зависят от него, в частности, от успешности его деятельности. Изменяется восприятие собственного «я», повышается уровень самооценки, происходит своеобразная деформация личности.
Изучение уровня самооценки показало, что чем выше спортивный разряд, тем выше у спортсменов самооценка (оценка себя как личности вообще, вне связи со спортом). Так, например, у баскетболисток высокая самооценка встретилась: у новичков — в 23% случаев, у разрядниц — в 36, у мастеров — в 59, у членов сборной страны — в 84% случаев. Еще более наглядно эта закономерность выявилась при двукратном обследовании одних и тех же волейболистов, один раз — в составе клубных команд, другой — в составе сборной страны. В первом случае высокая самооценка была выявлена только у 18% волейболистов, во втором случае — у 86%. Подобная закономерность прослежена нами и у представителей других видов спорта. Существует связь самооценки с социометрическим статусом спортсменов в команде (табл. 11.4). Таблица 11.4 Самооценка и статус спортсменов (по М. А. Запаско)1
Самооценка влияет на позицию спортсмена и его взаимоотношения с товарищами. Спортсмены с завышенной самооценкой чаше занимают позицию конфликтующих, предпочитают индивидуальную игру коллективной, а команда относится к ним в большинстве случаев скептически. Спортсмены, которые недооценивают себя, занимают позицию пассивного приспособления; они проявляют безинициативность, конформность, боятся трудностей и неудач. Все это неблагоприятно отражается на росте их мастерства. Роль высокой самооценки может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, повышение у спортсменов уровня самооценки может отражать их уверенность в своих силах (что отмечено и в ряде зарубежных исследований — Джонсон, Оглви). С другой стороны, у некоторых спортсменов при резком и легком изменении их социального статуса увеличение уровня самооценки может, очевидно, привести к самоуверенности, к появлению «звездной болезни». У спортсменов может укрепиться мнение, что они незаменимы в команде, что они и так все могут. Отсюда снижение требовательности к себе, ухудшение дисциплины и как следствие этого снижение спортивных результатов. Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувством коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна находиться под постоянным контролем тренера. Иногда необходимо снижать ее уровень, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой его См.: Запаско М. Н. О влиянии оценки и самооценки на межличностные отношения в спортивном коллективе // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976.
-:ыи разряд, тем вы-вне связи со спор-гплась: у новичков — з сборной страны —: при двукратном об-лубных команд, дру-;снка была выявлена закономерность про-
спортсменов в ко-
тика 11.4 КО)1 )
2э со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может возникнуть эффект неадекватности, который сопровождается невротическими реакциями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них причину своих неудач). Спортсмен становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива. Неблагоприятное влияние на спортсмена оказывают ситуации, когда общественное мнение оценивает возможности спортсмена выше, чем оценивает их он сам и чем они есть в действительности, и когда спортсмен в результате этого берет повышенные обязательства. В этом случае возникает классическая ситуация психического стресса: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своихми возможностями и, поскольку требования, по его мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех соревнований, в которых победа кажется ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша. Критика спортсменов и отсутствие к ним внимания. На состояние и деятельность спортсменов, а также на формирование их характера может оказывать влияние и отсутствие общественного внимания (игнорирование достижения спортсмена или команды), а также негативная оценка деятельности и поведения спортсменов. Не все спортсмены одинаково устойчивы к этим негативным явлениям, особенно когда критика со стороны прессы бывает субъективной и поверхностной, без выяснения объективных факторов неудачного выступления спортсмена. Такая критика выступает резким диссонансом для спортсмена, который, переживая свою неудачу и испытывая чувство стыда, стремится к одиночеству, к изоляции от общества.
11.5. Эффект соперничества как социально-психологическое явление Важным социально-психологическим феноменом является эффект соперничества. Установлено, что нахождение личности в контакте с другими людьми может стимулировать ее деятельность. Даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека. Так, по данным Дэшиелла, рабочая активность людей была больше при осведомленности, что в соседних помещениях другие люди выполняют ту же работу. Правда, при этом увеличивается лишь быстрота работы, а качество может снижаться, так как человек становится более активным, но менее аккуратным. Дети стимулируются при нахождении друг с другом, как правило, в большей степени, чем взрослые. Люди, склонные к соперничеству, обычно предполагают эту особенность и у других независимо от того, существует она реально или нет. Они, кроме того, отрицательно оценивают людей, которые не стремятся к соперничеству или соревнованию. По данным двух немецких исследователей, было установлено, что соревнование между испытуемыми возникало, если субъективно воспринимаемые различия в их возможностях не превышали 25-30%. Если эти различия были больше, то со-
11.6. Спортивная этика Во время соревнований соперники используют различные приемы, чтобы вывести друг друга из душевного равновесия, вызвать растерянность. Весь вопрос в том, какими средствами это достигается. Именно поэтому в спортивном соперничестве наиболее ярко проявляется идейная направленность спорта. Всякое спортивное соревнование помимо состязаний в силе, ловкости, быстроте, выносливости, смекалке является и состязанием в проявлении нравственных и морально-волевых качеств спортсменов. Соперничество должно проходить в бескомпромиссной, но честной борьбе. Поэтому нравственное воспитание спортсменов является обязательной частью педагогической работы тренеров. В связи с обострением борьбы на международной арене все большее значение приобретает вопрос о спортивной этике, то есть о нравственных правилах, которые вытекают из идеи здорового, честного соперничества. Как писал знаменитый бегун Владимир Куц, «спорт тем и велик, что "противники" на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменяться рукопожатиями» (Предисловие В. Куца к кн.: Гилмор Г., Снелл П. Без труб, без барабанов. М.: ФиС, 1972. С. 8). Высокие моральные качества должны проявляться спортсменами даже в моменты острейшей спортивной борьбы, что и демонстрируют многие спортсмены. Однажды во время международных соревнований мотогонщиков в ФРГ один из шведских спортсменов потерпел аварию, жизнь его находилась в опасности. Два наших спортсмена, увидев истекающего кровью гонщика, прервали состязание и поспешили к нему на помощь. Они возвратились на трассу только после того, как отвезли шведа к медикам. Судейская коллегия оценила благородство этих спортсменов и сняла с их результатов время, которое они затратили на оказание помощи потерпевшему аварию. Таких примеров можно было бы привести много. Однако дух бизнеса, проникший в профессиональный спорт, отрицательно влияет на формирование нравственных и этических черт личности спортсменов. Кистлер и Ричардсон выявили у американских студентов университетов, занимающихся спортом, менее благоприятное отношение к таким понятиям, как спортивная честь, благородство, чем у студентов, не занимающихся спортом. Этот факт авторы объясняют тем, что существующая практика отбора спортсменов в крупные университеты, снисходительность к ним тренеров и руководителей спортивных клубов приводят к формированию определенного отношения к спорту, противоречащего представлениям
открытом еди- ГЛАВА 12
;зма. Нередки оскорблений. 36 года футбо-зского футбо-о был удален 1стве и проиг-
тя создает ис-скими видами сменов любой ан духом ком-бя менеджера-зать для зрите-ены-спортсме-и обманывают овеческого ор-^армакологии. целиком в лю-считается, что гд. Но допинги юрта не было, Слава, призна-[ых людей. -шкобежец, кото-ния анаболиков, сил: «Ну почему я от использова-согласившийся о ответ. тст, «в системе?го банковский ль; где тот, кто еху безжизнен-ан или догово-:менов честной знает ответ на)в С. Советский Общение в спорте как социально-психологическое явление
12.1. Характеристика общения в спорте Общение в спортивной деятельности — это связь спортсменов между собой и тренером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. Спецификой общения в отличие от других видов коммуникации (радио, телевидение) является возникновение психического контакта между общающимися. Виды общения. Общение может быть непосредственным (например, при беседе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневника спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена). В зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межличностное (например, тренер—спортсмен), личностно-групповое (тренер—команда) и межгрупповое (между командами). Личностно-групповое общение чаще используется с целью обучения спортсменов, а межличностное — с воспитательными целями. Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие; если же цели исключают друг друга (во время, например, спортивного соревнования), то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспитательной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании. Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести и к взаимопресыщению (что часто наблюдается у спортсменов, находящихся длительное время на сборах). По направленности общение классифицируют следующим образом: 1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
Речевые Неречевые
Монологическая речь Диалогическая речь — Жесты
— Мимика — Рассказ Свободный диалог
— Действия
Доклад Направленный диалог Предметы Выступление Коды, символы — Лекция
I— Команды
Рис. 12.1. Классификация средств общения Речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их со-
- мену или груп-:--:-ну. Например, воздействовать
В1леляют следу-торте. М.: ФиС,
л умений); ^стояния друг изменения или юртсменов с носких установок, речевые и нере стояние, а спортсмены-игровики подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным. Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно использование кратких речевых сообщений, к которым относятся: • произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудить партнера действовать определенным образом; • краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка»); • сообщение о предполагаемых действиях — своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.; • сообщение о местоположении своем или партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»); • указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его» (о совместных защитных действиях в футболе) и т. п.; • оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся» и т. п.; • побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п. Неречевые средства общения широко используются в спорте, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его почти нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками. Но с помощью правильно использованного жеста можно что-либо демонстрировать, например обозначить момент соскока со снаряда... Жесты делятся на четыре группы. Коммуникативные жесты заменяют речь. Они не нуждаются в словесном уточнении, имеют собственное значение. Это хлопки в ладоши, жесты утверждения, отрицания, приветствия, прощания, многообразные оскорбительные движения рук. Описательно-уточнительные жесты понятны только при словесном сопровождении. Например жест, показывающий направление движения, величину или форму предмета, ошибку в исполнении упражнения. Жесты, выражающие состояние человека, отношение к ученику, коллеге; показывающие смятение, растерянность, неудовольствие, возмущение, насмешку. В физическом воспитании наиболее часто употребляются жесты-прикосновения... Прикосновения формируют представления о положении тела, помогают объяснить детали движения, указать на ошибку в его исполнении. Прикосновения означают одобрение или осуждение, могут оказать эмоциональную поддержку, успокоить. Однако жесты-прикосновения в большей степени, чем другие, требуют самоконтроля. Похлопать по спине допустимо ребенка или подростка, но не взрослого. Положить руку на плечо можно молодому человеку, но не девушке. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. С. 41-42 Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученику). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника — информацию, не совпадающую с основной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двигательные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Так. в гандболе, по данным В. И. Румянцевой (К вопросу об общении гандболистов в процессе игрового взаимодействия // Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1971 год. Л., 1971), вербальные средства общения использовались в 31% случаев, а невербальные (в основном совместные действия) в 69% случаев1. Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разыграть комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складывание пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в международной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболе и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе — шесть, а в гандболе — около пятидесяти. Рассматривая моторные действия как средства общения в спортивной деятельности, необходимо подчеркнуть, что <...> сами по себе они не могут быть символами каких-то сообщений. Однако они становятся коммуникативными в конкретной ситуации, когда помимо деловой функции преднамеренно используются для передачи сообщений, например о способах совместного решения тактических задач в спортивных играх или для введения противника в заблуждение в единоборствах (бокс, фехтование и др.). К коммуникативным действиям относятся совместные действия двух и более спортсменов одновременно, направленные на решение конкретной соревновательной задачи, возникающей в определенной ситуации, в определенный момент деятельности (передачи, блоки, заслон)... К коммуникативным действиям относятся и обманные движения («финты») в единоборствах и спортиграх. Но основной целью здесь является намеренная передача ложной информации. Богданова Д. Я. Некоторые вопросы психологии общения в спортивной деятельности в сб.: Вопросы психологии спорта / Под ред. А. Ц. Пуни. Л., 1975. С. 67 К неречевым средствам общения относятся и предметы (например, эстафетная палочка, мяч, получаемый от партнера). Награждение победителей грамотами, призами, медалями тоже относят к неречевым средствам общения. Особое место в спортивных играх занимает кодово-символическое общение с помощью схем расстановки игроков на поле, графиков прохождения дистанции.
Профили общения спортсменов. В соответствии с функциями и категорияхми обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом.
В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику (табл. 12.1). Таблица 12.1 Типичные профили общения в спортивных играх
Уровень, содержание и особенности общения спортсменов зависят: 1) от стажа совместной спортивной деятельности; 2) от знаний друг о друге; 3) от совпадения представлений о путях решения стоящих перед ними задач; 4) от статуса спортсменов и их роли в команде; 5) от физической и технико-тактической подготовленности спортсменов по отношению друг к другу; 6) от межличностных отношений.
12.2. Особенности общения до и во время соревнований Как отмечает Ю. Л. Ханин, потребность спортсмена в общении с тренером в ходе подготовки к соревнованию может увеличиваться. Так, за 2-3 недели до ответственных соревнований у спортсменов наблюдается повышенная потребность во внимании тренера, связанная со стремлением убедиться в своей готовности, исправить недостатки в технике и т. д. В этом случае пассивность тренера и особенно отсутствие его замечаний, которых ждет спортсмен, могут привести к скрытому недовольству и даже к серьезным межличностным конфликтам. С другой стороны, могут сказаться последствия постоянного вынужденного общения, ежедневных контактов спортсменов друг с другом и с тренером, возни-
кает «пресыщение» в общении. У гребцов Ю. Л. Ханин наблюдал это за 1,5-2 месяца до ответственных стартов. В этом случае у спортсмена возникает негативное отношение к замечаниям, советам и указаниям тренера независимо от их уместности и своевременности. Спортсмену хочется побыть одному, и он начинает воспринимать присутствие тренера как излишнюю опеку и даже как проявление недоверия к себе. Специфика общения на соревнованиях следующая: 1) возрастает управленческая (регулятивная) функция общения, причем у спортсменов с сильной нервной системой в значительно большей степени, чем у спортсменов со слабой нервной системой; 2) общение носит в основном деловой характер; 3) по сравнению с тренировочным процессом общение на соревнованиях более ритуально, регламентировано и динамично. Ритуальность и регламентированность общения предусмотрены правилами соревнований в конкретных видах спорта. Это ритуалы приветствия, завершения спортивной борьбы; 4) в ряде видов спорта запрещено общение спортсменов с тренерами (например, в теннисе), разговоры между игроками. В спортивных играх по мере увеличения значимости игр и нервно-психического напряжения повышаются интенсивность общения игроков, общее управление командой, количество одобрений и порицаний партнеров, но уменьшается число ответных реакций (табл. 12.2). Таблица 12.2 Влияние условий деятельности на игровые взаимоотношения баскетболисток (по Ю. Л. Ханину)
Однако это увеличение происходит только за счет игроков, имеющих в команде высокий статус. Игроки с низким статусом имеют невысокий уровень общения, не зависящий от значимости игр.
это за 1,5-2 мекает негативное мо от их уместен начинает вос-проявление не-
сения, причем большей степе-
)евнованиях бо-сть и регламента ований в кон-ния спортивной
нерами (напри-
1ервно-психиче-общее управле-то уменьшается
1а 12.2 ения
шизы е 12.3. Установление взаимопонимания между участниками общения Существенным условием успешного общения спортсменов друг с другом и с тренером является взаимопонимание между ними. Отсутствие взаимопонимания приводит к нарушению взаимодействия во время спортивной деятельности, а подчас и к конфликтам. Так, тренер может расценивать проявление его учеником настойчивости как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины. Ученики же могут принимать требовательность тренера за придирчивость. Date: 2015-09-22; view: 386; Нарушение авторских прав |