Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 9 page





В бытность Вячеслава Платонова тренером мужских молодежных сборных СССР по волейболу мне довелось диагностировать типологические особенности свойств нерв­ной системы у двух поколений игроков. В первой команде все связующие (Зайцев, Чернышов) имели подвижность нервных процессов и по выходе из своей возрастной группы попали в национальную команду. Во второй молодежной команде все связую­щие оказались с инертностью нервных процессов. Их игра не устраивала Платонова, и ни один из них потом не попал в национальную команду.


 

У большинства женщин-спортсменок независимо от вида спорта имеется инертность нервных процессов. Возможно, это связано с тем, что женщины вы­полняют б'олыние объемы тренировочных нагрузок, их деятельность более за­программирована, выучена на тренировочных занятиях. А это требует как терпе­ливости, так и хорошей двигательной памяти, которые связаны с инертностью нервных процессов.

 

7.2. Способности и типологические особенности свойств нервной системы

По Б. М. Теплову, типологические особенности являются задатками способно­стей. Это положение нашло подтверждение в многочисленных исследованиях, проведенных в последние десятилетия.

Связь психомоторных качеств с типологическими особенностями свойств нервной системы


Выявлено, что каждая психомоторная способность может быть обусловлена многими задатками (в нашем случае — типологическими особенностями), что по­зволяет говорить о типологических комплексах, обусловливающих ту или иную способность (табл. 7.3). Так, скоростные способности (короткое время реагирова­ния на сигнал, быстрое сокращение мышц и высокий максимальный темп движе­ний) обусловлены сочетанием слабой нервной системы с подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения или уравновешенностью нервных про­цессов по внешнему балансу. Чем больше у спортсмена имеется этих типологиче­ских особенностей (а наличие их всех у человека вовсе не обязательно), тем более вероятно, что у него выражены скоростные способности.


 


спорта имеется то женщины вы-ьность более за->еб\ ет как терпе-■л с инертностью

 

1е мы

гками способно-псследованиях,

 

:ть обусловлена остями), что по-их ту или иную ремя реагирова-ый темп движе-юстью нервных ю нервных про­чих типологиче-:ьно), тем более

 

Таблица 7.3

 

 

>сти

 

возбуждения нпя или урав-

 

 

е торможения

 

 

ззбуждения

возбуждения, у балансу, нему балансу

торможения


 

Способности Типологические особенности
Психические процессы:
концентрация внимания Сильная нервная система, преобладание возбужде­ния по внешнему балансу
переключение внимания Слабая нервная система, подвижность нервных про­цессов
произвольная память (вербальная и невербальная) Сильная нервная система, инертность нервных про­цессов
быстрота мыслительных процессов Подвижность нервных процессов

 

Однако не все показатели быстродействия связаны с этим типологическим комплексом. Латентный период расслабления мышц меньше у лиц с инертностью торможения и с преобладанием торможения над возбуждением по внешнему и внутреннему балансу (см.: Сальников В. А. Латентное время напряжения и рас­слабления мышц и основные свойства нервной системы // Психофизиологи­ческие особенности спортивной деятельности. Л., 1975). Таким образом, работа тормозных систем регулирования движений спортсмена обусловлена типологи­ческими особенностями протекания тормозных процессов, а не возбуждения. Это подтверждает и тот факт, что степень расслабления мышц, а также подавление не­произвольного тремора выражены лучше у лиц с преобладанием торможения по обоим ви/дам баланса.

Отдельно следует рассматривать и время сложной (дифференцировочной) ре­акции, играющей большую роль в спортивных единоборствах при принятии того или иного решения. Оно наименьшее у лиц со слабой и сильной нервной систе­мой, а наибольшее — у лиц со средней силой нервной системы. Объяснение этой, странной на первый взгляд, зависимости следует искать в структуре времени сложной реакции: она включает в себя два компонента — время простой реакции (время обнаружения сигнала и организации ответного действия) и время, уходя­щее на дифференцирование раздражителя и принятие решения (так называемая «центральная задержка»). Установлено, что время центральной задержки мень­ше у лиц с сильной нервной системой (вероятно, за счет их большей способности к лучшей концентрации внимания в сложных ситуациях). Таким образом, спорт­смены с сильной нервной системой имеют преимущество в одном компоненте сложной реакции, а спортсмены со слабой нервной системой — в другом компо­ненте (времени простого реагирования). Отсюда хуже всех реагируют спортсме­ны со средней силой нервной системы, не имеющие ни того ни другого преиму­щества.

Что касается выносливости, то она у спортсменов как с сильной, так и со сла­бой нервной системой может быть одинаковой: у первых за счет большей вы­раженности фазы компенсированного утомления (терпеливости), а у вторых за счет более позднего наступления усталости (см.: Ильина М. Н. Типологические особенности в проявлении свойств нервной системы и выносливость // Пробле­мы индустриальной психологии. Ярославль, 1972), так как лица со слабой нерв-


 

ной системой более экономно расходуют энергию при выполнении одинаковой с лицами с сильной нервной системой работы (см.: Кадыров Р. М. Аэробная рабо­тоспособность у лиц с сильной и слабой нервной системой // Психофизиологи­ческие аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987).

 

7.3. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности свойств нервной системы

Эффективность деятельности спортсменов может снижаться при развитии у него перед деятельностью или в ходе нее неблагоприятных психофизиологических со­стояний тревоги, страха, монотонии, психического пресыщения, утомления, фру­страции. Устойчивость к этим состояниям (время, через которое они появляются, интенсивность выраженности) у разных спортсменов неодинаковая, что обуслов­лено рядом факторов, в том числе и типологическими особенностями свойств нервной системы, имеющимися у спортсмена. При этом спортсмены устойчивы к одному состоянию, но не устойчивы к другим, что зависит от того, какие типо­логические особенности у них имеются. Таким образом, у каждого спортсмена проявляется специфическая устойчивость к тому или иному состоянию.

Состояние психической напряженности небольшой и средней интенсивно­сти повышает эффективность деятельности у всех спортсменов, независимо от типологических особенностей. Однако при большом психическом напряжении раньше ухудшается эффективность деятельности у спортсменов со слабой нерв­ной системой и с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, так как у них быстрее возникает запредельное торможение (Б. А. Вяткин).

Состояние страха (боязнь) легче развивается у спортсменов, имеющих сла­бую нервную систему, подвижность торможения и преобладание торможения по внешнему балансу. Обусловлено это тем, что спортсмены со слабой нервной си­стемой более тревожны, мнительны, более чувствительны к внешним факторам.

Состояние утомления позже развивается у лиц со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Это объясняется тем, что субъекты со слабой нервной системой работают более экономично, то есть тратят на единицу произ­веденной работы меньше энергии.

Состояние монотонии (скуки), являющееся спутником учебно-тренировоч­ного процесса, особенно при отработке техники выполнения упражнений, а так­же при использовании объемных нагрузок в циклических видах спорта, быстрее развивается у спортсменов с сильной нервной системой, подвижностью нерв­ных процессов, преобладанием возбуждения по внешнему балансу и преоблада­нием торможения по внутреннему балансу. Спортсмены с противоположными типологическими особенностями более устойчивы к однообразной тренировоч­ной работе, следовательно, более длительное время сохраняют интерес к выпол­няемой работе, дольше удерживают внимание на оптимальном уровне (Н. П. Фе-тискин).

Состояние психического пресыщения, выражающееся в отвращении к вы­полняемой деятельности, в раздраженности спортсмена, более характерно для лиц,


одинаковой юная рабо-физиологи-

 

ти


имеющих слабую нервную систему, хотя может возникнуть и после состояния мо­нотонии, если работа не прекращается.

Состояние фрустрации у спортсменов с сильной нервной системой развива­ется, как правило, лишь после нескольких неудачных выступлений на соревнова­ниях и проявляется не только в разочаровании, но и в стремлении доказать их случайность. У спортсменов со слабой нервной системой состояние фрустрации может возникнуть и при одной-двух неудачах и проявляется чаще всего в астени­ческой форме (спортсмен перестает вернить в свои силы и может прекратить за­нятия спортом).


 


 
 

пил у него гческих со-ения, фру-оявляются, о обуслов­ли свойств

УСТОЙЧИВЫ

акие типо-портсмена по.

тенсивно-висимо от пряжении абой нерв-каку них

 

)щих сна­бжения по рвной си-факторам, системой со слабой ну произ-

 

енировоч-пй, а так-. быстрее тью нерв-реоблада-южными нировоч-к выпол-Т. П. Фе-

 

ии к вы-лля лиц,


Типологические особенности

Способности

 

Устойчивость к неблагоприятным состояниям

 

Вид деятельности (процесс)

Стиль деятельности

 

Эффективность

т

Мотив

 

Потребность в определенном типе активности

 

  Стойкий
  интерес

 

Удовлетворенность (подкрепление мотива)

 

; Стимуляция -"! работоспособности


 

ности подбираются спортсмены с определенной типологией: в видах спорта, свя­занных главным образом с проявлением быстродействия, — со спринтерской типологией; в видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, — с типологией терпеливых и т. д. Очевидно, это является следствием двух факто­ров: выбора деятельности по склонности и естественного отбора (уход из данного вида спорта лиц, типология которых не обеспечивает необходимых для данной деятельности способностей).

Конечно, эта схема не объясняет всех причин выбора конкретного вида спор­та. Выбор вряд ли происходит с учетом только одного фактора (в данном случае — склонности, обусловленной типологическими особенностями), что приводит к расхождению склонностей со способностями. Например, выбор спортивных игр может быть обусловлен не только склонностью к разнообразным ситуациям, но и потребностью человека в общении, в совместной деятельности. Выбор же инди­видуальных видов спорта может быть связан с тем, что человек хочет, чтобы его достижения зависели только от усилий его самого, а не от удачных или неудач­ных действий другого.

 

7.4. Типологически обусловленные стили спортивной деятельности

Одна и та же соревновательная деятельность выполняется спортсменами различ­ными способами, что позволяет говорить о наличии у них того или иного стиля деятельности. Стиль деятельности — это устойчивые способы и приемы выполне­ния деятельности, присущие данному человеку.

Стили спортивной деятельности делят на подготовительные и исполнитель­ские. Исполнительские стили связаны с тактикой ведения борьбы на соревнова­ниях, поэтому их можно считать и тактическими. Однако тактические стили не охватывают всю тактику. Последняя гораздо богаче, гибче и приспосабливается к данным условиям соревнований, соперникам и т. п., в то время как стиль дея­тельности характеризует устойчивые склонности человека выполнять деятель­ность тем или иным способом. Поэтому часто использование «своего» стиля де­лает спортивное единоборство тактически бедным, прямолинейным.

Подготовительные стили отражают своеобразие соотношений между ориен­тировочной и исполнительной фазами деятельности. Стиль деятельности, при­сущий лицам со слабой и инертной нервной системой, характеризуется сбором и анализом информации, тщательным планированием предстоящей соревнова­тельной деятельности с продумыванием даже несущественных деталей, большой продолжительностью подготовительных действий при подготовке спортивного снаряжения и оборудования. Это объясняется тем, что лица со слабой нервной системой обладают высокой тревожностью, проявляют большее беспокойство в отношении предстоящей деятельности, не любят напряженные ситуации, поэто­му стараются все предусмотреть заранее, действуя по принципу: «Семь раз от­мерь, один раз отрежь». Инертные плохо переключаются на новую неожиданно возникающую ситуацию, поэтому стремятся все предусмотреть заранее.

Стиль подготовительной деятельности лиц с сильной и подвижной нервной системой характеризуется недостаточным стремлением к сбору и систематиза-


 


* проявление


7.4. Типологически обусловленные стили спортивной деятельности *| 29


 


гидах спорта, свя-;о спринтерской выносливости, — зием двух факто-(> ход из данного:мых для данной

 

:тного вида спор-ланном случае — что приводит к спортивных игр

:м ситуациям, но Выбор же инди-хочет, чтобы его

ных или неудач-

 

 

ле

 

сменами различ­или иного стиля приемы выполне-

 

п исполнитель­ны на соревнова-:ческие стили не 11 с посабл ивается я как стиль дея-олнять деятель-зоего» стиля де-чым.

ш между ориен-■тельности, при-эизуется сбором идей соревнова-еталей, большой зке спортивного слабой нервной

беспокойство в итуации, поэто-

: «Семь раз от-!>ю неожиданно заранее.

(ижной нервной и систематиза­


ции информации, с планированием только основных моментов предстоящей дея­тельности, с акцентом на самой деятельности, и исправлением недостатков уже в ходе самой деятельности. Объясняется такое поведение лиц с указанной типо­логией тем, что они не боятся неожиданностей, возникающих трудностей, легко принимают решения.

Исполнительские стили деятельности. Выделено несколько подгрупп этих стилей.

Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции. Имеются три предпочитаемых («удобных») способа раскладки сил на дистанции: равно­мерный, с более быстрым прохождением первой половины дистанции и с более быстрым прохождением второй половины дистанции. Первый стиль в основном присущ спортсменам с монотонофильным типологическим комплексом (обес­печивающим устойчивость к однообразной работе — монотонии). Второй стиль более характерен для лиц со спринтерским типологическим комплексом. Такие спортсмены, используя свою скорость и быстрое врабатывание, стремятся ото­рваться от группы или обеспечить задел с самого начала, поскольку, не обладая большой терпеливостью, они не могут рассчитывать на быстрый финиш. Третий стиль, наоборот, присущ спортсменам с типологическим комплексом терпеливо­сти. Они недостаточно быстро врабатываются, поэтому компенсируют свой не­достаток более сильным прохождением второй половины дистанции за счет про­явления волевого усилия, помогающего им сохранять высокую скорость даже на фоне утомления (см.: Илларионов Г. Г. Изучение особенностей проявления пред­почитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности: Ав­тореф. дис.... канд. наук. Л., 1978).

Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции, касаются общего вопроса — динамики работоспособности спортсменов с различными ти­пологическими особенностями. Этот вопрос изучался на представителях игро­вых видов спорта — баскетболистах и волейболистах.

Спортсмены с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее играют в начале тайма или партии и хуже проводят их концовку. Это связано, с одной стороны, с более быстрой их врабатываемостью, что обеспе­чивает эффективное начало игры, а с другой — с меньшей возможностью сопро­тивляться усталости, что приводит к снижению эффективности игры в конце тайма, партии или всей встречи.

Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов, партий и встреч и хуже — начало игры. Они медленнее врабатываются, но обладают лучшей способностью моби-лизовываться к концу игры. А потому со спортсменами, имеющими инертность нервных процессов и сильную нервную систему, следует проводить более интен­сивную и длительную разминку, чтобы к началу деятельности они были макси­мально подготовлены функционально и мобилизованы.

Аналогичные данные получены и относительно прыгуний в высоту: у подвиж­ных время разминки корче, чем у инертных.

Однажды мне охарактеризовали одну волейбольную команду мастеров как волевую, доказывая это тем, что она часто проигрывает две первые партии, а потом собирается




 


^явление


7.4. Типологически обусловленные стили спортивной деятельности 131


 


•сские особен-ъ них имелась:етом 3:2, тре­хпал ись: «Вам

 

: ар уживается спортсмены \\ силой нерв-

*пику ведения ыделены ата-еления спор­ком отноше-твлением его ния по внеш-стемой. Объ-стпля можно ьная нервная количеством зным поведе-:на. Следова-;ующему (аг-содержание

 

.-бе, обладают

 

. пспользова-гот стиль ис-з. преоблада-1 о есть бояз-лшй. Слабая юрадренали--л иена у хок-)чевидно: это

 

т> защитного иответствует щитным сти-авила сорев-л. Не контр-ш, присущая сти хорошие

 

сующего сти-ожность, ри­


гидность, избирательность в контактах, повышенная ответственность перед ко­мандой и тренером, большая зависимость и меньшая самостоятельность.

Другие стили. Проявляются стили деятельности и в командных игровых ви­лах спорта. Например, баскетболисты с типологическим комплексом решитель­ности чаще бросают мяч по кольцу со средней и длинной дистанции, а баскетбо­листы с типологическим комплексом нерешительности чаще совершают броски с ближней дистанции. Первые чаще делают острые и результативные передачи, чем вторые (см.: Лубкин Ю. В. Сравнительная характеристика успешности ата­кующих действий баскетболистов задней линии в связи с их индивидуальными и типологическими особенностями // Психофизиологические аспекты учебной и спортивной деятельности. Л., 1987).

В художественной гимнастике выделены: артистический стиль присущ гим­насткам со слабой нервной системой и связан с направленностью спортсменок на выражение в движениях особенностей музыкального произведения; технический стиль характерен для гимнасток с сильной уравновешенной нервной системой и связан с направленностью на технически грамотное и виртуозное выполнение лвижений; композиционный стиль выражен у гимнасток с сильной нервной систе­мой и связан с гармоничностью программы выступления, оригинальностью вклю­чаемых в нее элементов (см.: Приставкина М. В. Исполнительский стиль как раз­новидность индивидуального стиля деятельности (на материалах художествен­ной гимнастики): Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1984).

Эти стили имеют свои разновидности (подстили). Так, артистический стиль имеет два подвида: героико-драматический, присущий гимнасткам со слабой нервной системой и сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения, и лирико-романтический, характерный для гимнасток со слабой нервной систе­мой и сдвигом баланса нервных процессов в сторону торможения.

Различные стили деятельности обнаружены у гребцов. Одни достигают наи­высшей скорости хода лодки за счет больших усилий (при оптимальном темпе гребли), а другие — за счет максимальной частоты гребков. Для первых более ха­рактерны инертность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по внутреннему балансу и торможения — по внешнему, то есть монотонофильный типологический комплекс, обеспечивающий лучшую переносимость однообраз­ной работы. Вторым более присущи подвижность возбуждения и торможения и преобладание возбуждения или уравновешенность по внешнему балансу, то есть те типологические особенности, которые связаны с высоким максимальным тем­пом движений. И тем и другим свойственна слабая нервная система, но она вы­полняет разные функции: у «темповиков» способствует высокому темпу гребли, а у «силовиков» — устойчивости к монотонности.

Индивидуальные стили имеются и у шахматистов. Те, кто имеет сильную нервную систему, активно идут на обострение, не боятся цейтнотов, могут про­считывать большее число ходов вперед, чем те, кто имеет слабую нервную систе­му. Шахматисты со слабой нервной системой тяготеют к наигранным схемам, не любят рисковать, уклоняются от острой игры, ухудшают игру в цейтнотах, но редко в них попадают. Шахматисты с подвижностью нервных процессов характе­ризуются большим разбросом времени при обдумывании ходов, часто попадают в цейтноты, но хорошо в них играют. Стиль шахматистов с инертностью нервных




 


юльшим разбросом гнот (Данилов В. А, хологическое свое-гсихологии: Тезисы 977. Ч. 1). ских особенностей релованный харак-м двух факторов — •нностей, второй —

 

пы Инны Коваленко тиль игры, в котором Но... у нее ничего не гтница».

я деятельности по а типологическим)тсмена бесследно, елляется освоение:мены выполняют которых сформи-в при формирова­ть а это приведет

 

Голочека. Он про-й системой, выра-тельности. У тре-тось у 55% борцов нервной системы, ттелыюсти «силь-темой появились лIX реакций было ал ось 16 человек гильную нервную см.: Толочек В. А.

 

7.4

 

 

[


Психодиагностика группы молодых тренеров и их результативных воспитан­ников (призеров областных, республиканских и всесоюзных соревнований) по­казала, что у тренеров с большой и средней силой нервной системы чаще достига­ли успеха борцы с такой же типологией. То же выявилось и у тренеров, имевших слабую нервную систему. Эта же закономерность проявилась и у тренеров выс­шей категории при сравнении их типологии с учениками — членами сборной ко­манды страны (табл. 7.4).

 

7.5. Типологические особенности и эффективность тренировочного процесса

Уровень притязаний. У спортсменов с сильной нервной системой уровень притя­заний выше, чем у спортсменов со слабой нервной системой. Предположительно это различие можно объяснить тем, что спортсмены с сильной нервной системой склонны к риску, поэтому завышают уровень притязаний по отношению к своим возможностям. Спортсмены со слабой нервной системой не склонны к риску, у них сильно выражено стремление к избеганию неудачи, поэтому они перестра­ховываются, выбирают цели ниже своих возможностей. Это может повлиять на выбор трудности решаемых задач в тренировочном процессе, на отношение спорт­сменов к даваемым упражнениям различной сложности.

Работоспособность на тренировках. Отношение к тренировочным занятиям у спортсменов разное; выделено три типа поведения художественных гимна­сток по их отношению к своему делу на тренировочных занятиях (см.: Амилах-вари М. Г. Проявление воли в художественной гимнастике // Проблемы психо­логии спорта. М., 1962. Вып. 2).

Первый тип поведения — волевой, целеустремленный. Он характеризуется следующими особенностями: спортсменка всегда приходит на занятия вовремя, охотно выполняет все упражнения, внимательна к указаниям тренера, старается осмыслить их до конца, повторяет упражнение до тех пор, пока не получит одоб­рения. Не затягивает отдыха: когда тренер работает с другими, самостоятельно отрабатывает отдельные элементы.

Второй тип поведения — инертный, пассивный: спортсменка достаточно ис­полнительна, работает с холодком, инициативы не проявляет, в перерывах сидит спокойно, отдыхает. Указания тренера выполняет, но не особенно вдумывается в них.

Третий тип поведения — вариабельный, эмотивный. Для него характерны сле­дующие особенности: спортсменка работает по настроению, охотно выполняет те упражнения, которые нравятся и удаются. Старается обойти трудности. Не все­гда выполняет указания тренера — возражает, капризничает.

Первый тип наверняка относится к спортсменкам, обладающим высокой по­требностью в двигательной активности (а она имеется у лиц с преобладанием возбуждения над торможением по внутреннему балансу). Второй тип, наоборот, скорее относится к спортсменкам с низкой потребностью двигательной активно­сти (и преобладанием торможения над возбуждением по внутреннему балансу). Кроме того, у них, вероятно, имеется инертность возбужения. Третий тип присущ


 

эмоциональным спортсменкам, имеющим к тому же высокий нейротизм, при ко­тором людям присуща неустойчивость настроения.

Особенности формирования навыков. У спортсменов с разными психологиче­скими особенностями имеются существенные различия в процессе формирова­ния навыков.

Например, при более развитой зрительной памяти тренеру лучше делать ак­цент на наглядном методе обучения, при лучшем развитии слуховой памяти и словесно-логического мышления — сопровождать показ подробным объяснени­ем, при преобладании двигательной памяти — ориентироваться больше на метод непосредственного исполнения.

Быстрота научения, и прежде всего формирование двигательных умений, за­висит от ряда психических процессов, которые тесно связаны с типологическими особенностями.

На этапе формирования представления о двигательном действии важную роль играют слабая нервная система, уравновешенность нервных процессов и средняя степень подвижности возбуждения и торможения. Это обусловлено тем, что бы­строта формирования представления об упражнении зависит от объема зритель­ного восприятия, который больше у лиц с указанной типологаей. Объем зритель­ного восприятия определяет полноту «схватывания» схемы движения, особенно при лимитированном времени восприятия, что и имеет место в естественных усло­виях показа упражнения тренером.

На этапе закрепления разучиваемого упражнения большую роль играют мне-мические способности и обусловливающие их типологические особенности про­явления свойств нервной системы. Первоначальное запоминание лучше осуще­ствляется спортсменами с инертностью нервных процессов. Однако не только память на движения определяет формирование двигательных умений. Перера­ботка информации, использование ее в процессе выполнения движений тоже иг­рают существенную роль, а они связаны с подвижностью и лабильностью нерв­ной системы. Поэтому темпы обучения на начальном этапе выше у лиц с подвиж­ностью нервных процессов (и это часто принимается тренерами за наличие у них больших способностей, чем у инертных). Однако затем инертные догоняют под­вижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Гонча­ров В. И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении образа физических упражнений // Психофизиологические особен­ности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984; Юсим Е.Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы: Автореф. дис.... канд. наук. М., 1975).

Методы, используемые на тренировочных занятиях. В практике используют­ся распределенный и концентрированный методы обучения. Их эффективность неодинакова для лиц с различными типологическими особенностями. Так, рас­пределенный метод лучше применять в работе со спортсменами, имеющими сла­бую нервную систему, а концентрированный метод - со спортсменами, имеющи­ми сильную нервную систему.

Наибольшее изменение психического состояния в сторону увеличения уровня напря­жения у лиц со слабой нервной системой вызывают интервальный и темповый ме-


 


тютизм, при ко-

лл психологиче-се формирова­ли ше делать ак­товой памяти и:ым объяснени-."1ыпе на метод

лых умений, за-лологическими

:п важную роль -:-ссов и средняя но тем, что бы-бъема зритель-Объем зритель-гния, особенно ственных усло-

 

ль играют мне-»бенности про-лучше осуще-лако не только ■•гений. Перера-кений тоже иг-тьностью нерв-лиц с подвиж-^ наличие у них логоняют под-лм (см.: Гонча-запоминании и ческие особен--лливидуальные ф. лис.... канд.

 

се используют--ффективность:лми. Так, рас-меющими сла-;ами, имеющи-

 

оовня напря-емповый ме­


тоды, наименьшее — переменный (длительная однообразная работа. — Е.И.). Улиц с сильной нервной системой наибольшему психическому напряжению способству­ет большая по объему нагрузка, а наименьшему — интервальная и темповая.

Русинов П. Г. В сб.: Темперамент и спорт. Пермь, 1976. Вып. 3. С. 83

Date: 2015-09-22; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию