Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 15 page
Для установления взаимопонимания между партнерами по общению требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо, на худой конец. — при расхождении точек зрения — понимание и оправданность чужих оценок ситуации и поступков. Однако чтобы прийти к этому, нужно определенное время общения и познания друг друга. Создание взаимопонимания проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание его, обеспечение понимания себя партнером, сближение позиций, поддержание взаимопонимания. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем. Этот этап очень важен, поскольку первое впечатление о человеке бывает сильнее, чем последующие. По крайней мере оно может сохраняться очень долго. Познание парнера по команде часто начинается с получения сведений о нем от других людей (спортсменов, тренеров) или из прессы. Это создает установку на его восприятие, которая не всегда объективна. Во-первых, сообщаемые о ком-то сведения всегда эмоционально окрашены и отражают чье-то сложившееся субъективное мнение. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет спортсмен от появления в команде1 новичка: конкуренции или содружества. Вторым путем получения сведений об объекте общения является его непосредственное восприятие при вхождении с ним в прямой контакт. Восприятие другого спортсмена (социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками нового члена команды и интерпретация на этой основе его поступков. Внешние признаки включают в себя облик человека, его одежду и манеры держаться, говорить'1, совершаемые поступки. При этом одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии человека на внешний вид, другие — на поведение и особенности личности. Это определяет широту приписывания партнеру по общению тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания ограничена, во втором случае открывается простор для воображения. Приписывание связано с тем, что при первом восприятии нового человека спортсмену не хватает информации, чтобы составить о нем мнение, поэтому он
еющих в коман-I уровень обще- Нельзя не вспомнить реакцию шока у нашей футбольной общественности, когда приехавший руководить нашей сборной командой голландский специалист Гус Хиддинк появился впервые перед телекамерами в красных шортах и вообще в непритязательной одежде, как будто он приехал не в Москву, а на южный курорт.
вынужден домысливать. При этом на складывающееся мнение о новичке могут влиять эффект ореола и эффект стереотипизации. Эффект ореола проявляется в приписывании новичку положительных качеств, которых в данный момент у него не наблюдается. Например, если новичок-баскетболист прибыл в команду из американской баскетбольной лиги или новичок-хоккеист — из американской национальной хоккейной лиги, то как бы само собой разумеется, что это классные игроки, так как плохих в этих лигах не бывает. Эффект стереотипизации состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании некритически воспринятых собственного ограниченного прошлого опыта или устоявшегося мнения других. Стереотипизации упрощает процесс познания новичка, но в то же время она приводит к возникновению предубеждения, избавиться от которого бывает непросто. Например, у футбольных болельщиков нашей страны сложилось предубеждение против футболистов с Балканского полуострова: мол, заключив с командой контракт, они потом лишь «отбывают номер». И это несмотря на то, что в команде-чемпионе стержневым игроком полузащиты в течение уже многих лет является хорватский футболист. Изучение и понимание друг друга субъектами общения. Понимание друг друга — сложный процесс, во многом зависящий от наблюдательности участников общения. В этом спортсменки имеют преимущество перед мужчинами-спортсменами. Они полнее и глубже понимают интеллектуальные и волевые качества, а также черты характера, выражающие отношение к людям и к самому себе. Обусловлено это тем, что у женщин более развито такое качество, как эмпатияЛ Мужчины-спортсмены лучше видят черты характера, которые выражают отношение к спортивной тренировке и соревнованиям. У тренеров высокого класса имеется стремление рассмотреть индивидуальное своеобразие своих подопечных, в то время как у тренеров среднего уровня отражение личности их спортсменов часто стереотипно и формально. Достоинства мальчиков и девочек оцениваются тренерами по-разному. У первых физическая сила, как правило, переоценивается, у девочек она оценивается адекватно. Умственные качества и общительность правильно оцениваются у мальчиков и переоцениваются у девочек. Взаимопонимание требует от партнеров по общению (или хотя бы одного из них) готовности учесть точку зрения другого. Такую позицию прежде всего должны занять более старшие и более опытные субъекты спортивной деятельности (особенно тренеры, имеющие дело с детьми). Ведь последние еще не имеют богатого жизненного опыта, их интеллект еще недостаточно развит и поэтому они не могут в полной мере осознать и принять образовательно-воспитательное воздействие тренера. Им хочется на тренировках порезвиться, поиграть, в то время как тренер должен решать «скучные» задачи, связанные с достижением его учениками высоких спортивных результатов.
Чтобы установить взаимопонимание с партнером по общению, нужно взглянуть на ситуацию и самого себя глазами партнера. Представление себя на месте партнера, то есть воображение себя в его роли, мысленное построение своего по-
Обеспечение понимания себя партнером по общению. Для того чтобы установить взаимопонимание, мало понять особенности и мотивы поведения другого. Надо, чтобы другой понял тебя. Для этого нужно найти приемлемую форму самовыражения и позаботиться о самограничении в своих желаниях и привычках. Первая задача решается с помощью рефлексии, то есть осознанием себя и того, как «я» воспринимаюсь партнерами по общению: «Что они думают обо мне?», «Как им представляется моя позиция в этом вопросе?», «Как они воспримут и оценят мои действия?» Исходя из этого спортсмены или тренеры должны строить свое поведение: воздерживаться от высказываний и поступков, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию у других. Например, зная о болезненном самолюбии спортсмена, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае. Однако необходимо учитывать и свои недостатки, что приведет к решению второй задачи — самоограничению в проявлении своих эмоций, в использовании излюбленных приемов воздействия на спортсменов, в том числе и при поддержании дисциплины. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания. Взаимопонимание может быть на двух уровнях. Первый — понимание целей, потребностей, установок, ценностей друг друга и согласовывание на этой основе своих действий и поступков. Второй — не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, потребностей, установок и ценностей. Это имеет особую важность для установления взаимопонимания между тренером и его учениками. Даже неоспоримые доказательства и энергичные воздействия тренера на своих учеников не дадут положительного эффекта, если они не затрагивают их мотивов. Нужно найти способ включить свои доводы в мотивы учеников (например, рассказать, что цель у тренера та же, что и у спортсмена, а именно — достичь высокого результата). Например, молодые талантливые футболисты и хоккеисты часто стремятся побыстрее уехать в зарубежные клубы. Попытки тренеров удержать их от поспешного шага спортсмены рассматривают как негативное отношение к ним и проявление деспотизма. В действительности же опытный тренер видит, что игрок еще не «созрел» для выступления на более высоком уровне. Тренер должен объяснить спортсмену, что когда он действительно станет мастером, тогда попадет в команду более высокого класса, чем ему предлагают сейчас, и получит более выгодный контракт, а в настоящее время он рискует долгое время просидеть в запасе, и более того — при неудачной адаптации вовсе сломать свою карьеру. Создание взаимопонимания — это половина дела. Это взаимопонимание нужно еще сохранить. Для этого требуется терпение со стороны партнеров по обще- нию, особенно при возникновении разногласий по некоторым вопросам, сдержанность и уступчивость, терпимое отношение к маленьким слабостям партнеров, если они не мешают общему делу. Нужно учитывать, что команды высокого класса включают в себя спортсменов разного возраста и уровня образования, у которых различные интересы и увлечения, привычки, характер, жизненный опыт. Надо приучить себя рассматривать замкнутость и молчаливость или общительность и разговорчивость, суровость или смешливость своих партнеров по команде как данность, которую нельзя изменить. Нельзя подгонять всех под один шаблон, искусственно создавать ценностно-ориентировочное единство в отношении факторов, не имеющих отношения к спортивной деятельности. Тем более недопустимы насмешки над привычками и традициями спортсменов разных национальностей. Это вызывает лишь неприязнь к острословам. Спортивные команды как малые группы и коллективы Взаимодействие каждого человека с обществом осуществляется через группу. Малая группа — это не только проводник влияния общества и больших групп на человека, это и та область его социальной жизни, в которой он реализует себя как социальное существо. Без изучения малых групп нельзя раскрыть механизмы взаимодействия общества и личности.
13.1. Определение и классификация малых групп Группа — это совокупность людей, связанных друг с другом каким-то признаком. Этот признак может быть условным (объединение людей по полу, возрасту, профессии и т. п.) и реальным (объединение людей в связи с общими интересами, целями). В соответствии с этим группы людей также делят на условные, или статистические (например, возрастно-половые, профессиональные), и реальные, или контактные, объединенные временем и местом общей деятельности. Между ними можно расположить так называемые коактивные группы, характеризующиеся общим местом и временем работы, но не взаимодействием членов группы друг с другом. Например, в качестве такой группы могут выступать участники одного забега на соревнованиях по легкой атлетике, конькобежному спорту и т. п. В дальнейшем речь пойдет в основном о реальных, или контактных, группах, какими являются спортивные команды. По механизму возникновения реальные группы можно разделить, пользуясь терминологией К. К. Платонова, на неорганизованные (болельщики), внешне организованные (спортивная команда) и внутренне организованные (то есть группы, организовавшиеся в связи со стремлением к контакту именно с этими людьми или в результате невозможности достигнуть цели в одиночку, например дворовая футбольная команда). Как правило, все спортивные команды, выступающие за предприятия, институты, школы, общества, города и т. д., являются внешне организованными.
13.2. Признаки малой группы Уже само название говорит о том, что одним из основных признаков малой группы является ее численный состав. Хотя по поводу верхней границы количества членов малой группы единого мнения нет, считается, что она не должна превышать 30, максимум 40 человек. В этот диапазон (минимальная численность малой группы — 2-3 человека) укладываются все спортивные команды. Спортивная команда как реальная малая группа характеризуется общей для всех членов группы целью. Следует подчеркнуть именно общность цели, а не одинаковость ее для всех членов группы. Общность цели приводит к другим характеристикам малой группы, в частности к взаимодействию. Одинаковость цели может, напротив, приводить к противодействию членов группы (например, борьба за победу участников одного забега). Правда, общая цель может возникать у разных членов команды из разных побуждений: одни играют в волейбол ради удовольствия от процесса игры, другие — ради физического развития, третьи — ради завоевания определенного социального статуса. Взаимодействие членов команды является еще одной ее характеристикой как малой группы. Ведь большая цель может быть достигнута, как правило, только при взаимопомощи членов команды. Собственно, условия взаимодействия членов группы часто ставятся той целью, к которой стремятся спортсмены. Нельзя получить удовольствие от игры в футбол, хоккей и т. п., играя с самим собой. Нельзя и выиграть игру, если каждый будет рассчитывать только на себя. Поэтому взаимодействие — необходимая черта эффективных действий малой группы и спортивной команды. Важным признаком малой группы является чувство сопричастности к ней у ее членов (особенно характерно это для коллективов). Несмотря на то что цели спортивной команды, как правило, общественные (отстаивание чести общества, города, страны), они в то же время и личные, и узкогрупповые (победить в соревновании хочет именно данная общность спортсменов). В связи с этим еще одним признаком спортивной команды является ее сознательное выделение из окружения и относительная автономия ее жизни. Автономия же всегда связана с поддержанием определенного уровня гомеостатичности (постоянства), которая позволяет за счет сохранения цели, групповой ценности, правил, традиций и прочего сохранять длительное время особенности этой группы. Группа, достигающая желаемого результата, стабилизирует свою структуру, упрочивает гомеостатичность; группа, не добившаяся успеха, идет на возмущение внутри себя, ломает структуру, производит внутренние перестановки или переформировывается за счет включения новых спортсменов. Отсюда возможны конфликты между членами команды, а также между командой и тренером. Конфликт может возникнуть и в том случае, если один или несколько членов команды перестанут удовлетворять первоначальному требованию при создании команды, начнут ставить собственные интересы выше групповых. Отсюда следует, что необходимо постоянно контролировать жизнь команды как функциональной и динамичной системы и в случае необходимости применять регулирующие воздействия. Этапы развития малой группы На первом этапе члены группы мало знают друг друга. Взаимоотношения строятся на основе взаимодействия по деловому принципу. Неформальные связи слабы и неустойчивы, имеется непонимание поведения и поступков других. Если есть достаточная заинтересованность в общем деле и понимание смысла совместной деятельности, идет интенсивный поиск в общении. Он направлен на выяснение наиболее оптимальных форм и стилей взаимоотношений, взаимопонимания и взаимодействия. Нередко на этом этапе участники группы выражают удовлетворение
/ется общей для -юсть цели, а не лит к другим ха-лнаковость цели например, борь-южет возникать в волейбол ради >вития, третьи —
ктеристикой как правило, только модействия чле-гтсмены. Нельзя -: с самим собой, о на себя. Поэто-гл малой группы
.астности к ней
о. общественные л личные, и узко-;ность спортсме-з.тяется ее созна-' жизни. Автоно-омеостатичности любой ценности, чгти этой группы, свою структуру, т на возмущение:новки или пере-возможны конф--:ером. Конфликт зв команды пере-ш команды, нач-лует, что необхо-тьной и динамич-цие воздействия.
.иения строятся) связи слабы и:. Если есть до-овместной дея-зыяснение наи-1ания и взаимо-довлетворение группой, что объясняется, по-видимому, удовлетворением потребности быть участником такой группы. На втором этапе в результате уже появившихся взаимоотношений определяются личные позиции и статус каждого. В структуре группы возникает ядро из 1-3 человек, которые начинают пользоваться авторитетом и неформальным влиянием. При этом наблюдается тяготение одних членов к ядру, других — к периферии. Возникают групповые нормы, которые вместе с требованиями руководителя регулируют взаимодействия и взаимоотношения. Эффективность деятельности во многом определяется соотношением формальной и неформальной структур, а также влиятельностью лидера. Второй этап в развитии группы считается наиболее конфликтным, взаимное познание приводит к тому, что вместе с привлекательными чертами члены группы открывают друг у друга и неприятные психологические особенности. Одновременно становится ясно, кто что может в деле, например в спортивной игре. Таким образом, дифференциация статусов не проходит гладко и может сопровождаться конфликтами. Естественно поэтому стремление каждого найти себе партнеров внутри группы, поддерживающих и признающих его статус, способных обеспечить ему защиту, понимающих его или, наконец, просто симпатизирующих друг другу. Это означает, что группа в своем развитии переходит на следующий этап. На третьем этапе возникают психологические группы (подгруппы или коалиции) из 2-3 и более человек. Каждая такая группа отличается однородностью поведения и положительными эмоциональными отношениями. В каждой из них определяется свой лидер. Поэтому эффективность группы в совместной деятельности будет зависеть от характера контактов между лидерами групп и между лидерами и руководителем. Характерным для этого этапа является снижение числа конфликтов по причине межличностной неприемлемости. Члены группы уже достаточно хорошо знают друг друга, чтобы объяснить причины поступков и поведения партнеров, и поэтому они уже не вызываюттаких бурных эмоциональных переживаний, как в начале группового развития. Отсюда — повышение удовлетворенности членов группы, но уже на основе хорошего знания психологических особенностей друг друга и определенности собственного статуса. Участники группы уже хорошо знают, что можно ожидать от того или иного партнера. Вместе с удовлетворенностью отношениями повышается эффективность групповой деятельности, а группа как целое приобретает новые качества, отражающие достигнутый уровень интеграции, или единства. Мальчиков А. В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987. С. 34-36
13.3. Уровни социального развития спортивных команд как малых групп По степени социальной зрелости спортивные команды можно разделить на диффузные группы, ассоциации, кооперации и коллективы. Примером диффузной группы может являться впервые собранная команда школы, члены которой плохо знают друг друга или вообще незнакомы. В этом случае они не будут проявлять друг к другу каких-либо симпатий или антипатий, а также инициативу в межличностном общении. Ассоциация может возникнуть в том случае, если в команде встретятся, например, два или несколько учеников из одного класса. В этой ситуации они могут стать эмоционально близкими друг к другу, потому что являются членами одной и той же вторичной группы.
Следующий уровень социальной зрелости группы — корпорация. Совместная деятельность не только необходима но условиям соревнований, но и становится значимой для каждого члена команды. С одной стороны, появляется ролевая дифференциация членов команды (по игровому амплуа, по степени вклада в успех команды), а с другой — цель команды становится личной для каждого спортсмена, возникает осознание групповой принадлежности, в результате чего каждый член команды может сказать про других: «Это один из нас». Высшей формой зрелости малой группы является формирование коллектива, когда группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества. Для спортсменов, образующих команду-коллектив, характерны: 1) вера всех, а не части команды, в достижение успеха: 2) сопереживание за успех или неудачу другого члена коллектива, то есть эмоциональное приобщение каждого спортсмена к команде как целому (отождествление себя с коллективом); 3) коллективистическое самоопределение, или избирательное отношение спортсменов, входящих в команду, к любым внешним влияниям, восприятие этих влияний сквозь призму ценностной ориентации команды (правда, это молсет иметь и отрицательные последствия — косность взглядов); 4) удовлетворенность своей командой. Не каждая спортивная команда является коллективом. Некоторые из них остаются на уровне кооперации, некоторые же образуют корпорации. Корпорации — это группы, в которых межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов содержанием групповой деятельности, нередко имеющей асоциальный (а иногда и антисоциальный) характер. В этом случае игроки могут рассуждать примерно так же, как один баскетболист из сборной США: «Я играю за себя. И вообще не считаю, что вхожу в состав американской команды. Я не патриот и отправляюсь в Мюнхен потому, чта моя семья сможет извлечь из моего выступления там и из моей победы (если мы победим, конечно) пользу» (См.: Советский спорт. 1972. 5 августа).
13.4. Референтные группы В социальной психологии выделяют еще референтные группы. Референтными, или эталонными, называются группы, чьи нормы, установки и ориентация не только принимаются человеком во внимание при организации своего социального поведения, но и становятся мотивом поведения. Будучи одновременно членом многих групп (так называемых групп принадлежности), человек стремится идентифицировать себя далеко не со всеми. У него есть такие группы, с мнением которых он особенно считается. Так, спортсмен, играя в одной команде, может придерживаться взглядов на тактику, проповедуемую другой командой. В этом случае референтной для него будет команда-соперник, а не своя. Роль референтных групп состоит в том, что они задают некий стандарт (критерий), с помощью которого человек может оценивать себя и других, формируют его социальные ценности и установки. Принимая стандарты определенной груп-
пия. Совместная но и становится тся ролевая диф-п вклада в успех ^жлого спортсмене чего каждый
ание коллектива,:-:ым идеалам, ко-< -бразующих ко-
:ива, то есть эмо-4.1к целому (ото-
ьное отношение •':нпям. воспри- : команды (прав-ность взглядов);
•рые из них оста-•: Корпорации -я личности о зна-: с редко имеющей чае игроки могут: США: «Я играю тманды. Я не пат-извлечь из моего -:о) пользу» (См.:
I. Референтными, ентация не только читального пове-но членом многих •тгя идентифици-ни ем которых он может придержи -В этом случае ре-
пй стандарт (кри-)\тих, формируют ределенной груп пы в качестве эталонов своего поведения, человек вместе с тем претендует на признание его референтной группой. Референтные группы могут быть не только реальными, но и воображаемыми. В последнем случае может возникнуть опасность одностороннего развития спортсмена, так как в данном случае практически отсутствует обратная связь от референтной группы и окружающей человека среды. Спортсмен будет жить и развиваться в сфере идеалов, а не реальности.
13.5. Структура спортивной команды Под структурой в социальной психологии понимают существующий в данной группе относительно постоянный образец взаимосвязей ее членов, закрепленные оценки межличностных отношений. Выделяют формальную (деловую, официальную) и неформальную (эмоциональную, неофициальную) структуры группы. Формальная структура отражает систему связей, в основе которых лежат права и обязанности того или иного члена группы в зависимости от его роли (амплуа) в данной спортивной деятельности. Формальная организация группы привносится извне. Формальную структуру спортивной команды разделяют на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная структура определяется наличием ряда руководящих постов: начальник команды, старший тренер, второй тренер, капитан команды, рядовые игроки. Горизонтальная структура связана с разделением деловых (спортивно-игровых) ролей. Групповая деятельность не может быть успешной, если функции, выполняемые каждым членом группы, не будут дифференцированы и согласованы друг с другом. Плох и другой вариант, когда все стремятся делать одно и то же; они будут только мешать друг другу. Эти простые истины иногда забываются спортсменами, и не только по их собственной вине: во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый из игроков команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, защитники начинают играть на отбой, забывая, что атака начинается с их точного паса. В таком случае, например, в отчетах о матчах футболистов пишут, что на поле было 11 игроков, но не было команды. Неформальная структура группы, которая также делится на вертикальную и горизонтальную, создается самой группой и закрепляется личными побуждениями, носящими согласованный характер. Часто эта структура основывается на симпатии/антипатии, привычках, моральных принципах членов группы. В этой структуре выделяют лидеров, аутсайдеров и членов группы, занимающих промежуточное место в вертикальной иерархии. По горизонтали роли распределяются в неформальных группах в связи с задачами, выполняемыми этими группами. Всякая структура группы отражает объективные взаимоотношения между ее членами (зависимость, подчинение, сотрудничество, взаимопомощь), называемые межличностными отношениями. Основной путь изучения этих отношений — постоянное наблюдение за поступками и поведением людей в коллективе. Однако этот путь длителен, а складывающаяся в данный момент ситуация требует во многих случаях знаний об уже сложившихся взаимоотношениях в группе. Поэто-
нов отходит на задний план и игроки взаимодействуют между собой так, как этого требует ситуация. В ряде случаев борьба за место в команде может приводить к искусственному занижению качеств отдельных спортсменов. Кроме того, выбирая партнера для взаимодействия в реальной жизни, а не на бумаге, человек непременно будет учитывать не только то, хочет ли он сам с кем-то взаимодействовать, но и то, захочет ли взаимодействовать с ним тот, кого он выбирает. Поэтому выбор в реальной обстановке может определяться различными мотивами: престижностью, самоутверждением, деловыми соображениями. При изучении отношений в спортивной команде необходимо пользоваться социометрией, но нельзя ограничиваться ею. Нужно знать обстановку в команде (для чего команда создана, окончательный это или предварительный состав, какова конкуренция и т. п.). Кроме того, необходимо попытаться выяснить истинные мотивы предпочтения одних и отвергания других. Поскольку человек, принадлежащий группе, постоянно ориентируется на мнение группы о себе, важно знать, чье мнение из всех членов группы является для него наиболее значимым. Разработана методика (Е. В. Щедрина), с помощью которой можно узнать референтный для каждого круг общения, то есть тех лиц, на мнение и оценку которых член группы готов ориентироваться, осознавая себя объектом их внимания. Изучение референтного круга общения позволяет более содержательно изучать структуру группы.
13.6. Влияние коллектива на формирование личности спортсмена Деятельность спортсмена в социальной группе накладывает определенный отпечаток на его особенности, формирует его общественное сознание, жизненные принципы. Общение с другими людьми вызывает у занимающихся спортом не только эффект соперничества (соревновательную реакцию), но и воспитывает у нмх черты личности, связанные с совместной деятельностью. Одной из таких черт является коллективизм, то есть солидарность человека с целями развития коллектива, в который он входит, следование идеалам коллектива и ценностным ориентациям. У коллективиста появляется чувство ответственности и долга, товарищеской взаимопомощи, требовательность к себе и к другим. Нередко индивидуальность в спортивной команде подавляется ради общего успеха команды или товарища. Это ярко проявляется, например, в соревнованиях по бегу, когда для обеспечения высокого, а порой и рекордного результата один бегун берет на себя роль временного лидера, или в командных гонках на шоссе велосипедистов, когда команда работает на своего лидера, и т. д. Часто работа на достижение победы команды или товарища остается незамеченной. Date: 2015-09-22; view: 413; Нарушение авторских прав |