Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 13 page





Итак, состояние «быть в форме», быть готовым проявить все свои возможно­сти, базируется на физической, технической, тактической и морально-волевой подготовке спортсмена. В состоянии спортивной формы спортсмен тренируется с удовольствием, несмотря на большую физическую нагрузку; он неохотно пре­кращает тренировку, когда истекает время. Однако при этом необходим еще и на­строй спортсмена на показ максимального результата1. В связи с этим следует остановиться на психологическом компоненте спортивной формы -- готовности к соревнованиям.

Мастер спорта по волейболу Н.: «Спортивная форма для меня характеризуется пре­жде всего хорошей физической формой — прыгучестью, легкостью, которая созда­ет уверенность в себе, желание соревноваться. Эмоциональное возбуждение при этом не мешает. Часто удаются обманные удары, оригинальные ходы, легко угады­ваю возможности партнерш и их намерения, так как о себе не забочусь, уверена, что сделаю как надо и переключаю внимание с себя на партнерш. Когда не в форме, по­является неуверенность, весь контроль — на себя, чтобы сделать лучше. Поэтому нарушается взаимопонимание с партнершами. Часто появляется боязнь проиграть. Отсюда эмоциональное возбуждение не помогает, а вредит».

Мастер спорта по тройному прыжку Г.: «Моей особенностью является высокая эмоциональная возбудимость. Если выхожу с желанием прыгать, то результаты не-

 

имению настрой спортсмена имел в виду выдающийся тренер В. А. Алексеев, когда говори/!, что он может привести спортсмена в состояние спортивной формы та две недели.


 


-ш экзаменов и за--:ако этот феномен шований. Очевид-говкек соревнова-этому совершенно ова утомления // мнение состояния Физиологии, а так­те нии физических

 

и? Очевидно, его "о появлении ожи-.тояние повышен-рганизма. Поведе-•гуляции симнато-аботоспособность зиях. Однако раз-) может появиться ч'им законам само-тремится освобо-лпчество срывов когда идет острая и невротические рормы поведения

 

е свои возможно-чорально-волевой смен тренируется < щ неохотно пре->бходим еще и на-зл с этим следует ^мы — готовности

 

теризуется пре-которая созда-ззбуждение при ды. легко угады-.сь, уверена, что г не в форме, по­лучше. Поэтому эязнь проиграть.

зляется высокая: результаты не-

 

:-:< >гда говори.;, что он


высоки. Лучшие результаты бывают, когда я испытываю вялость, ленность, апатию. Признаком спортивной формы у меня является "летность" (хорошая управляемость всеми частями тела, их ощущаемость)».

 

10.2. Готовность к соревнованиям (мобилизационная готовность)

В психологической литературе имеется различное понимание и терминологическое обозначение этого психологического компонента спортивной формы. А. Ц. Пуни говорит о готовности к соревнованию, болгарский психолог спорта Ф. Генов — о мобилизационной готовности. Несмотря на расхождения, можно констатиро­вать, что под этим состоянием авторы имеют в виду довольно устойчивое, для­щееся несколько дней состояние, отражающее возникновение целевой доминанты, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и го­товность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях. Со­стояние готовности не охватывает промежутки между соревнованиями и может даже перед некоторыми из них вообще не возникать или проявляться в слабой форме. В то же время это и не оперативное состояние, как стартовое или пред­стартовое волнение, возникающее за 1-2 дня до соревнований или за несколько часов до него. Настраиваться психологически спортсмен может несколько недель, и чем ближе день соревнования, тем отчетливее будут проявляться признаки со­ревновательной доминанты у спортсмена.

По А. Ц. Пуни (Состояние психической готовности и психологическая подго­товка к соревнованиям в спорте // Вопросы психологии спорта. Л., 1975), состоя­ние психической готовности спортсмена к соревнованию характеризуется сле­дующими чертами:

1) уверенностью спортсмена в своих силах;

2) стремлением к спортивной борьбе, желанием проявлять в ней все свои си­лы и добиваться победы;

3) оптимальным уровнем эмоционального возбуждения;

4) высокой помехоустойчивостью;

5) способностью произвольно управлять своим поведением (действиями, эмо­циями) в спортивной борьбе.

В этом состоянии мобилизуются именно те функции (психические и физио­логические), которые обеспечивают достижение результата в данном виде спорта. В. В. Медведев (Психологические особенности состояния тренированности (экс­периментальное исследование на материале волейбола): Автореф. дис.... канд. наук. М, 1968) например, нашел, что волейболисты, для которых восприятие си­туации на игровой площадке играет большую роль, в состоянии спортивной фор­мы воспринимали схему расположения игроков на площадке значительно точнее, чем когда они были не в форме. У гимнастов же, находящихся в спортивной фор­ме, прибавка в объеме и точности восприятия была весьма незначительной. Это можно объяснить тем, что для них объем и точность зрительного восприятия мно­гих объектов в пространстве не играет существенной роли.


 

Обостренность восприятия адекватных стимулов, перевод из долговременной памяти в оперативную необходимой для эффективной деятельности инфорхмации, активизация мыслительных процессов (ускорение оперативного мышления) — вот признаки интеллектуальной собранности спортсмена в состоянии готовности к соревнованиям.

Наконец, состояние готовности к соревнованию связано с волевой мобилиза­цией физических и духовных сил. Это готовность проявить максимум волевого усилия, не допустить развития неблагоприятного эмоционального состояния, на­править сознание не на переживание значимости соревнования и ожидание успе­ха или неудачи, а на контроль своих действий и действий соперника. Волевая мо­билизация должна способствовать при необходимости и включению в регуляцию эмоционального механизма с участием симпатоадреналовой системы, чтобы про­цесс регулирования приблизился к экстремальному.

Перед одним важным футбольным матчем тренер долго думал, как актуализиро­вать для команды мотивы выступления на соревнованиях. Поражения в двух пре­дыдущих матчах оказали на команду свое отрицательное воздействие. Предстоя­ла встреча с сильным соперником, шансов на победу было мало. И вот перед игрой, после установки на игру, тренер, обращаясь к игрокам, сказал: «Ребята, вы хорошо понимаете важность данной игры и необходимость победы. Вы это понимали и перед играми, в которых мы потерпели поражение. Я это знаю и высоко ценю вас. Я прошу вас, чтобы сегодняшнюю игру вы посвятили мне, если вы находите, что я сделал что-нибудь хорошее для вас, для всей команды».

Впечатление было ошеломляющим. Во время игры спортсмены превзошли са­мих себя и добились важной победы.

Следует, однако, учитывать, что переживания спортсменом предстоящей со­ревновательной деятельности могут и без того активизировать симпатоадренало-вую систему, которая начинает доминировать над волевым контролем. Это таит в себе определенную опасность, так как работа функциональных систем стано­вится нестабильной и произвольно нерегулируемой. Поэтому М. Буаже, говоря о спортивной форме, отмечал, что лишь единицам удается поддерживать макси­мальную энергию, сто — остаются позади этой желаемой формы, и сто других впадают в перетренированность.

С тех пор как были сказаны эти слова, прошло уже почти полвека, и спортив­ная наука сделала значительный шаг вперед в диагностике подготовленности спортсменов к соревнованиям. Однако и сейчас проблема подведения к спортив­ной форме и ее контроль очень остро стоят на повестке дня. Трудным является вопрос о психологической устойчивости спортсменов на соревнованиях. П. А. Ру­дик отмечает, что резко выраженные эмоциональные состояния должны проте­кать не стихийно, механически подчиняя себе и часто искажая поведение челове­ка, а под строгим контролем сознания. К сожалению, это не всегда удается.

Поскольку состояние готовности к соревнованию связано с доминантным со­стоянием, нельзя давать повод для преждевременной разрядки этой доминанты. Нужно сохранить стремление спортсмена показать результат до решающего стар­та, сдерживая его на квалификационных соревнованиях и в предварительных за­бегах. В противном случае спортсмен может потерпеть крупную неудачу.


 


Так это произошло на одной из олимпиад с известной нашей копьеметательницей. В квалификационных соревнованиях, на которых отбирались 16 спортсменов, чтобы на следующий день продолжить борьбу и разыграть олимпийские награды, она установи­ла рекорд СССР с лучшим результатом сезона в мире. Многие корреспонденты в связи с этим уже «забронировали» ей золотую медаль. Однако в основных соревнованиях спортсменку словно подменили. Со слабым для себя результатом, почти на 5 м хуже вчерашнего, она уступила первенство.

При отсутствии у спортсмена готовности к соревнованию у него возникает ощущение подавленности, сильное волнение, нервное перевозбуждение. Подав­ленность является следствием завышенной оценки сил соперника под влиянием страха поражения. Состояние сильного возбуждения возникает от чрезмерной сосредоточенности на предстоящем выступлении, его значимости и от беспокой­ства о результате. Состояние демобилизации и самоуспокоенности появляется из-за чрезмерной уверенности спортсмена в своей победе и снижении чувства от­ветственности. Отсутствие стремления к борьбе может быть следствием плохой физической подготовленности или чрезмерно частых соревнований, психически истощивших спортсмена.

Спортсмен не имеет права при отсутствии должной мотивации участвовать в соревнованиях «между прочим», поскольку это приведет к привычке проявлять свои возможности в полсилы.

 

10.3. Формирование уверенности в своих возможностях

А. Ц. Пуни подчеркивает необходимость уверенности спортсмена для формиро­вания готовности к соревнованию. Действительно, как показано В. А. Зобковым, выступление спринтеров было успешным в случае, когда уровень их уверенности в успехе составлял в среднем 70% от максимального (30% он отводит неуверенно­сти спортсмена). В связи с этим он выдвинул тезис об оптимуме уверенности как критерии прогноза успеха спортсмена. Эта уверенность возникает в связи с дос­тижением спортсменом необходимого уровня физической, технической и такти­ческой подготовки.

По данным Г. Е. Леевика (Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. М., 1986) уверенность парашютистов в своих силах имеет различную выражен­ность и степень связи с результатами выступления на соревнованиях. В группах мастеров спорта международного класса эта связь была сильно выраженной, у мастеров спорта -- значительно слабее, а у спортсменов-разрядников достовер­ной связи вообще не обнаружено.

Степень уверенности в успехе определяется:

1) объективной трудностью задания:

2) уровнем самооценки и уровнем притязаний;

3) предшествующим личным опытом;

4) возрастом спортсмена, влияющим на оценку ситуации и на самооценку (у подростков при неуспехе сомнение в своих возможностях возникает бы­стрее и сильнее, чем у детей младшего школьного возраста);




       
   
 


 

ртивной формы,.лмание свой го-■д для 100%-ной ~ьно достигнута, шкова, — с опы-

 

ачение при диаг-•бразно. Однако т смена, полезно,


Раздел III

 

Социально-психологические аспекты спорта

 

Спортивная деятельность осуществляется в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, тренерами и судьями. Поэтому в спорте отчетливо проявляются и социально-психологиче­ские закономерности, отражающие общественные отношения. Соци­ально-психологические аспекты спорта весьма многообразны. Это и проявление общественного внимания к деятельности спортсменов высокого класса, и формирование положительных черт личности спортсменов, и закономерности группового взаимодействия, вклю­чая лидерство, сплоченность, совместимость и другие социально-психологические феномены, это и руководство спортсменами и кол­лективами, и т. д. Все эти вопросы являются предметом рассмотре­ния в данном разделе учебника.


ГЛАВА 11

Личность и ее формирование в процессе занятий спортом

 

 

11.1. Личность как субъект и объект общественных отношений в спорте

Выраженность свойств личности у спортсменов и неспортсменов (по обзору зарубежных публикаций В. Э. Мильмана)1


Спорт формирует человека как личность в не меньшей степени, чем учебная и трудовая деятельность. По данным зарубежных психологов, спортсмены имеют большую выраженность многих свойств личности (табл. 11.1).


Как видно из приведенных данных, спортсмены обладают большей выражен­ностью тех свойств личности, которые связаны со стремлением достичь преиму­щества в спортивной борьбе, противостоять напряженности этой борьбы. В то же время качества, не способствующие этому, выражены у спортсменов в меньшей степени, чем у нсспортсменов.

В отношении большей общительности необходимо сделать поправку, касаю­щуюся отечественных спортсменов. По нашим данным различий в степени общи­тельности между спортсменами (а было обследовано несколько сотен спортсме­нов, занимающихся разными видами спорта) и неспортсменами не было. Зато было выявлено, что спортсмены, живущие на сборах, повышали свою общитель­ность по сравнению с тем уровнем, какой был у них, когда они жили дома.

По данным Оглви, у американских олимпийцев по сравнению с контрольной группой студентов отмечено большее стремление к самостоятельности, предпоч­тение собственного мнения, большая потребность быть в центре внимания, полу­чать удовлетворение от признания. Они более агрессивны и настойчивы.

Было выявлено, что спортсмены более экстравертированы и эмоционально устойчивы, чем неспортсмены. С ростом спортивного мастерства увеличивается уверенность в себе, независимость взглядов и поведения, недоверчивость, сдер­жанность, конкурентность, волевой контроль, защита своего «я», высокое само­уважение (см.: Турецкий Б. В. О влиянии спортивной деятельности на некоторые черты личности // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976).

Чем обусловлены особенности спортсменов -- естественным отбором или влиянием специфики спорта, — однозначно нельзя. Хотя в этих же исследовани­ях было выявлено, что отмеченные свойства личности у спортсменов более высо­кого класса выражены больше, чем у спортсменов низкого уровня. По данным психолога К. Икегами, с увеличением спортивного стажа от 1 -2 лет до 9-10 лет спортсменки становятся активнее, беззаботнее, агрессивнее, они менее тревожны, реже испытывают чувство неполноценности и впадают в депрессию и фрустра­цию. Можно предполагать, что эти различия обусловлены занятиями спортом. Однако и здесь нужно принимать во внимание, что чем больше стаж спортивных занятий и уровень мастерства, тем спортсмены становятся старше, следователь­но, развиваются как личности независимо от занятий спортом.

В чем, однако, можно не сомневаться, так это в том, что спорт с его борьбой, с жаждой победы может сформировать при плохо поставленной воспитательной работе эгоцентрическую личность. Например, у американских пловцов, победи-


 


'1.1 (окончание) Не спорте мены

Большая

 

Большая Большая Меньшая

 

:шеи выражен­ии гчь нреиму-д лрьбы. В то же нов в меньшей

 

правку, касаю-степени обши­блен спортсме­не было. Зато»ю общитель-лли дома, с контрольной: гш, предпоч­ел мания, полу-

\ 14 И ВЫ.

эмоционально увеличивается лчивость, с дер­зи сокое само-и на некоторые л «Психология

 

•! ОЮОрОМ ИЛИ

е исследовани-;ов более высо-ня. По данным д г до 9-10 лет нее тревожны, ню и фрустра-иями спортом. 1Ж спортивных с. следователь­но борьбой, с •л с питательной пвцов, победи­


телей Олимпиады 1964 г., выявлены нежелание входить в спортивные команды, избегание участия в решении трудностей других. Сходные черты личности выяв­лены и у фехтовальщиц — чемпионок США. У них отмечалась низкая потреб­ность вступать в контакты с группами и организациями, они стремились быть обособленными и независимыми, предпочитали делать все по-своему, стремились избегать ситуаций, где бы от них ожидали поддержки.

Кроме того, концентрация усилий спортсмена в одном направлении в ряде случаев может приводить к одностороннему развитию личности. Например, боль­шие тренировочные нагрузки влекут недостаток свободного времени и в свою очередь тормозят духовное развитие спортсмена. «Хочется отвлечься от спорта, посидеть в уголочке и послушать интересные разговоры артистов, писателей, уче­ных», — говорила известная фигуристка Ирина Роднина.

Наличие общих для спортсменов черт личности (по сравнению с неспорт­сменами) не означает, что все спортсмены похожи друг на друга. Имеется много данных, показывающих различия в личностных особенностях представителей различных видов спорта. Например, А. Д. Ганюшкин и Е. И. Бутузова выявили различие даже между спортивными и художественными гимнастками (послед­ние более импульсивны, социабельны, независимы и самостоятельны, неуживчи­вы и критично настроены, чем спортивные гимнастки).

 

11.2. Агрессия и агрессивность спортсменов

Агрессия — это поведение, при котором преследуется цель причинить другим лю­дям физический и моральный ущерб или ограничить их желания. С этой точки зре­ния спорт уже по своей состязательной сути агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. По мнению ряда ученых, соревнование — это отрегулированное правилами агрессивное поведе­ние, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто поня­тие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость».

Различают агрессию враждебную и конструктивную. Конструктивная агрес­сия — это запреты, направленные на решение педагогических задач. Агрессия мо­жет быть прямой физической (драка), прямой вербальной (перебранка), косвен­ной физической (направление физической агрессии на предметы, например вра­тарь, угадавший направление удара при пробитии пенальти, с досады бьет ногой по штанге ворот) и косвенной вербальной (негативные высказывания спортсмена по поводу тренера за его спиной). По причине проявления агрессия может быть преднамеренной (например, защитник специально бьет нападающего по ногам с целью прервать атаку или вывести его из строя) и спровоцированной (ответ на­падающего защитнику).

Трефилов Е., гандболист, тренер сборной женской команды России: Я во время матча с ташкентским «Буревестником» подрался. Защитник мне пару оплеух вле­пил, а на третий раз я не сдержался — и понеслось... Все игроки обеих команд на площадку повыскакивали — месиво.

Корреспондент: У женщин такое возможно?

Трефилов Е.: Они в основном исподтишка — щиплются, кусаются.

Спорт-экспресс. 2007. 26 декабря


 

Агрессивность — это сложное свойство личности, проявляющееся в готовно­сти (предпочтении) человека решать конфликтные ситуации с помощью агрес­сивных действий. Конечно, вовсе не обязательно спортсмен с высокой агрессив­ностью каждый раз будет вести себя агрессивно, но «порог агрессивности» у него явно ниже, что на фоне эмоционального возбуждения и при наличии вспыльчи­вости облегчает возникновение агрессивного поведения.

По данным С. В. Афиногеновой (Биологический и психологический пол в свя­зи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юноше­ском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. СПб., 2007), конфликтность и агрес­сивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимаю­щихся спортом (табл. 11.2). Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. Правда, спортсменки, занимающиеся «женски­ми» видами спорта не превосходят в суммарной агрессивности неспортсменок (превосходство отмечено лишь в отношении напористости).

Таблица 11.2 Выраженность конфликтности и агрессивности у спортсменов и неспортсменов, баллы

 

Испытуемые Конфликтность Агрессивность
Спортсмены 14,6 22,3
Неспортсмены 13,2 20,9
Спортсменки 15,4 18,1
Неспортсменки 14,9 17,6
Спортсменки, занимающиеся «мужскими» видами спорта 15,0 18,7
Спортсменки, занимающиеся «женскими» видами спорта 16,2 17,1

 

Выявлено, что у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, агрес­сивность выражена по-разному. У тех, кто занимается единоборствами (самбо, дзюдо, айкидо), агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжни­ков (см.: Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб., 2003). У женщин, занимающихся «мужскими» видами спорта (борьбой, боксом, футболом, хоккеем и др.), среди которых, напомню, много маскулинных, агрессивность выше, чем у женщин, за­нимающихся «женскими» видами спорта (художественная гимнастика, синхрон­ное плавание). Зато у последних, по сравнению со спортсменками из «мужских» видов спорта, выше конфликтность.

Различная выраженность агрессивности у представителей разных видов спор­та может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта тако­ва, что способствует развитию агрессивности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную агрессивность, выбирают для занятий те виды спорта, в ко­торых можно реализовать свою агрессивность. Какая из этих причин истинна, сказать трудно, возможно, что и та и другая. В пользу второй причины говорят данные, полученные Н. С. Цикуновой (Тендерный анализ особенностей детей,


 


^еся в готовно-'юмощъю агрес-сокой агрессив-ивности» у него ичии вспыльчи-

 

еский пол в свя-човом и юноше-стность и агрес-иц. не занимаю-•му проявлению лшеся «женски-неспортсменок

п спорта, агрес-эствами (самбо, летов и лыжни-. занимающихся ем и др.), среди м у женщин, за-1стика, синхрон- II ИЗ «МуЖСКИХ» ных видов спор­на спорта тако-лица, имеющие лы спорта, в ко-[ричин истинна, ричины говорят енностей детей,

 

3 11.2


увлекающихся восточными единоборствами // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2001): у девочек, только еще пришедших заниматься восточ­ными единоборствами, уже имеется высокая агрессивность.

Результаты исследования особенностей личности, динамики состояния спортсме­нов и анализ результатов их выступления в соревнованиях показывают, что больших успехов добиваются гимнасты, у которых отмечается преобладание агрессии над тревогой. Так, у мужчин с преобладанием агрессии над тревогой 50% участников выступало успешно, в то время как у тревожных таких случаев зарегистрировано только 20%. То же выявлено и у гимнасток. Успешно выступало 62,5% спортсменок, у которых отмечалось преобладание агрессии над тревогой, и лишь только 16,7% с преобладанием тревоги над агрессией... У «агрессивных» мужчин количество не­удачных выступлений не превышает 20%, у женщин — 25%.

Спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готов­ностью к соревнованиям.

Лысенко Ю. Н. В сб.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1975. С. 43-44

 

11.3. Тревожность и ее влияние на эффективность деятельности спортсменов

Тревожность — это черта личности, проявляющаяся в тенденции испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях без серьезного повода. Оп­ределенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность че­ловека. У каждого существует свой оптимальный, или желательный, уровень тре­вожности — так называемая полезная тревожность.

Однако у некоторых людей имеется очень высокая личностная тревожность. Такие люди постоянно испытывают мрачные предчувствия. Настроение у них не отличается стабильностью. Они мнительны, постоянно ищут у себя всякие бо­лезни. Высокотревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

Мне довелось наблюдать высококлассного спортсмена из киевской баскетбольной ко­манды «Строитель», имевшего максимальный уровень тревожности по шкале Айзенка. Спортсмен, придя на тренировку в незнакомый ему спортивный зал, первым делом за­дал вопрос: «А здесь медпункт есть?» Его товарищи по команде рассказали, что такие вопросы он задает, в какой бы город команда ни приехала. Он постоянно жаловался на свое здоровье и отличался крайней нестабильностью игры. В результате он то вызывал­ся в сборную команду страны, то отчислялся из нее.

В ряде исследований зарубежных психологов было выявлено, что спортсмен­ки характеризуются высоким уровнем тревожности, превосходящим норму. Воз­можно, это связано с соревновательным периодом в жизни спортсменок, так как известно, что чем ближе соревнование, тем выше тревожность спортсменов. Во­обще же, большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами является твердо установленным фактом. Поскольку у тревожных сильнее выражен мотив избегания неудачи, этот мотив сильнее выражен у женщин. Вероятно, это являет­ся одной из причин того, что высокотревожные гимнастки на соревнованиях вы­полняют упражнения хуже, чем на тренировках, в то время как у гимнасток с низ-


 

кой тревожностью, наоборот, на соревнованиях упражнения выполняют лучше чем на тренировках (Р. Н. Зюкова)1.

У спортсменов разных спортивных специализаций уровень тревожности раз­личается (табл. 11.3).

Таблица 11.3 Процентное соотношение степени выраженности личностной тревожности в различных специализациях (по Л. П. Грибковой и С. Г, Кругловой)2

 

 

Спортивная специализация Тревожность, %
высокая средняя низкая
Художественная гимнастика   26,7 3,3
Борьба      
Лыжные гонки (девушки)     5,5
Лыжные гонки (мужчины)     5,5

 

У художественных гимнасток уровень тревожности самый высокий, что нео;;-нократно отмечалось и в других исследованиях.

Поскольку тревожность и страх тесно связаны, видами спорта, в которых тре­буется проявление смелости, высокотревожные субъекты, как правило, не зани­маются.

Международная статистика показывает, что, как правило, спортсмены с вью -кой тревожностью не могут полностью проявить свои возможности на крупны-соревнованиях. Но и спортсмены с очень низкой тревожностью имеют тенден­цию не показывать хорошие результаты вследствие их недостаточной мотивирс -ванности.

Высокотревожный спортсмен может успешно осваивать двигательные дейст­вия и выступать на соревнованиях, если включены его другие компенсаторные механизмы. Просто высокотревожный спортсмен требует к себе большего внима­ния и эмоциональной поддержки, более длительного освоения трудных и опа -ных с его точки зрения упражнений, ему необходима специальная подготов.-.. к соревнованиям.

В качестве примера приведу результаты исследования Ю. Н. Шувалова (Влия­ние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов ну •.-. Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1988) по начальному обучению плаванию сту­дентов.

1 Помимо тревожности на ухудшение результатов соревнований оказывают влияние имеклшк -у спортсменок высокая эмоциональная возбудимость, низкая импульсивность и ригидность, н; чем тем в большей степени, чем сильнее был соревновательный мотив. 2 См.: Грибкова Л. П.. Кру глава С. Г. Особенности личностной тревожности стулентов-спортсмено? Психологические особенности личности студентов-спортсменов. Смоленск, 1988

Студенты с высоким нейротизмом не могли при обычных методах обучени.-научиться плавать из-за боязни глубины, так как у 80% из них обнаружила -трусливость. Автор исследования разработал специальную программу обучен и.-.


 


полняют лучше,

 

тревожности раз-

 

ад 11.3

 

 

низкая

3,3


с учетом психологических особенностей высокотревожных студентов (в том числе включил в нее и психотренинг). Было увеличено время на теоретическую подго­товку и на пребывание на мелкой воде (при этом общее время обучения осталось неизменным). Все это позволило преодолеть негативные переживания студентов с высоким нейротизмом и успешно обучить их плаванию.

Date: 2015-09-22; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию