Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1 16 page
На велогонке мира 1978 года на первых этапах никому из советской команды не удавалось пробиться в лидеры гонки. За нашим лидером Пикуусом внимательно следили соперники. Тогда на собрании команды было решено выдвинуть в лидеры другого спортсмена — Аверина. А Пикуусу была отведена роль «подсадной утки» — он обязан был отвлекать внимание соперников от негласного, но теперь истинного лидера. Эта хитрость оправдала себя — Аверин стал победителем велогонки мира в личном зачете.
~ак, как это-т приводить того, выби-человек не-тмодейство-:ет. Поэтому ивами: пре-
.зоваться со-\ в команде и состав, ка-нить истин-
ется на мне-•вляется для юмощью ко-ь тех лиц, на тзнавая себя золяет более
ние
а-нныи отпе-. жизненные -: спортом не воспитывает
сть человека алам коллек-:тво ответст-себе и к дру-ради общего:оревновани-"о результата ых гонках на. л. Часто раненной. манды не уда-•тсльио следи-лидеры друго->й утки >> — он тинного лиде-мира в личном Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокритичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может способствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, как фрустрация при неудаче спортсмена. Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спортсмена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований показано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способствует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологическая природа этого феномена не раскрыта. Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику личности называют экстрапунитивностью). Лица с высокой агрессивностью уменьшают ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других). Агрессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направляемую на соперника. Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спортсмена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен старается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллектив или восстановить коллектив против него. Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от характеристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. Например, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегрупповая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязненные отношения. Следствием этого является то, что в многочисленных группах более терпимо относятся к авторитарному руководству. Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-психического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки. Стабилизация группы — безусловно положительный момент. Но в некоторых и, в общем, нередких случаях она становится тормозом дальнейшего развития группы, так как способствует утрате гибкости ее, трафаретности реакций, тому, что в спорте
часто именуется академизмом. Исследования показали, что стандартизирующие процессы приводят к единообразию эмоций в группе. <...> Устранить установившийся «стиль», расшатать излишне конформную конструкцию подчас не только желательно, но и необходимо. Терапия таких групповых состояний складывается из разнообразных воздействий, в том числе некоторого изменения состава и даже организации целенаправленной и контролируемой конфликтной напряженности. В ряде случаев тренер, по-видимому, не должен бояться некоторого осложнения отношений между отдельными членами коллектива, разумно используя конфликтность как источник новых эмоций и идей, препятствующих «застыванию» группы. Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. С. 104 Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при социальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явлению, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развивающаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость (о которой речь пойжет ниже). Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятельности спортсмена и группы в целом (О. А. Ильин).
13.7. Социально-психологические аспекты комплектования спортивных команд Психологические особенности комплектования клубных команд. Клубные команды характеризуются, как правило, спортивными традициями, спецификой организации игры, своими спортивными притязаниями, длительностью совместного общения игроков. В клубных командах опытные игроки чувствуют себя как дома. Однако новички испытывают ряд психологических трудностей, которые должны учитываться тренерами и по возможности нейтрализовываться. Вхождение человека в новый коллектив всегда связано с периодом адаптации. Одним это дается легче, другим — труднее. Новичку не просто войти в команду. Волнение не позволяет перспективному футболисту проявить себя в первой игре. Так случилось и с В. Ивановым, будущим центрфорвардом «Торпедо» и сборной страны. После игры расстроенный футболист, мысленно прощаясь с командой, стягивал майку, когда услышал негромкий разговор ветеранов о себе. Известные на всю страну мастера высоко оценивали его игру и предсказывали ему большое будущее в футболе. «От волнения не осталось и следа, — рассказывал Валентин Козьмич, ныне тренер одной из ведущих команд страны. — Появилось страстное желание оправдать оценку». Только через несколько лет, став одним из лидеров команды, Иванов узнал, что когда в команду приходил новичок, тренер В. Маслов просил двух-трех ветеранов дать высокую оценку его игре в разговоре между собой, но так, чтобы тот разговор он как бы случайно услышал. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. С. 106
эщие звив-оже-ся из е ор- юния пикт-/ппы, юнов:. 104 при сому явле-развива-ть (о ко-избежать (с точки фтнеров, деятель-
оные ко-цификой совмест-себя как которые
штации.
футбо-центр-олист, разго-!Г0 игру нетре->авдать , что еранов зговор штуры: С. 106 жду членами команды. Поэтому перед тренерами сборных стоит много социально-психологических проблем. © \ © ©
------- ► Взаимное признание спортивных достижений - Взаимные положительные эмоциональные связи -------- ► Одностороннее признание спортивных достижений -------- ► Односторонние положительные эмоциональные связи какому принципу пример, чемпиона 1меют преимуще-в том, что тренер. имеет костяк, на 1анде. Недостаток ться в отдельную [и. принижать до-эективно. Об этом то11 команде страты при расширен-ежду игроками за!п базовой коман-шителями других:олтора раза выше х клубов подошли;енки как себе, так
гсльно сформиро-сменов из других с высоком уровне снка у игроков из 1в базовой коман- о антагонизма меняющегося в пери-одинаково добро-- к игрокам своей ГЛАВА 14
Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые). Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу (Н. Ф. Федотова).
14.1. Определение лидерства и его признаки Термин «лидер» употребляется очень широко. Например, говорят о лидере чемпионата, лидере гонки и т. п. Очевидно, чтобы вести разговор о лидере, нужно отделить бытовое и журналистское понятие от социально-психологического. Лидер (1еас1ег) — английское слово, которое переводится как «ведущий, возглавляющий». Однако в социальной психологии оно получило несколько иное содержание. Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер. Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения. Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным. Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании (Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин). В данной главе речь будет идти о лидерстве в более узком значении. Итак, каковы признаки, характеризующие лидера? Первым признаком является принадлежность его к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера. Это значит, что лидер обязательно должен быть включен в иерархическую структуру группы. Вторым признаком является то, что своими действиями лидер способствует достижению групповой цели.
Третьим признаком лидера является его инициативность: он добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разработок на игру. Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену. Корреспондент. Капитана у вас выбирают или назначают? Трефилов Е., тренер сборной женской команды России по гандболу. Ушел я от этой игры в демократию. Назначается такой человек, который может. Сейчас вот Суслина. Она может любого одернуть, поставить на место. А может и поддержать. Удачно назначенный капитан - продолжение тренера на площадке. Спорт-экспресс. 2007. 26 декабря. С. 8
14.2. Виды лидеров Выделяют лидеров ситуативных и постоянных. К первым относят, например, игроков, вдохновивших своей удачной игрой команду (лидеры-вдохновители). Выявлено, что наблюдается некоторый перенос восприятия этого лидерства игроками команды на другие ситуации: стоит спортсмену в чем-то проявить себя лидером в одной ситуации, как и в других от него будут ожидать поведения лидера (хотя в новой ситуации он уже не будет проявлять таких качеств). Фидлер выделяет лидеров, ориентированных на задачу и на взаимоотношения в команде (табл. 14.1). Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление.
Сравнительная характеристки деловых и эмоциональных лидеров
сят, например, иг-юхновители). Вы-лилерства игрока-юявить себя лиде-псведения лидера ■ств). взаимоотношения рство как стойкое
Таблица 14.1 х лидеров ер) гатки ень тревожности гуппы •ности приносит уве-пе членов группы умеренно стрессовых лы группы могут
ютатъ с членами ко-важную роль в дея--;е удовлетворять по-вторичном лидерстве Постоянные лидеры соответствуют двум структурам команд: деловой и эмоциональной. Лидер в деловой структуре ориентирован па решение задачи, стоящей перед группой; эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в сфере досуга. Тренеры хорошо выявляют лидеров в сфере организации совместной спортивной деятельности (на тренировках, в соревновательной деятельности), но часто не знают, кто является лидером ь быту, в сфере организации межличностных отношений, особенно в детских и юношеских командах. Деловые лидеры (ориентированные на задачу) часто мало интересуются межличностными отношениями. Они действуют наиболее эффективно либо в исключительно благоприятных, либо в крайне неблагоприятных ситуациях. При средних условиях наиболее эффективны лидеры, ориентированные на межличностные отношения. Их стиль руководства более,лемокра;ллен, они уважительно относятся даже к самым бесполезным членам команды. Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности: деловой, личностной и общественной: деловой направленности спортсменов соответствует деловое лидерство, личностной и общественной направленности - эмоциональное лидерство.
. Механизмы оддденжения лидеров Неформальное лидерство возникает стихийно. Например, в парном фигурном катании на коньках, как сказала известная фигуристка Татьяна Войтюк, «соотношение: кто лидер, г кто — ведомый — не устанавливается на общем собшнии, это приходит само собой и обжалованию не подлежит» (см.: Советский спорт. 1973. Д и кем я)., Пути выдвижения человека в лидеры различны. Отсюда возникла одна из теории, объясняющая механизмы выдвижения лидеров, — лидерство как функция ситуации. Согласно этой теории, человек становится лидером в одной ситуации о не может им стать в другой. Например, человек, лучше.всех решающий стоящую перед группой задачу, быстро становится лидером в группе людей, незнакомых прежде друг г. другом. И наоборот, о группе людей, хорошо знающих друг друид и имеющих уже лидера, человек, хорошо решающий задачу, не будет быстро выдвинут в лидеры, так как группа ориентирована на действия своего лидера.
ти группа нач-исходит смена юм становится [ентирована на гированный на ю критерия, по о для того, что-)лжен обладать из тупика, при-
нных черт ли-человеку в лю-оль лидера. Ко-л деятельности ля требует про-гельно, эта тео-а в дальнейшем 1ых свойств че-
шдеры необхо-ложения одной)ивает, как пра-то положитель-эсив крайности.)рии, поскольку?ние, как лидер-
ельность, предъ-д лидерских ка-|. научить спорт--чше взаимодей-личным нуждам
^которые врож-вной системы и лх в спортивной я обусловливает ся склонностью енной уверенно-словиях. ами в лодках и от-)Й силой воли, что ческих ситуациях.)ни были прирож-: в середину лодки У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выражены типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением. Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже — высокая тревожность (нейро-тизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе. Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капитана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающего качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы. Таким образом, личностные особенности спортсменов играют определенную роль при выдвижении на роль лидера. Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спортивная практика, чаще приносит вред, чем пользу. Некоторой иллюстрацией к сказанному могут служить данные, полученные болгарским психологом Ю. Му-тафовой (Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы (на материалах исследования баскетбола): Автореферат дис.... канд. наук. Л., 1971) (табл. 14.2). Таблица 14.2 Социометрический статус капитанов женских баскетбольных команд класса «А», количество выборов в процентах
Капитан команды-аутсайдера уступает капитану команды-призера по многим позициям: по деловым и личным отношениям, по общению и взаимопониманию в процессе игры, по надежности. Неудивительно, что по шкале авторитетов он занимает в команде лишь третье место. Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсмена. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой — с авторитетом легче соглашаются, ему верят. Один борец, чемпион Монреальской Олимпиады, стал охотно бегать кроссы лишь после того, как об их пользе ему сказал чемпион другой Олимпиады, Токийской, Алек-
.ом, неожиданно
качества (чело-ность). Как бу-то спортивным 1Я. Поэтому лиманде. ом которой была одной официаль-<оманды, тот ска-:остоящая из мо-
меет авторитет як себя ведет со вает, что совме-
. Но надо отме-прокое понятие инструмент для жания. Автори-быть социомет-в качестве фак-он должен при->воря, авторитет статус человека
и в данных усло-
ам сложившейся
ются:
[иативность и на-
(а неформальный шям) может при-; без лидера, и сам Его субъективное [X, возможностях) данном случае — пряжения. Спорт-
вых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.
14.4. Конкуренция между лидерами Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды. Тренер амстердамского футбольного клуба «Аякс» так объяснил затянувшийся кризис в команде: «После перехода в "Барселону" общепризнанного лидера Иоханна Круиффа несколько ведущих игроков вступили между собой в конкурентную борьбу, пытаясь занять его место. Кайзер продолжал удивлять всех своей виртуозной техникой, Хаан по-прежнему демонстрировал высокое тактическое мастерство, а Неескенс, как и раньше, был неутомим на поле, но теперь каждый из них за себя, и "Аякс" из сплоченного коллектива превратился в конгломерат соперничающих звезд». В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков. Например, Альф Рамсей, приведший сборную Англии по футболу к титулу чемпиона мира в 1966 году, начал подготовку к чемпионату с того, что расстался с большинством «звезд», введя в состав команды способную молодежь с небольшими притязаниями на славу. Характерно, что после победы А. Рамсей заявил, что эта команда для повторного завоевания первенства мира не годится: во взаимоотношениях игроков уже действовал ролевой конфликт.
14.5. Соотношения между формальным и неформальным лидерством Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеаль* ным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров. Это, по данным болгарского психолога Ю. Мутафовой, одно из важных условий успешного выступления команды. Однако совместить в себе роль капитана и лидера спортсмену бывает трудно в связи с тем, что требования, которые предъявляются к нему, с одной стороны, руководством команды, а с другой — ее членами, разные. Можно привести для примера данные Н. Ф. Федотовой, хотя и полученные на производстве (в отношении мастеров цеха), но могущие служить и для выяснения положения капитана команды как промежуточного звена между руководством и коллективом. По данным Н. Ф. Федотовой, формальные лидеры оценивались начальством более высоко в том случае, если они были хорошими специалистами, умели организовать работу и были требовательны к рабочим. Ра- ние состава ий сборную говку к чем-:тав коман-1ктерно, что евания пер-вал ролевой
А
эмальным — [ение может ько. Идеаль* идеров. Это, условий ус-тана и лиде-? предъявля-ее членами, я и получен-ужить и для 1а между ру->ные лидеры и хорошими рабочим. Ра-
ГЛАВА 15
Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
15.1. Психологический климат и межличностные отношения в команде Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат, Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни команды в значительной степени определяет отношения между спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности. Но эмоции — это одна сторона психологического климата. Другая, не менее важная его сторона — нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся в команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в команде. Поэтому формирование в команде нравственных норм, то есть правил, требований, определяющих поведение спортсменов в команде, является одной из главных задач при формировании здорового психологического климата. О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спал в игре. Известный тренер одной хоккейной команды пишет: «Успехи, известное дело, объединяют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпатичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. Л вот неудачи... Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе» (Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Джам-гарова и А. Ц. Пуни. М., 1978. С. 128),
I
ильные межлич-,:чле конфликтов Он екладывает-;; [ n юза нажегшем >> л<)жньш, упадни-. люшения меж-офсЪективность
Другая, не менее ли. сложившиеся:,. •> пня радость ьлпмате в коман--ь.правил, требо-~ ч (/дпой из глав-о.мта. с то. как команда.;от ли она в себе о. возникший спад
гное дело, объели- ■ V, юрткеры сичта- ■ но о цвете. А вот К1ть причины в себе» Пол ред. Т. Т. Джам-
ниям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.
15.2. Сплоченность команды и ее измерение До сих пор рассматривались в основном вопросы групповой дифференциации, проявляющейся в различном статусе членов группы, разнообразии выполняемых в команде ролей и т. п. Однако в группах имеется и противоположная тенденция — групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Этот процесс единения характеризует сплоченность (спаянность). Л. Фес-тингер определил групповую спаянность как совокупность действия сил, удерживающих индивидов в группе. Попытка определить эти силы практически натолкнулась на серьезные препятствия, поэтому интерпретация сущности групповой сплоченности, имеющаяся в настоящее время, далеко не однозначна. Для суждения о сплоченности группы предлагаются различные индексы (коэффициенты сплоченности, показатель ценностно-ориентационного единства и другие). Каждый из них отражает односторонний подход к рассмотрению сплоченности группы, и поэтому истинное суждение о последней можно, вероятно, получить только в случае использования совокупности различных коэффициентов. Говоря о сплоченности спортивных команд, следует иметь в виду не только эмоциональные взаимоотношения между спортсменами, но и игровые, поскольку очевидно, что симпатии не являются единственной причиной, побуждающей спортсменов оставаться членами данной команды. Существенное значение имеет мотивация на достижение общей цели. Поэтому в соревновательной ситуации, когда речь идет о победе в состязании, игровые взаимоотношения редко разрушаются, так как личная неприязнь между спортсменами отходит на задний план. В связи с этим в спортивных командах необходимо рассматривать сплоченность в двух аспектах — деловом и эмоциональном. Сплоченность в командах мастеров больше по ее формальной структуре, чем по неформальной. В командах Н-Ш разрядов при общем менее высоком уровне сплоченности она больше по неформальной структуре. В социально-психологических исследованиях в нашей стране и за рубежом большое распространение получило вычисление коэффициента сплоченности. Н. В. Бахарева предложила следующую формулу для вычисления этого коэффициента: Date: 2015-09-22; view: 410; Нарушение авторских прав |