Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 16 page





На велогонке мира 1978 года на первых этапах никому из советской команды не уда­валось пробиться в лидеры гонки. За нашим лидером Пикуусом внимательно следи­ли соперники. Тогда на собрании команды было решено выдвинуть в лидеры друго­го спортсмена — Аверина. А Пикуусу была отведена роль «подсадной утки» — он обязан был отвлекать внимание соперников от негласного, но теперь истинного лиде­ра. Эта хитрость оправдала себя — Аверин стал победителем велогонки мира в личном зачете.


 


~ак, как это-т приводить того, выби-человек не-тмодейство-:ет. Поэтому ивами: пре-

 

.зоваться со-\ в команде и состав, ка-нить истин-

 

ется на мне-•вляется для юмощью ко-ь тех лиц, на тзнавая себя золяет более

 

 

ние

 

а-нныи отпе-. жизненные -: спортом не воспитывает

 

сть человека алам коллек-:тво ответст-себе и к дру-ради общего:оревновани-"о результата ых гонках на. л. Часто ра­ненной.

манды не уда-•тсльио следи-лидеры друго->й утки >> — он тинного лиде-мира в личном


Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокри­тичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может спо­собствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, как фрустрация при неудаче спортсмена.

Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спорт­смена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований по­казано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способст­вует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологиче­ская природа этого феномена не раскрыта.

Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику лично­сти называют экстрапунитивностью). Лица с высокой агрессивностью уменьша­ют ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других). Аг­рессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направ­ляемую на соперника.

Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спорт­смена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен ста­рается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллек­тив или восстановить коллектив против него.

Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от харак­теристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. На­пример, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегруппо­вая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязнен­ные отношения. Следствием этого является то, что в многочисленных группах более терпимо относятся к авторитарному руководству.

Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незре­лость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обес­покоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалисти­ческая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-пси­хического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекват­ность самооценки.

Стабилизация группы — безусловно положительный момент. Но в некоторых и, в об­щем, нередких случаях она становится тормозом дальнейшего развития группы, так как способствует утрате гибкости ее, трафаретности реакций, тому, что в спорте


 

часто именуется академизмом. Исследования показали, что стандартизирующие процессы приводят к единообразию эмоций в группе. <...> Устранить установив­шийся «стиль», расшатать излишне конформную конструкцию подчас не только же­лательно, но и необходимо. Терапия таких групповых состояний складывается из разнообразных воздействий, в том числе некоторого изменения состава и даже ор­ганизации целенаправленной и контролируемой конфликтной напряженности.

В ряде случаев тренер, по-видимому, не должен бояться некоторого осложнения отношений между отдельными членами коллектива, разумно используя конфликт­ность как источник новых эмоций и идей, препятствующих «застыванию» группы.

Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. С. 104

Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при со­циальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явле­нию, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развива­ющаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость (о ко­торой речь пойжет ниже). Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятель­ности спортсмена и группы в целом (О. А. Ильин).

 

13.7. Социально-психологические аспекты комплектования спортивных команд

Психологические особенности комплектования клубных команд. Клубные ко­манды характеризуются, как правило, спортивными традициями, спецификой организации игры, своими спортивными притязаниями, длительностью совмест­ного общения игроков. В клубных командах опытные игроки чувствуют себя как дома. Однако новички испытывают ряд психологических трудностей, которые должны учитываться тренерами и по возможности нейтрализовываться.

Вхождение человека в новый коллектив всегда связано с периодом адаптации. Одним это дается легче, другим — труднее.

Новичку не просто войти в команду. Волнение не позволяет перспективному футбо­листу проявить себя в первой игре. Так случилось и с В. Ивановым, будущим центр­форвардом «Торпедо» и сборной страны. После игры расстроенный футболист, мысленно прощаясь с командой, стягивал майку, когда услышал негромкий разго­вор ветеранов о себе. Известные на всю страну мастера высоко оценивали его игру и предсказывали ему большое будущее в футболе.

«От волнения не осталось и следа, — рассказывал Валентин Козьмич, ныне тре­нер одной из ведущих команд страны. — Появилось страстное желание оправдать оценку».

Только через несколько лет, став одним из лидеров команды, Иванов узнал, что когда в команду приходил новичок, тренер В. Маслов просил двух-трех ветеранов дать высокую оценку его игре в разговоре между собой, но так, чтобы тот разговор он как бы случайно услышал.

Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. С. 106


 

 
 

эщие звив-оже-ся из е ор-

юния пикт-/ппы, юнов:. 104

при со­му явле-развива-ть (о ко-избежать (с точки фтнеров, деятель-

 

оные ко-цификой совмест-себя как которые

 

штации.

 

футбо-центр-олист, разго-!Г0 игру

нетре->авдать

, что еранов зговор

штуры: С. 106









жду членами команды. Поэтому перед тренерами сборных стоит много социаль­но-психологических проблем.

© \ © ©

 

 

------- ► Взаимное признание спортивных достижений

- Взаимные положительные эмоциональные связи

-------- ► Одностороннее признание спортивных достижений

-------- ► Односторонние положительные эмоциональные связи


Рис. 13.1. Социограмма, иллюстрирующая межличностные отношения в команде молодых велоси­педистов между новичками (одинарные кружочки вне ромба) и опытными спортсменами (двойные кружочки в ромбе): а - на первом тренировочном сборе; 6 - на последнем сборе




какому принципу пример, чемпиона 1меют преимуще-в том, что тренер. имеет костяк, на 1анде. Недостаток ться в отдельную [и. принижать до-эективно. Об этом то11 команде стра­ты при расширен-ежду игроками за!п базовой коман-шителями других:олтора раза выше х клубов подошли;енки как себе, так

 

гсльно сформиро-сменов из других с высоком уровне снка у игроков из 1в базовой коман-

о антагонизма ме­няющегося в пери-одинаково добро-- к игрокам своей


ГЛАВА 14

 

Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды

 

Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели дея­тельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руково­дителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые). Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу (Н. Ф. Фе­дотова).

 

14.1. Определение лидерства и его признаки

Термин «лидер» употребляется очень широко. Например, говорят о лидере чем­пионата, лидере гонки и т. п. Очевидно, чтобы вести разговор о лидере, нужно от­делить бытовое и журналистское понятие от социально-психологического. Лидер (1еас1ег) — английское слово, которое переводится как «ведущий, возглавляющий». Однако в социальной психологии оно получило несколько иное содержание. Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер. Под ру­ководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует офи­циальные межличностные отношения. Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным. Между ними не должно проводиться проти­вопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформаль­ным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначен­ный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании (Е. С. Кузь­мин, Б. Д. Парыгин).

В данной главе речь будет идти о лидерстве в более узком значении. Итак, ка­ковы признаки, характеризующие лидера?

Первым признаком является принадлежность его к группе, в которой он вы­двинулся на позиции лидера. Это значит, что лидер обязательно должен быть включен в иерархическую структуру группы.

Вторым признаком является то, что своими действиями лидер способствует достижению групповой цели.


 

Третьим признаком лидера является его инициативность: он добровольно бе­рет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует фор­мальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разрабо­ток на игру.

Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену.

Корреспондент. Капитана у вас выбирают или назначают?

Трефилов Е., тренер сборной женской команды России по гандболу. Ушел я от этой игры в демократию. Назначается такой человек, который может. Сейчас вот Суслина. Она может любого одернуть, поставить на место. А может и поддержать. Удачно назначенный капитан - продолжение тренера на площадке.

Спорт-экспресс. 2007. 26 декабря. С. 8

 

14.2. Виды лидеров

Выделяют лидеров ситуативных и постоянных. К первым относят, например, иг­роков, вдохновивших своей удачной игрой команду (лидеры-вдохновители). Вы­явлено, что наблюдается некоторый перенос восприятия этого лидерства игрока­ми команды на другие ситуации: стоит спортсмену в чем-то проявить себя лиде­ром в одной ситуации, как и в других от него будут ожидать поведения лидера (хотя в новой ситуации он уже не будет проявлять таких качеств).

Фидлер выделяет лидеров, ориентированных на задачу и на взаимоотношения в команде (табл. 14.1).

Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление.

 

Сравнительная характеристки деловых и эмоциональных лидеров


 



сят, например, иг-юхновители). Вы-лилерства игрока-юявить себя лиде-псведения лидера ■ств).

взаимоотношения рство как стойкое

 

Таблица 14.1 х лидеров

ер) гатки

ень тревожности

гуппы

•ности приносит уве-пе членов группы

умеренно стрессовых лы группы могут

 

ютатъ с членами ко-важную роль в дея--;е удовлетворять по-вторичном лидерстве


Постоянные лидеры соответствуют двум структурам команд: деловой и эмо­циональной. Лидер в деловой структуре ориентирован па решение задачи, стоя­щей перед группой; эмоциональный лидер ориентирован на межличностные от­ношения в сфере досуга. Тренеры хорошо выявляют лидеров в сфере организа­ции совместной спортивной деятельности (на тренировках, в соревновательной деятельности), но часто не знают, кто является лидером ь быту, в сфере организа­ции межличностных отношений, особенно в детских и юношеских командах.

Деловые лидеры (ориентированные на задачу) часто мало интересуются меж­личностными отношениями. Они действуют наиболее эффективно либо в исклю­чительно благоприятных, либо в крайне неблагоприятных ситуациях. При сред­них условиях наиболее эффективны лидеры, ориентированные на межличностные отношения. Их стиль руководства более,лемокра;ллен, они уважительно отно­сятся даже к самым бесполезным членам команды.

Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной на­правленности личности: деловой, личностной и общественной: деловой направ­ленности спортсменов соответствует деловое лидерство, личностной и общест­венной направленности - эмоциональное лидерство.

 

. Механизмы оддденжения лидеров

Неформальное лидерство возникает стихийно. Например, в парном фигурном катании на коньках, как сказала известная фигуристка Татьяна Войтюк, «соотно­шение: кто лидер, г кто — ведомый — не устанавливается на общем собшнии, это приходит само собой и обжалованию не подлежит» (см.: Советский спорт. 1973.

Д и кем я).,

Пути выдвижения человека в лидеры различны. Отсюда возникла одна из тео­рии, объясняющая механизмы выдвижения лидеров, — лидерство как функция ситуации. Согласно этой теории, человек становится лидером в одной ситуации о не может им стать в другой. Например, человек, лучше.всех решающий стоя­щую перед группой задачу, быстро становится лидером в группе людей, незнако­мых прежде друг г. другом. И наоборот, о группе людей, хорошо знающих друг друид и имеющих уже лидера, человек, хорошо решающий задачу, не будет быст­ро выдвинут в лидеры, так как группа ориентирована на действия своего лидера.




 


ти группа нач-исходит смена юм становится [ентирована на гированный на ю критерия, по о для того, что-)лжен обладать из тупика, при-

 

нных черт ли-человеку в лю-оль лидера. Ко-л деятельности ля требует про-гельно, эта тео-а в дальнейшем 1ых свойств че-

 

шдеры необхо-ложения одной)ивает, как пра-то положитель-эсив крайности.)рии, поскольку?ние, как лидер-

 

ельность, предъ-д лидерских ка-|. научить спорт--чше взаимодей-личным нуждам

 

^которые врож-вной системы и лх в спортивной я обусловливает ся склонностью енной уверенно-словиях.

ами в лодках и от-)Й силой воли, что ческих ситуациях.)ни были прирож-: в середину лодки


У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выраже­ны типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.

Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже — высокая тревожность (нейро-тизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.

Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капи­тана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающего качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы. Таким образом, личностные особенности спортсменов играют опре­деленную роль при выдвижении на роль лидера.

Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. При­знание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спор­тивная практика, чаще приносит вред, чем пользу. Некоторой иллюстрацией к сказанному могут служить данные, полученные болгарским психологом Ю. Му-тафовой (Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы (на материалах исследования баскетбола): Автореферат дис.... канд. наук. Л., 1971) (табл. 14.2).

Таблица 14.2

Социометрический статус капитанов женских баскетбольных команд класса «А», количество выборов в процентах

 

Критерии Капитан команды-призера Капитан команды-аутсайдера
Деловые отношения    
Руководство    
Личные отношения    
Общение в игре    
Взаимопонимание в игре    
Надежность    
Место в шкале автори­тетов    

 

Капитан команды-аутсайдера уступает капитану команды-призера по многим позициям: по деловым и личным отношениям, по общению и взаимопониманию в процессе игры, по надежности. Неудивительно, что по шкале авторитетов он за­нимает в команде лишь третье место.

Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсме­на. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой — с авторитетом легче соглашаются, ему верят.

Один борец, чемпион Монреальской Олимпиады, стал охотно бегать кроссы лишь по­сле того, как об их пользе ему сказал чемпион другой Олимпиады, Токийской, Алек-




 

 
 

.ом, неожиданно

 

качества (чело-ность). Как бу-то спортивным 1Я. Поэтому ли­манде.

ом которой была одной официаль-<оманды, тот ска-:остоящая из мо-

 

меет авторитет як себя ведет со вает, что совме-

 

. Но надо отме-прокое понятие инструмент для жания. Автори-быть социомет-в качестве фак-он должен при->воря, авторитет статус человека

 

 

и в данных усло-

 

ам сложившейся

 

 

ются:

 

[иативность и на-

 

 

(а неформальный шям) может при-; без лидера, и сам Его субъективное [X, возможностях) данном случае — пряжения. Спорт-


 

вых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.

 

14.4. Конкуренция между лидерами

Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидер­ство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоцио­нальной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное ли­дерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возника­ет борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды.

Тренер амстердамского футбольного клуба «Аякс» так объяснил затянувшийся кризис в команде: «После перехода в "Барселону" общепризнанного лидера Иоханна Круиффа несколько ведущих игроков вступили между собой в конкурентную борьбу, пытаясь за­нять его место. Кайзер продолжал удивлять всех своей виртуозной техникой, Хаан по-прежнему демонстрировал высокое тактическое мастерство, а Неескенс, как и раньше, был неутомим на поле, но теперь каждый из них за себя, и "Аякс" из сплоченного кол­лектива превратился в конгломерат соперничающих звезд».

В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков. Например, Альф Рамсей, приведший сборную Англии по футболу к титулу чемпиона мира в 1966 году, начал подготовку к чем­пионату с того, что расстался с большинством «звезд», введя в состав коман­ды способную молодежь с небольшими притязаниями на славу. Характерно, что после победы А. Рамсей заявил, что эта команда для повторного завоевания пер­венства мира не годится: во взаимоотношениях игроков уже действовал ролевой конфликт.

 

14.5. Соотношения между формальным и неформальным лидерством

Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеаль* ным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров. Это, по данным болгарского психолога Ю. Мутафовой, одно из важных условий ус­пешного выступления команды. Однако совместить в себе роль капитана и лиде­ра спортсмену бывает трудно в связи с тем, что требования, которые предъявля­ются к нему, с одной стороны, руководством команды, а с другой — ее членами, разные. Можно привести для примера данные Н. Ф. Федотовой, хотя и получен­ные на производстве (в отношении мастеров цеха), но могущие служить и для выяснения положения капитана команды как промежуточного звена между ру­ководством и коллективом. По данным Н. Ф. Федотовой, формальные лидеры оценивались начальством более высоко в том случае, если они были хорошими специалистами, умели организовать работу и были требовательны к рабочим. Ра-


       
 
   
 


ние состава ий сборную говку к чем-:тав коман-1ктерно, что евания пер-вал ролевой

 

 

А

 

 

эмальным — [ение может ько. Идеаль* идеров. Это, условий ус-тана и лиде-? предъявля-ее членами, я и получен-ужить и для 1а между ру->ные лидеры и хорошими рабочим. Ра-


 

ГЛАВА 15

 

Психологический климат,

сплоченность команды и успешность спортивной деятельности

 

15.1. Психологический климат и межличностные отношения в команде

Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межлич­ностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат, Он складывает­ся из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упадни­ческий тон жизни команды в значительной степени определяет отношения меж­ду спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.

Но эмоции — это одна сторона психологического климата. Другая, не менее важная его сторона — нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся в команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в коман­де. Поэтому формирование в команде нравственных норм, то есть правил, требо­ваний, определяющих поведение спортсменов в команде, является одной из глав­ных задач при формировании здорового психологического климата.

О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спал в игре.

Известный тренер одной хоккейной команды пишет: «Успехи, известное дело, объеди­няют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпа­тичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. Л вот неудачи... Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе» (Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Джам-гарова и А. Ц. Пуни. М., 1978. С. 128),


 

 
 

 

 

I

 

 

ильные межлич-,:чле конфликтов Он екладывает-;; [ n юза нажегшем >> л<)жньш, упадни-. люшения меж-офсЪективность

 

Другая, не менее ли. сложившиеся:,. •> пня радость ьлпмате в коман--ь.правил, требо-~ ч (/дпой из глав-о.мта.

с то. как команда.;от ли она в себе о. возникший спад

 

гное дело, объели-

■ V, юрткеры сичта-

■ но о цвете. А вот К1ть причины в себе» Пол ред. Т. Т. Джам-


 

ниям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменов, прояв­ляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.

 

15.2. Сплоченность команды и ее измерение

До сих пор рассматривались в основном вопросы групповой дифференциации, проявляющейся в различном статусе членов группы, разнообразии выполняемых в команде ролей и т. п. Однако в группах имеется и противоположная тенден­ция — групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Этот процесс единения характеризует сплоченность (спаянность). Л. Фес-тингер определил групповую спаянность как совокупность действия сил, удер­живающих индивидов в группе. Попытка определить эти силы практически на­толкнулась на серьезные препятствия, поэтому интерпретация сущности груп­повой сплоченности, имеющаяся в настоящее время, далеко не однозначна. Для суждения о сплоченности группы предлагаются различные индексы (коэффици­енты сплоченности, показатель ценностно-ориентационного единства и другие). Каждый из них отражает односторонний подход к рассмотрению сплоченности группы, и поэтому истинное суждение о последней можно, вероятно, получить только в случае использования совокупности различных коэффициентов.

Говоря о сплоченности спортивных команд, следует иметь в виду не только эмоциональные взаимоотношения между спортсменами, но и игровые, посколь­ку очевидно, что симпатии не являются единственной причиной, побуждающей спортсменов оставаться членами данной команды. Существенное значение имеет мотивация на достижение общей цели. Поэтому в соревновательной ситуации, когда речь идет о победе в состязании, игровые взаимоотношения редко разруша­ются, так как личная неприязнь между спортсменами отходит на задний план. В связи с этим в спортивных командах необходимо рассматривать сплоченность в двух аспектах — деловом и эмоциональном.

Сплоченность в командах мастеров больше по ее формальной структуре, чем по неформальной. В командах Н-Ш разрядов при общем менее высоком уровне сплоченности она больше по неформальной структуре. В социально-психологи­ческих исследованиях в нашей стране и за рубежом большое распространение получило вычисление коэффициента сплоченности. Н. В. Бахарева предложила следующую формулу для вычисления этого коэффициента:

Date: 2015-09-22; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию