Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1 8 page






 


: вчьгх центров.-.мл движений, >: без звуколи-

 

-:-н. чемужен-Выше в сред-чвижений.

 

Ы

поднять рабо-лт.мых волевых -ч-:пй интенсив-

: произведения

а можно разде-

уу:алости, кото-■.'.тения. Вторая

усилий, позво-: качество рабо-

разных людей -те. чем вторая, ая. Волевое на-

эаботы, явля-"пвости (сило-нку различных у компенсиро-ность в любом

Упражнений), готива. Напри-). значительно

 

 

■чных сокраще-:ь внешним си-:.пми и физио-тоже является:>жет проявить:ов. поступаю-нла пускового:мпульсов, тем на). Кроме то-:ающихся мы-нно. тем боль­


шая сила проявляется мышцей. Проявление мышечной силы зависит и от коор­динационных способностей, умения одновременно включать в работу мышцы-синергисты и расслаблять мышцы-антагонисты.

Психическая регуляция участвует и при дозировании мышечных усилий, ко­торое необходимо при выполнении ряда двигательных действий (броске мяча в корзину при игре в баскетбол, ударе по мячу при пасе партнеру и т. д.).

Понятие «мышечная сила» не тождественно понятию «сила человека». По­следняя определяется через величину преодолеваемого внешнего сопротивления и зависит от массы тела. Поэтому спортсмены, развивающие одинаковое мышеч­ное усилие, могут обладать разной абсолютной силой: она будет больше у того спортсмена, у кого больше масса тела. Именно поэтому в ряде видов спорта вве­дены весовые категории, которые в какой-то степени уравнивают силовые воз­можности спортсменов разного веса.

В спортивных движениях сила и быстрота движений, сочетаясь друг с другом, выступают как интегральное психомоторное качество — взрывная сила. Взрывная сила, проявляемая при отталкивании от опоры, называется прыгучестью, при ме­тательных движениях — резкостью.

 

6.4. Координированность

Способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу называется координированностью.

Согласованность движений заключается в поочередности их осуществления согласно технике (структуре) того или иного физического упражнения. А это требует согласованного во времени сокращения и расслабления определенных мышечных групп, когда во время окончания одного движения начинает подго­тавливаться последующее. В результате создается слитность двигательного акта, его целостность. Скованность спортсмена при его излишнем эмоциональном воз­буждении, страхе выступления нарушает согласованность сокращения и расслаб­ления мышц, делает движения порывистыми или зажатыми.

Соразмерность выражается в дозировании параметров движений — амплиту­ды, усилия, длительности, ускорения — в соответствии с двигательной задачей. А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных, силовых и временных эталонов движений, которые должны закрепиться в памяти спортсмена.

Соразмерность характеризует феномен, получивший название с легкой руки И. М. Сеченов, «мышечное чувство». В публикациях спортивных психологов и педагогов часто можно встретить утверждение, что по точности воспроизведения амплитуд и усилий они определяли мышечную (проприорецептивную) чувстви­тельность (даже без указания какую — абсолютную или дифференциальную). Эти утверждения ошибочны. Абсолютная чувствительность измеряется мини­мальной силой раздражителя, которую может ощутить человек. Эта величина определяет абсолютный порог чувствительности. Дифференциальная чувстви­тельность измеряется минимальным различием между двумя интенсивностями раздражителя, которую может заметить человек. Эта величина определяет диффе­ренциальный порог. Воспроизведение и отмеривание пространственных и сило-


 

вых параметров движений не имеет ничего общего ни с тем ни с другим. Точность отмеривания и воспроизведения зависит не от чувствительности, а от соответст­вия субъективных эталонов реальным, то есть тем, которые требуется воспроиз­вести. Дело в том, что при запоминании какого-то параметра движения он в пред­ставлении человека подвергается, как правило, искажению: у одних он становит­ся большим, чем реальный, у других — меньшим. Абсолютная же мышечная чувствительность измеряется другим способом1.

Сенсорномышечная координированность является наиболее сложной, так как связана с согласованием движений спортсмена во времени и пространстве. Для этого необходим быстрый и тонкий анализ внешних сигналов — зрительных, слу­ховых, тактильных — и их сопоставление с внутренними сигналами — проприо-рецептивными, вестибулярными.

Все это требует сознательного программирования двигательного действия, то есть формирования, оживления и удержания в кратковременной памяти пред­ставления о действии в целом и об отдельных его параметрах. В связи с этим надо различать два вида памяти: память на движения — это мультианализаторное за­поминание, сохранение и воспроизведение целостного образа действия (то есть своеобразная кинетическая мелодия) и словесно-описательные компонеты, а так­же двигательную (проприорецептивную) память — запоминание, сохранение и воспроизведение отдельных параметров движений. Плохая память на движение создает определенные трудности при диагностировании координированное™ спортсмена. Определяя ее, подразумевают, что исследуются возможности испол­нительной части двигательного действия, связанные с координационными меха­низмами. В тренерской практике для этого спортсмену предлагается выполнить какой-то комплекс следующих друг за другом в определенной последовательно­сти движений. В зависимости от того, насколько четко и последовательно он вы­полняет этот комплекс движений, и судят о координированности спортсмена. В действительности же в процесс воспроизведения может вмешаться память: ли­бо у спортсмена не сформировался правильный образ даваемого комплекса, либо он забыл последовательность движений. Поэтому, прежде чем судить о коорди­нированности человека, нужно убедиться, что у него сформировался правильный образ движений и что этот образ достаточно надежно закрепился в памяти.

Координация заключается не только в управлении движениями, но и в регу­ляции позы. Позой называется закрепление тела и его частей в определенном по­ложении. Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации некото­рых суставов, без которой осуществление движений в других суставах становится невозможным, следовательно, невозможным становится и выполнение спортив­ного упражнения в целом.

Виды координированности. Координированность проявляется в ручной лов­кости, телесной ловкости (и ее разновидности — юркости) и меткости, которые можно рассматривать как самостоятельные психомоторные качества.

1 Описание методик измерения различных психомоторных, в том числе проприорецптивных, показа­телей см.: Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.

Ручная ловкость ~ это способность точно и своевременно совершать двига­тельные действия при взаимодействии с какими-то объектами. Характерными


 


примерами ручной ловкости являются раоота художественных гимнасток со спор­тивными снарядами, перехваты при выполнении упражнения на перекладине и брусьях, ловля мяча. При этих действиях спортсменами осуществляется экстра­полирование по месту в пространстве, по времени достижения данного места, по амплитуде движений и усилию.

Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени дви­жениями своего тела, проявляется в гимнастике, акробатике, фигурном ката­нии, хоккее с шайбой (увернуться от силового приема соперника) и других видах спорта.

Меткость — это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног (бросках, ударах ногой по мячу). Она зависит от точности глазомера (способности определять расстояние до объекта) и точности регулирования уси­лий и амплитуд движений.

 

6.5. Выраженность психомоторных качеств у представителей разных видов спорта

Каждый вид спортивной деятельности требует проявления практически всех психомоторных качеств. Однако основными в отдельных видах спорта являются далеко не все из них. Так, в одних циклических видах спорта, называемых сприн­терскими (бег на короткие дистанции, езда на велосипеде), ведущими являются скоростные качества — короткое время реакции, высокий максимальный темп движений ног, а в других, называемых стайерскими, ведущую роль играет аэроб­ная выносливость. Между этими циклическими видами спорта находятся такие виды, которые требуют проявления скоростной выносливости (например, бег на 400 и 800 м), которая во многом зависит от анаэробных возможностей организма спортсменов.

Специфика вида спорта проявляется, например, в таком виде быстроты, как реакция на движущийся объект (РДО). Она различна у представителей разных видов спорта (табл. 6.1).

Наилучшие показатели РДО имели фигуристы, боксеры и футболисты, а наи­худшие — легкоатлеты и борцы.

По данным Л. С. Солнцевой, самая высокая быстрота сложной зрительно-мо­торной реакции была у футболистов и боксеров и значительно меньшая — у бор­цов, пловцов, гимнастов и легкоатлетов.

В других видах спорта (так называемых технических) основным психомотор­ным качеством является координированность (спортивная и художественная гим­настика, акробатика, прыжки в воду, прыжки и метания в легкой атлетике, спор­тивные игры и т. д.). При этом в разных видах спорта роль различных проявле­ний координированное™ различна. Например, в стрельбе важнейшую роль иг­рает устойчивость тела и рук. Способность удерживать равновесие очень важна и для спортивных гимнасткок при выполнении упражнений на бревне. В ряде спортивных игр важно такое проявление координированное™, как меткость бро­сков и ударов мячом по воротам, которая зависит от точности дифференцирова­ния усилий и амплитуд (табл. 6.2), точности глазомера и т. д.


 

Таблица 6.1

Скорость и точность реакции на движущийся объект у представителей различных видов спорта (по Л. С. Солнцевой)

 

Виды спорта Средняя скорость реакции в сигмах (с) Точность реакции (средняя величина ошибки в процен­тах к заданной величине)
Фигурное катание 0,136 2,2
Бокс 0,136 2,3
Футбол 0,138 2,4
Плавание 0,147 3,0
Гимнастика 0,150 3,3
Легкая атлетика 0,152 4,2
Борьба 0,154 4,6

 

Таблица 6.2

Точность дифференцирования амплитуд и усилий у баскетболистов команд мастеров с раличной меткостью выполнения штрафных бросков (по данным Л. Ф. Евсеевой)1

Дифференциальный порог (в процентах) при

 

Меткость прибавлении амплитуды убавлении амплитуды прибавлении усилия убавлении усилия
Высокая 13,7 13,3 14,3 18,2
Средняя 18,7 18,7 14,4 19,2
Низкая 21,1 21,1 23,6 27,5

 

В волейболе и футболе существуют такие понятия, как «мягкий» и «жесткий» пас. Выявлено, что «мягкий» пас обусловлен умением спортсменов расслаблять свои мышцы, которое, в свою очередь, связано с «внутренним» балансом возбуж­дения и торможения. Люди с преобладанием торможения менее напряжены, луч­ше способны расслаблять мышцы, чем люди с преобладанием возбуждения. По­этому среди лиц с преобладанием торможения выявлено больше спортсменов с «мягким» пасом, чем среди спортсменов с преобладанием возбуждения. Кроме того, спортсмены, обладающие «мягким» пасом, обладают меньшими порогами дифференцирования амплитуд и усилий, чем спортсмены с «жестким» пасом. Это значит, что «мягкий» пас связан с умением дозировать силовые и простран­ственные параметры движений (см.: Мехреньгин Л. М. Обусловленность «мягко­го» и «жесткого» паса у волейболистов психофизиологическими факторами // Психофизиология спортивных и трудовых способностей. Л., 1974).

1 См.: Евсеева Л. Ф. Меткость баскетболистов и мышечно-суставная рецепция // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974.

В разных видах спорта формируются специфичные виды ощущений: «чувство воды» у пловцов, то есть ощущение сопротивления воды при совершении гребу-


Таблица 6.1

вой)

чшш (средняя бки в процен-он величине)


лих движений в ней1, «чувство мяча» (его веса, формы, твердости, эластичности) у спортигровиков и т. д.

Сила является ведущим качеством у штангистов, у спортсменов, занимающихся армрестлингом, однако в сочетании со скоростью движений она имеет большое значение и для прыгунов (как прыгучесть), и для метателей, и для боксеров (как резкость). В то же время чрезмерное развитие силы может помешать спортсме­нам успешно выполнять двигательные действия, требующие тонкой координа­ции. Недаром у спортивных гимнастов существует выражение «перекачать силу».

Выносливость к статическому усилию различается у спортсменов, специали­зирующихся в разных видах спортивной деятельности (табл. 6.3).


 





1 У опытных пловцов обостряется чувствительность к температуре воды в бассейне: они могут разли­чать разницу в температуре, равную 0,5 °С. 2 См.: Ильина М. Н. Проявление выносливости и ее компонентов у представителей различных видов спорта // Психомоторика. Л., 1976.

Как видно из приведенных в таблице данных, наибольшей выносливостью об­ладают средневики, стайеры и стрелки, причем среди последних большая вынос­ливость к статическому усилию наблюдается у стреляющих из винтовки, и это понятно, если учесть ее вес, который приходится удерживать на протяжении многих часов стрельбы. Наименьшая выносливость к статическому усилию на­блюдается у художественных гимнасток. Однако если рассмотреть компоненты, из которых складывается выносливость (1-й компонент — до появления чувст­ва усталости, 2-й компонент — время терпения), то картина несколько меняется. На первое место по терпеливости выходят спортивные гимнастки, средневики и стайеры, а на последнем месте находятся спринтеры. Выявлены сходные данные на пловцах высокой квалификации. У спринтеров время до появления усталости и время терпения равнялось соответственно 48 и 52%, у стайеров — 38,6 и 61,4%. Таким образом, у пловцов-спринтеров усталость появляется позже, чем у плов­цов-стайеров, но последние могут дольше работать на фоне усталости, чем пер­вые (см.: Куликов И. Н. Психофизическая оценка волевых усилий пловцов //


 

Спорт, психофизическое развитие и генетика: Материалы Всесоюзного симпо­зиума. М, 1976).

Несмотря на то что одно и то же качество может играть ведущую роль в раз­ных видах спорта, в каждом из них все же имеется специфика его проявления. Например, для меткости баскетболистов более важна способность к дифферен­цированию усилий, чем амплитуд движений. Различительная чувствительность по отдельным параметрам движений также имеет свою специфику у легкоатле­тов, специализирующихся в разных видах (см.: Озеров В. П. Психомоторные спо­собности человека. Дубна, 2002).

А. В. Родионов выявил, что время простой зрительно-моторной реакции коро­че у спринтеров, чем у фехтовальщиков, а время сложной реакции выбора (из трех-четырех альтернатив) короче у фехтовальщиков, чем у спринтеров. И это понятно: спринтерам не приходится выбирать, на какой из сигналов надо реаги­ровать для начала бега, он у них один — выстрел стартера. У фехтовальщиков вся деятельность связана с принятием решений в альтернативных ситуациях. Отсю­да и более короткое время сложной зрительно-моторной рекции как результат специфичной тренировки (см.: Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС, 1973).

Кстати, последний пример показывает роль специфики тренировки в развитии того или иного психомоторного качества. Это выявлено и в других исследовани­ях, например при развитии способности к дифференцированию усилий у пред­ставителей разных видов спорта и даже у спортсменов одного и того же вида спорта, но при разной специализации (амплуа). Например, установлено, что спе­цифика деятельности в парусном спорте определяет уровень развития сложной зрительно-моторной реакции: у рулевых, на которых лелшт функция выбора дей­ствий при управлении яхтой и решение тактических задач, быстрота и точность реагирования выше, чем у матросов. В волейболе связующие имеют меньшее вре­мя реагирования при выборе из четырех альтернатив, чем игроки других амплуа, но уступают им в быстроте реагирования на одиночный сигнал. В конном спорте спортсмены, специализирующиеся в разных видах, тоже отличаются по свойст­вам нервной системы и темперамента. Меньшей подвижностью нервных процес­сов и нейротизмом обладают конники, специализирующиеся в конкуре, а боль­шей подвижностью — специализирующиеся в выездке.

Специфика спортивной деятельности накладывает отпечаток и на топогра­фию психомоторного развития спортсменов. Так, точность воспроизведения си­лового параметра у конькобежцев наиболее развита в коленном и голеностопном суставах, а у легкоатлетов-метателей и фехтовальщиков — в лучезапястном су­ставе. Метатели копья, фехтовальщики, теннисисты и стрелки хорошо запомина­ют усилия кистью и фаланговыми суставами.


 


зного симпо-


ГЛАВА 7


 


 
 

ю роль в раз-проявления, к дифферен­те ите л ьность >" легкоатле-1 аорные сио-

 

г^акции коро-и выбора (из лтеров. И это з пало реаги-

сгЛЬЩИКОВ ВСЯ

алиях. Отсю­да к результат: спортивных

1:и в развитии нселедовани-ллий у пред-то го же вида тено, что сне-лия сложной? выбора дей-:а и точность меньшее вре->>тих амплуа, ином спорте:я по свойст-зных процес-куре, а боль­на топогра-зведения си-леностопном ^пястном су-ю запомина-


Индивидуально-типические особенности спортсменов

и их проявление в спортивной деятельности

 

 

7.1. Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенности

Эффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способно­стей и одаренности спортсмена1, профессионализма его тренера и внешних усло­вий тренировочной и соревновательной деятельности. Первый фактор заставля­ет говорить о пригодности того или иного человека к данному виду спорта. Одни люди более пригодны для занятий гимнастикой, другие — для бега на короткие дистанции, третьи — для метаний и т. д. Бытует мнение, что неспособных людей нет. Однако спортивная практика показывает, что это утверждение не бесспорно. Все дело в том, как понимать способность или неспособность. Если способность относить к возможности человека заниматься любым видом спорта, то тут спо­рить не о чем. Другое дело, когда речь заходит о высоких спортивных достижени­ях. Хотя трудом можно добиться многого, но не всего — надо иметь природную предрасположенность к тому или иному занятию. Именно это и подразумевается, когда идет речь о спортивной пригодности.

Пригодность с психологических позиций рассматривается на трех уровнях: нейродинамическом (свойства нервной системы и темперамента, выступающие в качестве задатков способностей), психических процессов (ощущение, воспри­ятие, память, мышление, внимание) и личностной направленности. С учетом этих уровней разрабатываются критерии для отбора детей в те или иные виды спорта по их способностям и одаренности (таланту).


 

Необходимо подчеркнуть, что для надежности прогноза об одаренности и при­годности своих учеников тренер должен опираться на научно обоснованные крите­рии и методики, а не доверяться только своему опыту. Как показывают многочис­ленные примеры, многие выдающиеся спортсмены не прошли первоначального отбора при приеме в спортивные школы. В их числе десятикратная чемпионка мира в парном катании Ирина Роднина, копьеметатель из Латвии рекордсмен мира Янис Лусис, чемпион мира по боксу Лемешев и многие другие. Поэтому для объективности отбора должны привлекаться разные специалисты, в том числе и психологи, владеющие инструментальными методами выявления способностей и обусловливающих их задатков.

Нейродинамический уровень пригодности включает в себя две группы типо­логических особенностей.

Первая группа — это свойства темперамента', экстраверсия/интроверсия, вы­сокая или низкая тревожность, эмоциональная возбудимость/эмоциональная не­возбудимость, импульсивность/неимпульсивность, ригидность/лабильность1.

По данным Б. А. Вяткина, тревожные и эмоционально возбудимые девушки, занимающиеся художественной гимнастикой по программе мастеров, на соревно­ваниях выполняли упражнения на один балл хуже, чем на тренировке, — соответ­ственно 7,36 и 8,35 балла. Нетревожные и эмоционально невозбудимые гимнаст­ки показали практически одинаковый результат на соревновании по сравнению с тренировкой — соответственно 8,46 и 8,55 балла (см.: Вяткин Б. А. Влияние тем­перамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темпе­рамент и спорт. Пермь, 1974. Вып. 2).

От свойств темперамента зависит длительность сосредоточения перед выпол­нением упражнений (табл. 7.1). Из данных таблицы следует, что длительность сосредоточения меньше у спортсменов, имеющих высокую тревожность, импуль­сивность, ригидность и эмоциональную невозбудимость. При этом у спортсменов с этими типологическими особенностями (за исключением эмоционально невоз­будимых) во время соревнований время сосредоточения уменьшается, в то время как у спортсменов с противоположными типологическими особенностями оно либо не изменяется, либо увеличивается.

1 Тревожность — постоянное беспокойство человека, эмоциональная напряженность, большая озабо­ченность в ответственной ситуации. Эмоциональная возбудимость — легкость (быстрота) возникно­вения эмоций. Импульсивность — быстрота принятия решения и осуществление действия без про­думывания имеющихся в данный момент условий. Ригидность — устойчивость и трудная изменяе­мость привычек, стереотипов и точек зрения. Экстраверсия — легкость установления контактов с незнакомыми людьми, обращенность человека вовне.

Экстраверсия/интроверсия влияют на выбор спортсменами способов борьбы с негативными эмоциональными состояниями, возникающими во время сорев­нований. Интровертированные чаще всего используют самоприказы, самообод­рение, самоубеждение, отвлечение от неприятных ощущений, мыслей и эмоций, вспоминание прошлых успешных выступлений. Экстраверты в основном исполь­зуют мотивы общественного долга, мотивы, связанные с тренером и товарищами (см.: Палайма Ю. Ю, А. К. Раскаушкас А. К. Преодоление отрицательных эмоций в спортивном соревновании // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976).


 
 

г-нности и при--: ванные крите-ВлЮТ многочис--рвоначального "~:ая чемпионка ил рекордсмен -г. Поэтому для ь;. в том числе я способностей

 

с группы типо-

 

-:троверсия, вы-::нональная не-абильность1. пмые девушки, -в. на соревно-з:че. — соответ-.пмые гимнаст-: 1 сравнению с Влияние тем-тпке V Темпе-

 

^ перед выпол-ллительность ность, импуль-"• спортсменов:нально невоз-тся. в то время нностями оно

 

:>еобов борьбы.' время сорев-

:зы. СаМОобоД-ЛеЙ И ЭМОЦИЙ,

звном исполь-и товарищами "ЬНЫХ эмоций конференции

 

ь. большая озабо-трота)возникно-с-иствия без про-грулная изменяе-ления контактов


По данным А. Н. Капустина, тревожные, эмоционально возбудимые, неим­пульсивные и ригидные ухудшают качество выполнения упражнений на сорев­нованиях по сравнению с тренировками, а нетревожные, эмоционально невоз­будимые, импульсивные и неригидные, наоборот, на соревнованиях показывают лучшее исполнение упражнений, чем на тренировках.

В. И. Румянцева выявила, что гандболисты, баскетболисты и футболисты с высоким нейротизмом в сочетании с экстравертированностью чаще допускают во время игр ошибки и нарушения в игровом взаимодействии, у них наблюдают­ся срывы в виде аффективных реакций (пререкания с судьями, проявление гру­бости по отношению к соперникам), ситуативные отказы от деятельности (см.: Румянцева В. И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятель­ности группы (на материалах исследования спортивно-игровой деятельности гандбольных команд): Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1975).

Дополнительной иллюстрацией к различиям в поведении спортсменов с раз­ными свойствами темперамента может служить характеристика гимнасток, дан­ная Б. А. Вяткиным (см. приложения 6 и 7).

Вторую группу составляют типологические особенности свойств нервной си­стемы (сила/слабость, подвижность/инертность, уравновешенность/неуравнове-шенность нервных процессов как в сторону возбуждения, так и в сторону тормо­жения).

Следует заметить, что при осуществлении долгосрочного и текущего отбора спортсменов психологи часто руководствуются устаревшими взглядами на поло­жительную или отрицательную роль свойств нервной системы для поведения и эффективности деятельности человека.

До сих пор, например? в учебных пособиях для институтов физкультуры вы­сказывается точка зрения, что для спортивных успехов выгодно иметь сильную, подвижную и уравновешенную нервную систему.




       
   
 
 




7.2 (окончание)

 

:сния п тормо-

ЗЗОУЖДСНИЯ по

 

возоуждения, латание воз-

 

или инерность нему балансу

нлюсть нерв-;■" балансу

ть возбужде-

 

-■"'зоуждения балансу

луждения:Ч(ское отсутст-:■ синему балансу

:ения и тормо-

 

 

л нпя и тормо-

 

зля. подвиж­ному балансу

ллч и торможе­нием у балансу

нл и торможен-нему балансу

нпя и торможе-нему балансу

лтность возбу-лнпнему

 

нпя и тормо-рможения по сннему балансу

ления инерт-•ему и внутрен-

 

ня. нреоблада-


Однако между представителями разных видов спорта имеются не только разли­чия в типологических особенностях, но и сходства. В тех видах спорта, где быстро­действие является одним из главных факторов, определяющих успех спортивной деятельности, спортсмены со стажем в большинстве случаев имеют «спринтер­ский» типологический комплекс. Он выявлен у спринтеров-легкоатлетов, у рапи­ристов, акробатов, спринтеров-велосипедистов, у игроков в настольный теннис.

В видах спорта, требующих выносливости и устойчивости к монотонии, у боль­шинства спортсменов имеются типологические особенности, способствующие проявлению этих качеств: слабая или средняя сила нервной системы, инертность нервных процессов, уравновешенность или преобладание торможения по внеш­нему балансу.

В технически сложных видах спорта (спортивная гимнастика, легкоатлети­ческие прыжки и метания, барьерный бег, прыжки на лыжах) в обследованных выборках преобладали спортсмены с уравновешенностью нервных процессов по внешнему балансу и инертностью нервных процессов, то есть с особенностями, обеспечивающими точность движений и хорошую двигательную память.

Наконец, в видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости (например, в беге на 400 м), большинство спортсменов имели сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по внутреннему балансу, то есть типологию, способствующую проявлению терпе­ливости к утомлению.

В игровых видах спорта дифференциация спортсменов по типологическим осо­бенностям проявления свойств нервной системы менее выражена. Общим лишь является преобладание в мужских командах по волейболу, баскетболу, ручному мячу игроков с подвижностью нервных процессов, то есть с хорошей переключае-мостью внимания с одной ситуации на другую. В то же время в спортивных играх хорошо себя чувствуют спортсмены с любой типологией, так как многое зависит от того, на какое амплуа они попадают. Например, в футболе у «бровочников» найден типологический комплекс, присущий спринтерам (и это объяснимо, по­скольку они должны обладать высокой скоростью). Полузащитники обладают в большинстве случаев типологией спортсменов, занимающихся видами спорта, связанными с проявлением выносливости, особенно скоростной. В частности, почти у всех полузащитников выявлено преобладание возбуждения по внутрен­нему балансу, которое обеспечивает высокую работоспособность (а именно она должна иметься в первую очередь у полузащитников, этих «челноков» в коман­де). Защитники атакующего плана в баскетболе имеют типологические особенно­сти, обусловливающие проявление решительности. В волейболе «связующим» (разыгрывающим) лучше иметь подвижность нервных процессов, обеспечиваю­щих быстроту мышления и быстрое переключение с одной ситуации на другую.

Date: 2015-09-22; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию