Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты PISA - национальная проблема или стимул к развитию?⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
В свою очередь, международный исследовательский проект PISA ориентирован на оценивание у 15-летних школьников таких общих межпредметных компетенции (умений), как «математическая грамотность», «компетентность чтения» и «решение проблем». Понятие «математическая грамотность» трактуется авторами проекта как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В этом определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в своей деятельности. Поэтому в тестовых заданиях учащимся предлагались не типичные учебные математические задачи, характерные для наших проверочных и экзаменационных работ, а проблемные ситуации, в которых надо сначала выделить конкретную задачу, решаемую средствами математики. В материалах Р18А значительное место занимают также задания, посвященные исследованию (оцениванию) комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов - «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать «компетентностью понимания». По своему содержанию тексты, используемые в заданиях Р18А, охватывают самые различные области человеческой практики: • Текст посвящен описанию какой-либо профессиональной деятельности (деятельность специалиста-оптика в отделе торговли очками или актерские профессии). • Текст посвящен практическим действиям и поведению в конкретной жизненной ситуации (например, что нужно делать при подготовке к собеседованию при устройстве на работу в компанию, а также в ходе собеседования). • Приводятся тексты высказываний участников дискуссии, посвященной обсуждению какой-то насущной проблемы. • Текст публицистического содержания. • Текст имеет научно-популярное содержание, описывающее какие-либо результаты научных исследований, научные гипотезы, выводы. • Текст посвящен описанию определенного научного исследования, его гипотезы, результатов и выводов. • Рекламный текст. • Текст посвящен описанию какого-нибудь технического устройства (например, устройство приливной электростанции). • Текст литературный, содержание которого позволяет принципиально по-разному его интерпретировать. • Реестр товаров с их кодами и стоимостью. При работе с текстовым материалом учащимся нужно продемонстрировать следующие умения (перечень умений составлен автором на основе анализа тестовых заданий PISA): • уметь определить цель (цели) написания данного текста; • уметь выделить основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте; • уметь определять адресата текста, то есть к кому текст обращен; • уметь отличать в тексте содержание от стиля, то есть что написано, от того, как это написано; • уметь определять свой смысл прочитанного текста; • уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста; • уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание; • уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество - чувство, переживание, мысль. Важнейшее место в исследованиях в рамках проекта PISA уделено блоку «Решение проблем». Организаторами исследования предполагается, что решение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов. Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, для организации своей личной жизни. Анализ заданий, связанных с решением проблем, позволяет определить их характерные особенности. Все задания подобного типа представляют собой описание некоторых жизненных практических ситуаций. В каждой из них содержится «проблема», решение которой требует от учащегося использовать предметную информацию, полученную в процессе обучения, учитывать и извлекать информацию из текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида. Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера: 1. Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения. 2. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов. 3. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения. 4. Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы). 5. Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи. 6. Уметь обобщать факты и делать выводы. (Например, при ответе на вопрос: «Как вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?») 7. Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы. 8. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо. 9. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека. 10. Уметь определять, к какой деятельности относится то или иное действие. 11. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. 12. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. 13. Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений. Как видно, приведенный перечень умений не относится к какой-то предметной области, изучаемой в рамках школьной программы. Кроме того, в заданиях проблемного типа почти не используются знания из таких учебных предметов, как физика или математика, за исключением совершенно элементарных сведений. В заключение в качестве примера приведем описание одного задания, взятого из тестовых материалов PISA. К сожалению, мы не можем привести это задание в оригинале. Его распространение регулируется законом об авторском праве. В начале теста приводятся высказывания пяти молодых людей на тему, связанную с исследованием космоса и экологическими проблемами. Во второй части содержится несколько вопросов. В одном из них учащийся должен выбрать из четырех вариантов вопросов тот, который, с его точки зрения, является тем главным вопросам, на который пытаются дать ответ участники дискуссии. В другом вопросе он должен определить, кто из участников дискуссии «наиболее точно» опровергает аргументы определенного участника дискуссии. В вариантах «А», «В», «С» и «В» приводятся имена участников дискуссии. Третий вопрос формулируется примерно таким образом: «С какими идеями, представленными участниками дискуссии, вы согласны больше всего?» И далее: «Объясните своими словами свой выбор и идеи, высказанные участниками дискуссии». В третьей части теста проверяется умение различать учащимися мнения и факты в высказываниях людей. Инструкция: «Прочитайте высказывания участников дискуссии и определите, к какой категории - «мнение» или «факт» - их можно отнести. Приводится таблица, в которой в одной колонке даются выдержки из высказываний участников дискуссии, а в другой - мнение или факт (мнение/факт). Свой вариант ответа нужно обвести кружочком. Как видно из приведенного примера теста, задание направлено на выяснение наличия у учащихся ключевой компетенции, связанной с пониманием текста. Причем не просто авторского текста, посвященного какой-то проблеме, а текстов высказываний людей в ситуации дискуссии. Сюда входят: • Определение главного вопроса или проблемы дискуссии. • Определение сходства и различия в точках зрения участников дискуссии. • Определение аргументации в пользу той или иной позиции. • Рефлексия своей позиции относительно обсуждаемой проблемы в сравнении с представленными. • Объяснение смысла своей точки зрения с опорой на идеи, высказанные участниками дискуссии. • Понимание, чем мнение отличается от фактов. ЛИТЕРАТУРА 1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997. 2. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в систему австрийского среднего образования. ZSE – Zentrum fur schulentwicklung. Abteilung II: Evaluation und schlforschung 2002. 3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/kniga_2.doc 4. ЗинченкоВ.П. Психологические основы педагогики. - М.: 2002. 5. Иванов Д.А., МитрофановК.Г., СоколоваО.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: 2003. 6. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIEVEMENT Oxford Cambridge and RSA Examinations 7. Определение и отбор ключевых компетенций (DeSeCo): Теоретические основания. Стратегический доклад http://www.ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_o001.doc 8. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. - М.: Всемирный банк, 2003. 9. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Аналитический обзор. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 10. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer (пер. с английского Е.Орел). Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства. Источник: OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS. Дата публикации: 12 мая 2004 года http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm Date: 2015-09-22; view: 404; Нарушение авторских прав |