Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По материалам Болонского соглашения
В рамках европейского проекта «Настройка образовательных структур» (Trends 2003: Progress towards the European Higher Education Area; Graz Declaration; Trends in Learning Structures in European Higher Education III), направленного на реализацию целей Болонского соглашения, была сделана попытка определить наборы компетенции (как результатов обучения), которые были бы общими для обеих ступеней обучения (имеются в виду ступени бакалавра и магистра). В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. В опросах и консультациях были задействованы 5183 выпускника, 998 профессоров и 944 работодателя. Полученный список общих компетенции был разделен на три категории: инструментальные, межличностные и системные [10, с. 97-98]. Инструментальные: 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Элементарные компьютерные навыки. 7. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 8. Способность решать проблемы. 9. Способность принимать решения. Межличностные: 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям. Системные: 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способность к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управлению. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху. Помимо определения общих компетенции исследование было направлено и на определение специальных, предметных компетенции, общих для разных предметных областей. Сюда вошли такие предметы, как физика, бизнес, химия, математика, геология, образовательные науки, история. Приведенный список можно обобщить в несколько групп (по другим основаниям, чем это сделано выше): интеллектуальные (анализ и синтез), коммуникативные (межличностные), умение работать с информацией (понимается шире, чем владение компьютерными информационными технологиями), исследовательские, рефлексивные (анализ и понимание своих действий в ситуации, а также особенностей своей личности), предпринимательские (бизнес-компетенции), куда входят также и управленческие. Можно еще выделить компетенции, связанные с решением проблем, умением работать в команде и умением учиться. Я сознательно не выделяю «компетенции», связанных с творчеством (генерацией новых идей), поскольку, с моей точки зрения, подобных компетенции (умений) не существует. Творчество иногда случается у кого-то, но ему вряд ли можно научиться. Использование словосочетания «творческая деятельность» также лишено смысла. Творчество - это не деятельность со своими целями, задачами и результатами. У кого-то в деятельности творчество происходит, в то время как у большинства в этой же деятельности творчество не происходит никогда. «Способность применять знания на практике», на мой взгляд, также не может представлять отдельную компетенцию. Эта фраза рождается из ложной посылки, заключающей разделение «знания» и его «употребления на практике». На мой взгляд, умение осуществлять какую-то практику и служит подтверждением, что человек обладает знанием. Практики без знания не существует. Поэтому если человек не может осуществлять какую-то практику, то это говорит лишь о том, что у него нет соответствующих знаний, а не о том, что он их не умеет применить. Date: 2015-09-22; view: 312; Нарушение авторских прав |