Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В России. В России тоже существуют попытки разработки компетентностных моделей в рамках государственных стандартов нового поколения для высшего профессионального
В России тоже существуют попытки разработки компетентностных моделей в рамках государственных стандартов нового поколения для высшего профессионального образования - бакалавра и магистра. Например, компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологии включает в себя следующие группы компетенции: 1) социально-личностные: • компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура); • компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства); • компетенции гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность); • компетенции самосовершенствования (сознание необходимости и способность учиться на протяжении'всей жизни); • компетенции социального взаимодействия (способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты); • компетенции в общении: устном, письменном, кросс-культурном, иноязычном; 2) экономические и организационно-управленческие: • способность к оценке затрат и результатов деятельности организации; • знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности; • способность организовывать работу людей ради достижения поставленных целей; • знание и готовность к использованию инновационных идей; • готовность идти на умеренный риск; 3) общенаучные: • компетенции познавательной деятельности (привычка к абстрагированию; критическое мышление; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов; поиск и использование обратной связи; способность к принятию нестандартных решений; разрешение проблемных ситуаций); • компетенции интеграции (умение структурировать знания; способность к приращению накопленных знаний); • компетенции профессионального развития (способность обучаться самостоятельно; готовность решать сложные вопросы); 4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности): • знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; владение современными средствами телекоммуникации; • умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений; • способность оценить риск и определить меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники и технологий; • умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию; • умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учетом влияния внешних факторов и требований технологичности и стоимости; • знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств; • способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной области профессиональной деятельности; 5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанными с моделированием, проектированием, научными исследованиями). (Методические материалы. В методических материалах представлены материалы выполнения научно-исследовательской работы «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей». Данная научно-исследовательская работа выполнялась по заказу Министерства образования РФ. Руководитель проекта: Шадрbков В.Д. Соруководители: Пузанков Д.В., Федоров И.Б. Санкт-Петербург, 20041) Первое, что обращает на себя внимание в представленной модели, это использование терминов в контексте ставшего нам привычным традиционного обучения и преподавания, где знание рассматривается как информированность (приращение к накопленным знаниям, знание своих прав и обязанностей и т.д.). Второе, что бросается в глаза, если сравнивать эту модель с ее западными аналогами, это такие формулировки компетенции, которые не позволяют судить об их результативности. То есть остается неясным, на достижение каких результатов они ориентированы. Что имеется в виду, когда компетенции социального взаимодействия раскрываются в том числе как «использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности»? Как известно, «психология личности» - это учебный предмет. Имеется в виду, что учащийся должен изучить этот предмет? Например, «компетенция здоровьесбережения». Что нужно уметь делать, чтобы быть здоровым? Достаточно ли для этого соблюдать какие-то нормы? Почему надо соблюдать именно эти нормы, а не другие? Неясен и смысл ценностно-смысловой компетенции. Как можно понимать ценность культуры, например, не имея этого понятия. К тому же все эти понятия имеют различное толкование и не все используемые значения могут иметь одинаковую безусловную ценность для всех учащихся. Другими словами, во многих формулировках компетенции отсутствует конкретизация, достаточная для того, чтобы осваивать их как конкретные умения, позволяющие достигать конкретных результатов в различных сферах деятельности. Например, какие конкретные умения позволяют принимать решения в нестандартных ситуациях? И почему способность принимать решения в нестандартных ситуациях относится к познавательной деятельности? Скорее умение принимать решения в нестандартных ситуациях вообще характеризует компетентного профессионала в отличие от его некомпетентного коллеги. Остается еще принципиальный вопрос к разработчикам этой модели: на основе каких исследований, касающихся определения запросов работодателей из сферы производства и представителей академического сообщества из технической сферы, сформированы подобные списки компетенции? Были ли произведены подобные исследования и каковы их результаты? Можно ли принимать тот или иной список компетенции без организации профессиональной и «общественной дискуссии» не только на страницах специальной периодики, но и на страницах газет, радио и телевидении? Организация подобной дискуссии является не только способом корректировки списка компетенции, но и демократическим способом принятия решений. Думаю, что на данный момент подобная модель может только запутать преподавателей, вместо того чтобы дать им новые четкие ориентиры в их деятельности и, самое славное, продемонстрировать им, чему они должны еще научиться, чтобы иметь возможность эффективно реализовать данную компетентностную модель в учебном процессе. Date: 2015-09-22; view: 306; Нарушение авторских прав |