Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое «ключевые компетенции»?
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» [6] указывается, что ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки [5]. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенции» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества» [7]. Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определено пять ключевых компетенции, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [3]: • политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии, развития климата нетолерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различии, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком; • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ; • способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 год) уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает: • познавательную деятельность; • информационно-коммуникативную деятельность; • рефлексивную деятельность. Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Обобщая сказанное, можно сформулировать существенные признаки ключевых компетенции: 1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). 2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. 3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. 4. Определение и отбор ключевых компетенции осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и, качества человека являются ценными в данное время в данном обществе. 5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенции составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием. 6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность. Виды компетенции в зарубежных и российских образовательных моделях Наиболее общая классификация компетенции содержит в себе три больших класса компетенции: 1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности. 2. Надпрофессиональные, необходимые, чтобы эффективно работать в организации. 3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации. На первый взгляд первый пункт противоречит пониманию компетенции как универсальной составляющей любой деятельности. Однако этот класс компетенции объединяет те из них, которые являются общими, универсальными для любой деятельности, относящейся к определенному типу. Например, для педагогической деятельности требуются свои особые компетенции (умения), специфичные именно для данной деятельности. В научной, управленческой, актерской, военной и т.д. деятельности существуют свои специфические компетенции, которыми должен овладеть каждый соответствующий профессионал. Date: 2015-09-22; view: 570; Нарушение авторских прав |