Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое «ключевые компетенции»?





Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориенти­рованных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятель­ности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» [6] указывается, что ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образо­вания, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки [5]. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенции» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жиз­ненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества» [7].

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе свя­зано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определено пять ключевых компетенции, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [3]:

политические и социальные компетенции, такие как способность при­нимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разре­шать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии, развития кли­мата нетолерантности, образование должно оснастить молодых людей меж­культурными компетенциями, такими как принятие различии, уважение дру­гих и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной комму­никацией, особенно важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, сла­бых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ;

способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непре­рывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социаль­ной жизни.

Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в осно­ву обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного уч­реждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенции в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще­го образования (2004 год) уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

• познавательную деятельность;

• информационно-коммуникативную деятельность;

• рефлексивную деятельность.

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как на­иболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Обобщая сказанное, можно сформулировать существенные признаки клю­чевых компетенции:

1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.

3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не­определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуация­ми, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

4. Определение и отбор ключевых компетенции осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических ис­следований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и, качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.

5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора клю­чевых компетенции составляют базовые принципы прав человека, демократи­ческие ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.

6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Виды компетенции в зарубежных и российских образовательных моделях

Наиболее общая классификация компетенции содержит в себе три больших класса компетенции:

1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.

2. Надпрофессиональные, необходимые, чтобы эффективно работать в ор­ганизации.

3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходи­мые каждому члену данного общества для его успешной социализации.

На первый взгляд первый пункт противоречит пониманию компетенции как универсальной составляющей любой деятельности. Однако этот класс ком­петенции объединяет те из них, которые являются общими, универсальными для любой деятельности, относящейся к определенному типу. Например, для педагогической деятельности требуются свои особые компетенции (умения), специфичные именно для данной деятельности. В научной, управленческой, актерской, военной и т.д. деятельности существуют свои специфические ком­петенции, которыми должен овладеть каждый соответствующий профессионал.







Date: 2015-09-22; view: 570; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию