Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над методическими указаниями





 

Составляя расписание занятий, учебная часть одновременно намечает порядок заблаговременной разра­ботки методических указаний к ним. Лучше всего вести эту работу по графику: в нем преду­сматривают очередность подготовки «методичек», сроки и исполнителей. Рекомендации к лекциям должен состав­лять один из руководителей семинара (сбора), к разра­ботке же других указаний следует привлекать всех ин­структоров и стажеров.

(11 Иногда составляют методические советы к теме целиком, не разделяя в них рекомендации, относящиеся к проведению отдельных занятий. В качестве примера в главе «Обучение актива» приведены такие указания к практическим занятиям по теме «Топография ту­риста» при подготовке туристских организаторов.)

 

Хорошие результаты дает такой порядок работы над методическими указаниями к практическим занятиям. Учебная часть в соответствии с графиком раздает зада­ния на составление проектов этих документов, затем в определенные сроки проекты обсуждают на инструктор­ской летучке, с тем, чтобы тут же, если потребуется, до­работать их (дополнить, сократить, внести поправки, уточнить и т. п.). Доработанные коллективно «методички» становятся едиными указаниями для работы во всех группах. Желательно каждый такой документ размно­жать, чтобы все обучающие имели на руках именно его, а не беглые заметки, сделанные на летучке. Получив его, инструктору нужно выявить, в чем у него есть пробелы, и восполнить их с помощью товарищей, литературы и своей записной книжки.

Само собой разумеется, получать указания препода­ватели должны не перед самим занятием, а заблаговре­менно. Надо решительно отказаться от практики, ког­да единые методические указания дают в последнюю ми­нуту, да еще устно и в самом общем виде; в этом случае, даже если инструктору удается «на ходу» все записать, они реализуются лишь в малой степени, либо про­сто игнорируются, так как он не имел времени их проду­мать.

Задания на составление методических указаний долж­ны быть максимально конкретны. Надо, чтобы учебная часть, заказывая «методичку», определяла не только те­му занятия, его продолжительность и форму, но и цель. Последнюю нужно формулировать предельно четко, ина­че, как это нередко бывает, указания оказываются на­столько расплывчатыми, что их приходится составлять заново.

Приводим несколько советов составителям методиче­ских указаний к практическим занятиям.

Содержание занятия излагают по-разному, в зависи­мости от опытности тех, кому предстоит пользоваться «методичкой». Иногда ограничиваются материалом учеб­ной программы, в других случаях его несколько расши­ряют, расшифровывая каждый пункт (расчленяяегона составляющие части, дополняя наиболее важными сведениями, которые непременно должны знать слу­шатели). Для менее подготовленных инструкторов тре­буется еще более подробная расшифровка (подчас с примерами, цифрами и другим фактическим материа­лом).

Нужно, чтобы во всех случаях содержание занятия отвечало намеченной цели, соответствовало учебной программе, уровню подготовленности слушателей, усло­виям, в которых будет проходить занятие, было доступ­но обучаемым и могло быть преподано в отведенное для этого время.

Более сложна работа над основной частью указа­ний, когда требуется хорошо продумать и представить себе весь ход занятия соответственно его цели и содер­жанию.

Прежде всего, нужно продумать: в какой последова­тельности излагать материал, объяснять и показывать практические приемы; к чему особо привлечь внимание, что объяснить подробнее или проиллюстрировать примерами либо наглядными пособиями; как показывать тот или иной прием, что отрабатывать и какими спосо­бами; решение каких задач предложить занимающимся; в какой форме привлечь слушателей к активному уча­стию в занятии и, если надо, организовать взаимопо­мощь; как проверить усвоение; в какой форме подводить итог и проводить разбор; какую долю отведенного вре­мени уделить каждому элементу занятия.

Очень важную роль тут играет подбор методов обу­чения, подходящих именно для данного занятия и поз­воляющих получить на нем наилучший результат. Такие методы (или их варианты, оптимальные в тех или иных условиях) всегда можно найти при желании и творче­ском отношении к делу.

Следует предостеречьот подражания тем инструкто­рам, которые все свои практические занятия строят од­нотипно, применяя на них одни и те же методы обучения, независимо от условий, состава группы, характера осваиваемых умений. Занятия у них идут примерно по такому трафарету: инструктор проводит вводную беседу, показывает все приемы, затем под его контролем слу­шатели упражняются в них, после чего инструктор объ­являет оценки, разбирает ошибки и дает советы.


У слушателей подобный стереотип в проведении заня­тий не повышает интереса к учебе, а как бы приучает к мысли, что и они в дальнейшем могут (или даже долж­ны) пользоваться шаблоном. Такая схема занятия не позволяет обучить ряду умений, крайне ограничивает круг действий самих слушателей.

Это можно наглядно увидеть, в частности, на приме­ре обучения выбору места привала — малого или для ночлега. В этом случае приведенная схема вообще не­применима: будут возможны лишь объяснение и показ, но никакой, даже самой начальной практики в умении выбирать место на подобном занятии не дашь. Между тем этого нетрудно достичь при ином построении заня­тия, хотя бы по одному из следующих вариантов.

Во время учебного выхода на местность инструктор при движении по маршруту останавливает группу у каждого места, на первый взгляд удобного для устрой­ства привала, и поручает кому-либо из слушателей мо­тивированно оценить пригодность этого участка. Требо­вания к месту привала могут быть сообщены группе заранее — либо на первом же кратком привале, либо во время подъезда к начальному пункту маршрута (можно обойтись и без предварительного объяснения этих тре­бований). Два-три других слушателя тут же по поруче­нию инструктора кратко разбирают оценку, а он резю­мирует все мнения, объясняя, в чем состоят действитель­ные достоинства и недостатки данного места. Так к практике можно привлечь на каждом учебном выходе несколько слушателей, а в конечном итоге всех обучае­мых.

Еще более прочный результат будет получен, если поручить слушателям самим по ходу маршрута указы­вать участки, пригодные, на их взгляд, для устройства привала (все последующее происходит здесь так же, как в предыдущем варианте). В обоих случаях весь состав группы получает начальную практику в выборе места привала.

Вообще нужно стремиться шире привлекать слушате­лей к активному участию в обучении и включать в «ме­тодичку» конкретные советы на этот счет.

Обдумывая ход занятия, примерно рассчитывают, какое время понадобится на каждую его часть. Без та­кого расчета можно сильно перегрузить методические указания и тем самым сделать их заведомо невыполни­мыми или, наоборот, как бы запланировать неполное использование времени, чего также надо избегать. Ин­структорам малоопытным или начинающим можно ре­комендовать предварительно прорепетировать намечае­мое занятие с самим собой или с товарищем и просле­дить по часам, сколько времени занимает каждый эле­мент занятия.

Следует помнить о довольно значительном резерве времени, который можно рационально использовать при выходах на полевые занятия: при подъезде к началу маршрута или возвращении с его конечного пункта, на коротких привалах или специально останавливая группу, можно проводить краткие беседы, объясняя что-то из программного материала, показывать несложные приемы, отрабатывать некоторые из них (например, вязку узлов). При составлении методических указаний надо принимать во внимание и эту возможность.

Для продолжительных занятий на местности в «мето­дичках» можно указывать и формы использования пере­рывов, так как не во всех случаях необходим отдых пас­сивный. Правильно делают инструкторы, которые ис­пользуют перерывы и для разминки (если перед этим слушатели сидели или стояли), и для разрядки (если занятие требовало однообразных движений или усилий либо проходило несколько монотонно), и для разогрева (например, после пребывания в воде при обучении пере­праве вброд). Одним из наиболее употребительных средств для этого служат игры с мячом (волейбол, фут­бол и др.).


В пункте методических указаний «Материальное обес­печение» приводят не только названия, но и количество требуемых пособий и вспомогательного инвентаря (пере­вязочных материалов, рюкзаков, веревок и т. д.). Потребность в них определяют, сообразуясь с содержанием занятия, условиями его проведения, количеством зани­мающихся и выбранным методом обучения. При этом нужно считаться с наличием пособий и инвентаря и с возможностью достать или заблаговременно изготовить недостающее.

Какими должны быть методические рекомендации к лекции? Они нужны независимо от того, кто ее читает: инструктор или приглашенный лектор — не составляют исключения и лекторы-профес­сионалы, уже много раз выступавшие со своей темой. Во всех этих случаях методические указания должны отражать требования именно данного семинара или сбо­ра, то есть содержать советы, в которых учтены состав слушателей (уровень их подготовленности), последова­тельность передачи знаний, предусмотренная учебным расписанием, необходимость выделить, подчеркнуть опре­деленные разделы темы, к чему-то привлечь особое вни­мание, а что-то, наоборот, исключить или преподать в самом общем виде и т. д. В частности, в число рекомен­даций к лекциям на некоторые темы надо включать такую: дать слушателям советы, которые помогли бы им передавать знания по данной теме тем, кого им предстоит обучать.

Методические рекомендации, как правило, помогают сообщить в лекции то, что действительно необходимо обучаемым, а не то, что может быть дано лектором, ма­ло осведомленным о потребностях семинара или вовсе не знакомым с ними.

Степень детальности рекомендаций к лекции зависит от опытности лектора. Начинающему или малоопытному нужны более многочисленные и обстоятельные советы, иногда вплоть до указания примеров, которые следует привести, и времени, в которое надо уложить тот или иной раздел темы. Такому лектору требуется помочь и советом, в какой последовательности лучше всего да­вать материал, как логически увязывать между собой отдельные разделы темы, в каких местах и как исполь­зовать наглядные пособия.

Многоопытному лектору, хорошо владеющему мате­риалом, достаточно дать лишь краткие рекомендации, связанные с необходимостью ориентироваться на особен­ности и требования пригласившего его семинара. Неред­ко бывает, что в этом случае при заказе лекции можно ограничиться лишь устным сообщением рекомендаций, которые лектор непременно должен учесть.


Рекомендации к нескольким лекциям, приведенные ниже, рассчитаны преимущественно на лекторов (как приглашенных, так и работающих на семинаре), уже имеющих некоторый опыт чтения лекций на данную тему, то есть таких, которых чаще всего привлекают к подготовке туристского актива.

Напомним об обязанности учебной части контроли­ровать выполнение рекомендаций, содержащихся в ме­тодических указаниях. Руководителям семинара (сбора) нужно регулярно посещать с этой целью занятия в груп­пах. На лекциях непременно должен присутствовать один из них либо по их поручению инструктор, предваритель­но ознакомленный с соответствующими методическими рекомендациями. Еще лучше, если лекции будут слушать все инструкторы семинара. Это позволит им не повторять на групповых занятиях материал, сообщенный лектором, и зачастую обогащает новыми знаниями, которые они смогут использовать в работе с группой.

Нередко доводится слышать пожелания инструкторов получить полный комплект подробных методических ука­заний ко всем занятиям по программе подготовки той или иной категории туристского актива. Вряд ли целесообразно удовлетворять такие пожелания: во многих слу­чаях это привело бы к работе по шаблону, без поисков приемов, наиболее рациональных и доходчивых в каж­дом конкретном случае. Не раз уже приходилось видеть, как «методички», полученные однажды инструктором, становились для него не примером, а своего рода шпар­галкой, избавляющей от необходимости учитывать кон­кретные условия, думать, искать новое, то есть превра­щались в помеху росту инструктора как преподавателя.

Обучение — процесс творческий. Шаблон мертвит, сушит обучение, ведет к потере авторитета и контакта со слушателями: они, как правило, очень чувствительны к характеру работы с ними. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что включенные в это пособие методические рекомендации надо рассматривать лишь в качестве при­мера, но не как образец на все случаи.

 







Date: 2015-09-22; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию