Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа над методическими указаниями
Составляя расписание занятий, учебная часть одновременно намечает порядок заблаговременной разработки методических указаний к ним. Лучше всего вести эту работу по графику: в нем предусматривают очередность подготовки «методичек», сроки и исполнителей. Рекомендации к лекциям должен составлять один из руководителей семинара (сбора), к разработке же других указаний следует привлекать всех инструкторов и стажеров. (11 Иногда составляют методические советы к теме целиком, не разделяя в них рекомендации, относящиеся к проведению отдельных занятий. В качестве примера в главе «Обучение актива» приведены такие указания к практическим занятиям по теме «Топография туриста» при подготовке туристских организаторов.)
Хорошие результаты дает такой порядок работы над методическими указаниями к практическим занятиям. Учебная часть в соответствии с графиком раздает задания на составление проектов этих документов, затем в определенные сроки проекты обсуждают на инструкторской летучке, с тем, чтобы тут же, если потребуется, доработать их (дополнить, сократить, внести поправки, уточнить и т. п.). Доработанные коллективно «методички» становятся едиными указаниями для работы во всех группах. Желательно каждый такой документ размножать, чтобы все обучающие имели на руках именно его, а не беглые заметки, сделанные на летучке. Получив его, инструктору нужно выявить, в чем у него есть пробелы, и восполнить их с помощью товарищей, литературы и своей записной книжки. Само собой разумеется, получать указания преподаватели должны не перед самим занятием, а заблаговременно. Надо решительно отказаться от практики, когда единые методические указания дают в последнюю минуту, да еще устно и в самом общем виде; в этом случае, даже если инструктору удается «на ходу» все записать, они реализуются лишь в малой степени, либо просто игнорируются, так как он не имел времени их продумать. Задания на составление методических указаний должны быть максимально конкретны. Надо, чтобы учебная часть, заказывая «методичку», определяла не только тему занятия, его продолжительность и форму, но и цель. Последнюю нужно формулировать предельно четко, иначе, как это нередко бывает, указания оказываются настолько расплывчатыми, что их приходится составлять заново. Приводим несколько советов составителям методических указаний к практическим занятиям. Содержание занятия излагают по-разному, в зависимости от опытности тех, кому предстоит пользоваться «методичкой». Иногда ограничиваются материалом учебной программы, в других случаях его несколько расширяют, расшифровывая каждый пункт (расчленяяегона составляющие части, дополняя наиболее важными сведениями, которые непременно должны знать слушатели). Для менее подготовленных инструкторов требуется еще более подробная расшифровка (подчас с примерами, цифрами и другим фактическим материалом). Нужно, чтобы во всех случаях содержание занятия отвечало намеченной цели, соответствовало учебной программе, уровню подготовленности слушателей, условиям, в которых будет проходить занятие, было доступно обучаемым и могло быть преподано в отведенное для этого время. Более сложна работа над основной частью указаний, когда требуется хорошо продумать и представить себе весь ход занятия соответственно его цели и содержанию. Прежде всего, нужно продумать: в какой последовательности излагать материал, объяснять и показывать практические приемы; к чему особо привлечь внимание, что объяснить подробнее или проиллюстрировать примерами либо наглядными пособиями; как показывать тот или иной прием, что отрабатывать и какими способами; решение каких задач предложить занимающимся; в какой форме привлечь слушателей к активному участию в занятии и, если надо, организовать взаимопомощь; как проверить усвоение; в какой форме подводить итог и проводить разбор; какую долю отведенного времени уделить каждому элементу занятия. Очень важную роль тут играет подбор методов обучения, подходящих именно для данного занятия и позволяющих получить на нем наилучший результат. Такие методы (или их варианты, оптимальные в тех или иных условиях) всегда можно найти при желании и творческом отношении к делу. Следует предостеречьот подражания тем инструкторам, которые все свои практические занятия строят однотипно, применяя на них одни и те же методы обучения, независимо от условий, состава группы, характера осваиваемых умений. Занятия у них идут примерно по такому трафарету: инструктор проводит вводную беседу, показывает все приемы, затем под его контролем слушатели упражняются в них, после чего инструктор объявляет оценки, разбирает ошибки и дает советы. У слушателей подобный стереотип в проведении занятий не повышает интереса к учебе, а как бы приучает к мысли, что и они в дальнейшем могут (или даже должны) пользоваться шаблоном. Такая схема занятия не позволяет обучить ряду умений, крайне ограничивает круг действий самих слушателей. Это можно наглядно увидеть, в частности, на примере обучения выбору места привала — малого или для ночлега. В этом случае приведенная схема вообще неприменима: будут возможны лишь объяснение и показ, но никакой, даже самой начальной практики в умении выбирать место на подобном занятии не дашь. Между тем этого нетрудно достичь при ином построении занятия, хотя бы по одному из следующих вариантов. Во время учебного выхода на местность инструктор при движении по маршруту останавливает группу у каждого места, на первый взгляд удобного для устройства привала, и поручает кому-либо из слушателей мотивированно оценить пригодность этого участка. Требования к месту привала могут быть сообщены группе заранее — либо на первом же кратком привале, либо во время подъезда к начальному пункту маршрута (можно обойтись и без предварительного объяснения этих требований). Два-три других слушателя тут же по поручению инструктора кратко разбирают оценку, а он резюмирует все мнения, объясняя, в чем состоят действительные достоинства и недостатки данного места. Так к практике можно привлечь на каждом учебном выходе несколько слушателей, а в конечном итоге всех обучаемых. Еще более прочный результат будет получен, если поручить слушателям самим по ходу маршрута указывать участки, пригодные, на их взгляд, для устройства привала (все последующее происходит здесь так же, как в предыдущем варианте). В обоих случаях весь состав группы получает начальную практику в выборе места привала. Вообще нужно стремиться шире привлекать слушателей к активному участию в обучении и включать в «методичку» конкретные советы на этот счет. Обдумывая ход занятия, примерно рассчитывают, какое время понадобится на каждую его часть. Без такого расчета можно сильно перегрузить методические указания и тем самым сделать их заведомо невыполнимыми или, наоборот, как бы запланировать неполное использование времени, чего также надо избегать. Инструкторам малоопытным или начинающим можно рекомендовать предварительно прорепетировать намечаемое занятие с самим собой или с товарищем и проследить по часам, сколько времени занимает каждый элемент занятия. Следует помнить о довольно значительном резерве времени, который можно рационально использовать при выходах на полевые занятия: при подъезде к началу маршрута или возвращении с его конечного пункта, на коротких привалах или специально останавливая группу, можно проводить краткие беседы, объясняя что-то из программного материала, показывать несложные приемы, отрабатывать некоторые из них (например, вязку узлов). При составлении методических указаний надо принимать во внимание и эту возможность. Для продолжительных занятий на местности в «методичках» можно указывать и формы использования перерывов, так как не во всех случаях необходим отдых пассивный. Правильно делают инструкторы, которые используют перерывы и для разминки (если перед этим слушатели сидели или стояли), и для разрядки (если занятие требовало однообразных движений или усилий либо проходило несколько монотонно), и для разогрева (например, после пребывания в воде при обучении переправе вброд). Одним из наиболее употребительных средств для этого служат игры с мячом (волейбол, футбол и др.). В пункте методических указаний «Материальное обеспечение» приводят не только названия, но и количество требуемых пособий и вспомогательного инвентаря (перевязочных материалов, рюкзаков, веревок и т. д.). Потребность в них определяют, сообразуясь с содержанием занятия, условиями его проведения, количеством занимающихся и выбранным методом обучения. При этом нужно считаться с наличием пособий и инвентаря и с возможностью достать или заблаговременно изготовить недостающее. Какими должны быть методические рекомендации к лекции? Они нужны независимо от того, кто ее читает: инструктор или приглашенный лектор — не составляют исключения и лекторы-профессионалы, уже много раз выступавшие со своей темой. Во всех этих случаях методические указания должны отражать требования именно данного семинара или сбора, то есть содержать советы, в которых учтены состав слушателей (уровень их подготовленности), последовательность передачи знаний, предусмотренная учебным расписанием, необходимость выделить, подчеркнуть определенные разделы темы, к чему-то привлечь особое внимание, а что-то, наоборот, исключить или преподать в самом общем виде и т. д. В частности, в число рекомендаций к лекциям на некоторые темы надо включать такую: дать слушателям советы, которые помогли бы им передавать знания по данной теме тем, кого им предстоит обучать. Методические рекомендации, как правило, помогают сообщить в лекции то, что действительно необходимо обучаемым, а не то, что может быть дано лектором, мало осведомленным о потребностях семинара или вовсе не знакомым с ними. Степень детальности рекомендаций к лекции зависит от опытности лектора. Начинающему или малоопытному нужны более многочисленные и обстоятельные советы, иногда вплоть до указания примеров, которые следует привести, и времени, в которое надо уложить тот или иной раздел темы. Такому лектору требуется помочь и советом, в какой последовательности лучше всего давать материал, как логически увязывать между собой отдельные разделы темы, в каких местах и как использовать наглядные пособия. Многоопытному лектору, хорошо владеющему материалом, достаточно дать лишь краткие рекомендации, связанные с необходимостью ориентироваться на особенности и требования пригласившего его семинара. Нередко бывает, что в этом случае при заказе лекции можно ограничиться лишь устным сообщением рекомендаций, которые лектор непременно должен учесть. Рекомендации к нескольким лекциям, приведенные ниже, рассчитаны преимущественно на лекторов (как приглашенных, так и работающих на семинаре), уже имеющих некоторый опыт чтения лекций на данную тему, то есть таких, которых чаще всего привлекают к подготовке туристского актива. Напомним об обязанности учебной части контролировать выполнение рекомендаций, содержащихся в методических указаниях. Руководителям семинара (сбора) нужно регулярно посещать с этой целью занятия в группах. На лекциях непременно должен присутствовать один из них либо по их поручению инструктор, предварительно ознакомленный с соответствующими методическими рекомендациями. Еще лучше, если лекции будут слушать все инструкторы семинара. Это позволит им не повторять на групповых занятиях материал, сообщенный лектором, и зачастую обогащает новыми знаниями, которые они смогут использовать в работе с группой. Нередко доводится слышать пожелания инструкторов получить полный комплект подробных методических указаний ко всем занятиям по программе подготовки той или иной категории туристского актива. Вряд ли целесообразно удовлетворять такие пожелания: во многих случаях это привело бы к работе по шаблону, без поисков приемов, наиболее рациональных и доходчивых в каждом конкретном случае. Не раз уже приходилось видеть, как «методички», полученные однажды инструктором, становились для него не примером, а своего рода шпаргалкой, избавляющей от необходимости учитывать конкретные условия, думать, искать новое, то есть превращались в помеху росту инструктора как преподавателя. Обучение — процесс творческий. Шаблон мертвит, сушит обучение, ведет к потере авторитета и контакта со слушателями: они, как правило, очень чувствительны к характеру работы с ними. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что включенные в это пособие методические рекомендации надо рассматривать лишь в качестве примера, но не как образец на все случаи.
Date: 2015-09-22; view: 480; Нарушение авторских прав |