Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к занятию





 

Все элементы подготовки отдельного занятия находят отражение в специальном документе — методических указаниях о проведении занятия (в обиходе их нередко называют сокращенно «методич­ками»). Это своего рода план, направляющий действия преподавателя в ходе занятия, помогающий обеспечить методическое единство обучения и передать знания и умения в одинаковом объеме слушателям всех учебных групп.

Методические указания — надежный помощник пре­подавателя. Они побуждают строить занятие продуман­но, помогают расширять арсенал применяемых приемов обучения, активизировать участие слушателей, делать занятия разнообразными и интересными.

Пользуясь такими указаниями, преподаватель дей­ствует увереннее, так как они дают ему возможность провести все занятие организованно, четко, в хорошем темпе. Такая уверенность особенно нужна начинающим, малоопытным инструкторам и тем руководителям путе­шествий, кому не приходилось еще всерьез заниматься обучением своей группы.

Отсутствие методических рекомендаций к занятиям крайне отрицательно сказывается на качестве обучения. Без них учебный процесс идет во многом самотеком: каждый инструктор действует по своему усмотрению, как умеет, опираясь лишь на личный, подчас весьма ограниченный опыт, а иногда даже без отчетливого понимания цели работы. Занятия в группах происходят при этом неодинаково и на разном уровне. В одних группах слу­шателям дают все требуемое, в других, отвлекаясь, не успевают полностью сообщить положенные сведения либо отработать все нужные приемы. В одних группах пере­дают умение каждому занимающемуся, в других обуча­ют всех «скопом», то есть в сущности никого или толь­ко отдельных слушателей. Бывает и так, что на одина­ковых по теме занятиях слушателям в разных группах преподносят материал неодинаковый не только по объ­ему, но и по содержанию.

Не секрет, что на семинарах и сборах еще не ред­кость лекции, оставляющие у слушателей отрывочные и расплывчатые представления о рассматриваемом вопро­се. Во многом это также объясняется отсутствием мето­дических рекомендаций. Без ориентирующих указаний учебной части лектор сообразуется лишь с собственным пониманием требований к его лекции, а оно может силь­но отличаться от того, что требуется семинару. В резуль­тате лектор нередко делает акценты совсем не там, где в данном случае нужно, неумышленно превращает второ­степенное в главное, упускает часть необходимого мате­риала, увлекается несущественными деталями и т. д.

Методические рекомендации нужны ко всем видам учебной работы — будь то практическое занятие (груп­повое или общесеминарское), лекция, учебно-тренировоч­ный поход, домашнее задание либо иной элемент процесса обучения.

Ни форма, ни объем этих рекомендаций не регламен­тируются. Их можно излагать и текстом, и в виде таб­лицы, сжато или подробно, однако следует все же при­держиваться какого-то порядка, который предопределял бы их структуру и тем самым упорядочивал их разра­ботку.

Составлять методические указания можно по такой примерной схеме:

1. Тема занятия (ее обычно называют в заголовке указаний).

2. Цель занятия.

3. Место и длительность его (для групповых занятий еще количественный состав группы).

4. Содержание занятия.

5. Ход занятия (указания о приемах обучения, после­довательности их применения, примерный расчет вре­мени).

6. Материальное обеспечение (необходимые для заня­тий пособия, инвентарь).

7. Литература (рекомендуемая слушателям или использованная в ходе подготовки к занятию либо та и другая).

При необходимости схему дополняют, включая, на­пример, пункт о подготовке к занятию (в том числе со­веты о том, как должно быть оборудовано место его про­ведения, какие требуются там меры безопасности).

О том, как могут выглядеть методические указания, например при начальном обучении практическим умениям, дает представление приводимая ниже примерная «методичка», предназначенная для семинара подготов­ки туристских организаторов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЮ НА ТЕМУ:

«ТРАНСПОРТИРОВКА ЗАБОЛЕВШЕГО»

(Составлены очень подробно — для начинающего инструктора.)

 

Цель занятия: показать несколько способов пере­носки заболевшего товарища и дать начальную практи­ку их применения.

Место и продолжительность: участок сла­бо пересеченной местности; время 1 учебный час; со­став группы — 8 человек.

Содержание занятия: способы летней тран­спортировки заболевшего на близкое и дальнее расстоя­ния, в положении сидя и лежа: на руках (способы — «за­мок», «стул»), на рюкзаке, на носилках. Пояснение и демонстрация этих способов в порядке нарастающей сложности и начальная практика в их применении.

Пособия и инвентарь: подручные средства в виде нетолстых тестов (2), штормовых курток (2) либо одеяла или простыни. Миниатюрная модель, показываю­щая транспортировку на шесте (предварительно ее из­готовляет инструктор или стажер).

Ход занятия. 1. Инструктор называет тему и цель занятия, очень кратко напоминает о назначении различных способов транспортировки, доступных в по­ходных условиях. При этом учитывается, что слушатели имеют о них общее представление по учебному плакату, который демонстрировался во время лекции о доврачебной помощи и вывешен в помещении, где проходят за­нятия семинара. Инструктор сообщает, какие способы будут на занятии осваиваться и в каком порядке - 3 минуты.

2. Стажер, пригласив двух слушателей помочь ему, поясняет группе, что будет показывать простейшие спо­собы переноски человека на близкое расстояние в положении сидя. Показывает на приглашенных слушателях, как устраивается «стул» для переноски на руках: слуша­тели, стоя рядом вполоборота друг к другу, образуют сначала «спинку стула» (каждый кладетна плечо другого одну руку), затем — «сиденье» (взаимно захваты­вают запястья своих свободных рук). Предлагает осталь­ным слушателям, разбившись на пары, самим устроить «стул», проверяет вместе с 'инструктором правильность захвата запястий (с тыльной их стороны) и прочность «стульев». К проверке прочности можно привлечь и од­ного-двух слушателей......... 5 минут.

3. Стажер с помощью двух слушателей показывает широко известный способ, называемый «замком» (четыре руки взаимно накладываются на запястья с внешней их стороны). Проверяет прочность сцепления рук и указывает, что поупражняться в этом способе слушатели смогут на ближайшем малом привале... 2 минуты.

4. Инструктор поясняет, что на большое расстояние человека переносят другими способами: если он может сидеть — на рюкзаке, если не может — на носилках. Он демонстрирует и одновременно объясняет способ «на рюкзаке». Свободный от вещей рюкзак укладывается на землю днищем кверху, а лямки застегиваются на по­следние отверстия. Инструктор поясняет, как заболев­ший должен садиться на рюкзак (на нижнюю его треть, пропустив обе ноги между лямками). Затем он пригла­шает одного из слушателей (желательно небольшого ве­са) сесть на рюкзак, с помощью двух слушателей под­нимает за лямки рюкзак с человеком и надевает лямки на плечи того, кто будет транспортировать (им может быть стажер или кто-либо из физически сильных слуша­телей). Объясняет, как несущий должен поддерживать, заболевшего (обхватить руками его ноги под коленями или немного выше).

Разделив занимающихся на две подгруппы и пере­дав им два свободных от вещей рюкзака, инструктор дает задание упражняться в таком порядке: первый укладывает рюкзак на земле, другой садится на него, двое поднимают рюкзак с человеком и вешают лямки на плечи первого, который будет транспортировать. Все упражняются в укладке рюкзака и посадке на него; к подъему рюкзака и транспортировке привлекаются лишь физически крепкие товарищи. Переносить на расстояние не больше 15—20 м.

За упражнениями наблюдают и проверяют его вы­полнение в одной подгруппе инструктор, в другой — ста­жер......... 12—15 минут.

5. Инструктор рассказывает, как можно сделать им­провизированные носилки из подручных средств: нетол­стые шесты, штормовые куртки. По его указаниям два слушателя укладывают куртки на земле лицевой сторо­ной кверху, капюшонами в разные стороны, застегивают куртки на все пуговицы, продевают шесты через рукава курток. Инструктор поясняет, что вместо курток можно применить одеяло или простыню, которые сшивают для этого чехлом. Рассказывает правила переноски на но­силках: на ровном месте и при спуске заболевшего не­сут лицом к идущему впереди, на подъемах — лицом к идущему сзади, при спуске и подъеме приподнимают один конец носилок, тот, где расположены ноги тран­спортируемого, идут не в ногу, чтобы не раскачивать но­силки, у головы заболевшего ставят более сильного то­варища, если в пути встречаются предметы, о которые можно споткнуться, идущий впереди предупреждает о них.

Затем один из слушателей по приглашению инструк­тора ложится на носилки, изготовители носилок подни­мают их и несут на небольшое расстояние. По пути должны быть некрутые спуск и подъем. Остальным занимающимся предлагается наблюдать, как выполня­ются правила транспортировки, чтобы затем сообщить свои замечания инструктору. Ошибки в действиях но­сильщиков, если они есть, инструктор указывает после окончания переноски. При этом отмечает все правиль­ные и ошибочные замечания наблюдавших и при не­обходимости повторяет правила переноски.

Упражнение в переноске на носилках выполняют по очереди остальные 6 слушателей (три пары), переноси­мым может быть любой из свободных товарищей. В на­блюдении за соблюдением правил принимают участие все, не занятые упражнением. Инструктор вносит поправки по ходу действий упражняющихся и после каж­дого упражнения дает оценку...... 20 минут.

6. Стажер объясняет, что можно применить для пере­носки лежа другой вид импровизированных носилок — прочный шест с веревкой. Показывает модель таких но­силок, поясняет их устройство, знакомит с моделью и сообщает правила переноски на шесте (подкладывать под лежащего и на плечи носильщиков мягкое, нести на плечах).............. 3 минуты.

7. В заключение занятия инструктор сообщает, что на учебном слете будут проводиться соревнования по ту­ристской технике, в том числе по транспортировке за­болевшего. Чтобы подготовиться к ним, следует упражняться во всех показанных способах «а привалах, при учебных выходах на местность и в походах выходного дня................ 2 минуты.

Литература

Карманный справочник туриста. Автор-составитель Ю. Штюрмер. М., Профиздат, 1970.

Спутник туриста. ФиС, издания разных лет.

Для опытного инструктора «методичка»на ту же те­му будет минимум вдвое короче за счет раздела «Ход занятия». В нем можно обойтись без детализации объяс­нений порядка действий, ограничившись тезисным изло­жением каждого пункта раздела.

 

Date: 2015-09-22; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию