Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания к занятию
Все элементы подготовки отдельного занятия находят отражение в специальном документе — методических указаниях о проведении занятия (в обиходе их нередко называют сокращенно «методичками»). Это своего рода план, направляющий действия преподавателя в ходе занятия, помогающий обеспечить методическое единство обучения и передать знания и умения в одинаковом объеме слушателям всех учебных групп. Методические указания — надежный помощник преподавателя. Они побуждают строить занятие продуманно, помогают расширять арсенал применяемых приемов обучения, активизировать участие слушателей, делать занятия разнообразными и интересными. Пользуясь такими указаниями, преподаватель действует увереннее, так как они дают ему возможность провести все занятие организованно, четко, в хорошем темпе. Такая уверенность особенно нужна начинающим, малоопытным инструкторам и тем руководителям путешествий, кому не приходилось еще всерьез заниматься обучением своей группы. Отсутствие методических рекомендаций к занятиям крайне отрицательно сказывается на качестве обучения. Без них учебный процесс идет во многом самотеком: каждый инструктор действует по своему усмотрению, как умеет, опираясь лишь на личный, подчас весьма ограниченный опыт, а иногда даже без отчетливого понимания цели работы. Занятия в группах происходят при этом неодинаково и на разном уровне. В одних группах слушателям дают все требуемое, в других, отвлекаясь, не успевают полностью сообщить положенные сведения либо отработать все нужные приемы. В одних группах передают умение каждому занимающемуся, в других обучают всех «скопом», то есть в сущности никого или только отдельных слушателей. Бывает и так, что на одинаковых по теме занятиях слушателям в разных группах преподносят материал неодинаковый не только по объему, но и по содержанию. Не секрет, что на семинарах и сборах еще не редкость лекции, оставляющие у слушателей отрывочные и расплывчатые представления о рассматриваемом вопросе. Во многом это также объясняется отсутствием методических рекомендаций. Без ориентирующих указаний учебной части лектор сообразуется лишь с собственным пониманием требований к его лекции, а оно может сильно отличаться от того, что требуется семинару. В результате лектор нередко делает акценты совсем не там, где в данном случае нужно, неумышленно превращает второстепенное в главное, упускает часть необходимого материала, увлекается несущественными деталями и т. д. Методические рекомендации нужны ко всем видам учебной работы — будь то практическое занятие (групповое или общесеминарское), лекция, учебно-тренировочный поход, домашнее задание либо иной элемент процесса обучения. Ни форма, ни объем этих рекомендаций не регламентируются. Их можно излагать и текстом, и в виде таблицы, сжато или подробно, однако следует все же придерживаться какого-то порядка, который предопределял бы их структуру и тем самым упорядочивал их разработку. Составлять методические указания можно по такой примерной схеме: 1. Тема занятия (ее обычно называют в заголовке указаний). 2. Цель занятия. 3. Место и длительность его (для групповых занятий еще количественный состав группы). 4. Содержание занятия. 5. Ход занятия (указания о приемах обучения, последовательности их применения, примерный расчет времени). 6. Материальное обеспечение (необходимые для занятий пособия, инвентарь). 7. Литература (рекомендуемая слушателям или использованная в ходе подготовки к занятию либо та и другая). При необходимости схему дополняют, включая, например, пункт о подготовке к занятию (в том числе советы о том, как должно быть оборудовано место его проведения, какие требуются там меры безопасности). О том, как могут выглядеть методические указания, например при начальном обучении практическим умениям, дает представление приводимая ниже примерная «методичка», предназначенная для семинара подготовки туристских организаторов. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЮ НА ТЕМУ: «ТРАНСПОРТИРОВКА ЗАБОЛЕВШЕГО» (Составлены очень подробно — для начинающего инструктора.)
Цель занятия: показать несколько способов переноски заболевшего товарища и дать начальную практику их применения. Место и продолжительность: участок слабо пересеченной местности; время — 1 учебный час; состав группы — 8 человек. Содержание занятия: способы летней транспортировки заболевшего на близкое и дальнее расстояния, в положении сидя и лежа: на руках (способы — «замок», «стул»), на рюкзаке, на носилках. Пояснение и демонстрация этих способов в порядке нарастающей сложности и начальная практика в их применении. Пособия и инвентарь: подручные средства в виде нетолстых тестов (2), штормовых курток (2) либо одеяла или простыни. Миниатюрная модель, показывающая транспортировку на шесте (предварительно ее изготовляет инструктор или стажер). Ход занятия. 1. Инструктор называет тему и цель занятия, очень кратко напоминает о назначении различных способов транспортировки, доступных в походных условиях. При этом учитывается, что слушатели имеют о них общее представление по учебному плакату, который демонстрировался во время лекции о доврачебной помощи и вывешен в помещении, где проходят занятия семинара. Инструктор сообщает, какие способы будут на занятии осваиваться и в каком порядке - 3 минуты. 2. Стажер, пригласив двух слушателей помочь ему, поясняет группе, что будет показывать простейшие способы переноски человека на близкое расстояние в положении сидя. Показывает на приглашенных слушателях, как устраивается «стул» для переноски на руках: слушатели, стоя рядом вполоборота друг к другу, образуют сначала «спинку стула» (каждый кладетна плечо другого одну руку), затем — «сиденье» (взаимно захватывают запястья своих свободных рук). Предлагает остальным слушателям, разбившись на пары, самим устроить «стул», проверяет вместе с 'инструктором правильность захвата запястий (с тыльной их стороны) и прочность «стульев». К проверке прочности можно привлечь и одного-двух слушателей......... 5 минут. 3. Стажер с помощью двух слушателей показывает широко известный способ, называемый «замком» (четыре руки взаимно накладываются на запястья с внешней их стороны). Проверяет прочность сцепления рук и указывает, что поупражняться в этом способе слушатели смогут на ближайшем малом привале... 2 минуты. 4. Инструктор поясняет, что на большое расстояние человека переносят другими способами: если он может сидеть — на рюкзаке, если не может — на носилках. Он демонстрирует и одновременно объясняет способ «на рюкзаке». Свободный от вещей рюкзак укладывается на землю днищем кверху, а лямки застегиваются на последние отверстия. Инструктор поясняет, как заболевший должен садиться на рюкзак (на нижнюю его треть, пропустив обе ноги между лямками). Затем он приглашает одного из слушателей (желательно небольшого веса) сесть на рюкзак, с помощью двух слушателей поднимает за лямки рюкзак с человеком и надевает лямки на плечи того, кто будет транспортировать (им может быть стажер или кто-либо из физически сильных слушателей). Объясняет, как несущий должен поддерживать, заболевшего (обхватить руками его ноги под коленями или немного выше). Разделив занимающихся на две подгруппы и передав им два свободных от вещей рюкзака, инструктор дает задание упражняться в таком порядке: первый укладывает рюкзак на земле, другой садится на него, двое поднимают рюкзак с человеком и вешают лямки на плечи первого, который будет транспортировать. Все упражняются в укладке рюкзака и посадке на него; к подъему рюкзака и транспортировке привлекаются лишь физически крепкие товарищи. Переносить на расстояние не больше 15—20 м. За упражнениями наблюдают и проверяют его выполнение в одной подгруппе инструктор, в другой — стажер......... 12—15 минут. 5. Инструктор рассказывает, как можно сделать импровизированные носилки из подручных средств: нетолстые шесты, штормовые куртки. По его указаниям два слушателя укладывают куртки на земле лицевой стороной кверху, капюшонами в разные стороны, застегивают куртки на все пуговицы, продевают шесты через рукава курток. Инструктор поясняет, что вместо курток можно применить одеяло или простыню, которые сшивают для этого чехлом. Рассказывает правила переноски на носилках: на ровном месте и при спуске заболевшего несут лицом к идущему впереди, на подъемах — лицом к идущему сзади, при спуске и подъеме приподнимают один конец носилок, тот, где расположены ноги транспортируемого, идут не в ногу, чтобы не раскачивать носилки, у головы заболевшего ставят более сильного товарища, если в пути встречаются предметы, о которые можно споткнуться, идущий впереди предупреждает о них. Затем один из слушателей по приглашению инструктора ложится на носилки, изготовители носилок поднимают их и несут на небольшое расстояние. По пути должны быть некрутые спуск и подъем. Остальным занимающимся предлагается наблюдать, как выполняются правила транспортировки, чтобы затем сообщить свои замечания инструктору. Ошибки в действиях носильщиков, если они есть, инструктор указывает после окончания переноски. При этом отмечает все правильные и ошибочные замечания наблюдавших и при необходимости повторяет правила переноски. Упражнение в переноске на носилках выполняют по очереди остальные 6 слушателей (три пары), переносимым может быть любой из свободных товарищей. В наблюдении за соблюдением правил принимают участие все, не занятые упражнением. Инструктор вносит поправки по ходу действий упражняющихся и после каждого упражнения дает оценку...... 20 минут. 6. Стажер объясняет, что можно применить для переноски лежа другой вид импровизированных носилок — прочный шест с веревкой. Показывает модель таких носилок, поясняет их устройство, знакомит с моделью и сообщает правила переноски на шесте (подкладывать под лежащего и на плечи носильщиков мягкое, нести на плечах).............. 3 минуты. 7. В заключение занятия инструктор сообщает, что на учебном слете будут проводиться соревнования по туристской технике, в том числе по транспортировке заболевшего. Чтобы подготовиться к ним, следует упражняться во всех показанных способах «а привалах, при учебных выходах на местность и в походах выходного дня................ 2 минуты. Литература Карманный справочник туриста. Автор-составитель Ю. Штюрмер. М., Профиздат, 1970. Спутник туриста. ФиС, издания разных лет. Для опытного инструктора «методичка»на ту же тему будет минимум вдвое короче за счет раздела «Ход занятия». В нем можно обойтись без детализации объяснений порядка действий, ограничившись тезисным изложением каждого пункта раздела.
Date: 2015-09-22; view: 370; Нарушение авторских прав |