Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы обучения. В подготовке туристского актива применять разнообразные методы обучения, в которых участвуют в различных сочетаниях и слово
В подготовке туристского актива применять разнообразные методы обучения, в которых участвуют в различных сочетаниях и слово, и предметная наглядность, и действия самих обучаемых. На лекционных занятиях и беседах основным методом служит словесное изложение материала темы; его нередко сопровождают демонстрацией наглядных пособий. Иногда при этом, чтобы полнее раскрыть отдельные положения или оживить рассказ, привлекают слушателей, приглашая их поделиться знаниями или опытом, относящимися к рассматриваемому вопросу. Главное место в работе инструктора занимают групповые практические занятия, на которых передают и закрепляют туристские или инструкторские умения. Здесь чаще всего используют такие методы обучения: словесное изложение материала (преимущественно - это объяснение темы, цели занятия, значения и сущности изучаемых умений, необходимого порядка действий, а также последующий анализ и оценка действий слушателей); показ приемов, составляющих осваиваемое умение; начальная отработка этих приемов; упражнения для закрепления умения (тренировка). Однако зачастую эти методы используются лишь в их пассивной форме, с весьма ограниченным привлечением слушателей; например, объясняет и показывает приемы только инструктор, аудитория же почти не принимает участия в разучивании приемов. Между тем эти методы могут быть применены в различных вариантах, позволяющих активизировать и разнообразить обучение. Приведем некоторые варианты, основанные главным образом на привлечении слушателей к участию в обучении и на видоизменениях характера показа и отработки приемов. Чтобы полнее уяснить, как могут быть использованы эти варианты, рекомендуем при ознакомлении с ними представлять себе для наглядности какие-то занятия, посвященные чисто практическим учебным вопросам, вроде таких, как «Остановка кровотечения 'и перевязки», «Движение по азимуту», «Преодоление водной преграды по клади» и т. п. На первой стадии практического занятия обычно сначала поясняют тему, цель занятия, значение изучаемого умения, рассказывают о порядке проведения занятия. Это делают инструктор или стажер. Затем объясняют, какие действия (приемы) составляют изучаемое умение, и показывают их. Здесь возможны, например, такие варианты: сначала объяснить приемы, затем их показать или наоборот; ограничиться показом либо объяснением; одновременно показывать и пояснять действия. Объяснение может быть только словесным или сопровождаться демонстрацией пособий (скажем, плаката, на котором изображены места остановки кровотечения, приемы наложения повязок и жгута). Инструктор (либо стажер) объясняет все приемы или привлекает к объяснению слушателей. Во втором случае это делают при помощи наводящих вопросов: «Почему надо делать так?», «Всегда ли следует делать так?» и т. п. Объяснение может быть полностью или частично возложено на слушателя, который предварительно был подготовлен к этому инструктором или до того знал материал. Можно поручить это и нескольким слушателям, распределив между ними материал (допустим, один поясняет, как действовать при наложении повязки, другой — при наложении жгута). Приемы могут быть показаны либо в натуре (в действии), либо при помощи наглядного пособия: схемы, чертежа, диапозитива, фильма и др. Можно применять и оба способа вместе. Инструктор или стажер сами показывают все необходимые действия, прибегая в нужных случаях к помощи слушателя (например, при установке палатки, при устройстве перил для переправы по клади). Можно поручать демонстрировать приемы и слушателям, но лишь тем, кого инструктор заранее подготовил к этому или предварительно проверил на показ нужных приемов (исключение делается только в варианте, о котором говорятся в следующем абзаце). Учить можно и на ошибках, а также показом заведомо неправильных действий. Делают это или для того, чтобы подчеркнуть характерные ошибки и тем самым предостеречь от их повторения, или с целью нагляднее раскрыть сущность верного приема. Такое обучение — «от противного» — непременно сопровождают четким объяснением и показом правильных действий. Оно неприменимо к умениям, требующим соблюдения особой осторожности, скажем, к переправам через водные преграды, но вполне пригодно, чтобы учить, например, укладке рюкзака, выбору места для привала, разжиганию костра, наложению повязок, проведению занятия и т. д. Часто повод для обучения «от противного» дают сами слушатели, особенно на первых порах, когда они еще либо не знают, как действовать правильно, либо слабо осведомлены об этом. Опытный инструктор никогда не упускает возможности привлечь внимание к неправильным действиям и помочь разобраться в ошибке. Однако такой способ обучения нередко может быть применен и преднамеренно. Например, до того как объяснены соответствующие правила, одному-двум слушателям поручают самостоятельно в присутствии всей группы наложить повязку или уложить рюкзак, затем совместно разбирают все допущенные при этом неправильности. Как вывод из этого разбора инструктор излагает необходимые правила, после чего тем же слушателям дают возможность сделать все правильно. Показывать неправильные приемы и затем объяснять их ошибочность может и сам инструктор. При этом непременно следует привлекать слушателей к выяснению ошибок и к оценке приемов. В различных вариантах может проходить и следующая стадия практического занятия — когда слушатели отрабатывают показанные им приемы, то есть приобретают начальные умения. Тут могут быть использованы, например, такие варианты. Упражнение разучивается слушателями либо одновременно (в составе группы или звеньями по два, три, четыре человека), либо поочередно (звеньями или одиночно). Поочередная отработка может происходить потоком, то есть исполнители приступают к упражнению один за другим без перерыва, как только предыдущий слушатель (или звено) закончит выполнение приемов; можно проводить упражнение и с небольшими интервалами между двумя либо несколькими исполнителями. При одновременном разучивании упражнения правильность его выполнения могут проверять инструктор и стажер. Однако, лучше привлекать к этому и наиболее подготовленных слушателей, тогда охват контролем будет более 'полный. При поочередной отработке приемов инструктору и стажеру легче контролировать каждого исполнителя.Нои тут, когда на глазах всей группы действует только один слушатель или одно звено, следует поручать остальным следить за правильностью выполнения упражнений и сообщать свои замечания инструктору. Эти замечания он использует при последующем разборе и оценке действий исполнителей. Чтобы слушатели лучше понимали сущность того или, иного приема, полезно требовать от отдельных исполнителей не просто его выполнения, но и объяснения (например, при отработке приемов остановки кровотечения, наложения жгута, повязок). Разбор может происходить либо в предусмотренных для этого перерывах (при отработке с интервалами), либо в ходе отработки, гели инструктор видит в том необходимость (при потоке), либо после того как все выполнят упражнение. Закрепление практических умений происходит преимущественно не на специальных занятиях, а в учебных выходах на местность, в учебно-тренировочном походе (попутно при движений по маршруту, на привалах). Следует рекомендовать слушателям чаще использовать для этого и обычные походы выходного дня. Тренировка может состоять в многократном простом повторении определенного упражнения (или комплекса их) либо в повторении этого упражнения (или упражнений) в других условиях, в частности в усложненных. Последнее осуществляется главным образом в процессе учебно-тренировочного похода. Для закрепления знаний и умений в некоторых случаях пригодны также соревнование и игра. Соревноваться группы или звенья могут, в частности, в таких умениях, как укладка рюкзака, установка палатки, оборудование лагеря, разжигание костра, уборка места привала, разработка маршрута (конкурс), вязка узлов, устройство носилок, клади, транспортировка заболевшего, чтение карты, ориентирование на местности, движение по азимуту, глазомерной определение расстояний. Однако при этом нельзя упускать из виду, что фактор времени имеет на учебных соревнованиях лишь второстепенное значение, главное на них — правильность действий слушателей. Игровой метод применим, например, при обучении ориентированию. Здесь могут быть использованы: для лучшего усвоения условных знаков — топографическое лото, для практики в отыскании на карте нужных точек —«стрельба по цели» (найти точку по заданным координатам за назначенное время). Занимательную форму занятия используют для проверки наблюдательности. При подготовке инструкторов и руководителей путешествий можно в форме занятия-игры отрабатывать действия на поисково-спасательных работах. Такому занятию должна предшествовать определенная подготовка: организуют спасательный отряд, создают фонд аварийного снаряжения, предварительно читают лекцию об обеспечении безопасности, в которую входят и сведения об организации таких работ. Тему занятия-игры заранее не указывают в учебном расписании, чтобы инсценированное «ЧП» было неожиданным и как бы срывало это расписание. Поводам для учебной тревоги обычно служит сигнал бедствия или нарушенный контрольный срок возвращения одного-двух слушателей (они должны знать о намеченной игре). Сразу после объявления тревоги начальник спасательного отряда организует поиск и помощь: выделяет передовую и вспомогательные группы, резервный отряд, обеспечивает выдачу необходимого снаряжения, указывает группам план движения, средства связи, контрольные пункты и сроки. В зависимости от местных условий и времени, отведенного на такое занятие (не менее 3—4 часов), слушатели проводят выборочный, линейный или площадный поиск, затем оказывают первую помощь и транспортируют «пострадавших». Завершается занятие-игра подробным разбором действий каждого из спасателей. Методами обучения служат и все элементы самостоятельных занятий, о которых подробно рассказано в одном из начальных разделов этой главы (стр. 26—29). Их используют, чтобы помочь обучаемым освоить умения, необходимые не просто туристу, а руководителю туристского коллектива и инструктору, обучающему актив. Хорошо зарекомендовал себя при подготовке некоторых категорий актива метод обучения при помощи опыта самих слушателей. Наиболее эффективен он на сборах (семинарах) подготовки инструкторов-методистов и повышения квалификации руководителей путешествий: там слушатели, как правило, уже обладают запасом практически усвоенных знаний, умений, навыков. Использовать обмен опытом с целью обучения можно в разной форме. Следует только указать, что во всех случаях он должен быть целевым, но не беспорядочным. Иногда устраивают специальное занятие, преимущественно общесеминарское, целиком посвящая его опыту в какой-то определенной области деятельности (к примеру, опыту организации обучения актива, подготовки к путешествию, выполнению общественно полезной работы в пути и т. п.). Такое занятие требует особой подготовки: надо предварительно выявить, кто из слушателей обладает нужным опытом (то есть представляющим интерес для занимающихся), пригласить таких слушателей поделиться этим опытом на занятии и, может быть, помочь им в отборе рекомендаций. Этот метод часто применяют на практических занятиях. Примером использования знаний и умений слушателей при обучении может служить, в частности, занятие, нередко проводимое на сборах повышения квалификации руководителей водных путешествий. Занятие, посвященное приемам прохождения порога на байдарках (оно бывает и групповым и общесборным), проводится в таком порядке: сначала инструкторы намечают линию движения в пороге и информируют о ней слушателей, затем опрашивают их, выясняя мнения о том, как пройти намеченную линию (как обойти такой-то камень, какой прием лучше применить в таком-то месте и т. п.). Мнение каждого тут же обсуждается. Обсуждение, направляемое руководителями и инструкторами, позволяет слушателям не только узнать наиболее рациональные в данных условиях приемы преодоления порога, но и привести в систему имеющиеся у них представления и разрозненный опыт. После упражнений происходит итоговое обсуждении результатов занятия. Как метод обучения может быть рекомендована также учебная экскурсия (к примеру, в клуб туристов, в туристскую секцию, где хорошо поставлена работа, в краеведческий музей). Важно, чтобы тематически она была увязана с программным материалом, и чтобы слушатели знали, на что в ходе экскурсии следует обратить главное внимание. Обыкновенно экскурсии проводят во внеучебные часы. * * * Выбирая методы обучения для практических занятий, предпочтение всегда следует отдавать тем, которые помогут научить всех, а не какую-то часть занимающихся. Напоминать об этом приходится потому, что еще нередко упражнения поручают проделывать лишь отдельным слушателям. Из-за этого среди выпускников бывает немало таких, кто многого сам не умеет выполнять. Приступив к работе, они зачастую оказываются беспомощными там, где требуется показать, как надо что-то сделать или где надо самому действовать: вести группу по азимуту, сделать перевязку или искусственное дыхание, транспортировать заболевшего товарища, ориентироваться на местности и т. п. Нади твердо помнить, что каждый выпускник должен обладать, хотя бы в виде начальной практики, всеми без исключения умениями, требуемыми учебной программой. Относится сказанное не только к учебным занятиям, поскольку некоторые умения осваиваются не обязательно на них (например, операции на привалах). Поэтому нельзя приветствовать культивируемую иногда узкую «специализацию» обучаемых, при которой всегда одни и те же слушатели занимаются на привале: кто приготовлением пищи, кто костром, кто палатками. Нельзя считать удачным и разделение подобных обязанностей на мужские и женские: это также ведет к сужению круга умений будущего туристского организатора или инструктора. Обучать практическим умениям надо непременно каждого слушателя.
Date: 2015-09-22; view: 367; Нарушение авторских прав |