Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личная подготовленность инструктора





 

Как бы хорошо ни были выполнены все предварительные работы, связанные с организацией учебного про­цесса, это еще не гарантирует успешного проведения занятий в учебной группе — оно в очень большой степени зависит от личной подготовлен­ности преподавателя. Даже самые полные методические рекомендации не помогут правильно и четко показать технические приемы, если сам инструктор не имеет до­статочного опыта или предварительно не подготовился к их демонстрации. То же самое можно сказать и при­менительно к лекции, беседе, объяснению, разбору: к примеру, объяснение, сделанное экспромтом, может ока­заться таким нечетким, туманным, что лишь запутает слушателей или создаст у них ошибочные представ­ления.

Инструктор непременно должен заранее готовиться к каждому занятию: отрабатывать (один или вместе с другими инструкторами) все, что ему предстоит демон­стрировать; подбирать примеры, факты, которые могут понадобиться для иллюстрации или доказательства; продумывать предстоящие ему рассказ или объяснение, а также вопросы или задачи, которые он будет ставить перед слушателями; намечать, кого из слушателей и к чему следует привлечь, кого и в чем проверить, кому и какие дать советы и т. д.

Следует иметь примерные «методички» для занятий, которые нужно проводить, работая на семинарах, сборах или в своем коллективе физкультуры, на турбазе. При­мерные «методички» послужат хорошей основой при под­готовке аналогичных занятий в какой-то новой реальной обстановке. Прежде всего, это относится к занятиям в учебно-тренировочном походе: там обычно некогда гото­вить заново «методичку», можно только корректировать, дополнять имеющийся материал применительно к реаль­ным условиям похода. Хорошо также иметь и конспекты различных бесед —краткие записи, пространные замет­ки с добавлением примеров, фактов, цифр и т. п.

Большое значение имеет речевая подготовленность инструктора, так как в обучении роль слова очень вели­ка. Чтобы материал, сообщаемый инструктором на за­нятиях, был верно понят и усвоен, излагать его нужно правильным языком, подбирая необходимые слова и выражения.

Довольно часто слабым местом в работе инструкто­ров является объяснение задачи, приема, порядка дейст­вий, ошибок, допущенных при упражнениях и т. п. При­чина этого, помимо недостаточной продуманности, — небрежность языковой формы изложения, речевая неправильность, бедность словаря. Мысль же, выраженная неточно, неряшливо, воспринимается искаженно, не так, как нужно, или остается непонятой. Это может повлечь за собой (и нередко влечет) ошибки слушателей в практических действиях или приобретение ими невер­ных навыков.

Нужно работать над своим языком, обогащать сло­варный запас, изгонять из своего словаря шаблонные выражения, нелепые, вульгарные словечки, избавляться от слов-паразитов, проверять, правильно ли произносишь слова.

Инструктору необходимо иметь собственное турист­ское снаряжение — не только одежду, обувь, рюкзак, но и компас, топорик, небольшой ремонтный набор, карман­ный фонарик, небольшую походную медицинскую аптечку.

Все предметы своего снаряжения он всегда должен дер­жать в полном порядке, показывая пример и в этом от­ношении.

Хорошо, когда инструктор имеет собственную библио­течку, подбирая в нее туристскую, краеведческую, спра­вочную литературу, пособия, конспекты, «методички». Это намного облегчает подготовку к занятиям, позволя­ет делать их более насыщенными и интересными.

Серьезным подспорьем послужит инструктору его личная записная книжка. Она требуется, прежде всего, для текущих записей о работе группы. Помимо списка слушателей с их адресами и телефонами, в нее заносят: замечания по поводу каждого проведенного занятия; оценки успеваемости и другие данные, необходимые для перенесения в журнал группы, хранящийся в учебной части; задания, получаемые инструктором и группой от руководства семинаром; поручения слушателям и отмет­ки о выполнении этих поручений; заметки о занимаю­щихся; различные памятные записи о предстоящих де­лах и т. д. Это как бы зеркало работы группы, дающее представление об уже сделанном и напоминающее о том, что еще надо сделать.

Записная книжка нужна инструктору и в качестве своего рода карманного кладезя сведений, полезных в инструкторской деятельности. Тут могут быть записаны, например, удачные приемы обучения, почерпнутые из опыта товарищей или найденные в ходе занятий; харак­терные особенности отдельных занятий; трудности, с которыми пришлось столкнуться в тех или иных услови­ях; ошибки и неудачи (собственные, товарищей) и их причины; яркие примеры, факты, поговорки, пословицы, которые могут быть использованы в работе с группой; разнообразный опыт, сообщенный слушателями, замеча­ния о чем-то, что привлекло внимание, понравилось в действиях других инструкторов и т. п. Словом, речь идет о заметках, помогающих накапливать опыт и работать более плодотворно.


Практика показывает, что в записной книжке полез­но иметь и некоторые справочные сведения, имеющие чисто практическое значение. Среди них можно назвать, в частности, такие: состав походной медицинской аптеч­ки (не просто перечень медикаментов, но и указания об их назначении), списки туристского снаряжения для похода выходного дня или для несложного путешествия; таблички веса продуктов, заключенных в таких поход­ных измерителях, как кружка или ложка, примерные нормы закладки продуктов, данные о продолжительности варки пищи на костре; таблицы для определения рас­стояния на глаз; перечни растений-компасов, растений-барометров, растений-часов. Подобные сведения есть в различной справочной литературе, но ее не возьмешь с собой в поход или на загородные занятия, между тем эти сведения оказываются нужными во многих случаях.

Неплохо завести в записной книжке и страничку с собственными «эталонами»: они будут полезны для гла­зомерных определений расстояний, высоты, ширины. Тут можно записать, например, такие величины (в сантимет­рах): средняя длина шага, рост, высота до глаз, рассто­яние от глаз до большого пальца вытянутой руки и др.

Слушателям, особенно будущим инструкторам и руководителям путешествий, надо советовать сразу же с первых шагов, обзаводиться своей записной книжкой. Обладая ею, он будет постоянно иметь под руками своеобразный «спутник-справочник», который не раз приго­дится ему и для обучения, и, в собственной туристской практике.








Date: 2015-09-22; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию