Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка занятий
Составить расписание занятий, заготовить бланки учебной документации, подобрать пособия — все это лишь часть подготовительной работы, необходимой для нормального проведения учебного процесса. Его плодотворность в большой степени зависит от своевременной и продуманной подготовки каждого занятия. К сожалению, на практике нередко пренебрегают этой важной стороной дела и к подготовке занятий приступают лишь в последнюю минуту, когда уже некогда как следует продумать ход предстоящего занятия, приемы обучения, а подчас и содержание учебного материала. Бывает даже, что занятия проводятся экспромтом, то есть вовсе без подготовки. Это обычно случается там, где учебное расписание составлено лишь для проформы или где его вообще нет. Знания из-за этого преподносятся бессистемно, время тратится на сообщение маловажных или случайных сведений за счет необходимых. Практические же занятия, подготовленные «на скорую руку», дают слушателям не столько умения, сколько отрывочные представления о них. Большинству слушателей на таких занятиях приходится ограничиваться пассивной ролью зрителей. Но дело не только в том, что резко снижается эффективность обучения. Неподготовленные занятия порождают у части слушателей представление, что и они могут столь же безответственно относиться к занятиям, которые потом будут проводить сами. Каждое занятие, групповое и общесеминарское, проводимое на местности или в помещении, необходимо подготовлять заранее. На учебной части лежит обязанность планировать всю подготовку, распределять связанные с ней работы, руководить ею, постоянно ее контролировать. Представление о том, как это осуществляется, можно получить на примере хотя бы такого занятия, проведенного на одном из семинаров подготовки инструкторов туризма. Расписание занятий предусматривало в субботний и воскресный дни учебный выход на местность для практических занятий на темы: ориентирование на местности ночью, прогнозирование погоды, маршрутная съемка участка пути. Учебная часть заблаговременно составила предварительный план. В нем указывался район, где должны происходить эти занятия, определялось, что первое занятие группы будут проводить не полным составом, а звеньями по 3—4 человека и потому каждое звено должно следовать к месту общего ночлега своим маршрутом. Второе же и третье занятия группы будут проводить в полном составе в воскресенье и к общему конечному пункту каждая группа пойдет по своему маршруту. Были намечены и пределы протяженности маршрутов. Затем инструкторам трех групп дали задание составить к определенному сроку проекты методических указаний к намеченным занятиям (каждому на одну тему); инструктору еще одной группы поручили наметить все маршруты, по которым должны следовать звенья и группы. Вся эта работа проходила под контролем учебной части, и когда она была выполнена, проекты методических указаний и маршрутов коллективно рассмотрели, кое в чем поправили или дополнили. После этого был составлен окончательный план проведения учебного выхода на местность. В плане конкретно указали: время выезда звеньев к начальным пунктам своих маршрутов (не раньше определенного часа); место общего ночлега и контрольный срок прибытия туда; маршруты следования звеньев с указанием начального и промежуточных пунктов, а также протяженности каждого маршрута; подробный распорядок дня на воскресенье, включая время снятия лагеря и выхода на маршруты, с указанием, кто отвечает за соблюдение каждого пункта распорядка; маршрут А к общему конечному пункту, на которых группы должны проводить намеченные занятия, и контрольный срок прибытия на конечный пункт. План предусматривал также, что после снятия лагеря будет проведен общесеминарский разбор прохождения ночных маршрутов, а перед окончанием учебного дня — разбор в группах занятий, проведенных в пути. План этот довели до сведения слушателей и на учебном выходе полностью реализовали. Основательно готовить занятие нужно и каждому отдельному преподавателю. Даже опытный инструктор или лектор (не говоря уже о человеке с небольшой практикой) должен при этом задаться минимум тремя вопросами, определяющими не только характер, объем и содержание подготовительной работы, но и ход самого занятия: 1. Какую цель преследует занятие. 2. Какие знания или умения следует дать слушателям, то есть, что должно входить в содержание занятия, чем конкретно оно должно обогатить обучаемых. 3. Как лучше всего достичь цели (иначе говоря, где, какими приемами, с помощью каких средств, в какой последовательности вести занятие).
|