![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Типология санкций за нарушение нормы
Разумеется, в табл. 10.2 представлены только «чистые» типы санкций, поскольку реальные наказания, прежде всего по своему характеру, зачастую являются смешанными, совмещающими в себе хотя бы два из выделенных трех аспектов. Так, уголовное наказание влечет за собой экономические потери, значительные экономические санкции могут вызвать изменение социального 47 Как показывает анализ санкций, приведенный в гл. 7, с точки зрения экономической теории права между экономическими («гражданскими», не связанными с лишением нарушителя свободы) и уголовными (связанными с лишением свободы, а в предельном случае — и с лишением жизни) санкциями нет непреодолимой границы. Более того, уголовные санкции рассматриваются в рамках экономического анализа права как имеющие «остаточный» характер, т.е. применяются там и тогда, где и когда по тем или иным причинам причини-тель ущерба не в состоянии возместить его потерпевшему. Если же возмещение возможно, нужды в заключении виновника в тюрьму—с экономической точки зрения, включая и соображения сдерживания правонарушений, — нет. В этой связи изобилие уголовных санкций в советском законодательстве (во многом перешедшее и в нынешнее российское законодательство) может быть объяснено не только в принципе карательным его характером, но и экономическими соображениями: советские граждане, как известно, практически не располагали легальной собственностью, так что компенсировать наносимые ущербы им было просто нечем. В этой ситуации «остаточные» уголовные санкции «автоматически» становились чуть ли не единственной формой санкций. статуса, равно как и социальное порицание в состоянии породить экономические потери для индивида. Тем не менее, поскольку для оценки издержек наказания наиболее значимыми являются другие признаки санкций, мы будем использовать предложенную типологию. Кроме того, необходимо отметить, что типы 3.1.1 и 3.1.2, выделенные в таблице серым цветом, в условиях демократического, а не тоталитарного государства не существуют, так как уголовное наказание налагается только судебными органами власти, а тип 3.2.1, также выделенный в таблице цветом, существует лишь в конкретной форме штрафа или смертной казни. Говоря об издержках применения санкций, необходимо подчеркнуть, что речь идет об издержках гаранта нормы, а не издержках нарушителя нормы. Последние не обладают какой-либо спецификой по сравнению с теми издержками, которые он берет в расчет, принимая решение об отказе следовать норме. Методология анализа подобных ситуаций изложена в известной работе Г. Беккера [Becker, 1968], поэтому нет нужды ее здесь воспроизводить. Не вдаваясь в детальный разбор каждого из выявленных типов, обратим внимание на следующие их основные различия: 1) административная система применения санкций предпола 2) реализация длящихся социальных и экономических наказа 3) наиболее дорогостоящим является применение уголовных вающей отграничение нарушителя нормы от участия в жизни общества на определенный период. Итак, мы рассмотрели основные этапы процесса реализации нормативных актов с точки зрения тех издержек, которые порождаются у участников этого процесса стремлением создателя нормы обеспечить соответствие фактического поведения индивидов предписываемой нормативной модели. Выявленные при этом формы и типы издержек могут быть положены в основу прикладного прогнозного и оценочного анализа действенности нормативных актов. Очевидно, если издержки реализации нормативного акта превышают бюджетные ограничения его создателя, вводимая норма не будет выполняться вообще либо будет выполняться частично, «выборочно» — в меру возможностей финансирования ограниченного числа специализированных наблюдателей и системы санкционирования выявленных нарушений. Как представляется, феномен выборочно действующей общей нормы резко снижает достоверность обещаний законодателя или иного нор-мотворца, подрывает его репутацию и в конечном счете приводит для него к большим потерям, чем те, которые он вынужден нести, стремясь обеспечить полномасштабное выполнение введенного нормативного акта. В этой связи важным представляется обсуждение принципов формирования таких нормативных актов, которые были бы максимально действенными, т.е. реализовались с наименьшими экономическими издержками и потерями для репутации законодателя. Поскольку эти вопросы обсуждаются в рамках спецкурса, посвященного основам институционального проектирования, здесь мы не будем на них останавливаться. Вопросы для самопроверки О Какие действия со знаками различает семиотика? О Какие семиотические действия анализируются с экономической точки зрения при изучении нормативных актов? О Какие текстологические вопросы ставятся по отношению к формулировкам нормативного акта при экономическом анализе его осуществимости? Q Каковы экономические критерии осуществимости нормативных актов? Q Какие «экономические» вопросы ставятся в ходе такого анализа? О Какие издержки можно выделить в процессе осуществления юридической нормы? Р Что такое издержки идентификации нормируемой ситуации? От чего они зависят? Q Что такое издержки идентификации действий субъектов нормы? От чего они зависят? Q Что такое издержки идентификации факта нарушения нормы? От чего они зависят? О Что такое издержки выбора санкций? От чего они зависят? Q Каково содержание типологии санкций? Q Что такое издержки применения санкций? От чего они зависят? Основные понятия главы Осуществимость нормативного акта Издержки идентификации нормируемой ситуации Издержки идентификации действий субъектов нормы Издержки идентификации факта нарушения нормы Издержки выбора санкций Издержки применения санкций Часть IV
I лава Date: 2015-09-22; view: 440; Нарушение авторских прав |