Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология санкций за нарушение нормы





 

 

Характер санкций Административные санкции Судебные санкции
Разовые Длящиеся Разовые Длящиеся
Социальные 1.1.1 1.1.2 1.2.1 1.2.2
Экономические 2.1.1 2.1.2 2.2.1 2.2.2
Уголовные =,3.1.1 д ;:: 3,1.2, <8 3,2.1", 1 3.2.2

Разумеется, в табл. 10.2 представлены только «чистые» типы санкций, поскольку реальные наказания, прежде всего по свое­му характеру, зачастую являются смешанными, совмещающими в себе хотя бы два из выделенных трех аспектов. Так, уголов­ное наказание влечет за собой экономические потери, значительные экономические санкции могут вызвать изменение социального

47 Как показывает анализ санкций, приведенный в гл. 7, с точки зре­ния экономической теории права между экономическими («граждан­скими», не связанными с лишением нарушителя свободы) и уголов­ными (связанными с лишением свободы, а в предельном случае — и с лишением жизни) санкциями нет непреодолимой границы. Более того, уголовные санкции рассматриваются в рамках экономического анализа права как имеющие «остаточный» характер, т.е. применя­ются там и тогда, где и когда по тем или иным причинам причини-тель ущерба не в состоянии возместить его потерпевшему. Если же возмещение возможно, нужды в заключении виновника в тюрь­му—с экономической точки зрения, включая и соображения сдер­живания правонарушений, — нет. В этой связи изобилие уголовных санкций в советском законодательстве (во многом перешедшее и в нынешнее российское законодательство) может быть объяснено не только в принципе карательным его характером, но и экономиче­скими соображениями: советские граждане, как известно, практически не располагали легальной собственностью, так что компенсировать наносимые ущербы им было просто нечем. В этой ситуации «оста­точные» уголовные санкции «автоматически» становились чуть ли не единственной формой санкций.


статуса, равно как и социальное порицание в состоянии по­родить экономические потери для индивида. Тем не менее, поскольку для оценки издержек наказания наиболее значимы­ми являются другие признаки санкций, мы будем использовать предложенную типологию. Кроме того, необходимо отметить, что типы 3.1.1 и 3.1.2, выделенные в таблице серым цветом, в усло­виях демократического, а не тоталитарного государства не су­ществуют, так как уголовное наказание налагается только судеб­ными органами власти, а тип 3.2.1, также выделенный в таблице цветом, существует лишь в конкретной форме штрафа или смерт­ной казни.

Говоря об издержках применения санкций, необходимо под­черкнуть, что речь идет об издержках гаранта нормы, а не издержках нарушителя нормы. Последние не обладают какой-либо спецификой по сравнению с теми издержками, которые он бе­рет в расчет, принимая решение об отказе следовать норме. Методология анализа подобных ситуаций изложена в известной работе Г. Беккера [Becker, 1968], поэтому нет нужды ее здесь воспроизводить.

Не вдаваясь в детальный разбор каждого из выявленных ти­пов, обратим внимание на следующие их основные различия:

1) административная система применения санкций предпола­
гает, что их субъектом выступает сам наблюдатель, зафик­
сировавший нарушение нормы, в то время как судебная
система требует существования еще одного круга организа­
ций — системы исполнения наказаний; разумеется, достаточ­
но часто функции последней (или их часть) государство по­
ручает какой-либо из своих силовых структур, но само от­
меченное различие имеет тем не менее место; таким образом,
реализация санкций, наложенных судом, требует от государ­
ства и общества издержек на содержание системы исполне­
ния наказаний (см., например, [Benoit, Osbome, 1995]);

2) реализация длящихся социальных и экономических наказа­
ний независимо от их субъекта обеспечивается действием
«стандартных» наблюдателей, поскольку само такое наказа­
ние представляет собой не что иное, как некоторое локаль­
ное правило, вводимое для определенного индивида или
организации на тот или иной срок;

3) наиболее дорогостоящим является применение уголовных
санкций, поскольку оно предполагает финансирование спе­
циализированной пенитенциарной системы, обеспечи-


вающей отграничение нарушителя нормы от участия в жиз­ни общества на определенный период.

Итак, мы рассмотрели основные этапы процесса реализации нормативных актов с точки зрения тех издержек, которые по­рождаются у участников этого процесса стремлением создателя нормы обеспечить соответствие фактического поведения инди­видов предписываемой нормативной модели. Выявленные при этом формы и типы издержек могут быть положены в основу прикладного прогнозного и оценочного анализа действенности нормативных актов.

Очевидно, если издержки реализации нормативного акта превышают бюджетные ограничения его создателя, вводимая норма не будет выполняться вообще либо будет выполняться частично, «выборочно» — в меру возможностей финансирования ограниченного числа специализированных наблюдателей и си­стемы санкционирования выявленных нарушений. Как представ­ляется, феномен выборочно действующей общей нормы резко снижает достоверность обещаний законодателя или иного нор-мотворца, подрывает его репутацию и в конечном счете приво­дит для него к большим потерям, чем те, которые он вынужден нести, стремясь обеспечить полномасштабное выполнение вве­денного нормативного акта.

В этой связи важным представляется обсуждение принципов формирования таких нормативных актов, которые были бы мак­симально действенными, т.е. реализовались с наименьшими эко­номическими издержками и потерями для репутации законода­теля. Поскольку эти вопросы обсуждаются в рамках спецкурса, посвященного основам институционального проектирования, здесь мы не будем на них останавливаться.

Вопросы для самопроверки

О Какие действия со знаками различает семиотика?

О Какие семиотические действия анализируются с экономи­ческой точки зрения при изучении нормативных актов?

О Какие текстологические вопросы ставятся по отношению к формулировкам нормативного акта при экономическом ана­лизе его осуществимости?

Q Каковы экономические критерии осуществимости норматив­ных актов?


Q Какие «экономические» вопросы ставятся в ходе такого ана­лиза?

О Какие издержки можно выделить в процессе осуществления юридической нормы?

Р Что такое издержки идентификации нормируемой ситуации? От чего они зависят?

Q Что такое издержки идентификации действий субъектов нормы? От чего они зависят?

Q Что такое издержки идентификации факта нарушения нор­мы? От чего они зависят?

О Что такое издержки выбора санкций? От чего они зависят? Q Каково содержание типологии санкций?

Q Что такое издержки применения санкций? От чего они за­висят?

Основные понятия главы

Осуществимость нормативного акта

Издержки идентификации нормируемой ситуации

Издержки идентификации действий субъектов нормы

Издержки идентификации факта нарушения нормы

Издержки выбора санкций

Издержки применения санкций


Часть IV


 


 


 


I лава



Date: 2015-09-22; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию