Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативных актов. Исследование осуществимости нормативных актов предпо­лагает рассмотрение их как некоторых текстов, знаковых кон­струкций





Исследование осуществимости нормативных актов предпо­лагает рассмотрение их как некоторых текстов, знаковых кон­струкций, представляющих собой нормативные модели поведе­ния. Тем самым содержание такого исследования ограничива­ется теми действиями, которые можно производить со знаками и в связи со знаками. Теория знаковых систем — семиотика -утверждает, что к числу подобных действий, исключая формаль­ный анализ знаковых систем, относятся в первую очередь сле­дующие:

• формирование из исходных знаков их новых различных ком­
бинаций — утверждений, предложений, текстов и т.п.;

• интерпретация построенных утверждений, выявление их
значения и смысла, проверка истинности (для повествователь­
ных предложений) и осуществимости (для предписательных
предложений);

• передача (распространение) сформированных утверждений
другим субъектам;

• восприятие и понимание последними полученных ими сооб­
щений.

Экономический анализ осуществимости нормативных актов предполагает проведение определенных процедур в рамках по­следних трех указанных действий. Как и анализ эффективности, он может производиться в оценочной и прогнозной формах. Рассмотрим вначале методические вопросы оценочного анализа осуществимости нормативных актов.

Поскольку текст любого нормативного акта содержит в яв­ной или скрытой форме описание неких действий, которые мо-


гут, должны или, наоборот, не должны осуществлять индивиды (любые или из определенных групп)40, то для каждого такого описания — положения нормативного акта — необходимо вы­явить, как минимум, следующие моменты:

1. Насколько полно и однозначно для понимания сформули­
ровано описание той ситуации (ситуаций), в которой инди­
вид может, обязан или не должен совершать определенное
действие?

2. Насколько точно и однозначно по тексту нормативного акта
можно определить, какое именно действие может, обязан или
не должен совершать индивид, оказавшись в соответству­
ющей ситуации?

3. Насколько точно и однозначно по тексту нормативного акта
можно определить, какие санкции будут применены к нару­
шителю нормативного акта?

4. Насколько точно и однозначно по тексту нормативного акта
можно определить, кто является субъектом этих санкций
(гарантом нормы)?

Если ответы на все эти вопросы положительны, т.е. текст нормативного акта в принципе позволяет с точки зрения линг­вистического анализа полно, точно и однозначно идентифици­ровать компоненты вводимой нормы — ситуацию, действие, санк­ции и их субъекта, то следующие группы вопросов имеют уже чисто экономическую природу:

А. 1. Каковы издержки, которые должен осуществить индивид для понимания того, в каких ситуациях он должен делать то, что предписывает правило?

А.2. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осу­ществить для то го, чтобы обеспечить понимание индивида­ми того, в каких ситуациях действует вводимая норма? Б.1. Каковы издержки понимания индивидом того, что именно он должен или может совершить, оказавшись в идентифи­цированной им ситуации?

Б.2. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осу­ществить для того, чтобы обеспечить понимание индивида­ми того, что именно они должны делать в ситуациях, регу­лируемых нормой?

Б.З. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы выявить нарушения введенной нормы?

40 См. подробнее выше. 168


Б.4. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осу­ществить для того, чтобы доказать, если это необходимо, субъекту санкции факт нарушения нормы тем или иным ин­дивидом?

8.1. Каковы издержки понимания индивидом того, какие санк­
ции будут к нему применены в случае нарушения правила?

8.2. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осу­
ществить для того, чтобы разъяснить индивидам характер и
размеры санкций за нарушение нормы?

8.3. Каковы издержки создателя нормы, которые он должен осу­
ществить для того, чтобы применить санкцию к нарушителю?

8.4. Каковы общие издержки функционирования системы на­
блюдения за соблюдением нормы?

8.5. Каковы издержки функционирования субъекта санкций?
Ответы на перечисленные вопросы — количественные оценки

соответствующих издержек — важны не сами по себе, а в сопо­ставлении с другим рядом оценок — издержек и выгод от нару­шения нормы, во-первых, для ее создателя и, во-вторых, инди­видов, чье поведение призвана регулировать норма. Подход к построению таких оценок изложен выше, в гл. 9, поэтому здесь мы не будем останавливаться на этих вопросах, сосредоточив­шись на подходах к получению ответов на вопросы A.I—A.2.







Date: 2015-09-22; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию