Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативный анализ
Одно из наиболее часто встречающихся направлений критики экономического анализа права связано с подчеркиванием в рамках последнего важности лишь вопросов эффективности, при одновременном пренебрежении вопросами распределения доходов. Критики утверждают, что выбор между юридическими доктринами, например, такими, как правило строгой ответственности и правило небрежности в рамках разбора дорожно-транспортных происшествий, должен в значительной мере базироваться на том, какие из сторон таких происшествий обычно богаче, а какие беднее. Общий ответ на такого рода критику заключается в следующем. Использование юридических доктрин как средства перераспределения доходов предполагает, что у них есть некоторые преимущества в достижении соответствующих целей по сравнению с такими прямыми методами перераспределения, как налогообложение доходов и программы социальной поддержки. Однако юридические доктрины и правила не обладают в этом отношении какими-либо преимуществами: их применение сопряжено с достаточно большими издержками и они воздействуют на распределение времени между трудом и праздностью точно так же, как на него влияет налогообложение доходов [Shavell, 1981], [Kaplow and Shavell, 1994с]. Кроме того, необходимо учитывать, что перераспределение доходов посредством выбора юридических правил трудно осуществлять систематически. Во-первых, многие люди вообще никогда не бывают сторонами каких-либо судебных процессов. Во-вторых, те индивиды, кто все же оказывается такой стороной, причем как истцом, так и ответчиком, отличаются значительной неоднородностью в доходах, поэтому выбор доктрины либо должен всякий раз «подгоняться» под конкретный состав сторон, либо не будет иметь под собой надежной основы. В-третьих, в рамках уже контрактного права, выбор юридического правила вообще не будет оказывать какого-либо влияния на распределение, поскольку условия контракта (в первую очередь цена) могут быть улучшены только так, как это допускает изначальная переговорная сила сторон, уже нашедшая отражение в упомянутых условиях (см. гл. 5). Второе главное направление критики экономического анализа права состоит в том, что он уделяет основное внимание воздействию юридических норм на поведение индивидов, пренебрегая вопросами компенсаций ущерба, нанесенного жертвам, хотя именно такие компенсации являются, по мнению сторонников этого направления, наиболее значимой целью частного права. Ответ на эту критику заключается в том, что экономический анализ права в действительности вовсе не игнорирует вопросы компенсации ущерба как таковые. Определяемые на его основе компенсации вполне соответствуют идее роста общественного благосостояния, если жертва стремится к избеганию риска. Известное невнимание к этой тематике обусловливается исключительно тем, что, как было показано выше, непосредственное страхование от ущерба (если оно возможно) является гораздо менее дорогостоящим способом обеспечения компенсации, чем использование юридической системы. Третье направление критики нормативного аспекта экономического анализа права связано с тем, что концепция экономики благосостояния, на которой он в основном базируется, якобы пренебрегает вопросами честности, справедливости и прав человека. Отметим, что некоторые из этих понятий операционально выражаются через распределение доходов и тем самым формы их учета в экономическом анализе права были прокомментированы в рамках рассмотрения первого направления критики. Однако многие из тех, кто упрекает сторонников экономического анализа права в пренебрежении упомянутыми вопросами, полагают, что соответствующие понятия должны трактоваться не инструментально, а в качестве самостоятельных социальных ценностей, реализация (или достижение) которых важна сама по себе. В связи с этим нужно заметить, что частично такой подход опять-таки находит свое отражение в концепции общественного благосостояния: если индивиду нравится какое-то юридическое правило, закон или институт, потому что они, по его мнению, соответствуют концепции честности или справедливости, то это предпочтение находит свое отражение в функции общественного благосостояния, как и любое другое индивидуальное предпочтение. При этом, отметим, сугубо философское понятие честности или справедливости трансформируется во вполне «технический» вопрос операционального построения соответствующей функции. Что же касается возражения на подобный аргумент, состоящего в том, что честность и справедливость -это морально-этические ценности, не имеющие отношения к общественному благосостоянию, то такая критика становится неопровержимой, хотя и перестает иметь отношение к науке как таковой, переводя полемику в область метафизики. В связи с затронутым вопросом особо следует отметить такой предмет критики экономического анализа права, как разделяемая рядом его сторонников убежденность в том, что прецедентное право в принципе более эффективно, чем право, создаваемое выборными законодателями, подверженными воздействию групп специальных интересов. Критики этого убеждения48 полагают, что, поскольку прецедентное право создается судьями, исходящими из принципов честности и справедливости, оно вряд ли окажется эффективным (в экономическом смысле слова). По поводу этой критики можно привести следующие соображения. Во-первых, вполне можно ожидать, что нормы общего права будут способствовать эффективности в широком смысле, поскольку последняя отнюдь не является антагонистом понятию чест- Идея о том, что прецедентное право (judge-made law) более эффективно, чем кодифицированное, была высказана Р. Познером [Posner, 1975] и У. Ландесом и Р. Познером [Landes and Posner, 1987a]. Их аргументы были развиты в моделях эволюции общего права ([Priest, 1977], [Rubin, 1977] и [ Cooler and Kornhauser, 1980]). ности и справедливости. Во-вторых, поскольку нормы, доктрины и правила общего права неизбежно несут на себе отпечаток тех конкретных исторических обстоятельств, в которых они формировались, в ряде конкретных случаев действительно трудно ожидать от них соответствия требованиям эффективности в строгом «техническом» смысле слова. В-третьих, анализ показывает, что в действительности нормы общего права не слишком отличаются от норм, введенных законодателем в странах кодифицированного права, но там, где эти отличия существенны, нормы последнего оказываются менее эффективными (т.е. в меньшей степени способствующими созданию стоимости). Подтверждения этому для юридических правил, регулирующих несчастные случаи, приведены, например, в работе [Shavell, 1987a]. В-четвертых, наконец, следует заметить, что тезис об экономической эффективности есть дескриптивная характеристика закона, не являющаяся предсказанием экономической теории о будущем обязательно эффективном поведении индивидов в ответ на применение тех или иных юридических норм. Разумеется, в силу возможных ошибок любое конкретное поведение может оказаться вовсе не эффективным (с точки зрения стороннего наблюдателя), что никак не опровергает данного тезиса. В целом, как мы видим, критика нормативной составляющей экономического анализа права имеет преимущественно неконструктивный, «идеологический» характер, поскольку основывается на предпосылках существенно иных, неэкономических, исследовательских программ и поэтому фактически не затрагивает сути проводимых исследований. Сложнее обстоит дело с критикой позитивного экономического анализа права. Date: 2015-09-22; view: 509; Нарушение авторских прав |