Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издержки выбора санкций
Описание любой нормы может включать характеристики санкций, применяемых к ее нарушителю, зафиксированные либо однозначно, когда конкретному виду нарушения ставится в соответствие вполне определенная санкция, либо в форме нескольких вариантов — «вилки» наказаний44. Далее, выбор санкции может осуществляться либо по решению создателя нормы (административное наказание), либо по решению суда. Таким образом, можно построить простую типологию ситуаций выбора санкций, каждая из которых характеризуется своими особенностями в структуре издержек (табл. 10.1). Таблица 10.1 Типология ситуаций выбора санкций
1.1. В случае однозначно определенных санкций, применяемых в административном порядке, т.е., как правило, тем же наблюдателем или организацией, которые обнаружили нарушение нормы, прямые издержки выбора санкции отсутствуют. Однако непосредственное взаимодействие нарушителя и контролера приводит к коллизиям, порождающим издержки иного рода: если описание нормы включает варианты ее нарушения, предполагающие различные по величине санкции, то от контролера зависит, как квалифицировать нарушение и, соответственно, в каких размерах наказать нарушителя (или вовсе офи- 43 Относительно выбора тяжести санкций см. гл. 7. 44 Явное указание такой «вилки» — особенность преимущественно коди циально не наказывать его). Следовательно, у нарушителя возникают стимулы подкупа контролера, которые определяют и максимально допустимые размеры взятки: она будет экономически эффективна, если не превысит размера формальной санкции, полагающейся за совершенное нарушение нормы45. Реализуется или не реализуется такое поведение сторон, зависит от двух основных факторов, связанных с формой описания нормы46: четкости фиксации различных вариантов нарушения нормы и величины разрывов между силой санкции, применяемой в каждом из выделенных случаев ее нарушения. Вероятность коррупционных отношений, как легко видеть, велика в тех случаях, когда варианты нарушения трудно различимы, границы между ними размыты, т.е. доказательство правоты той или иной стороны в случае возникновения конфликта весьма затруднительно и сопряжено со значительными издержками для нарушителя, а величина санкций по вариантам отличается достаточно ощутимо. Если же ситуации нарушения четко разграничены, а идентификация каждой из них не требует значительных усилий (например, доступна стороннему наблюдателю), в то время как размеры санкций по вариантам различаются не слишком сильно, вероятность подкупа с целью обеспечения переквалификации нарушения существенно снижается: совокупные издержки нарушителя (взятка плюс возможные издержки в случае обнаружения подкупа) могут превысить величину формальной санкции. 1.2. Если варианты нарушения нормы не разделены в ее описании или же разделены, но внутри каждого случая определены достаточно широкие границы налагаемых санкций, стимулы к коррупционному поведению возникают в связи не с квалификацией нарушения, а с конкретной величиной налагаемой санкции: ведь эта величина оказывается следствием выбора наблюдателя, выявившего факт нарушения нормы. Очевидно, что взятка 45 Литература, посвященная вопросам экономического анализа фено 46 Разумеется, это зависит также и от многих других факторов: честно в любом размере, меньшем, чем верхняя граница санкции, оказывается вполне приемлемой и экономически эффективной для нарушителя. Типичный случай такого рода коллизий — штрафы за нарушения правил дорожного движения, не приведшие к легко фиксируемым негативным результатам (наездам на пешеходов, столкновениям автомашин и т.п.). Существование «вилок» штрафных санкций за подобные нарушения при условии выбора конкретной величины тем работником службы контроля, который и зафиксировал это нарушение, порождает массовые ситуации, провоцирующие коррупционное поведение: прямая плата водителя-нарушителя соответствующему работнику в размере, меньшем, чем максимально возможный штраф, экономически выгодна нарушителю. Введение оплаты штрафа не на месте выявления нарушения, а в отделении банка вовсе не меняет ситуации, влияя лишь на приемлемую величину взятки: последняя сокращается до разности между максимальным и минимальным штрафами. Характеризуя ситуации с административно налагаемыми санкциями в целом, нужно также обратить внимание на то обстоятельство, что в принципе двусторонний характер взаимодействия нарушителя и наблюдателя, являющегося одновременно и субъектом санкций, порождает у нарушителя стимулы к подкупу наблюдателя, причем верхним пределом приемлемой взятки оказывается экономическая оценка нарушителем максимально возможной санкции за нарушение. Если при этом формулировки нормы таковы, что признаки нарушения неоперациональны и исчезают вместе с прекращением самого нарушения, у наблюдателя, имеющего право налагать санкции, возникают стимулы к искусственному созданию ситуаций нарушения нормы или же обвинению в таком нарушении при отсутствии факта последнего. Тем самым прямые экономические выгоды создателя нормы (прежде всего государства) от применения схем административного контроля за ее соблюдением, связанные с совмещением функций наблюдателя и субъекта санкций в одном лице и с экономией на процедурах доказательства факта нарушения третьей стороне (суду), могут вести к росту прямых издержек как для индивидов, чье поведение призвана регулировать норма (за счет оплаты необоснованных санкций), так и для самого нор-мотворца. Ведь необоснованное взимание штрафов или наложение иных санкций, равно как и реальная возможность откупиться от применения санкции, подрывает доверие и к норме, и к ее со- здателю, уменьшает определенность будущего для индивидов, уровень упорядоченности и взаимосогласованности их действий, вообще степень послушания правилам, что в конечном счете резко снижает реальные выгоды от введения нормы. Во избежание подобных негативных последствий законодатель вынужден вводить многослойную систему контроля за контролерами, использовать наблюдателей за наблюдателями и т.п., что повышает издержки реализации нормы и ставит под вопрос эффективность системы административного обеспечения ее выполнения, приближая затраты на нее к затратам функционирования системы судебного выбора санкций за нарушение нормы. Нужно отметить, что проблема оппортунистического поведения контролера (наблюдателя за соблюдением нормы) не возникает, если в роли последнего выступает сам создатель нормы. Такие ситуации имеют место, если речь идет о внутри-организационных нормах поведения, причем число членов организации невелико, т.е. вполне обозримо для ее руководителя. И одновременно проблема оппортунизма по-прежнему будет иметь место, даже в малой организации, если ее руководитель сам является наемным работником, т.е. исполнителем по отношению к собственнику-поручителю. Таким образом, решающим для возникновения проблемы оппортунизма при контроле соблюдения нормы оказывается вопрос о получателе выгод от ее реализации. Очерченные проблемы не возникают и еще в одном случае — если наблюдение и контроль осуществляются рассредоточение, без специализации какого-либо индивида или организации на этой деятельности. Обычно такой механизм свойствен неформальным нормам, за соблюдением которых следят все, кто их разделяет. Однако он вполне возможен и в случае формальной нормы, если соблюдение последней отвечает интересам не только создателя нормы, но и других индивидов. Примером может служить законодательство о защите прав потребителей, в рамках которого инициатором применения формальных санкций к нарушителю чаще всего выступает не представитель официальных контролирующих инстанций, а сам покупатель, столкнувшийся с фактами обмана, продажи недоброкачественной продукции и т.п. 2.1. Издержки выбора санкции судом в случае разграничения вариантов нарушения нормы и однозначной связи с каждым таким вариантом вполне определенного наказания по своей направленности оказываются издержками доказательства факта совершения обвиняемым вполне определенного нарушения. В случае рассматриваемого типа нормы суд не выбирает саму санкцию, он определяет, какое именно нарушение совершил выявленный нарушитель, т.е. квалифицирует нарушение. Поскольку формирование доказательной базы (системы доказательств и подтверждения факта конкретного нарушения нормы вполне определенным индивидом, которая была бы убедительной для суда) предполагает осуществление целого ряда дорогостоящих действий, возможности сбора и представления доказательной базы распределены между создателем нормы (как правило, государством) и возможным ее нарушителем (подозреваемым) явно неравномерно, в пользу первой из этих сторон. Иными словами, государство обладает безусловной монопольной силой в сборе доказательной базы. Так как суд в рамках экономического анализа права трактуется как определенный аналог рынка (см. гл. 1), в правовых системах демократических стран в качестве антимонопольной меры в ситуациях судебного разбирательства повсеместно применяется презумпция невиновности подозреваемого — правовая доктрина, в соответствии с которой до решения суда любой подозреваемый является невиновным в совершении вменяемого ему нарушения нормы, причем доказательства виновности (доказательную базу) должен предоставить суду обвинитель (как представитель создателя нормы); обвиняемый не обязан доказывать суду свою невиновность в нарушении нормы. Другой антимонопольной мерой является и доктрина трактовки сомнений (недостаточной убедительности для суда представленной обвинителем доказательной базы) в пользу обвиняемого. В целом издержки судебного определения (выбора) санкции за нарушение нормы складываются, таким образом, из следующих компонентов: • издержки обвинителя (затраты на наблюдение, измерение, • издержки обвиняемого (оплата услуг адвоката, если он при • издержки функционирования суда. Как и в случае 1.1, при однозначной связи между типом нарушения нормы и санкцией за ее нарушение, у нарушителя возникают стимулы к осуществлению издержек влияния на суд, направленных на то, чтобы последний квалифицировал нарушение по типу, предполагающему минимальную санкцию. Допустимая (экономически выгодная) величина таких издержек определяется экономической оценкой максимально «сильной» из санкций, которые предусмотрены нормой за ее нарушение. Содержанием издержек влияния, их конкретной формой при этом, в отличие от случая административного наложения санкций, будет выступать уже не только (и, разумеется, не столько) прямой подкуп суда. Это может быть создание искусственных доказательств невиновности (фабрикация «контрулик»), подкуп свидетелей, подкуп дознавателей, приобретение услуг опытных адвокатов и т.п. Все подобные действия нарушителя будут иметь одну цель: создание ложного информационного образа события, которое наблюдатель как представитель создателя нормы полагает событием ее нарушения. Очевидно, чем более нечетко прописанная норма определяет нормируемую ситуацию и предписываемые действия, тем больше возможностей для создания ложного информационного образа, тем выше издержки формирования доказательной базы, тем, в конечном счете, выше вероятность того, что нарушение нормы (если оно имело место) не повлечет за собой санкций, что обусловит недейственность нормы и не позволит получать тот эффект, на который рассчитывал нормотворец. 2.2. Для данной ситуации справедливым остается все сказанное применительно к ситуации 2.1, а кроме того, добавляется еще одна форма издержек влияния: при наличии «вилки» санкций нарушитель может привлечь внимание суда к обстоятельствам, напрямую не связанным с фактом нарушения нормы, — позитивным сторонам своей личности, семейным и другим объективным обстоятельствам и т.п., с тем чтобы убедить суд в целесообразности выбора минимальной из возможных санкций в том случае, если нарушение нормы доказано и квалифицировано вполне определенным образом. Такие действия опять-таки направлены на создание ложного информационного образа, но уже не события, а нарушителя. Поскольку подобные действия в принципе требуют меньших затрат от нарушителя, чем упоминавшиеся ранее, неудивительно их широкое распространение в судебной практике. Date: 2015-09-22; view: 502; Нарушение авторских прав |