Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация самовоспитания учащихся
1. Чем обусловливается необходимость самовоспитания и в чем состоит его сущность? Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, неизбежно подводит к выводу, что школа не только должна стимулировать активность учащихся в процессе обучения и воспитания, но и формировать у них умение осуществлять самовоспитание. П. П. Блонский в свое время писал: "Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению... Воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания". Несколько иными словами эту же мысль выражал психолог С.Л.Рубинштейн: "Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять". Речь здесь идет о том, что само школьное воспитание должно стимулировать самовоспитательную работу учащихся и опираться на нее. Но во многих случаях сам человек, в том числе и школьники, пытаются ставить перед собой определенные задачи по собственному личностному развитию и совершенствованию, намечают пути их решения и настойчиво добиваются поставленной цели. Процесс этот приобретает характер самовоспитания. Примеров тому множество. Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен на первом же выступлении в народном собрании провалился. Он имел слабый голос, был косноязычен. Другой на его месте оставил бы честолюбивые мечты стать оратором. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно добиваться своей цели. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. И вот результат: он стал выдающимся оратором. Л.Н.Толстой в юности завел дневник, в котором фиксировал допускаемые недостатки и намечал пути их преодоления. Судя по его словам, он сумел преодолеть тщеславие, лживость и многие другие негативные наклонности и выработал у себя человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, развил свою память. В одном из писем А.П.Чехова жене читаем: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежние времена я выделывал черт знает что". Академик П.Я.Кочина писала: "Да, с собой надо бороться. Себя надо воспитывать... Раньше я думала, что это несколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям... Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель - иди к ней твердо!" Что лее такое самовоспитание? Известный психолог А.Г.Ковалев писал: ''Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития". Примерно так же определял сущность данного понятия А.И.Кочетов: "Самовоспитание - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запрограммированные им силы и способности". Самовоспитание всегда носит созидательный характер. К.Маркс писал: "Мое собственное бытие есть общественная деятельность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо". Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой общечеловеческой моралью, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным нравственным идеалам, утверждать принципы добра и справедливости, укреплять свою честь и личное достоинство. 2. Какие факторы побуждают личность к самовоспитанию? Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение (потребность) к собственному лиц постному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать также того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание. Вот почему в школе необходимо проводить с учащимися специальную работу по организации самовоспитания. В этом смысле большое значение имеет использование тех факторов, которые побуждают личность к самовоспитанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными? 1. Учащихся побуждают к самовоспитанию те требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее 2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направ- 3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению. 4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию. 5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся. Одна восьмиклассница писала, что когда она слышала критику в адрес некоторых учащихся за слабую подготовку домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и сама иногда допускала Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой'. 3. Из каких этапов состоит процесс самовоспитания? В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К.Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствовании, которые он стремится внести в свое личностное саморазвитие. Когда такая "мысленная программа" формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность основные этапы процесса самовоспитания. Первый его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И.Кочетов, утверждая: "Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)". Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение. Второй этап заключается в детальной разработке программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: изжить употребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда стремиться выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы, естественно, должны усложняться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени". Занимаясь самовоспитанием, К.Д.Ушинский разработал для себя специальные правила: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова... 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится и т.д. Разрабатываемые личностью программы или правила самовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К.Анохина, роль "акцептора действия", т.е. механизма сличения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конкретнее определяется программа самовоспитания, тем более действенным будет ее влияние на процесс самовоспитания. Не менее существенным является и третий этап самовоспитания - разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (элтатия); ж) самонаказание. Однако самый важный этап самовоспитания - практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлениям. Общие подходы к. самовоспитанию хорошо раскрыл С.Я.Долецкий: "Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее". 4. Каким должно быть педагогическое руководство самовоспитанием учащихся? Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям необходимо активно заниматься его организацией и осуществлять тактичное руководство этим процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления руководства: § формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания; § оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления; § практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также в реализации этих программ. Коснемся примерного содержания и методических основ этой работы. Формирование общественного мнения по вопросам самовоспитания обусловливает необходимость проведения с учащимися содержательной и разнообразной разъяснительной работы. Тематика ее включает в себя следующие вопросы: "Что такое самовоспитание?", "Как работали великие люди над собственным совершенствованием?", "Методы самовоспитания" и др. Работа эта проходит более успешно, когда в ней участвуют учителя, классные руководители, врачи, психологи, ученые, известные люди, совершившие ратные и трудовые подвиги. Большое значение имеет оказание помощи учащимся в осмыслении основных этапов процесса самовоспитания и тех методов, с помощью которых оно осуществляется. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самонаказания и т.д. Особенно действенную роль в организации и руководстве самовоспитанием играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов. Здесь, конечно, также нужны соответствующие формы разъяснительных бесед, индивидуальных советов и рекомендаций, которые необходимо использовать в этих случаях. Но, как говорится, помощь все же должна быть предметной. В некоторых школах, например, используют такую форму работы, как "задание самому себе". Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руководителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, в какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию. Иногда учащиеся стесняются и не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы. В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного саморазвития учащихся только тогда, когда в школе проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом.
Date: 2015-09-22; view: 2154; Нарушение авторских прав |