Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация самовоспитания учащихся





1. Чем обусловливается необходимость самовоспитания и в чем состоит его сущность?

Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, неизбежно подводит к выводу, что школа не только должна стимулировать активность учащихся в процессе обучения и воспитания, но и форми­ровать у них умение осуществлять самовоспитание.

П. П. Блонский в свое время писал: "Мы должны воспи­тать человека, способного создать собственную жизнь, спо­собного к самоопределению... Воспитание будущего твор­ца новой человеческой жизни есть лишь рациональная орга­низация самовоспитания".

Несколько иными словами эту же мысль выражал пси­холог С.Л.Рубинштейн: "Всякая эффективная воспитатель­ная работа имеет своим внутренним условием собствен­ную работу воспитуемого, которая, естественно, завязы­вается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком чело­веке вокруг собственных поступков и поступков других лю­дей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, на­сколько воспитание оказывается в состоянии ее стимули­ровать и направлять".

Речь здесь идет о том, что само школьное воспитание должно стимулировать самовоспитательную работу уча­щихся и опираться на нее. Но во многих случаях сам чело­век, в том числе и школьники, пытаются ставить перед собой определенные задачи по собственному личностному развитию и совершенствованию, намечают пути их реше­ния и настойчиво добиваются поставленной цели. Процесс этот приобретает характер самовоспитания. Примеров тому множество.

Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен на пер­вом же выступлении в народном собрании провалился. Он имел слабый голос, был косноязычен. Другой на его месте оставил бы честолюбивые мечты стать оратором. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систе­му упражнений и стал упорно добиваться своей цели. Уеди­няясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Что­бы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мел­кие камешки и произносил импровизированные речи. И вот результат: он стал выдающимся оратором.

Л.Н.Толстой в юности завел дневник, в котором фикси­ровал допускаемые недостатки и намечал пути их преодо­ления. Судя по его словам, он сумел преодолеть тщесла­вие, лживость и многие другие негативные наклонности и выработал у себя человеколюбие, наблюдательность, твор­ческое воображение, развил свою память.

В одном из писем А.П.Чехова жене читаем: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя по­рядочному человеку не подобает. В прежние времена я выделывал черт знает что".

Академик П.Я.Кочина писала: "Да, с собой надо бороть­ся. Себя надо воспитывать... Раньше я думала, что это не­сколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что са­мовоспитание имеет огромное социальное значение. Че­ловек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям... Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель - иди к ней твердо!"

Что лее такое самовоспитание? Известный психолог А.Г.Ковалев писал: ''Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формиро­вание таких свойств и качеств, которые отвечают требова­ниям общества и личной программе развития". Примерно так же определял сущность данного понятия А.И.Кочетов: "Самовоспитание - это сознательное и управляемое личнос­тью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формиру­ются запрограммированные им силы и способности".

Самовоспитание всегда носит созидательный характер. К.Маркс писал: "Мое собственное бытие есть обществен­ная деятельность, а поэтому и то, что я делаю из моей осо­бы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как обще­ственное существо". Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой общечеловеческой мо­ралью, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным нравственным идеалам, утверждать прин­ципы добра и справедливости, укреплять свою честь и лич­ное достоинство.

2. Какие факторы побуждают личность к самовоспитанию?

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, ког­да у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение (потребность) к собственному лиц постному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать также того, что отдельные подростки, а в некоторых слу­чаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пы­таются подражать примерам рискованных и даже предо­судительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание. Вот почему в шко­ле необходимо проводить с учащимися специальную рабо­ту по организации самовоспитания.


В этом смысле большое значение имеет использование тех факторов, которые побуждают личность к самовоспи­танию. Какие же из этих факторов являются наиболее су­щественными?

1. Учащихся побуждают к самовоспитанию те требо­вания, которые предъявляет общество к развитию лич­ности, а также те социальные идеалы, моральные образ­цы и примеры, которые увлекают и становятся для нее
притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойства­ми и качествами он должен обладать. Следует добиваться
того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый ге­рой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к под­ражанию, к личностному развитию и совершенствованию.

2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направ-
ленность следует всячески поддерживать. Как? Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые мо­гут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положе­ние в классе или школе и вызывать у него раздражение и противодействие.

3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы опреде­ленной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имею­щиеся недостатки и стремятся к их преодолению.

4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспи­тания играют положительные примеры, которые показы­вают сверстники, а также учителя в общественной, нрав­ственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному разви­тию.

5. Побуждают к активной работе над собой и самовос­питанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуж­дение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдель­ных учащихся. Одна восьмиклассница писала, что когда она слышала критику в адрес некоторых учащихся за сла­бую подготовку домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и сама иногда допускала
подобные нарушения.

Указанные факторы по-разному влияют на стимулиро­вание подростков и старших школьников к самовоспита­нию. Тем не менее в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стрем­ление и потребность в работе над собой'.


3. Из каких этапов состоит процесс самовоспитания?

В основе самовоспитания лежит разработанный физи­ологом П.К.Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствовании, которые он стремится внести в свое личностное са­моразвитие. Когда такая "мысленная программа" форми­руется, она побуждает личность к практическим действи­ям по ее реализации, создает стимулы для проявления во­левых усилий.

Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность основные этапы процесса самовос­питания.

Первый его этап состоит в следующем. Когда у челове­ка появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И.Коче­тов, утверждая: "Самовоспитание начинается с того мо­мента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)". Чтобы эта цель прочно закрепилась в со­знании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.

Второй этап заключается в детальной разработке про­граммы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с бо­лее простых целей и программ, например: изжить упот­ребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, все­гда стремиться выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы, естественно, должны усложняться и стано­виться более долговременными.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни ис­правление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раз­дражительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием, К.Д.Ушинский разрабо­тал для себя специальные правила:

1. Спокойствие совер­шенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова...

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится и т.д.

Разрабатываемые личностью программы или правила са­мовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К.Анохина, роль "акцептора действия", т.е. механизма сли­чения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулиру­ют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конк­ретнее определяется программа самовоспитания, тем более дей­ственным будет ее влияние на процесс самовоспитания.

Не менее существенным является и третий этап само­воспитания - разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеж­дение; б) самообязательство; в) самопринуждение; г) само­приказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в поло­жение другого человека (элтатия); ж) самонаказание.


Однако самый важный этап самовоспитания - прак­тическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регуляр­ного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществле­ния тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соот­ветствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулиру­ет личность к настойчивым волевым проявлениям.

Общие подходы к. самовоспитанию хорошо раскрыл С.Я.Долецкий: "Я считаю, что в основе процесса самовос­питания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оце­нивать собственные качества, поступки, привычки, поста­вить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и поча­ще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровен­но: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь по­ступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно бы­стро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее".

4. Каким должно быть педагогическое руководство самовоспитанием учащихся?

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям необходимо активно заниматься его организацией и осуществлять тактичное руководство этим процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления руководства:

§ формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания;

§ оказание помощи учащимся в осмыслении сущнос­ти самовоспитания, его методов и путей осуществле­ния;

§ практическая помощь учащимся в разработке це­лей и программ самовоспитания, а также в реализации этих программ.

Коснемся примерного содержания и методических ос­нов этой работы.

Формирование общественного мнения по вопросам са­мовоспитания обусловливает необходимость проведения с учащимися содержательной и разнообразной разъясни­тельной работы. Тематика ее включает в себя следующие вопросы: "Что такое самовоспитание?", "Как работали ве­ликие люди над собственным совершенствованием?", "Ме­тоды самовоспитания" и др. Работа эта проходит более ус­пешно, когда в ней участвуют учителя, классные руково­дители, врачи, психологи, ученые, известные люди, совер­шившие ратные и трудовые подвиги.

Большое значение имеет оказание помощи учащимся в осмыслении основных этапов процесса самовоспитания и тех методов, с помощью которых оно осуществляет­ся. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем со­стоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринужде­ния и самоприказа, а также эмпатии, самонаказания и т.д.

Особенно действенную роль в организации и руковод­стве самовоспитанием играет оказание учащимся практи­ческой помощи в разработке целей работы над собой, кон­кретизации ее содержания и методов. Здесь, конечно, так­же нужны соответствующие формы разъяснительных бе­сед, индивидуальных советов и рекомендаций, которые необходимо использовать в этих случаях. Но, как говорит­ся, помощь все же должна быть предметной.

В некоторых школах, например, используют такую фор­му работы, как "задание самому себе". Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руко­водителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, в какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по даль­нейшему самовоспитанию.

Иногда учащиеся стесняются и не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ста­вят перед собой в процессе самовоспитания. Это обуслов­ливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступа­ет как важное средство личностного саморазвития учащих­ся только тогда, когда в школе проводится активная рабо­та по его организации и осуществляется умелое педагоги­ческое руководство этим сложнейшим процессом.

 







Date: 2015-09-22; view: 2154; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию