Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эстетическое воспитание
Какое значение имеет эстетическое воспитание в развитии личности и какие педагогические функции оно выполняет? Понятия «прекрасное», «безобразное» Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Огюст Роден Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. В.А. Сухомлинский Эстетикос - по-гречески означает имеющий отношение к чувственному восприятию. Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира по законам красоты, об общих закономерностях искусства. Эстетика — наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей. Красота затрагивает все сферы человеческой жизни. Красивыми мы называем и восход солнца в горах, и лицо человека, и произведение искусства. Красивыми могут быть и забитый гол, и шахматная партия, и научный эксперимент. Красота — понятие расплывчатое. Более конкретное — совершенство. Если человек достигает в своем деле совершенства, он достигает прекрасного. Иначе можно сказать: эстетика — это философия искусств. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, труда, искусства, где он сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к ним, путеводителем по стране прекрасного. Восприятие мира с позиции прекрасного —безобразного имеет свои особенности. Философские основы понятия прекрасного мы находим у И.Канта. И.Кант выделял следующие сущностные моменты в эстетическом освоении мира: -красота представляет собой объект «всеобщего удовольствия»; -определяющим основанием в эстетическом восприятии мира «есть не понятие, а чувство»; - восприятие прекрасного должно быть бескорыстно, поскольку «всякий интерес портит суждения вкуса и лишает его беспристрастности»; - «красота — это форма целесообразности предмета»; - восприятие красоты субъективно. Таким образом, восприятие мира с позиции прекрасного всегда эмоционально окрашено, красота не осмысливается логически, а постигается. Человек, встречаясь с прекрасным, переживает, как правило, удовольствие, которое находится вне сферы его непосредственных интересов. Высшие проявления эстетической деятельности человека содержатся в духовных творениях — в сфере искусства, религии, науки. Духовные творения создаются через постижение высшего, божественного, «абсолютного духа» (Г.Гегель). Это следует понимать так, что человеку открылось последнее абсолютное знание: знание самой Истины, самой Идеи. Истинное знание дается через откровение. И тогда человек постигает смысл жизни, находит истинное знание, творит прекрасное. По Г.Гегелю, прекрасное — это высший уровень познания объективного в окружающем мире. Эстетическое освоение окружающего мира выражается в следующих категориях: прекрасное — самое красивое, проявляется в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно; безобразное — нарушение единства формы и содержания, нечто уродливое, хаотичное, неопределенное. Данное определение помогает понять, почему мы то или иное явление называем прекрасным или безобразным. Квазимодо — классический персонаж — уродливое существо с чуткой, доброй душой не вызывает чувства прекрасного именно потому, что нарушаются пропорции его тела, внешняя форма далека от гармонии. Орудие для пыток, несмотря на серебряный блеск, по своей сути безобразно. Существует феномен взаимоперехода категорий, поэтому возможна подмена прекрасного безобразным. В массовой культуре довольно часто эстетизируется безобразное. Примером может служить бой гладиаторов в период Античности. В наше время фильмы ужасов, боевики эстетизируют отношения культа силы; секс- и порнопродукция разрушает поэзию, тайну интимных отношений. Культура, в которой живет и воспитывается человек, существенно влияет на восприятие им мира с позиции красоты. Образ прекрасной женщины в дворянской культуре — хрупкая, чувственная, томная, романтически бледная. Красавица-крестьянка — физически крепкая, здоровая, с кротким нравом. Именно такой тип женщины наиболее целесообразен для ведения сельского хозяйства. Таким образом, наше восприятие мира с позиции красоты во многом задано культурой и из сферы сознания переходит в подсознание. Функции эстетического воспитания Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..." Эстетическое воспитание приобщает ребенка к прекрасному, учит его видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует освоению эстетического творчества, формирует стремление к совершенству. 1. Развитие эстетического восприятия В.А.Сухомлинский писал: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый залив вечерней и утренней зари, безбрежную даль степей... увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении пред красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота». По В.А.Сухомлинскому, созерцание прекрасного — это первое окошко в мир красоты. Первоосновой эстетического воспитания является способность человека видеть и чувствовать прекрасное. Естественная красота создается природой. Поэтому в Павлышской школе традицией стали уроки на природе. Дети вместе с учителем шли в лес, в поле, на луг. Они наблюдали и слушали «чудесную музыку жизни». Прекрасное и возвышенное создает и сам человек. Ребенок может это почувствовать через общение с искусством. Музыка, литература, архитектура — мощные средства эстетического воспитания. К.Д.Ушинский отмечал, что развивать эстетическое восприятие нужно на подлинном искусстве. Только в настоящем искусстве форма находится в гармоничном единстве с содержанием, поскольку в нем отражена истина. Поэтому он настоятельно рекомендовал изучать А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова. И.А.Крылова. К.Д.Ушинский указывал на большую подвижность и остроту детских чувств в сравнении с чувствами взрослого человека. В связи с этим он предупреждал об опасности эмоциональных перегрузок для ребенка. В частности он считал, что преждевременно вносить в учебную программу «стоны и вопли» из стихов Н. А. Некрасова. 2. Приобщение к пониманию прекрасного Общение с прекрасным содержит в себе единство чувства и мысли. Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя. Система эстетического воспитания должна строиться не только на переживании по принципу «нравится —не нравится», но и «нравится, и я понимаю, почему». В противном случае мы можем воспитать духовно-нравственный примитивизм. Но мы всегда должны помнить, что понимание того или иного, к примеру, литературного произведения не должно противоречить возможности эстетически его прочувствовать. Детальное и назойливое объяснение поэтического произведения снижает его эмоциональное воздействие. Вместе с тем глубоко прочувствовать его возможно только при условии хорошего осмысления литературного образца. К. Д. Ушинский советует подводить к пониманию художественных произведений предварительно, до знакомства с текстом. В момент же непосредственного восприятия поэтического произведения не следует «излишним толкованием и теоретизированием» ослаблять эстетическое воздействие художественного произведения в целом. Лжедидактизм ведет к скуке — сильнейшему и невыносимому яду для эмоциональной души ребенка. 3. Воспитание эстетических идеалов Ребенка привлекают в художественных произведениях эмоциональные, образные картины, динамика, героика, фантастика, он ищет героя, которому хочет подражать. Если художественное произведение эмоционально подействовало на эстетические чувства, восприятие и представления детей, если заинтересовало их, то непременно оставит свой след в душе. Так важно, чтобы в школьном возрасте у человека сформировался свой жизненный идеал. Это не обязательно герой, которому он будет подражать, это может быть дело, которому он готов посвятить свою жизнь. Без стремления к возвышенному человек не станет нравственным. 4. Воспитание художественных, эстетических способностей Ребенок должен сам научиться создавать прекрасное и понимать, что только через труд человек может творить красоту. Здесь недостаточно будет дать ребенку свободу творчества, нужно еще дать ему для этого необходимые умения. Через художественную самодеятельность, кружки народного промысла, студии дети получают умения и навыки, которые помогают создавать прекрасное. Для ребенка должно стать привычным стремление сделать красиво, будь то текст, который он пишет неумелой рукой, или модель самолета, который он конструирует, отправляя его в своих мечтах в далекие путешествия. Это стремление к прекрасному нужно постоянно поддерживать. В Павлышской школе каждый первый класс сажает розовый куст и ухаживает за ним, на школьной усадьбе и в учебном помещении создает свой уголок красоты. В одном классе — лимонное дерево, в другом — роза, в третьем — маленькая сосенка, на окне — цветок или зеленая веточка. 5. Воспитание эстетических потребностей, эстетического отношения к действительности Воспитание эстетических потребностей не предполагает стремления к поиску постоянно новых эстетических наслаждений. Такой путь ложный, он опустошает человека нравственно. Главным результатом эстетического воспитания является стремление к гармонии, стремление сделать мир прекраснее. 2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и какова внутренняя структура этого процесса? Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis - ощущение, чувство), обо значающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя: § формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства; § развитие эстетических восприятий; § овладение эстетическими знаниями (понятиями); § формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений; § приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства. 3. Как формировать у учащихся художествепно-эстетические потребности? Работа эта должна начинаться в начальных, классах и активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, учителю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин. Большое значение в эстетическом воспитании, младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведение экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога". Развитие потребностно-мотивационной сферы в области художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. Изучая движение молекул, прочтите фрагмент из Драмы на охоте А.П. Чехова: От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и волнуясь, летали белые пылинки, отчего и сам луч казался подернутым матовой белизной. Ведь это описание броуновского движения! При раскрытии темы обратите внимание на чудо-красоту природы, на ее талант: все молекулы одного вещества одинаковы, а какие фантастические узоры строит природа из молекул, например, при замерзании воды! Замечено, что учащихся всегда привлекает рассказ В. Бианки Музыкант, прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока — всякое колеблющееся тело звучит: Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: дзинн! — как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает.... В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт Сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении. 4. Какой должна быть воспитательная работа по развитию у учащихся эстетических представлений и понятий? Важное значение данной работы состоит в том, что художественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений. Решение этой проблемы является весьма непростым. Художественно-эстетические представления формируются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознакомлении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными достоинствами. Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям литературы и искусства. Простейшие эстетические представления и мнения формируются, как уже отмечено вышел в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В этих классах следует обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в различных видах литературы, музыки и искусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д. В развитии у учащихся художественных представлений, суждений и понятий большое значение имеет осмысление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Например, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Весьма полезным будет прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотворения поэта. Хотя основные задачи эстетического воспитания решаются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам. Аристотель, например, отмечал, что логика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспитании. Изучая Инерцию, прочитайте фрагмент из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина: Вронский знал, как много быстроты прибавила его лошадь. Канавку она перелетела, как бы не замечая. Она перелетела ее, как птица; но в это самое время Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло... Он понял, что случилось что-то ужасное. Он не мог еще дать себе отчета в том, что случилось... Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу... Она упала на один бок, тяжело хрипя... Она затрепыхалась у его ног, как подстреленная птица. Неловкое движение, сделанное Вронским, сломало ей спину. Но он это понял после. Объясняя тему Сложение сил. Равнодействующая сила, используйте в качестве наглядных пособий картины И. Репина Бурлаки на Волге и В. Перова Тройка. Объясняя закон прямолинейного распространения света и комментируя рисунок в учебнике, изображающий образование тени, уместно прочитать стихи А. Блока Шар: Шар раскаленный, золотой Пошлет в пространство луч огромный, И длинный конус тени темной В пространство бросит шар другой... Изучая скорость звука в воздухе, уместно вспомнить рассказ О. Генри о двух мошенниках, один из которых обманул другого (история с поросенком): с какой же скоростью должен был лететь поросенок, чтобы опережать звук собственного визга? Здесь, видимо, О. Генри использовал гротеск, чтобы достичь цели (повеселить читателя). 5. Как формировать у учащихся художественно-эстетические вкусы? Весьма сложной и, пожалуй, слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества и от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией в музыке и так называемым модернистским искусством. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, различные дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют далекую от художественного качества музыку, кинофильмы и уделяют недостаточно внимания пропаганде действительно хорошей современной музыки и литературы. Противостоять этому школа может, только используя высокие образцы искусства. Очень важно в этих классах обращать внимание учащихся на то, как тонко передаются различные настроения и переживания человека в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Вот как, например, А.С.Пушкин рисует печальную картину осени в романе "Евгений Онегин": Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора. Стоял ноябрь уж у двора. Иную художественную тональность использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь. Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик. Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. 6. Как повышать нравственно-формирующее влияние эстетического воспитания? Эстетическое воспитание, если оно содержательно и умело осуществляется, оказывает действенное влияние на нравственное формирование учащихся, на эстетику их поведения. С этой точки зрения важно вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творчества и созидательного труда, стимулирует людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Эти идеи раскрываются прежде всего в системе учебных занятий. Большое место занимают они также во внеклассной работе. В школах проводятся беседы, литературно-художественные вечера, концерты и другие формы внеклассной работы на темы: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке", "Идеи патриотизма, мужества и ратных подвигов в изобразительном искусстве" и т.д. Воспитательное влияние этой работы связано с подражанием и эмпатией, т.е. переносом переживаний этой героики и моральных идеалов на себя, что, несомненно, порождает стремление следовать им в своем поведении. Эстетика, прекрасное должны одухотворять организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся. Известный композитор Д.Б.Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все сферы жизни человека, его труд и поведение. В какую бы деятельность ни вовлекались учащиеся, необходимо стремиться придавать ей яркие формы, определенную романтику, элементы эстетики. 7. Как развивать художественно-творческие задатки учащихся? Человек по своей природе является существом творческим. С раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы - не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта. Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, "стоит пробудить в ребенке художника - и его уже не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку". Уже упоминавшийся выше композитор Д. Б. Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому восприятию и освоению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с особенностями отражения в них реальных явлений жизни, нравственных и социальных отношений в обществе. Художник Б. М. Неменский разработал программу по овладению изобразительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов или их частей она предусматривает творческое отражение учащимися окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не только для осмысления органической связи искусства с жизнью, но и для развития художественных способностей учащихся. Развитие художественно-эстетических способностей и творческих задатков учащихся в области искусства не может быть ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют внеклассная работа, создание кружков по литературе, изобразительному и музыкальному искусству, проведение различных олимпиад, конкурсов, выставок работ учащихся и т.д. Содержание и специфика этой работы раскрываются в методике соответствующих предметов. Date: 2015-09-22; view: 714; Нарушение авторских прав |