Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическое воспитание





Какое значение имеет эстетическое воспитание в развитии личности и какие педагогические функции оно выполняет?

Понятия «прекрасное», «безобразное»

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа

художника.

Огюст Роден

Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

В.А. Сухомлинский

Эстетикос - по-гречески означает имеющий отношение к чувственному восприятию.

Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира по законам красоты, об общих закономерностях искусства.

Эстетика — наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей.

Красота затрагивает все сферы человеческой жизни. Красивы­ми мы называем и восход солнца в горах, и лицо человека, и произведение искусства. Красивыми могут быть и забитый гол, и шахматная партия, и научный эксперимент.

Красота — понятие расплывчатое. Более конкретное — совершенство. Если человек достигает в своем деле совершенства, он достигает прекрасного. Иначе можно сказать: эстетика — это философия искусств. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, труда, искусства, где он сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, все же они послужат дополнением к ним, путеводителем по стране прекрасного.

Восприятие мира с позиции прекрасного —безобразного име­ет свои особенности. Философские основы понятия прекрасного мы находим у И.Канта.

И.Кант выделял следующие сущностные моменты в эстети­ческом освоении мира:

-красота представляет собой объект «всеобщего удовольствия»;

-определяющим основанием в эстетическом восприятии мира «есть не понятие, а чувство»;

- восприятие прекрасного должно быть бескорыстно, поскольку «всякий интерес портит суждения вкуса и лишает его беспри­страстности»;

- «красота — это форма целесообразности предмета»;

- восприятие красоты субъективно.

Таким образом, восприятие мира с позиции прекрасного все­гда эмоционально окрашено, красота не осмысливается логиче­ски, а постигается. Человек, встречаясь с прекрасным, пережива­ет, как правило, удовольствие, которое находится вне сферы его непосредственных интересов.

Высшие проявления эстетической деятельности человека со­держатся в духовных творениях — в сфере искусства, религии, науки. Духовные творения создаются через постижение высше­го, божественного, «абсолютного духа» (Г.Гегель). Это следует понимать так, что человеку открылось последнее абсолютное знание: знание самой Истины, самой Идеи. Истинное знание дается через откровение. И тогда человек постигает смысл жиз­ни, находит истинное знание, творит прекрасное. По Г.Гегелю, прекрасное — это высший уровень познания объективного в ок­ружающем мире.

Эстетическое освоение окружающего мира выражается в сле­дующих категориях:

прекрасное — самое красивое, проявляется в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно;

безобразное — нарушение единства формы и содержания, не­что уродливое, хаотичное, неопределенное.

Данное определение помогает понять, почему мы то или иное явление называем прекрасным или безобразным.

Квазимодо — классический персонаж — уродливое существо с чуткой, доброй душой не вызывает чувства прекрасного именно потому, что нарушаются пропорции его тела, внешняя форма далека от гармонии. Орудие для пыток, несмотря на серебряный блеск, по своей сути безобразно.

Существует феномен взаимоперехода категорий, поэтому воз­можна подмена прекрасного безобразным. В массовой культуре довольно часто эстетизируется безобразное. Примером может слу­жить бой гладиаторов в период Античности. В наше время фильмы ужасов, боевики эстетизируют отношения культа силы; секс- и порнопродукция разрушает поэзию, тайну интимных отношений.

Культура, в которой живет и воспитывается человек, суще­ственно влияет на восприятие им мира с позиции красоты.

Образ прекрасной женщины в дворянской культуре — хруп­кая, чувственная, томная, романтически бледная. Красавица-кре­стьянка — физически крепкая, здоровая, с кротким нравом. Имен­но такой тип женщины наиболее целесообразен для ведения сель­ского хозяйства. Таким образом, наше восприятие мира с пози­ции красоты во многом задано культурой и из сферы сознания переходит в подсознание.


Функции эстетического воспитания

Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."

Эстетическое воспитание приобщает ребенка к прекрасному, учит его видеть и понимать красоту окружающего мира, способ­ствует освоению эстетического творчества, формирует стремле­ние к совершенству.

1. Развитие эстетического восприятия

В.А.Сухомлинский писал: «Мы учим детей: человек выделил­ся из мира животных и стал одаренным существом не только по­тому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и пото­му, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый залив вечерней и утренней зари, безбрежную даль степей... уви­дел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении пред красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота». По В.А.Сухомлинскому, созерцание прекрасного — это первое окошко в мир красоты. Первоосновой эстетического вос­питания является способность человека видеть и чувствовать пре­красное. Естественная красота создается природой. Поэтому в Павлышской школе традицией стали уроки на природе. Дети вместе с учителем шли в лес, в поле, на луг. Они наблюдали и слушали «чудесную музыку жизни».

Прекрасное и возвышенное создает и сам человек. Ребенок мо­жет это почувствовать через общение с искусством. Музыка, лите­ратура, архитектура — мощные средства эстетического воспитания. К.Д.Ушинский отмечал, что развивать эстетическое восприятие нужно на подлинном искусстве. Только в настоящем искусстве форма находится в гармоничном единстве с содержанием, поскольку в нем отражена истина. Поэтому он настоятельно рекомендовал изу­чать А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова. И.А.Крылова. К.Д.Ушин­ский указывал на большую подвижность и остроту детских чувств в сравнении с чувствами взрослого человека. В связи с этим он пре­дупреждал об опасности эмоциональных перегрузок для ребенка. В частности он считал, что преждевременно вносить в учебную программу «стоны и вопли» из стихов Н. А. Некрасова.

2. Приобщение к пониманию прекрасного

Общение с прекрасным содержит в себе единство чувства и мысли. Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционально­го слова учителя. Система эстетического воспитания должна стро­иться не только на переживании по принципу «нравится —не нра­вится», но и «нравится, и я понимаю, почему». В противном случае мы можем воспитать духовно-нравственный примитивизм.

Но мы всегда должны помнить, что понимание того или ино­го, к примеру, литературного произведения не должно противо­речить возможности эстетически его прочувствовать. Детальное и назойливое объяснение поэтического произведения снижает его эмоциональное воздействие. Вместе с тем глубоко прочувствовать его возможно только при условии хорошего осмысления литера­турного образца.


К. Д. Ушинский советует подводить к пониманию художественных произведений предварительно, до знакомства с текстом. В момент же непосредственного восприятия поэтическо­го произведения не следует «излишним толкованием и теоретизи­рованием» ослаблять эстетическое воздействие художественного произведения в целом. Лжедидактизм ведет к скуке — сильнейше­му и невыносимому яду для эмоциональной души ребенка.

3. Воспитание эстетических идеалов

Ребенка привлекают в художественных произведениях эмоцио­нальные, образные картины, динамика, героика, фантастика, он ищет героя, которому хочет подражать. Если художественное про­изведение эмоционально подействовало на эстетические чувства, восприятие и представления детей, если заинтересовало их, то непременно оставит свой след в душе. Так важно, чтобы в школь­ном возрасте у человека сформировался свой жизненный идеал. Это не обязательно герой, которому он будет подражать, это мо­жет быть дело, которому он готов посвятить свою жизнь. Без стрем­ления к возвышенному человек не станет нравственным.

4. Воспитание художественных, эстетических способностей

Ребенок должен сам научиться создавать прекрасное и пони­мать, что только через труд человек может творить красоту. Здесь недостаточно будет дать ребенку свободу творчества, нужно еще дать ему для этого необходимые умения. Через художественную са­модеятельность, кружки народного промысла, студии дети полу­чают умения и навыки, которые помогают создавать прекрасное.

Для ребенка должно стать привычным стремление сделать кра­сиво, будь то текст, который он пишет неумелой рукой, или мо­дель самолета, который он конструирует, отправляя его в своих мечтах в далекие путешествия. Это стремление к прекрасному нужно постоянно поддерживать. В Павлышской школе каждый первый класс сажает розовый куст и ухаживает за ним, на школьной усадь­бе и в учебном помещении создает свой уголок красоты. В одном классе — лимонное дерево, в другом — роза, в третьем — малень­кая сосенка, на окне — цветок или зеленая веточка.

5. Воспитание эстетических потребностей, эстетического отношения к действительности

Воспитание эстетических потребностей не предполагает стрем­ления к поиску постоянно новых эстетических наслаждений. Та­кой путь ложный, он опустошает человека нравственно. Главным результатом эстетического воспитания является стремление к гар­монии, стремление сделать мир прекраснее.

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и какова внутренняя структура этого процесса?

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis - ощущение, чувство), обо значающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации раз­нообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них спо­собности полноценно воспринимать и правильно пони­мать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеж­дений, а также развитие творческих задатков и даро­ваний в области искусства.


Процесс эстетического воспитания включает в себя:

§ формирование у учащихся художественно-эстетиче­ских потребностей в области литературы, музыки и изоб­разительного искусства;

§ развитие эстетических восприятий;

§ овладение эстетическими знаниями (понятиями);

§ формирование и развитие художественного вкуса, эс­тетических взглядов и убеждений;

§ приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.

3. Как формировать у учащихся художествепно-эстетические потребности?

Работа эта должна начинаться в начальных, классах и активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литера­турных произведений, а также на уроках пения, рисова­ния, природоведения. Обращая внимание на красоту и ху­дожественные особенности произведений искусства, учителю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстети­ческие переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мне­ние о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одно­временно с этим у них развивается стремление к эстети­ческому восприятию различных жанров литературы, му­зыки, художественных картин.

Большое значение в эстетическом воспитании, младших школьников имеет заучивание стихов, исполнение песен, демонстрация репродукций картин художников, проведе­ние экскурсий в природу. К.Д.Ушинский писал: "...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитатель­ное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога".

Развитие потребностно-мотивационной сферы в облас­ти художественно-эстетического формирования учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и стар­ших классах.

Изучая движение молекул, прочтите фрагмент из Драмы на охоте А.П. Чехова: От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и волнуясь, летали белые пылинки, отчего и сам луч казался подернутым матовой белизной. Ведь это описание броуновского движения! При раскрытии темы обратите внимание на чудо-красоту природы, на ее талант: все молекулы одного вещества одинаковы, а какие фантастические узоры строит природа из молекул, например, при замерзании воды!

Замечено, что учащихся всегда привлекает рассказ В. Бианки Музыкант, прекрасно иллюстрирующий важный вывод урока — всякое колеблющееся тело звучит: Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: дзинн! — как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает....

В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт Сравнения и оценоч­ных мнений об их художественно-эстетических достоин­ствах, что, естественно, укрепляет их потребности и моти­вы в приобщении к эстетически-духовному богатству об­щества. Учащиеся начинают и осознавать, и эмоциональ­но переживать положение, что художественно-эстетиче­ское развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

4. Какой должна быть воспитательная работа по развитию у учащихся эстетических представлений и понятий?

Важное значение данной работы состоит в том, что ху­дожественное развитие личности выражается в овладении ею эстетическими представлениями, понятиями и в выработке эстетических взглядов и убеждений. Реше­ние этой проблемы является весьма непростым.

Художественно-эстетические представления формиру­ются в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства. Отсюда возникает необходимость в организации и обогащении этих восприятий, в ознаком­лении учащихся не только с разными видами и жанрами искусства, но и с их различными художественными досто­инствами. Воспринимая и сравнивая эти достоинства, учащиеся вырабатывают соответствующие оценочные мнения, дают качественную характеристику произведениям лите­ратуры и искусства.

Простейшие эстетические представления и мнения фор­мируются, как уже отмечено вышел в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществля­ется в средних и старших классах. В этих классах следует обогащать учащихся представлениями о художествен­ных средствах передачи настроения человека, которые ис­пользуются в различных видах литературы, музыки и ис­кусства, добиваться осмысления и усвоения учащимися таких понятий, как художественный образ, эпитет, мета­фора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и т.д.

В развитии у учащихся художественных представле­ний, суждений и понятий большое значение имеет осмыс­ление той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Например, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитан­ская дочка" учитель может использовать художественные иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Весьма полезным будет прослушивание романса А.Варла­мова "Белеет парус одинокий" при изучении лирики М.Ю.Лермонтова и, в частности, одноименного стихотво­рения поэта.

Хотя основные задачи эстетического воспитания реша­ются в процессе учебных занятий и внеклассной работы по литературе, музыке и изобразительному искусству, тем не менее эстетика должна пронизывать учебную работу по всем предметам. Аристотель, например, отмечал, что ло­гика и симметрия характеризуют эстетическую сторону математики, которую необходимо использовать в воспита­нии.

Изучая Инерцию, прочитайте фрагмент из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина: Вронский знал, как много быстроты прибавила его лошадь. Канавку она перелетела, как бы не замечая. Она перелетела ее, как птица; но в это самое время Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло... Он понял, что случилось что-то ужасное. Он не мог еще дать себе отчета в том, что случилось... Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу... Она упала на один бок, тяжело хрипя... Она затрепыхалась у его ног, как подстреленная птица. Неловкое движение, сделанное Вронским, сломало ей спину. Но он это понял после.

Объясняя тему Сложение сил. Равнодействующая сила, используйте в качестве наглядных пособий картины И. Репина Бурлаки на Волге и В. Перова Тройка.

Объясняя закон прямолинейного распространения света и комментируя рисунок в учебнике, изображающий образование тени, уместно прочитать стихи А. Блока Шар:

Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой...

Изучая скорость звука в воздухе, уместно вспомнить рассказ О. Генри о двух мошенниках, один из которых обманул другого (история с поросенком): с какой же скоростью должен был лететь поросенок, чтобы опережать звук собственного визга? Здесь, видимо, О. Генри использовал гротеск, чтобы достичь цели (повеселить читателя).

5. Как формировать у учащихся художественно-эстетические вкусы?

Весьма сложной и, пожалуй, слабо решаемой в школь­ной практике является проблема формирования у учащих­ся полноценных художественных вкусов, умения отличать высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества и от художественных поделок. Это осо­бенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией в музыке и так называемым модернистским искусством. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой ин­формации, различные дискотеки и видеотеки слишком ши­роко популяризируют далекую от художественного качества музыку, кинофильмы и уделяют недостаточно внимания пропаганде действительно хорошей современной музыки и литературы. Противостоять этому школа может, только используя высокие образцы искусства. Очень важно в этих классах обращать внимание учащихся на то, как тонко передаются различные настроения и переживания челове­ка в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.

Вот как, например, А.С.Пушкин рисует печальную картину осени в романе "Евгений Онегин":

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора.

Иную художественную тональность использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на че­ловека:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик.

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Только приобщая учащихся к высоким образцам лите­ратуры, музыки и изобразительного искусства, можно фор­мировать у них подлинно художественные вкусы.

6. Как повышать нравственно-формирующее влияние эстетического воспитания?

Эстетическое воспитание, если оно содержательно и уме­ло осуществляется, оказывает действенное влияние на нрав­ственное формирование учащихся, на эстетику их пове­дения. С этой точки зрения важно вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства все­гда утверждает правду жизни, пафос творчества и созида­тельного труда, стимулирует людей к прогрессу, к осуще­ствлению идеалов добра, свободы и справедливости. Эти идеи раскрываются прежде всего в системе учебных занятий.

Большое место занимают они также во внеклассной работе. В школах проводятся беседы, литературно-художе­ственные вечера, концерты и другие формы внеклассной работы на темы: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музы­ке", "Идеи патриотизма, мужества и ратных подвигов в изобразительном искусстве" и т.д. Воспитательное влия­ние этой работы связано с подражанием и эмпатией, т.е. переносом переживаний этой героики и моральных идеа­лов на себя, что, несомненно, порождает стремление сле­довать им в своем поведении.

Эстетика, прекрасное должны одухотворять организа­цию труда и разнообразной практической деятельности учащихся. Известный композитор Д.Б.Кабалевский отме­чал, что область прекрасного должна пронизывать все сфе­ры жизни человека, его труд и поведение. В какую бы дея­тельность ни вовлекались учащиеся, необходимо стремить­ся придавать ей яркие формы, определенную романтику, элементы эстетики.

7. Как развивать художественно-творческие задатки учащихся?

Человек по своей природе является существом творче­ским. С раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы - не только под­держивать эти склонности, но и содействовать их разви­тию. С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны глав­ным образом на их общее художественно-эстетическое раз­витие. Для тех школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, эти задания служат средством раз­вития художественных умений, накопления и совершенство­вания эстетического опыта. Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, "стоит пробудить в ребенке ху­дожника - и его уже не удержишь от творчества: он обяза­тельно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку".

Уже упоминавшийся выше композитор Д. Б. Кабалевс­кий выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвяща­лись практическому восприятию и освоению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с осо­бенностями отражения в них реальных явлений жизни, нрав­ственных и социальных отношений в обществе. Художник Б. М. Неменский разработал программу по овладению изоб­разительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов или их час­тей она предусматривает творческое отражение учащими­ся окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не только для осмысления орга­нической связи искусства с жизнью, но и для развития ху­дожественных способностей учащихся.

Развитие художественно-эстетических способностей и твор­ческих задатков учащихся в области искусства не может быть ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют внеклассная работа, создание кружков по литера­туре, изобразительному и музыкальному искусству, проведе­ние различных олимпиад, конкурсов, выставок работ учащих­ся и т.д. Содержание и специфика этой работы раскрываются в методике соответствующих предметов.







Date: 2015-09-22; view: 714; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию