Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И культуры поведения
1. Какое значение имеет воспитание дисциплины и культуры поведения в системе нравственного формирования учащихся? При осмыслении этого вопроса необходимо прежде всего иметь в виду, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности. Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что в разработке теории и методики воспитания дисциплинированности в педагогике сложилось три основных направления. Первое ведет свое начало от немецкого педагога И. Гербарта и целиком основано на авторитаризме, т.е. подавлении воли детей и понуждении их к беспрекословному повиновению. Второе направление связано с теорией свободного воспитания, согласно которой дисциплину детей следует поддерживать, не только не ограничивая их поведения какими-либо нормами и требованиями, но наоборот, предоставляя им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что подобный подход к воспитанию получил название потешающей педагогики. Понятно, что и авторитарное воспитание, основанное на страхе детей, и так называемое свободное воспитание, базирующееся только на возбуждении у них интереса, были крайними и односторонними в смысле педагогического влияния на поведение ребенка и не обеспечивали предпосылок для действенного решения этой сложной проблемы. Более продуктивным и обоснованным в научном отношении явилось третье направление - гуманистическое, идеи которого разрабатывали Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и которое стало общепризнанным в современной педагогике. Суть этих идей состоит в следующем. Воспитание дисциплины, как и формирование растущей личности вообще, должно быть основано на развитии ее сознательного отношения к нормам и правилам поведения, на гуманных методах приучения к соблюдению этих правил и придании воспитательному процессу гуманистической направленности. Методы, основанные на угрозах, наказаниях и игнорировании достоинства ребенка, квалифицируются как антипедагогические. 2. В чем состоит сущность сознательной дисциплины и культуры поведения и какие нормы и требования составляют основу их содержания? Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей. Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности. О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д. 3. Какой должна быть методика (технология) воспитательной работы по формированию у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения? Как и формирование других личностных качеств, процесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя: § развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения; § организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения; § выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения; § формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения. Рассмотрим содержание и методические основы воспитания каждого из составных частей данного качества. Развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы в области дисциплины и культуры поведения. В педагогическом отношении для этого весьма важно, чтобы учителя и классные руководители создавали такие условия и ситуации, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию. Существенное значение в этом отношении имеют поддержание в школе чистоты, санитарно-гигиенической культуры и образцового внутреннего порядка; тактичное предъявление требований к учащимся; высокое качество учебной работы; разумная организация досуга учащихся; установление благожелательных, гуманных отношений между ними и педагогами; тактичный контроль за поведением. В решении этих вопросов не может быть мелочей. Если, например, в школе просторный коридор, куда сходятся на переменах учащиеся нескольких классов, это создает предпосылки для шума, беготни и толчеи. В этом случае в нем расставляются цветы и мебель таким образом, чтобы ограничивать излишнюю резвость учащихся. Особенно тщательно налаживается подобная работа в первые дни и недели учебного года с тем, чтобы учащиеся соблюдали необходимый порядок и вырабатывали соответствующие стереотипы поведения. Действенное дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает содержательная организация учебной и внеклассной работы. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинированна - замечаниям, записям в дневнике и т.д. Все это необходимо учитывать и заботиться о том, чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся к овладению знаниями, увлекательности учебных занятий, заботы учителя об улучшении успеваемости. Организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения и формированию сознательного отношения к их соблюдению. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обусловливает необходимость проведения содержательной морально-когнитивной деятельности, развития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Эта задача решается прежде всего в процессе и средствами учебной работы, поскольку изучаемый материал содержит немало положений, фактов и примеров, раскрывающих сущность дисциплинированности и ответственного отношения личности к выполнению своих обязанностей. В то же время большое значение имеет разъяснение правил поведения в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.). Тематика этой работы может включать в себя следующие вопросы: "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине учащихся", "В чем выражается культура поведения школьника?", "О требовательности к себе как средстве формирования дисциплины и культуры поведения", "О роли самооценки и самоконтроля в формировании культуры поведения" и др. Усвоение правил и требований дисциплины создает у учащихся соответствующие психологические установки в поведении, побуждает их сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию взглядов и убеждений, которые становятся действенными стимулами развития нравственного сознания и соблюдения правил дисциплины и культуры поведения. Выработка у учащихся навыков и привычек соблюдения дисциплины и культуры поведения. Органической частью воспитания дисциплинированности и культуры поведения является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необходима организация упражнений в "правильном поступке". Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практикуются так называемые "минутки тишины" и т.д. Специальные упражнения иногда необходимы, чтобы приучить детей правильно сидеть в классе, поднимать руку при желании обратиться к учителю, спокойно выходить из класса после окончания урока и так же спокойно входить в класс и занимать свое место после перемены. В некоторых школах для приучения к точности начало различных видов внеклассной работы назначают, например, не на 1З часов, а на 12 часов 47 минут с тем, чтобы учащиеся следили за временем. В ряде случаев устанавливается дежурство учащихся у входа в школу, в гардеробе, коридорах. Дежурные наблюдают за порядком и дисциплиной, предупреждают об излишней резвости отдельных учащихся, что постепенно приучает их соблюдать чистоту и надлежащую тишину, шлифует культуру поведения. В процессе воспитания дисциплины и культуры поведения у учащихся нередко обнаруживаются те или иные недочеты и отставание в развитии отдельных сторон их морального формирования. В этих случаях необходимо использовать методику выдвижения и решения ведущих воспитательных задач, которая позволяет преодолевать указанные недочеты и "выравнивать" нравственное формирование учащихся. В качестве таких ведущих задач может выступать совершенствование культуры общения, воспитание требовательности к себе, самокритичности и других качеств. Осмысливая методические основы формирования у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необходимость использования всей системы методов воспитания: убеждения, положительных примеров, упражнения, одобрения, осуждения, предъявления требований и др. Date: 2015-09-22; view: 676; Нарушение авторских прав |