Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общей системе учебно-воспитательной работы





Функции мировоззрения.

«Мировоззрение — совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности» (Большой толковый словарь…, 2001, с. 545), «система взглядов, воззрений на природу и общество» (Ожегов, Шведова, 1988, с. 286); «система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные, жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации; способ духовно-практического отношения к действительности; не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности» (Философский энциклопедический словарь, 1989, с. 366-367).

В. А. Совалев (1982, с. 36) определяет мировоззрение как «программное развертывание замысла жизни, смысла человеческого бытия», а становление мировоззрения рассматривается через «выработку человеком смысла жизни, придание общей смысловой определенности его практике», синтезирование знаний с учетом желаний и возможностей и их осмысление. Потребность в смысле жизни заключается в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию событий, а как цельный процесс, имеющий направленность, последовательность и смысл. По мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича (1999) смыслы являются важнейшими понятиями гуманистической педагогики. Ценности различных областей знаний могут быть предоставлены детям, а смыслы — нет.

«Сформированное мировоззрение представляет собой органическое единство трех компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического» (Школьник, 1989, с. 10). Гуманистическое воспитание в мировоззрении выдвинуло на первый план формирование индивидуально — личностных качеств: определенных эстетических взглядов и представлений человека, систему моральных принципов, норм и убеждений, психологических установок и ориентаций относительно ценностей жизни, целей и средств их достижения, методов жизненных действий. Все эти элементы мировоззрения отражают объективное отношение человека к действительности, формы связей и взаимодействий между людьми, социальными группами. Мировоззрение субъекта — это «фокус человеческого видения мира, мера понимания человеком природы и общества, социальных отношений и ценностей, его точка зрения на мир и свое место в нем» (Школьник, 1989, с. 10), таким образом, мировоззрение складывается под непосредственным влиянием окружающей среды. Выразителем «взглядов» может выступать целая социальная группа. «Общественное мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого и оставляет только общие черты» (Михайловский, Светов, 1986, с. 9).

В. Р. Букин (1992, с. 148) выделяет мозаичный характер мировоззрения современного человека, т.к. складывается оно «из отдельных блоков, объединенных случайными связями, подсказанными профессиональным подходом, а не стремлением выстроить целостную систему, в которой профессиональное заняло бы место составной части, играющей специфическую роль». Такой рисунок обеспечивает лишь профессиональную картину мира и потому не может служить завершающим этапом мировоззрения.

И. С. Кон (1980) связывает мировоззрение с четкостью жизненной позиции старшеклассников, их самоопределением в профессиональной деятельности, становлением морального самосознания.

Функция — «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого; обязанность, круг деятельности; назначения, роль» (Ожегов, Шведова, 1984, с. 746). Согласно выводам Томаса А. Харриса (1983, с. 87) люди различаются в двух отношениях. Во-первых, конкретное наполнение составных частей (Родитель, Взрослый, Ребенок) у каждого человека свое особенное, поскольку здесь хранятся записи жизненного опыта, который всегда уникален. Во-вторых, сферы деятельности Родителя, Взрослого и Ребенка, иначе говоря, их функции, у разных людей неодинаковы, различны по степени выраженности. Сущностные характеристики мировоззрения наиболее полно реализуются в индивидуально-личностном развитии через функции: устойчивости, аффилиации, гуманитаризации, ориентации, регуляции.

Функция устойчивости: теоретически и эмпирически обоснованная готовность к социально ценным действиям по реализации определенной идеи, обеспечивающая защиту к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Наличие избранной субъектом позиции по какому-либо вопросу придает мировоззрению устойчивый характер. Поведение субъекта с выраженной функцией устойчивости позиции в мировоззрении осуществляется по схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).


Устойчивость мировоззрения каждому индивиду обеспечивает полноценное включение в жизнь общества, самовыражение и самореализацию. «Сделав окончательный выбор, ребенок неуклонно придерживается выбранной позиции и руководствуется ею» во всех своих мировоззренческих убеждениях. Она остается с ним на протяжении всей последующей жизни, — если только не предпринять сознательных усилий для переключения… Легких переходов между позициями не бывает (Харрис, 1983, с. 41).

Плодотворные результаты достигаются там, где есть «стремление человека быть в обществе других людей (аффилиация). В связи, с чем мы выделяем в мировоззренческой позиции функцию аффилиации.

Аффилиация(от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) (Психология, 1990, с. 34) возбуждение не только разума, но и чувства, не оставляющее человека безразличным к судьбам других людей, мира (Алексеев, 1978, с. 188-195). «При этом общество других людей позволяет личности проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку» (Психология, 1990, с. 34). Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания — их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения. Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний.

Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Чем интенсивнее эмоциональное переживание, тем устойчивее формируется система знаний учащихся о мире и своем месте в нем. В свою очередь, ярко выраженная функция устойчивости мировоззренческой позиции определяет более высокий уровень возбуждения не только разума, но и чувств. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, соотносить полученные с ним знания, осмысливая их.

Функция аффилиации проявляется в трех последовательных стадиях. Первая — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и это событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности психических процессов. На второй стадии определяется знак эмоций: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное; отрицательная, — когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. На третьей стадии контролируется степень эмоции. При сильном эмоциональном возбуждении: аффекте (страх, гнев, радость), еще сохраняется контроль и крайнее возбуждение (паника, ужас, отчаяние), ориентация и контроль невозможны. Нарушение целостности процессов хотя бы одной из стадий приводит к чрезмерной выраженности или, наоборот, к угасанию функции аффилиации.


Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является реальностью, а совместная деятельность людей создает общность эмоциональных переживаний, формирует гуманное отношение к значимым другим.

При этом выделяется следующая функция мировоззренческой позиции — гуманитаризации, которая понимается нами как создание и совершенствование научной картины, привнесение в мировоззрение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества. В основе лежит диалектико-материалистический способ отбора и упорядочения информации. Данная функция позиции позволяет привнести в мировоззрение идеи гуманизма, позволяющие осмыслить и гармонизировать взаимоотношения между природой, обществом и человеком. Проявление этой функции позиции предполагает движение от непосредственного, чувственного выражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению с последующим восхождением от абстрактного к конкретному. Так предмет постигается глубоко и всесторонне, на основе социокультурного наследия.

Проявление функции гуманитаризации стимулирует и познавательный интерес учащегося. При устойчивом системном характере мировоззрения, привнесение гуманитарных знаний зачастую требует дополнительной информации о других объектах и явлениях, с которыми данное знание находится во взаимосвязи, а также дополнительных логических операциях для последующей систематизации всей информации. В итоге функция гуманитаризации способствует устойчивости мировоззрения через повышение интеллекта субъекта.

Мы согласны с М. Ф. Серантом (2000, с. 47-49), который контекст развивающего обучения видит в том, что оно ставит учеников «в активную жизненную позицию и по отношению к учебному тексту. При этом школьник определяет для себя вид информации (новая, сомнительная, дополнительная, неверная). Выбор значимой информации в образовательной и житейской деятельности приводит к обобщению и нравственной оценке получаемых знаний; определению образцов поведения и в заключение постановки жизненных целей, что соответствует функции ориентации мировоззренческой позиции.

Посредством проявления функции ориентации субъект формирует систему представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочную деятельность. Именно устойчивые ценности человека выражают ориентацию и характеризуют его в личностном плане.


Отношения субъекта основаны на понимании человека как высшей ценности и направлены на удовлетворение его потребностей: познавательных, эстетических, практических, оценочных. Таким образом, мы обнаруживаем связь между функцией гуманитаризации позиции и ориентации. При достаточном проявлении функции гуманитаризации позиции функция ориентации находит свое проявление в многообразных отношениях к человеку, обществу, к духовным ценностям, к деятельности на основе принципов гуманизма. Старшеклассник в этом случае самостоятельно ставит себя в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, легко входит в сложный мир человеческих взаимоотношений, учится понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. Эмоциональный характер таких отношений приводит к осознанию своей значимости, признанием важности своей деятельности, что в свою очередь способствует самоутверждению, устойчивости их позиции.

Различия в полноте проявления функции ориентации служат основанием для выделения разных ее типов. Первый тип характеризуется тем, что функция ориентации практически не выражена. Ориентиры представлены в частном виде и определяются самим субъектом путем проб и ошибок. Ориентация в этом случае проходит медленно, с большим количеством ошибок. Второй тип характеризуется тем, что функция ориентации выражена, но очень слабо. Ориентация в этом случае проходит быстро и безошибочно, при условии, если ориентировки будут предоставлены субъекту извне. Третий тип: функция ориентации выражена превосходно. Субъект самостоятельно выделяет систему ориентиров в каждом конкретном случае и методы определения ориентиров находит самостоятельно.

Функция регуляции определяет развитие у школьников элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения. Воспитанник желает выяснить объективное, социальное последствие возможных вариантов своей деятельности, понять, что может дать эта деятельность ему лично, насколько соответствует она его мировоззренческой позиции: каково именно его место в этом мире, в какой деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности. Субъект, овладевая целостным преставлением о мире, где его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, осуществляет выбор поступка, той или иной линии поведения.

Регулятивная функция позиции проявляется в управлении поведением посредством условных суждений, где результат и его условие представляют самостоятельные элементы. Эти суждения не обязательно осознаются (чувство голода). Если есть поведение, и при этом возникает приятное переживание (устранение дискомфорта, наслаждение) суждение некоторых учащихся при этом сводится, например: «Если на моем лице не будет почтительной улыбки, то мой педагог откажет мне в помощи». В этом случае функция регуляции позиции слабо выражена: нет практически многовариантности поведения, хотя наблюдается излишняя изобретательность страданий, начиная от «бича надсмотрщика» и, заканчивая способами вызывания угрызений совести. Этот пример наглядно демонстрирует взаимосвязь функции регуляции с другими функциями позиции.

Чем устойчивее позиция субъекта в отношении некоторого вопроса или изучаемого явления, тем легче он ориентируется в отношении выбора своего поведения, а значит эмоциональнее будет восприятие данного объекта, следовательно, и регуляция собственного поведения будет сопровождаться меньшими усилиями. Высшей формой, проявления выраженности функции регуляции позиции является регуляция как не один из вариантов предложенного поведения, а сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением, где путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Такой акт не осуществляется мгновенно, для его проявления требуется ярко выраженная устойчивость, подкрепленная гуманными ценностными ориентациями, прочувствованными и выношенными самим субъектом.

Механизм регуляции имеет несколько фаз: возникновение побуждения и постановка цели; стадия обсуждения и борьбы мотивов; принятие решения; исполнение. Побуждение желания действовать порождает борьбу мотивов (если желания непомерны) и приводит к принятию решения. Для принятия решения субъекту необходимо: наличие разумных оснований для осуществления акта, сила внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов; темперамент. Заключением данного процесса является исполнение. Принять решение — это не значит сиюминутно исполнить. При яркой выраженности функции регуляции на этой стадии осуществляется планирование, определяется успешность и скорость исполнения. Такие юноши и девушки находятся в постоянном поиске, руководят своими действиями, подчиняют свои поступки своему представлению о том, как нужно вести себя в соответствии с законом и требованиями морали. В стрессовых ситуациях эмоциональное напряжение частично снижает проявление функции регуляции, но сохраненные в сознании обстоятельства ситуаций, последовательность событий и собственные действия способствуют проявлению соответствующего поведения.

Структура мировоззрения

Анализ функций помогает выявить содержание и структуру мировоззренческой позиции учащихся. «Структура (от лат. Structura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе» (Психология, 1990, с. 387).

Представляется правомерным воспользоваться процедурой выделения уровней, разработанной Г. И. Школьником (1982, с. 48-49), который выделяет три уровня мировоззренческих позиций в направлении развития процесса от менее к более устойчивым и развитым формам убежденности: мнение, взгляд и убеждение.

Мнению присуще эмоционально окрашенное отношение к действительности, попытки осмысления эмпирического опыта, взгляду — обоснованность, научность, устойчивость, отход от внушенности, осознание идеи, сущности содержания, убеждению - единство теоретико-идеологического, эмоционального и действенно-практического начал.

В других исследованиях выделяется следующая структура.

Функция аффилиации мировоззренческой позиции личности, выражающаяся в возбуждении не только ее разума, но и чувств, делает возможным создание интегральной картины действительности в сознании человека. «Целостное строение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности», процесс выбора и восприятия информации отдельного качества, зависящее от психики, активности сознания, широты кругозора, эмоционального состояния человека — мировосприятие (Психологический словарь, 1990, с. 66).

Восприятие мира отдельным человеком субъективно, так как одна и та же информация воспринимается по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей, в силу проявления восприятием своих свойств. Мировосприятие, как структурный компонент мировоззрения, обладает свойствами осмысленности, обобщенности, предметности, целостности, структурности, константности, избирательности. Мировосприятие человеком предметов и явлений имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие мира осуществляется субъектом путем придания определенного смысла, значимости, эмоциональной окраски каждому отраженному предмету и явлению: полезное-вредное, нужное-ненужное, красивое-уродливое. Придание эмоциональной окраски осуществляется путем целостного восприятия, т.е. отражением предмета или явления в совокупности их свойств, во взаимосвязях с другими объектами или явлениями. Причем, в этом случае выявляются отдельные связи и отношения воспринимаемого самостоятельно.

Миропонимание — «совокупность взглядов на мир, понимание мира, действительности» (Большой толковый словарь…, 2001, с. 545), отражение окружающей действительности, изменяющееся под воздействием познавательной деятельности. Понять что-либо, — значит, раскрыть его сущностные характеристики. Основной характеристикой миропонимания является его глубина — уровень проникновения мысли в сущность объекта или явления. Выражением этого процесса является полнота, разносторонность и существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое, тем глубже миропонимание.

Понимаются не объекты и явления как таковые в мире, а мысли, которые они выражают, то есть тот смысл, который заложен в них. Понять — значит обнаружить, раскрыть, извлечь и прочесть этот смысл или истолковать его. В результате миропонимания появляется новая ценность, которая «держится» на уже принятых ценностях в качестве личностных или просто известных. Поэтому процедура миропонимания является поиском ценностей, под которые удалось бы подвести данные проявления жизни. Ценность в этом случае выступает в качестве смысла проявлений жизни

Миропонимание — это деятельность по связыванию фактов о мире и месте в нем человека в целостность путем обнаружения единого связующего смысла между ними, т.е. расширение в сознании субъекта уже познанной реальности, ее интеллектуального, духовного совершенствования. Миропонимание, таким образом, рассматривается компонентом мировоззренческой позиции и обеспечивает реализацию ее гуманитарной функции.

Мирооценивание «явление ценностного характера» (Моносзон, 1984, с. 13), производящееся на основании той ценностной ориентации, которая задается потребностью и интересом. Мирооценивание дифференцирует объекты по их значимости для учащегося, определяя его ориентацию по отношению к ним. Наиболее существенными признаками для мирооценивания учащихся являются: объективность, осознаваемость и сопоставляемость. Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина (1991, с. 155) выделяют три момента для понимания оценки, в том числе и объективной реальности.

Во-первых, — это сопоставление реального образа с образом идеальным, т.е. с представлением о том, как это должно быть. Если старшеклассник осознает окружающий мир в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ, то у него возникает высокая оценка данного явления. Если субъект ощущает разрыв между этими характеристиками, его оценка мира будет низкой.

Во-вторых, — это интериоризация социальных реакций на данного человека. Иными словами, субъект склонен оценивать окружающий мир так, как оценивают его другие.

В-третьих, — это пропускание объективной реальности через призму своей идентичности. Субъект прилагает большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться со своей мирооценкой в структуру общества.

Мирооценивание, независимо от того, лежат ли в его основе объективные суждения о мире или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные стандарты, всегда носит субъективный характер, поскольку осуществляется путем определения степени совершенства, значимости предметов и явлений для индивида.

Мироощущение — «восприятие человеком окружающей действительности, выражающееся в настроениях, чувствах» (Большой толковый словарь…, 2001, с. 545). Ощущение себя частью мира посредством связи сознания с окружающей действительностью, предполагает определенный характер деятельности — «обращение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, действиях» (Ожегов, Шведова, 1988, с. 286). Мироощущение характеризуется следующими свойствами:

качеством — сущностной характеристикой, позволяющей отличать различные вариации ощущений;

интенсивностью — количественной характеристикой, определяемой силой действующего раздражителя;

продолжительностью — временной характеристикой, определяемой временем воздействия раздражителя.

Ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной потребности выражается в мотивации. Различают два вида потребностей: физиологические и психологические. Более полное удовлетворение обоих видов потребностей приводит к полноте понимания смысла своей жизни субъектом. Ощущение благополучия и счастья зависят от степени удовлетворения потребностей. В сознании субъекта происходит как бы подсознательное и интуитивное сопоставление требований окружающей действительности и его способностей, возможно направленных на их удовлетворение. Если действие такого ощущения дает положительный сигнал, то субъект начинает действовать в полную силу и стремится проявить себя как можно лучше и полнее в том направлении, в котором он чувствует себя потенциально способным. В случае неприятного сигнала, ощущая неспособность к достижению успеха, стремится избежать данного действия по достижению цели.

Ощущение себя частью мира возникает у человека всякий раз, когда он начинает получать удовольствие от самой деятельности, в то же время позитивное мироощущение является толчком к этой деятельности.

Факторы и условия становления мировоззрения

старшеклассников и студентов

Уровень сформированности мировоззренческой позиции Факторы становления мировоззренческой позиции Дидактические условия, стимулирующие становление мировоззренческой позиции
Дезадаптивный Противоречие между осознанием своей значимости или индивидуальности и неспособностью обосновать, отстоять свое мнение и самореализоваться Накопление знаний, умений и навыков путем выполнения творческих, индивидуальных заданий, ситуации успеха, стимулирование интеллектуальных достижений, возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и освоению, вовлечение в практическую деятельность
Эмпирический Противоречие между стремлением как можно полнее реализоваться в будущем и неспособностью обосновать для себя правильность выбора Сориентированная деятельность учащихся, направленная на самостоятельное добывание знаний, проблемные ситуации, стимулирование творческой инициативы, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, развитие самостоятельности и активности
Теоретический Осознание целей своей деятельности и своего места в мире, предвидение механизмов успешного их достижения Привнесение новизны в элементы действий, частичный отказ от алгоритмизации решений, стремление к познанию, реализация на практике творческих разработок, эмоциональная удовлетворенность, соблюдение принципа историзма при добывании знаний
Философский Осознание своей значимости, способности к саморазвитию, самоопределению. Участие в научно-познавательной деятельности, направленной на добывание принципиально новых знаний, осознание востребованности результатов этой деятельности для своего саморазвития, самосовершенствования, обеспечение глубокой доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов.

В качестве инвариантных условий, становление мировоззрения выделяется: обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов; придание приобретаемым знаниям общественной направленности; соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Все они наилучшим образом сочетаются в ситуации исследовательской деятельности.







Date: 2015-09-22; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию