Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
1. Какую роль играет, трудовое воспитание в нравственном и личностном развитии учащихся? Всестороннее и гармоническое развитие учащихся может осуществляться только на основе органического соединения учебно-воспитательной работы с организацией их трудовой деятельности. Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг и фундамент личностного развития. Как бы ни складывалась дальнейшая судьба выпускников школ, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция. В этой связи известный интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Я. Снядецкого (1756-1830): "В знаменитых семействах наших два порока, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие". Приобщение учащихся в той или иной форме к трудовой деятельности, организация трудового воспитания становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школах большинства стран мира. Например, с 1987/88 учебного года во всех основных (обычно 9-летних) школах Баварии (ФРГ) введен предмет "Трудовое обучение, учащиеся проходят производственную практику в течение одной - двух недель. В то же время владельцы предприятий, на которых организуется эта практика, присматриваются к учащимся и бывает, что некоторых из них приглашают после окончания школы к себе на работу. Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила появление множества научных исследований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в работах классиков педагогики - Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, а также современных педагогов - Н. И. Болдырева, М. У. Пискунова, В. А.Сухомлинского и др. В педагогике детально раскрываются функции труда и трудового воспитания во всестороннем развитии личности. Важнейшими из этих функций являются следующие. 1. Труд, практическая производственная деятельность благотворно влияют на физическое развитие человека. Л. Н. Толстой писал "... При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна". "Кто не испытал, - отмечал К. Д. Ушинский, - как после тяжелого труда, долго поглощающего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать". 2. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве. 3. Велико значение труда в нравственном формировании личности. К. Д. Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". 4. Труд укрепляет жизненную сноровку, характер, совершенствует гражданские чувства и качества (А. С. Макаренко). 5. Труд способствует жизненному самоопределению личности и осознанному выбору профессии. В этом смысле особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой". Л. Н. Толстой писал, что "стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни". 2. В чем заключается сущность понятий: трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональная ориентация и трудолюбие? Для осмысления теоретических и методических основ формирования личности в процессе приобщения ее к трудовой деятельности необходимо уяснить специфическую сущность таких понятий, как трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональная ориентация и трудолюбие. Самым широким в этом смысле является понятие трудовое воспитание.Оно представляет собой процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Понятие трудовое обучение относится к дидактическим терминам и выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение учащимися практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация как педагогическая (воспитательная) категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными видами профессиональной деятельности и труда, оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Трудолюбие является результатом трудового воспитания, трудового обучения, и профориентации и выступает как важнейшее нравственно-личностное качество. Оно, как и другие моральные качества, характеризуется: устойчивой потребностно - мотивационной сферой; глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующее - воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; проявлять волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий, встречающихся в трудовой деятельности. 3. Какой должна быть организация воспитательной работы по формированию трудолюбия? Воспитание, у учащихся потребностно - мотивационной сферы в области трудовой деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, нравственное воспитание и личностное развитие учащихся происходят только в процессе вовлечения их в разнообразные виды интеллектуальной, гражданско-патриотической и других видов деятельности и формирования у них соответствующей потребностно - мотивационной сферы. Это в полной мере относится и к трудовому воспитанию, которое может осуществляться только в процессе приобщения к различным видам трудовой деятельности и активного участия в них. К каким видам трудовой деятельности необходимо приобщать школьников? К ним относятся: § разнообразная деятельность по изготовлению учебно-наглядных пособий по изучаемым предметам; § работа на пришкольном учебно-опытном участке; § ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских; § учебно-производственная практика" в старших классах; § труд по самообслуживанию; § работа по благоустройству школьной территории; § общественно полезная работа в школе и производительный труд на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Весьма важно, однако, чтобы у учащихся формировалась положительная потребностно - мотивационная сфера, стимулирующая их активность в трудовой деятельности. Только потребность создает внутреннее влечение к труду, побуждая личность бережно относиться к материальным ценностям общества и личным вещам. В этом плане различные формы понуждения не оказывают позитивного влияния на учащихся, а иногда даже могут вызывать отвращение к трудовой деятельности. Какие методические подходы к организации трудовой деятельности способствуют формированию у учащихся потребностно - мотивационной сферы? Укажем на важнейшие из них. 1. При вовлечении учащихся в трудовую деятельность необходимо опираться на их природное стремление к труду, к элементам созидания, различному конструированию и практическому творчеству, что особенно важно в начальных классах. Поэтому нужно широко использовать такие формы работы, как изготовление различных поделок из бумаги, дерева, кормушек для птиц и т.д. 2. Приобщая учащихся к различным видам труда, школе необходимо использовать помощь семьи и ориентировать родителей на регулярную организацию домашнего труда детей (уборка квартиры, поддержание порядка на кухне, на журнальном столике и т. д.). В лекции для родителей "Воспитание в труде" А.С.Макаренко указывал более 20 видов труда детей, которые необходимо практиковать в семье и которые создают предпосылки для воспитания потребности и привычки к выполнению своих трудовых обязанностей. 3. Действенное влияние на развитие у учащихся потребностно -мотивационной сферы оказывает использование усваиваемых знаний в процессе трудовой деятельности (например, почему, с точки зрения физики, рыхление почвы в засушливую погоду иногда называют "сухой поливкой растений"), расширение видов труда и форм его организации: проведение трудовых десантов, создание школьных лесничеств, производственных фирм, проведение недели птиц, накопление в школе трудовых традиций и т.д. 4. Развитие сознательного отношения к труду и соответствующих взглядов и убеждений. Для решения этой задачи необходимо использовать различные виды познавательной деятельности учащихся в системе учебных занятий и внеклассной работы. Идея об огромной важности труда в существовании и прогрессе не только общества, но и каждого отдельного человека пронизывает содержание изучаемого материала по истории, литературе, математике, физике, биологии и другим предметам. "Воля и труд человека дивные дивы творят", - писал Н.А.Некрасов. При изучении истории учащиеся узнают, что гений многих народов воплотился в таких творениях их рук, как грандиозные египетские пирамиды, архитектурные шедевры древних греков и римлян, Великая Китайская стена и т.д. Не менее впечатляют учащихся и влияют на развитие их сознания, взглядов и убеждений достижения современной науки и техники, в которых воплощается не только сила человеческого разума, но и созидательно-трудовая деятельность людей. Благородство и возвышающая роль труда, его одухотворяющее нравственное влияние на развитие личности раскрываются в произведениях художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, которые изучаются в процессе школьного обучения и создают предпосылки для формирования у учащихся понимания (осознания) важного значения труда, а также соответствующих взглядов и убеждений. Достижению этой цели способствуют также содержательные и эмоционально окрашенные формы познавательной деятельности учащихся, организуемые во внеурочное время: беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи с людьми, известными своими успехами в труде, в научном и художественно-эстетическом творчестве. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Сложной и многообразной является методика, или, как иногда говорят, технология, организации трудовой деятельности учащихся и выработка у них трудовых умений и навыков. Наиболее существенными проблемамиэтой методики (технологии) являются следующие. 1. Исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации, чтобы он носил регулярный характер. Следовательно, нужно заранее намечать виды постоянной трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, работа в учебных кабинетах, изготовление различных пособий и т.д.), а также организовывать сезонные работы на пришкольном учебно-опытном участке, осеннее и весеннее благоустройство школьной территории, подготовку школьных помещений к новому учебному году. Должен также предусматриваться производительный труд учащихся в школьных учебных мастерских, в ученических кооперативах и фирмах. Если в школе обеспечивается регулярное приобщение учащихся к разнообразным видам труда, создаются необходимые условия для нормального трудового воспитания. 2. При организации труда следует четко определять те задачи, которые должны решаться учащимися в процессе его выполнения раскрывать его общественное и нравственно-развивающее значение. Скажем, учащиеся направляются на пришкольный учебно-опытный участок. Нужно поставить, перед ними конкретную трудовую задачу, разъяснить ее значение и определить критерии качества выполнения. 3. В методике организации трудовой деятельности большое значение имеют определение цорядка предстоящей работы и ее объема, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные трудовые операции, а также формы подведения результатов выполнения поставленной задачи. 4. Исключительно важной стороной методики организации труда учащихся является практический показ, способов и приемов ее выполнения, а в необходимых случаях и специальное обучение этим способам и приемам, а также детальное инструктирование по соблюдению правил техники безопасности при обращении с предметами труда, инструментами и при осуществлении трудовых операций (например, при работе на деревообрабатывающем станке, использовании электроинструментов и т.д.). В данном случае речь идет трудовом обучении, об овладении учащимися трудовыми умениями и навыками, трудовой сноровкой, без которых успешно работать невозможно. 5. Важное значение имеет руководство самим процессом труда и оказание учащимся помощи в овладении рациональными способами его выполнения. Учителю нужно следить за четким выполнением правил техники безопасности, своевременно помогать тем учащимся, которые испытывают определенные затруднения, допуская в работе некоторые недочеты. 6. Неотъемлемой частью организации труда учащихся является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также роли в расширении и углублении их знаний. При работе на пришкольном учебно-опытном участке, например, школьники на практике применяют и закрепляют свои знания о способах посадки плодовых деревьев, кустарников и других растений, об уходе за ними, приучаются использовать минеральное удобрения, бороться с вредителями и т.д. Практическое знакомство с техникой, различными инструментами и химикатами обогащает их знания по физике, математике, химии. Увязка труда с обучением не может носить искусственный характер и должна иметь место там, где трудовая деятельность органически связана с содержанием изучаемого материала. 7. Для формирования трудолюбия большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся. Важную роль здесь, несомненно, играют воспитание потребности в выработке этого важного нравственного качества, совершенствование трудовой сноровки, что позволяет добиваться высоких результатов выполняемой работе и получать радость от достигаемых успехов. 8. Не менее существенными, являются также формы организации трудовой деятельности, придание ей увлекательно-романтического характера. Можно просто поехать всем классом на осенние сельскохозяйственные работы, а можно осуществить "трудовой десант", создать временную производственную бригаду "Мы- надежные помощники селу" - и работа пойдет, веселее. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию труда учащихся постоянно вносились новые творческие элементы, определенная эмоциональность. Вот шестиклассники обратили внимание на то, с какой радостью, их встречают малыши из соседнего детского сада. Классный руководитель подсказывает им провести, операцию "ПМД" (подарок младшим друзьям), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры-самоделки. В зимнее время, они задумывают операцию "Снежная сказка; и в секрете от малышей делают разные фигуры из сне га, строят снежную горку и т.д. В предвесенние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Роли распределяются по классам: одни оформляют актовый зал, другие - выставку юмористических рисунков, третьи наводят порядок и чистоту в школе, четвертые делают кормушки для птиц. В результате все заняты конкретными делами, которые стимулируют трудовую деятельность учащихся, положительно сказываются на их поведении и нравственности и способствуют формированию трудолюбия. 4. Какую воспитательную работу следует проводить по профессиональной ориентации учащихся? Эта работа должна включать в себя три основных направления. Первое направление. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей, а также с теми требованиями к подготовке, физическому развитию и способностям, которые предъявляют эти профессии и специальности к человеку. Содержание и формы этой работы могут носить разнообразный характер и включать в себя изучение жизни и творческой деятельности людей различных профессий - ученых, изобретателей, работников искусства, инженеров, врачей, а также специалистов агропромышленного комплекса, тружеников фабрик, заводов, сельского хозяйства. Эффективными формами внеклассной работы в этих целях являются беседы, лекции, доклады о различных профессиях, встречи со специалистами различных отраслей экономики и культуры, экскурсии на промышленные предприятия, стройки и т.д. Второе направление. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ положительных сторон и привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей. Когда учащиеся лично убеждаются в том, какое большое удовлетворение приносит человеку труд слесаря, токаря, строителя, тракториста, комбайнера и представителей других рабочих специальностей, эти профессии переходят в сферу выбора ими своего жизненного самоопределения. Третье направление. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных учебных мастерских и в межшкольных учебно-производственных комбинатах. В свое время практиковалось профессионально-производственное обучение на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которое давало хороший эффект. Но в последние годы эта форма профессиональной ориентации школьников практически прекратила свое существование. Нельзя не отметить также, что в осуществлении трудового воспитания и профориентации школьников имеется немало недостатков и трудностей. Значительно снизилась сфера трудовой деятельности учащихся. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации их труда. Не всегда обращается должное внимание на стимулирование трудовой активности учащихся. Существенно ослаблены связи школы с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, что затрудняет и трудовое воспитание, и профориентацию учащихся. Date: 2015-09-22; view: 1278; Нарушение авторских прав |