Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся





1. Какую роль играет, трудовое воспитание в нравственном и личностном развитии учащихся?

Всестороннее и гармоническое развитие учащихся мо­жет осуществляться только на основе органического соеди­нения учебно-воспитательной работы с организацией их трудовой деятельности.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального пре­стижа человека, его священный долг и фундамент личност­ного развития.

Как бы ни складывалась дальнейшая судь­ба выпускников школ, трудовые умения и закалка потре­буются им в любой сфере деятельности.Вот почему трудо­вой элемент в школьном воспитании с давних времен вы­ступает как весьма существенная педагогическая тенден­ция. В этой связи известный интерес представляет выска­зывание польского ученого и просветителя Я. Снядецкого (1756-1830): "В знаменитых семействах наших два поро­ка, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие".

Приобщение учащихся в той или иной форме к трудо­вой деятельности, организация трудового воспитания ста­новятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школах большинства стран мира. Например, с 1987/88 учебного года во всех основных (обычно 9-лет­них) школах Баварии (ФРГ) введен предмет "Трудовое обучение, учащиеся проходят производственную практику в течение одной - двух недель. В то же время владельцы пред­приятий, на которых организуется эта практика, присмат­риваются к учащимся и бывает, что некоторых из них при­глашают после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила появление множества научных иссле­дований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в работах классиков педагогики - Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, а также современных педагогов - Н. И. Болдырева, М. У. Пискунова, В. А.Сухомлинского и др.

В педагогике детально раскрываются функции труда и трудового воспитания во всестороннем развитии личнос­ти. Важнейшими из этих функций являются следующие.

1. Труд, практическая производственная деятельность благотворно влияют на физическое развитие человека.

Л. Н. Толстой писал "... При усидчивой умственной рабо­те, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна".

"Кто не испытал, - отмечал К. Д. Ушинский, - как после тяжелого труда, долго поглощающего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать".

2. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве.

3. Велико значение труда в нравственном формировании личности. К. Д. Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

4. Труд укрепляет жизненную сноровку, характер, со­вершенствует гражданские чувства и качества (А. С. Макаренко).

5. Труд способствует жизненному самоопределению лич­ности и осознанному выбору профессии. В этом смысле особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум челове­ка и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой". Л. Н. Толстой писал, что "стыдиться можно и должно не какой-либо ра­боты, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни".

2. В чем заключается сущность понятий: трудовое воспитание, трудовое обучение, профессиональная ориентация и трудолюбие?

Для осмысления теоретических и методических основ формирования личности в процессе приобщения ее к тру­довой деятельности необходимо уяснить специфическую сущность таких понятий, как трудовое воспитание, тру­довое обучение, профессиональная ориентация и трудо­любие.

Самым широким в этом смысле является понятие тру­довое воспитание.Оно представляет собой процесс орга­низации и стимулирования трудовой деятельности уча­щихся, формирования у них трудовых умений и навы­ков, воспитания добросовестного отношения к выполняе­мой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.


Понятие трудовое обучение относится к дидактическим терминам и выступает как специально организованный пе­дагогический процесс, направленный на овладение учащи­мися практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация как педагогическая (воспитательная) категория обозначает процесс ознаком­ления учащихся с различными видами профессиональ­ной деятельности и труда, оказания им помощи в выбо­ре предстоящей профессии и специальности в соответ­ствии с имеющимися склонностями и способностями.

Трудолюбие является результатом трудового воспита­ния, трудового обучения, и профориентации и высту­пает как важнейшее нравственно-личностное качество.

Оно, как и другие моральные качества, характеризуется: устойчивой потребностно - мотивационной сферой; глубо­ким пониманием нравственного смысла и преобразующее - воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); умением и стремлением добросовестно выпол­нять любую необходимую работу; проявлять волевые уси­лия в преодолении трудностей и препятствий, встречаю­щихся в трудовой деятельности.

3. Какой должна быть организация воспитательной работы по формированию трудолюбия?

Воспитание, у учащихся потребностно - мотивацион­ной сферы в области трудовой деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, нравственное воспитание и лич­ностное развитие учащихся происходят только в процессе вовлечения их в разнообразные виды интеллектуальной, гражданско-патриотической и других видов деятельнос­ти и формирования у них соответствующей потребностно - мотивационной сферы. Это в полной мере относится и к трудовому воспитанию, которое может осуществляться только в процессе приобщения к различным видам трудо­вой деятельности и активного участия в них. К каким ви­дам трудовой деятельности необходимо приобщать школь­ников? К ним относятся:

§ разнообразная деятельность по изготовлению учебно-наглядных пособий по изучаемым предметам;

§ работа на пришкольном учебно-опытном участке;

§ ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских;

§ учебно-производственная практика" в старших клас­сах;

§ труд по самообслуживанию;

§ работа по благоустройству школьной территории;

§ общественно полезная работа в школе и производи­тельный труд на промышленных предприятиях и в сель­ском хозяйстве.

Весьма важно, однако, чтобы у учащихся формирова­лась положительная потребностно - мотивационная сфера, стимулирующая их активность в трудовой деятельности. Только потребность создает внутреннее влечение к труду, побуждая личность бережно относиться к материальным ценностям общества и личным вещам. В этом плане раз­личные формы понуждения не оказывают позитивного влияния на учащихся, а иногда даже могут вызывать от­вращение к трудовой деятельности.

Какие методические подходы к организации трудовой деятельности способствуют формированию у учащихся потребностно - мотивационной сферы? Укажем на важней­шие из них.


1. При вовлечении учащихся в трудовую деятельность необходимо опираться на их природное стремление к тру­ду, к элементам созидания, различному конструированию и практическому творчеству, что особенно важно в началь­ных классах. Поэтому нужно широко использовать такие формы работы, как изготовление различных поделок из бумаги, дерева, кормушек для птиц и т.д.

2. Приобщая учащихся к различным видам труда, шко­ле необходимо использовать помощь семьи и ориентиро­вать родителей на регулярную организацию домашнего труда детей (уборка квартиры, поддержание порядка на кухне, на журнальном столике и т. д.). В лекции для роди­телей "Воспитание в труде" А.С.Макаренко указывал бо­лее 20 видов труда детей, которые необходимо практико­вать в семье и которые создают предпосылки для воспита­ния потребности и привычки к выполнению своих трудо­вых обязанностей.

3. Действенное влияние на развитие у учащихся потреб­ностно -мотивационной сферы оказывает использование ус­ваиваемых знаний в процессе трудовой деятельности (напри­мер, почему, с точки зрения физики, рыхление почвы в за­сушливую погоду иногда называют "сухой поливкой рас­тений"), расширение видов труда и форм его организации: проведение трудовых десантов, создание школьных лесни­честв, производственных фирм, проведение недели птиц, накопление в школе трудовых традиций и т.д.

4. Развитие сознательного отношения к труду и соот­ветствующих взглядов и убеждений. Для решения этой задачи необходимо использовать различные виды позна­вательной деятельности учащихся в системе учебных за­нятий и внеклассной работы.

Идея об огромной важности труда в существовании и прогрессе не только общества, но и каждого отдельного человека пронизывает содержание изучаемого материала по истории, литературе, математике, физике, биологии и другим предметам. "Воля и труд человека дивные дивы тво­рят", - писал Н.А.Некрасов. При изучении истории учащие­ся узнают, что гений многих народов воплотился в таких творениях их рук, как грандиозные египетские пирамиды, архитектурные шедевры древних греков и римлян, Великая Китайская стена и т.д. Не менее впечатляют учащихся и влияют на развитие их сознания, взглядов и убеждений достижения современной науки и техники, в которых воп­лощается не только сила человеческого разума, но и сози­дательно-трудовая деятельность людей.

Благородство и возвышающая роль труда, его одухот­воряющее нравственное влияние на развитие личности рас­крываются в произведениях художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, которые изу­чаются в процессе школьного обучения и создают предпо­сылки для формирования у учащихся понимания (осозна­ния) важного значения труда, а также соответствующих взглядов и убеждений.


Достижению этой цели способствуют также содержа­тельные и эмоционально окрашенные формы познаватель­ной деятельности учащихся, организуемые во внеурочное время: беседы, лекции, читательские конференции, ли­тературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи с людьми, известными своими успе­хами в труде, в научном и художественно-эстетическом творчестве.

Организация трудовой деятельности учащихся и фор­мирование у них трудовых умений и навыков. Обогаще­ние и обновление форм трудовой деятельности школьни­ков. Сложной и многообразной является методика, или, как иногда говорят, технология, организации трудовой деятельности учащихся и выработка у них трудовых уме­ний и навыков. Наиболее существенными проблемамиэтой методики (технологии) являются следующие.

1. Исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и клас­сным руководителям следует не только заботиться о под­боре объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации, чтобы он носил регулярный характер.

Следовательно, нужно заранее намечать виды постоянной трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, рабо­та в учебных кабинетах, изготовление различных пособий и т.д.), а также организовывать сезонные работы на при­школьном учебно-опытном участке, осеннее и весеннее благоустройство школьной территории, подготовку школь­ных помещений к новому учебному году. Должен также предусматриваться производительный труд учащихся в школьных учебных мастерских, в ученических коопера­тивах и фирмах. Если в школе обеспечивается регуляр­ное приобщение учащихся к разнообразным видам тру­да, создаются необходимые условия для нормального тру­дового воспитания.

2. При организации труда следует четко определять те задачи, которые должны решаться учащимися в процессе его выполнения раскрывать его общественное и нравствен­но-развивающее значение. Скажем, учащиеся направляются на пришкольный учебно-опытный участок. Нужно по­ставить, перед ними конкретную трудовую задачу, разъяснить ее значение и определить критерии качества выпол­нения.

3. В методике организации трудовой деятельности боль­шое значение имеют определение цорядка предстоящей ра­боты и ее объема, распределение обязанностей между уча­щимися, выделение ответственных за отдельные трудовые операции, а также формы подведения результатов выпол­нения поставленной задачи.

4. Исключительно важной стороной методики органи­зации труда учащихся является практический показ, спо­собов и приемов ее выполнения, а в необходимых случаях и специальное обучение этим способам и приемам, а также детальное инструктирование по соблюдению правил тех­ники безопасности при обращении с предметами труда, инструментами и при осуществлении трудовых операций (например, при работе на деревообрабатывающем станке, использовании электроинструментов и т.д.). В данном слу­чае речь идет трудовом обучении, об овладении учащи­мися трудовыми умениями и навыками, трудовой сноров­кой, без которых успешно работать невозможно.

5. Важное значение имеет руководство самим процес­сом труда и оказание учащимся помощи в овладении ра­циональными способами его выполнения. Учителю нужно следить за четким выполнением правил техники безопас­ности, своевременно помогать тем учащимся, которые ис­пытывают определенные затруднения, допуская в работе некоторые недочеты.

6. Неотъемлемой частью организации труда учащихся является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также роли в расширении и углублении их знаний. При работе на пришкольном учебно-опытном участке, напри­мер, школьники на практике применяют и закрепляют свои знания о способах посадки плодовых деревьев, кус­тарников и других растений, об уходе за ними, приучают­ся использовать минеральное удобрения, бороться с вре­дителями и т.д. Практическое знакомство с техникой, раз­личными инструментами и химикатами обогащает их зна­ния по физике, математике, химии. Увязка труда с обучением не может носить искусственный характер и должна иметь место там, где трудовая деятельность органически связана с содержанием изучаемого материала.

7. Для формирования трудолюбия большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся. Важную роль здесь, несомненно, играют воспитание потреб­ности в выработке этого важного нравственного качества, совершенствование трудовой сноровки, что позволяет до­биваться высоких результатов выполняемой работе и получать радость от достигаемых успехов.

8. Не менее суще­ственными, являются также формы организации трудовой деятельности, придание ей увлекательно-романтического характера. Можно просто поехать всем классом на осенние сельскохозяйственные работы, а можно осуществить "трудовой десант", создать временную производственную бригаду "Мы- надежные помощники селу" - и работа пой­дет, веселее. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в орга­низацию труда учащихся постоянно вносились новые твор­ческие элементы, определенная эмоциональность.

Вот шестиклассники обратили внимание на то, с какой радостью, их встречают малыши из соседнего детского сада. Классный руководитель подсказывает им провести, операцию "ПМД" (подарок младшим друзьям), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры-самоделки. В зимнее время, они задумывают операцию "Снежная сказ­ка; и в секрете от малышей делают разные фигуры из сне га, строят снежную горку и т.д. В предвесенние дни в шко­ле проводится ролевая игра "Фабрика". Роли распределя­ются по классам: одни оформляют актовый зал, другие - выставку юмористических рисунков, третьи наводят поря­док и чистоту в школе, четвертые делают кормушки для птиц. В результате все заняты конкретными делами, кото­рые стимулируют трудовую деятельность учащихся, поло­жительно сказываются на их поведении и нравственности и способствуют формированию трудолюбия.

4. Какую воспитательную работу следует проводить по профессиональной ориентации учащихся?

Эта работа должна включать в себя три основных на­правления.

Первое направление. Ознакомление учащихся с особен­ностями различных профессий и специальностей, а также с теми требованиями к подготовке, физическому развитию и способностям, которые предъявляют эти профессии и специальности к человеку. Содержание и формы этой ра­боты могут носить разнообразный характер и включать в себя изучение жизни и творческой деятельности людей различных профессий - ученых, изобретателей, работни­ков искусства, инженеров, врачей, а также специалистов агропромышленного комплекса, тружеников фабрик, за­водов, сельского хозяйства. Эффективными формами вне­классной работы в этих целях являются беседы, лекции, доклады о различных профессиях, встречи со специалис­тами различных отраслей экономики и культуры, экскур­сии на промышленные предприятия, стройки и т.д.

Второе направление. Приобщение учащихся к посиль­ному труду в сфере промышленного и сельскохозяйствен­ного производства, показ положительных сторон и привле­кательности производительного труда, связанного с созда­нием материальных ценностей. Когда учащиеся лично убеждаются в том, какое большое удовлетворение прино­сит человеку труд слесаря, токаря, строителя, тракторис­та, комбайнера и представителей других рабочих специ­альностей, эти профессии переходят в сферу выбора ими своего жизненного самоопределения.

Третье направление. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных учебных мастер­ских и в межшкольных учебно-производственных комби­натах. В свое время практиковалось профессионально-про­изводственное обучение на базе промышленных и сель­скохозяйственных предприятий, которое давало хороший эффект. Но в последние годы эта форма профессиональной ориентации школьников практически прекратила свое су­ществование.

Нельзя не отметить также, что в осуществлении трудо­вого воспитания и профориентации школьников имеется немало недостатков и трудностей. Значительно снизилась сфера трудовой деятельности учащихся. Нередко в шко­лах нет необходимой системы и регулярности в организа­ции их труда. Не всегда обращается должное внимание на стимулирование трудовой активности учащихся. Суще­ственно ослаблены связи школы с промышленными и сель­скохозяйственными предприятиями, что затрудняет и тру­довое воспитание, и профориентацию учащихся.







Date: 2015-09-22; view: 1278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию