Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание веротерпимости как составляющей гуманитарной позиции





В настоящее время проблемы межэтнических, межкультурных отношений все чаще приобретают религиозную окраску. Это связано с возрастанием роли религии в жизни общества и отдельного человека. В условиях кризиса, охватившего все сферы жизни общества, люди стремятся найти нечто такое, что не поддается сиюминутным влияниям, что представляет собой непреходящую ценность, что может придать смысл человеческому существованию. Многие в этих поисках обращаются к религии.

В России проблемы соотношения между религиозным и светским (или, правильнее сказать, секуляризованным, т.е. освобожденным от влияния религии, образованием), проблемы отношений между носителями и выразителями различных религиозных верований в образовании стоят особенно остро. В нашей стране представлены все четыре мировые религии — христианство, мусульманство, иудаизм и буддизм. Кроме того, существует множество модификаций мировых религий. Например, христианство представлено православием, католицизмом и протестантством в различных его формах. Всего в России представлено более шестидесяти вероисповеданий различного направления.

Этический компонент, будучи неотъемлемой частью религии, органично включается в жизнь растущего человека: приобщение ребенка к нормам морали, развитие в нем нравственных чувств (стыда, совести, сострадания) через эмоциональное восприятие религии, участие его в делах милосердия способствуют становлению его этической позиции. Однако следствием религиозного воспитания нередко становится фанатизм, нетерпимость, отказ признавать иную точку зрения.

Глубинной причиной религиозных конфликтов является неприятие Другого, в основе чего лежит неумение понимать Другого и взаимодействовать с ним, иначе говоря, нетерпимое отношение к «чужой» религии или атеистическим взглядам, что проявляется в нетерпимом отношении к людям, их выражающим.

Важнейшим аспектом воспитания гуманитарной позиции и одной из актуальных задач современной школы становится воспитание веротерпимости — терпимого, уважительного отношения человека к представителям всех верований, основанного на признании права любого человеке на исповедание любой религии (свобода вероисповедания) и являющегося неотъемлемой частью его собственной религиозной либо атеистической позиции.

Веротерпимость, как и гуманитарность в целом, предполагает, с одной стороны, терпимое, уважительное отношение к представителям всех религиозных верований, признание права человека на исповедание любой религии, с другой — может существовать только на основе устойчивости собственной позиции в отношении религии, что тесно связано со способностью и умением отстаивать свои религиозные либо атеистические взгляды.

Особенно остро педагогические проблемы, связанные с религиозной жизнью, стоят там, где воспитательная деятельность педагога осуществляется в условиях поликонфессиональной (слово «конфессия» по значению близко слову «вероисповедание») образовательной среды. Однако и там, где доминирует одна религия, конфликты на религиозной почве не исключаются, только в этой ситуации они разворачиваются по линии «верующие — атеисты». Поэтому задача воспитания веротерпимости, формирования и развития у школьников умения вступать во взаимодействие с носителями иных религиозных взглядов является одной из важнейших в деятельности педагога.

Существуют различные подходы к пониманию веротерпимости. Не все они являются научными; некоторые из них закреплены на уровне обыденного, житейского, повседневного сознания или проповедуются отдельными средствами массовой информации.

1. Веротерпимость как признание права на существование любых религиозных верований, независимо от ценностей или антиценностей, на которые они ориентируют, от наличия в них нравственного и культуросозидающего потенциала. С этой точки зрения право на существование имеют все религии, в том числе и те, которые несут в себе явную опасность для человека и общества (например, деструктивные культы), поскольку человек сам ответственен за свои религиозные убеждения и за последствия исповедания ими той или иной религии. Однако такой подход становится все менее популярным. Общество и государство становятся на позицию защиты интересов человека от тех религий и псевдорелигий, которые ориентированы на антиценности, учения которых противоречат культурным и нравственным нормам.

2. Веротерпимость как попытка объединения всех религий предполагает, что между существующими в настоящее время религиями нет принципиальных различий — ведь все они утверждают приоритет духовного над материальным, провозглашают необходимость ориентации человека на высшие ценности и моральные нормы. «Слабое звено» такой позиции — в отсутствии оснований для формирования критического мышления и умения отстаивать собственные взгляды и убеждения; «размываются» особенности национальной культуры и, как следствие, искажается культурная идентификация человека.


3. Веротерпимость как снисходительное отношение к носителям иных религиозных верований базируется на положении о превосходстве одной религии над всеми остальными. Исповедание другими людьми иных религиозных верований рассматривается как проявление слабости, к которой надо отнестись с пониманием и снисхождением. Уязвимость такого понимания веротерпимости в том, что оно содержит в себе возможность развития в сторону религиозного фанатизма.

4. Веротерпимость как расширение собственного духовного опыта и конструктивный диалог. Расширение духовного опыта понимается не как включение в состав одной религии духовных практик, составляющих принадлежность другой, а как понимание и принятие многообразия окружающего мира, способность видеть его позитивные и негативные проявления, обнаруживать «точки соприкосновения» с целью решения значимых проблем. Именно на этой основе строится в современном мире диалог религии и науки, религии и философии (к примеру, в состав православного богословского знания включаются выводы философии экзистенциализма, положения синергетики); представители разных конфессий ведут диалог о способах решения глобальных проблем — этических, экологических и социальных, в том числе проблемы терроризма и религиозного экстремизма.

Характерно, что в самих религиозных учениях заключено «противоядие» от нетерпимости. Так, христианство утверждает, что Бог создал всех без исключения людей по своему образу и подобию, а потому каждый человек заслуживает того, чтобы другие видели в нем «образ Божий». Эта же религия учит своих сторонников обращать более внимания на собственные недостатки, нежели на недостатки других, и не осуждать другого человека, а заботиться об исправлении собственной жизни.

Проявления религиозной нетерпимости в детской среде во многом совпадают с общими проявлениями авторитаризма и интолерантности (нетерпимости). Наиболее распространенными среди них являются:

§ употребление в отношении представителей той или иной религии слов, имеющих в представлении детей негативную окраску («монашка», «шахид» и др.);

§ насмешки над детьми — носителями той или иной религии;

§ наличие стереотипов в отношении той или иной веры, причем стереотипы могут касаться как внешних признаков («Все православные женщины одеваются в бесформенную серую одежду и носят платки») и образа жизни («Все мусульманки ведут затворнический образ жизни»), так и внутренних качеств («Верующие — люди малообразованные», «Атеисты — люди безнравственные») или особенностей самой религии («Только буддизм — религия для высокодуховных людей»);

§ предубеждения («От верующих надо держаться подальше, а то не заметишь, как вовлекут в свою "секту"») и, как следствие, отчуждение;

§ осквернение или порча предметов, представляющих собой религиозные символы;

§ кощунство — презрительно-издевательское, оскорбительное, насмешливое отношение к религиозным догматам, установкам, обрядам, грубое выражение мнения о них;


§ богохульство — оскорбление любого объекта религиозного поклонения, акт глумления над Богом и религиозными святынями, оскорбляющий чувства верующих. Законодательством тех стран, где церковь тесно связана с государством, богохульство наряду с кощунством рассматривается и наказывается как уголовное преступление.

Эти проявления нетерпимости в религиозной сфере характерны как по отношению к верующим детям со стороны неверующих, так и по отношению к детям-иноверцам.

Крайним выражением нетерпимости в религиозной сфере выступает религиозный фанатизм. Религиозный фанатизм (от лат. fanaticus — исступленный, неистовый) — слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Особенно ярко фанатизм проявляет себя в религиозном сектантстве. Типы фанатиков различны: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского; последний навязывает другим «истинную веру» любыми средствами, в том числе противозаконными, безнравственными, а иногда и изуверскими.

К признакам веротерпимости в детской среде можно отнести следующие:

1. Отсутствие оскорбительных высказываний и намеков в адрес верующих детей или детей — носителей иной религии, корректное употребление слов, специфичных для той или иной религии. Когда основой общения в детской среде выступает веротерпимость, дети не только не употребляют религиозных терминов в качестве оскорбительных ярлыков, но и понимают значение этих терминов. Так, слово «юродивый» не равнозначно понятию «психически больной человек»; в православной культуре так называют людей, сознательно отказавшихся от «обычного употребления разума», но обличающих несправедливость и втайне творящих добрые дела. В мусульманской культуре шахидом именуется не террорист, а мученик за веру; террористы, присвоив себе это наименование, осквернили понятие мученичества.

2. Корректные, уважительные отношения между большинством и меньшинством, отсутствие стремления доминировать со стороны школьников, представляющих большинство.

3. Включение всех без исключения детей в диалогическое взаимодействие; во взаимодействии доминируют ценностные отношения.

4. Уважительное отношение к обычаям различных конфессий, чувство такта, деликатность в отношении к ним. Всем школьникам предоставляется возможность познакомить одноклассников со своими верованиями, традициями, обычаями. С другой стороны, такое знакомство не должно превращаться в насаждение собственной веры.

5. Уважительное отношение не означает безусловной поддержки перенесения религиозных обрядов в школьную среду (разумеется, если школа не является конфессиональной, т.е. специально предназначенной для религиозного воспитания). Поведение верующих — и педагогов, и воспитанников — регулируется нормами той культурной среды, которая создана в учебном заведении; принимаются те элементы культуры, которые не противоречат основным ценностям культурной среды школы. Так, если безусловной ценностью признаются знания, исключаются пропуски верующими детьми занятий во время религиозных праздников, молитвы во время урока.


Для предотвращения разнообразных проявлений религиозной нетерпимости, для создания в учебно-воспитательном коллективе среды, благоприятной для воспитания веротерпимости, необходимо соблюдение ряда педагогических условий.

Формирование у школьников в единстве знаний, умений и отношений. Соблюдение этого условия позволяет создать воспитательное пространство, в котором актуализируются качества школьника, связанные с направленностью на Другого. Этому служат такие формы работы, как круглые столы, национальные праздники, беседы о различных религиях, философские столы о роли религии в жизни человека, клубы интернациональной дружбы.

Обращенность любого воспитательного воздействия к ценностно-смысловой сфере воспитанника. Стремление к пониманию ценностей той или иной религии, выявление и постижение смысла культурных явлений — текстов, произведений искусства, обрядов, традиций, смысла человеческих поступков и отношений и становление на этой основе индивидуальной системы ценностей помогает воспитаннику выявить то, что объединяет его с окружающими людьми, поскольку основой для смыслотворческой деятельности выступают общие для всех ценности бытия.

Организация деятельности школьников в контексте диалога культур — религиозной и светской, культуры прошлого и культуры настоящего, различных национальных культур. Благодаря такому диалогу другая культура воспринимается не как чужая, а как иная, представляющая самостоятельную ценность.







Date: 2015-09-22; view: 2138; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию