Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельность классного руководителя
Деятельность классного руководителя в работе с коллективом Организуя детский коллектив, педагог должен учить детей умению заботиться как друг о друге, так и об организуемом деле, умению гордиться и радоваться успехам, заботиться о здоровом образе жизни коллектива как важной характеристике его жизнедеятельности, об определенном обособлении личности в коллективе как непременном условии ее вхождения в коллектив, о таком деятельностном подходе в организации его жизнедеятельности, который обеспечивал бы гуманизацию отношений в детской среде. Школьный класс является первичным коллективом в воспитательной системе школы, которая в свою очередь задает определенные цели класса, формирует образ жизни, ценностные ориентации, нормы жизни. На развитие класса оказывают непосредственное влияние такие факторы, как возраст учащихся, состав класса, особенности управлением его развития. Первоначальный этап работы педагога с классом является необходимым условием развития школьного класса как компонента воспитательной системы школы. На этом этапе педагог должен решить несколько задач: 1) определить и предъявить классу тип обязательных педагогических требований, добиваясь их неукоснительного исполнения; 2) ввести элементы самоуправления, ставящего учеников в особые отношения взаимоответственности; 3) выдвинуть перспективу «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), т. е. начать подготовку интересного творческого дела, которое требует коллективной деятельности, участия каждого в общем мероприятия; 4) приступить к знакомству с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечениями, интересами. Педагог как организатор воспитательного процесса в школе должен обдумывать свою воспитательную стратегию: создавать условия для разностороннего развития личности школьника, заботиться о формировании гражданской позиции воспитанников, об организации воспитывающей среды: о создании и развитии ученического коллектива; об организации взаимодействия педагогов, работающих с классом; о взаимодействии с внеклассными и внешкольными учреждениями; о взаимодействии с родителями учащихся, о создании воспитывающей предметной среды. Функции классного руководителя Главная задача классного руководителя — забота о личностном, индивидуальном и субъектном становлении каждого школьника на основе помощи в его взаимодействии с миром. Однако часто классного руководителя воспринимают как лицо административное, канцеляристское, приказное, надзирательское. В учительской зачастую можно быть свидетелем, а иногда даже и участником типичной ситуации: Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги. —Ольга Петровна,— обращается преподаватель математики к классному руководителю 6-го класса, — сегодня в вашем классе плохо вел себя Миша С, весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу. —Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты,— говорит учительница географии. —А ко мне на урок, — добавляет учитель физкультуры, — не пришли четверо ваших учеников. Как видим, даже коллеги-учителя не прочь переложить на классного руководителя часть своих забот. Вместе с тем совершенно очевидно, что оправдать все бесчисленные ожидания ни один классный руководитель не в силах. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом: «Сыну повезло, у них хороший классный руководитель...» либо «Не везет детям, опять у них слабый классный руководитель...». Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребенка в жизнь, в которой ребенок обнаруживает созданную культурой систему научных знаний. Классный руководитель — истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова и центральное лицо воспитательного процесса. Доминантой его работы является самостановление каждого ребенка как субъекта, способного строить свою жизнь на ценностных основаниях в контексте культуры. Учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного. Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чем его особое назначение? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс школы? Функции классного руководителя — это производимые им непосредственные профессионально-должностные действия, которые обеспечивают в итоге должностное назначение. Они должны быть точно, ясно и не двусмысленно определены. Их должно быть немного по количеству, но по содержанию они должны исчерпывать назначение деятельности классного руководителя. Н. Е. Щуркова выделяет четыре основные функции классного руководителя, которые отражают саму сущность его предназначения: ■ обустройство школьной жизнедеятельности класса (создание внешних, ■ организация предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой); ■ организация духовной деятельности по осмыслению жизни; ■ характеристика и оценка развития ребенка. Функции могут быть выделены и по объектам внимания педагога: учащиеся класса, работающие с ними учителя, родители учащихся и администрация образовательного учреждения. Наряду с общими формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. Они оформляются в должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако он требует дальнейшей детализации: в пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою работу? Как велик может быть объем требований, предъявляемых к нему со стороны администрации? В результате коллективного анализа на педагогическом совете в качестве ориентиров могут утверждаться нормы учета рабочего времени. Ориентиром в расчете времени могут послужить следующие требования; ■ каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен ■ суммарное время на работу классного руководителя предусматривается ■ различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время. Таблица Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя
Направления деятельности классного руководителя Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, необходимо решить вопросы об оптимизации содержания этой работы. В этом помогает проектный подход, когда работа планируется как система целевых проектов. К примеру, основой для такого планирования могут стать результаты экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (руководитель О. С. Газман). Основные направления деятельности классного руководителя (по О. С. Гззману) Здоровье: совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-здоровительных и санитарно-просветительских мероприятий; загородные экскурсии и походы; консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций; индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности. Учение: обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразованием; совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины; посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся; организация консультативной помощи по предметам; включение учащихся в исследовательскую работу. Общение: организация систематической работы по нравственному воспитанию; овладение правилами функционирования в урбанизованной среде; обсуждение вопросов по культуре поведения и общения. Досуг: обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу детей; создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения до интересам и т. д.; отработка методики внешних взаимосвязей. Семья: изучение условий воспитания детей в семье; организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье; оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребенка. Это означает соответствие предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществление родителями психотерапевтической функции в отношения детей, т.е. осознание того, что они являются психологической опорой для ребенка. Бессмысленно начинать работу с классом без работы над программным содержанием планируемого периода. Бессодержательность воспитания легко прослеживается, если оно ориентировано на праздники, на погодно-природные обстоятельства и на события социального или этического плана. Содержание фиксируется в программе, а затем в плане воспитательной работы с классом. При планировании работы многие классные руководители вначале определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма». Главное в плане — это ясная картина разнообразия видов деятельности, так чтобы каждый ребенок имел возможность вступать с миром в самые разнообразные взаимоотношения и максимально себя проявить. В план могут быть внесены коррективы, когда дети придумывают новые дела или когда свершаются события, требующие ценностного осмысления и привлечения родителей к жизни детей. В начале работы с классом классный руководитель и учителя знакомят родителей со своими установками в профессионально-педагогической деятельности, с целью, задачами и программой своей будущей работы с классом, с планом воспитательной работы. В начале каждого учебного года следует познакомить родителей со спецификой очередного этапа обучения, новых предметов, особенностями работы новых учителей. Такая же информация полезна перед наступлением особо значимых событий — экскурсий, походов в природу, экзаменов. Недостаток информации— первая причина повышенной нервозности, конфликтности во взаимоотношениях. При этом об успехах ребенка предпочтительно говорить публично, а проблемы в поведении и развитии обсуждать «с глазу на глаз». Психолого-педагогическое просвещение родителей проводится в формах педагогического лектория и консультаций родителей силами специалистов: педагогов, психологов, медиков, юристов. Как правило, лекции проводятся перед, а консультации после родительских собраний. Их темы могут быть самыми разнообразными: «Как помочь ребенку учиться?»; «Как распознать, потребляет ли подросток наркотики?»; «Как организовать досуг и отдых ребенка, подростка в семье?»; «Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье»; «Семейные конфликты и способы их эффективного разрешения»; «Народная педагогика как основа семейного воспитания». Программа психолого-педагогического просвещения составляется с учетом возрастных проблем детей и особенностей этапа их обучения в школе. Особенно эффективно, когда просвещение предусматривает обмен опытом семейного воспитания. Иногда это организуется в виде тематических конференций для родителей. Их сочетание с выставками творчества детей и их родителей, концертом или спектаклем школьного театра повышает эффект сплочения. Родители могут включаться во внеучебные дела (КВН, «Веселые старты», турслет); экскурсии (на производство, в природу, на выставки); трудовые практики (школьных фирм, лагерей труда и отдыха); профориентационную работу (встречи, консультирование школьников, кружки и факультативы по профилю своей деятельности); соуправление школой (Совет школы, Совет содействия семье и школе, школьный и классный родительский комитеты, попечительский совет). Большая часть направлений может быть реализована в следующих комплексных формах работы с родителями: родительское собрание, «Дни открытых дверей» в школе и в классе, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые). Циклограмма деятельности (повторяющиеся виды деятельности и традиционные мероприятия) ■ Ежедневно Например: встреча детей; уборка кабинета; контроль посещаемости; встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе; организация питания. ■ Еженедельно Например: классный час; проверка дневников; индивидуальная работа с родителями и детьми; внеклассные мероприятия по планам предметных недель; ведение классного журнала; работа с активом класса. ■ Ежемесячно Например: посещение классными руководителями уроков своего класса; линейка. ■ Каждую четверть Например: родительское собрание; генеральная уборка кабинетов; экскурсии и культпоходы; подведение итогов четверти. ■ Ежегодно Август: встреча учащихся по классам; проверка личных дел; получение учебников. Сентябрь: День знаний; День здоровья; «трудовой десант». Октябрь: осенний бал. Ноябрь: классные вечера; экскурсии. Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников. Январь: культпоходы на каникулах. Февраль: вечер встречи выпускников; годовщина Сталинградской битвы; День защитников Отечества. Март: праздник 8 Марта. Апрель: юморина; «трудовой десант». Май: День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены. Июнь: заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные экзамены и вечер; ремонт учебных кабинетов; сдача учебников. Date: 2015-09-22; view: 3161; Нарушение авторских прав |