Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность классного руководителя





Деятельность классного руководителя в работе с коллективом

Организуя детский коллектив, педагог должен учить детей уме­нию заботиться как друг о друге, так и об организуемом деле, уме­нию гордиться и радоваться успехам, заботиться о здоровом образе жизни коллектива как важной характеристике его жизнедеятель­ности, об определенном обособлении личности в коллективе как непременном условии ее вхождения в коллектив, о таком деятельностном подходе в организации его жизнедеятельности, который обеспечивал бы гуманизацию отношений в детской среде.

Школьный класс является первичным коллективом в воспита­тельной системе школы, которая в свою очередь задает определен­ные цели класса, формирует образ жизни, ценностные ориента­ции, нормы жизни. На развитие класса оказывают непосредствен­ное влияние такие факторы, как возраст учащихся, состав класса, особенности управлением его развития.

Первоначальный этап работы педагога с классом является не­обходимым условием развития школьного класса как компонента воспитательной системы школы. На этом этапе педагог должен ре­шить несколько задач:

1) определить и предъявить классу тип обязательных педагоги­ческих требований, добиваясь их неукоснительного исполнения;

2) ввести элементы самоуправления, ставящего учеников в особые отношения взаимоответственности;

3) выдвинуть перспективу «завтрашней радости» (А.С. Мака­ренко), т. е. начать подготовку интересного творческого дела, ко­торое требует коллективной деятельности, участия каждого в об­щем мероприятия;

4) приступить к знакомству с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечения­ми, интересами.

Педагог как организатор воспитательного процесса в школе должен обдумывать свою воспитательную стратегию: создавать ус­ловия для разностороннего развития личности школьника, забо­титься о формировании гражданской позиции воспитанников, об организации воспитывающей среды: о создании и развитии уче­нического коллектива; об организации взаимодействия педагогов, работающих с классом; о взаимодействии с внеклассными и вне­школьными учреждениями; о взаимодействии с родителями уча­щихся, о создании воспитывающей предметной среды.



Функции классного руководителя

Главная задача классного руководителя — забота о личностном, индивиду­альном и субъектном становлении каждого школьника на основе помощи в его взаимодействии с миром. Однако часто классного руководителя воспринимают как лицо административное, канцеляристское, приказное, надзирательское.

В учительской зачастую можно быть свидетелем, а иногда даже и участником типичной ситуации: Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

—Ольга Петровна,— обращается преподаватель математики к классному руководите­лю 6-го класса, — сегодня в вашем классе плохо вел себя Миша С, весь урок разговари­вал. А Гриша К. читал книгу.

—Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты,— говорит учительница географии.

—А ко мне на урок, — добавляет учитель физкультуры, — не пришли четверо ваших учеников.

Как видим, даже коллеги-учителя не прочь переложить на классного руководителя часть своих забот. Вместе с тем совершенно очевидно, что оправдать все бесчисленные ожидания ни один классный руководитель не в силах. Родители судят о школе по мастер­ству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом: «Сыну повезло, у них хороший классный руководи­тель...» либо «Не везет детям, опять у них слабый классный руководитель...». Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребенка в жизнь, в которой ребенок об­наруживает созданную культурой систему научных знаний.

Классный руководитель — истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова и центральное лицо воспитательного процесса. До­минантой его работы является самостановление каждого ребенка как субъекта, способного строить свою жизнь на ценностных основаниях в контексте культуры.

Учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привес­ти деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочета­ние желаемого и возможного. Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чем его особое назначе­ние? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный про­цесс школы? Функции классного руководителя — это производимые им непо­средственные профессионально-должностные действия, которые обеспечивают в итоге должностное назначение. Они должны быть точно, ясно и не двусмыс­ленно определены. Их должно быть немного по количеству, но по содержанию они должны исчерпывать назначение деятельности классного руководителя.

Н. Е. Щуркова выделяет четыре основные функции классного руко­водителя, которые отражают саму сущность его предназначения:

■ обустройство школьной жизнедеятельности класса (создание внешних,
материальных условий для комфортного пребывания ребенка в школе);



■ организация предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой);

■ организация духовной деятельности по осмыслению жизни;

■ характеристика и оценка развития ребенка.

Функции могут быть выделены и по объектам внимания педагога: учащиеся класса, работающие с ними учителя, родители учащихся и администрация об­разовательного учреждения.

Наряду с общими формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. Они оформляются в долж­ностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако он требует дальнейшей детализации: в пределах каких временных рамок классно­му руководителю планировать свою работу? Как велик может быть объем тре­бований, предъявляемых к нему со стороны администрации?

В результате коллективного анализа на педагогическом совете в качестве ориентиров могут утверждаться нормы учета рабочего времени. Ориентиром в расчете времени могут послужить следующие требования;

■ каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен
временем на его выполнение;

■ суммарное время на работу классного руководителя предусматривается
из расчета 6 час. воспитательной работы (20% от 30 час. педагогической работы
с детьми);

■ различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Таблица

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя

 

№ п/п Вид работы Периодичность Норма време­ни, мин. в неделю
Индивидуальные беседы, психолого-педагогические кон­сультации учащихся Еженедельно
Работа с активом класса Еженедельно
Классный час анкетирование, тестирование Еженедельно
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы 2 раза в четверть по 1,5 часа
Наблюдение учащихся на уроках 1 урок в 2 недели
Посещение семей 10 семей в год, 1-1,5часа на посещение
7. Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Ма­лые педсоветы, педагогические консилиумы 3-4 встречи в неде­лю, 2-3 педсовета в год
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей 1 раз в четверть 40-45 мин. Ежене­дельно по 15 мин.
Контроль посещаемости, организация питания Ежедневно
Дежурство по лицею По графику
Организация уборки кабинета Ежедневно
№ п/n Вид работы Периодичность Норма време­ни, мин. в неделю
Организация трудовых дел Ежемесячно по 1 ча­су
Проверка дневников Еженедельно
Ведение классного журнала Еженедельно
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчетов По мере необходи­мости
Подготовка сценариев, разработок внеклассных меро­приятий 1 сценарий или раз­работка в год
  ИТОГО  

 

Направления деятельности классного руководителя

Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, не­обходимо решить вопросы об оптимизации содержания этой работы. В этом помогает проектный подход, когда работа планируется как система целевых проектов. К примеру, основой для такого планирования могут стать результаты экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (руководитель О. С. Газман).

Основные направления деятельности классного руководителя (по О. С. Гззману)

Здоровье:

совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-здоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;

загородные экскурсии и походы;

консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за вы­полнением их рекомендаций;

индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Учение:

обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, их само­образованием;

совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дис­циплины;

посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

организация консультативной помощи по предметам;

включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение:

организация систематической работы по нравственному воспитанию;

овладение правилами функционирования в урбанизованной среде;

обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Досуг:

обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу детей;

создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения до интересам и т. д.;

отработка методики внешних взаимосвязей.

Семья:

изучение условий воспитания детей в семье;

организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспита­ния, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисцип­линированности их ребенка. Это означает соответствие предъявляемых требований воз­можностям и стремлениям ребенка, а также осуществление родителями психотерапевти­ческой функции в отношения детей, т.е. осознание того, что они являются психологиче­ской опорой для ребенка.

Бессмысленно начинать работу с классом без работы над программным со­держанием планируемого периода. Бессодержательность воспитания легко прослеживается, если оно ориентировано на праздники, на погодно-природные обстоятельства и на события социального или этического пла­на. Содержание фиксируется в программе, а затем в плане воспитательной работы с классом.

При планировании работы многие классные руководители вначале опреде­ляют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма».

Главное в плане — это ясная картина разнообразия видов де­ятельности, так чтобы каждый ребенок имел возможность вступать с миром в самые разнообразные взаимоотношения и максимально себя проявить. В план могут быть внесены коррективы, когда дети придумывают новые дела или ко­гда свершаются события, требующие ценностного осмысления и привлечения родителей к жизни детей.

В начале работы с классом классный руководитель и учителя знакомят ро­дителей со своими установками в профессионально-педагогической деятельно­сти, с целью, задачами и программой своей будущей работы с классом, с пла­ном воспитательной работы. В начале каждого учебного года следует познако­мить родителей со спецификой очередного этапа обучения, новых предметов, особенностями работы новых учителей. Такая же информация полезна перед наступлением особо значимых событий — экскурсий, походов в природу, экза­менов. Недостаток информации— первая причина повышенной нервозности, конфликтности во взаимоотношениях. При этом об успехах ребенка предпоч­тительно говорить публично, а проблемы в поведении и развитии обсуждать «с глазу на глаз».

Психолого-педагогическое просвещение родителей проводится в фор­мах педагогического лектория и консультаций родителей силами специали­стов: педагогов, психологов, медиков, юристов. Как правило, лекции проводят­ся перед, а консультации после родительских собраний. Их темы могут быть самыми разнообразными: «Как помочь ребенку учиться?»; «Как распознать, потребляет ли подросток наркотики?»; «Как организовать досуг и отдых ребен­ка, подростка в семье?»; «Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье»; «Семейные конфликты и способы их эффективного разрешения»; «Народная педагогика как основа семейного воспитания».

Программа психолого-педагогического просвещения составляется с учетом возрастных проблем детей и особенностей этапа их обучения в школе. Особен­но эффективно, когда просвещение предусматривает обмен опытом семейного воспитания. Иногда это организуется в виде тематических конференций для ро­дителей. Их сочетание с выставками творчества детей и их родителей, концер­том или спектаклем школьного театра повышает эффект сплочения.

Родители могут включаться во внеучебные дела (КВН, «Веселые стар­ты», турслет); экскурсии (на производство, в природу, на выставки); трудовые практики (школьных фирм, лагерей труда и отдыха); профориентационную ра­боту (встречи, консультирование школьников, кружки и факультативы по про­филю своей деятельности); соуправление школой (Совет школы, Совет содейст­вия семье и школе, школьный и классный родительский комитеты, попечитель­ский совет).

Большая часть направлений может быть реализована в следующих ком­плексных формах работы с родителями: родительское собрание, «Дни открытых дверей» в школе и в классе, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений де­тей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; раз­личного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые).

Циклограмма деятельности (повторяющиеся виды деятельности и традиционные мероприятия)

■ Ежедневно

Например: встреча детей; уборка кабинета; контроль посещаемости; встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе; организация питания.

■ Еженедельно

Например: классный час; проверка дневников; индивидуальная работа с ро­дителями и детьми; внеклассные мероприятия по планам предметных недель; ведение классного журнала; работа с активом класса.

■ Ежемесячно

Например: посещение классными руководителями уроков своего класса; ли­нейка.

■ Каждую четверть

Например: родительское собрание; генеральная уборка кабинетов; экскурсии и культпоходы; подведение итогов четверти.

■ Ежегодно

Август: встреча учащихся по классам; проверка личных дел; получе­ние учебников.

Сентябрь: День знаний; День здоровья; «трудовой десант».

Октябрь: осенний бал.

Ноябрь: классные вечера; экскурсии.

Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников.

Январь: культпоходы на каникулах.

Февраль: вечер встречи выпускников; годовщина Сталинградской бит­вы; День защитников Отечества.

Март: праздник 8 Марта.

Апрель: юморина; «трудовой десант».

Май: День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены.

Июнь: заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные экзамены и вечер; ремонт учебных кабинетов; сдача учебни­ков.






Date: 2015-09-22; view: 1043; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию