Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность классного руководителя





Деятельность классного руководителя в работе с коллективом

Организуя детский коллектив, педагог должен учить детей уме­нию заботиться как друг о друге, так и об организуемом деле, уме­нию гордиться и радоваться успехам, заботиться о здоровом образе жизни коллектива как важной характеристике его жизнедеятель­ности, об определенном обособлении личности в коллективе как непременном условии ее вхождения в коллектив, о таком деятельностном подходе в организации его жизнедеятельности, который обеспечивал бы гуманизацию отношений в детской среде.

Школьный класс является первичным коллективом в воспита­тельной системе школы, которая в свою очередь задает определен­ные цели класса, формирует образ жизни, ценностные ориента­ции, нормы жизни. На развитие класса оказывают непосредствен­ное влияние такие факторы, как возраст учащихся, состав класса, особенности управлением его развития.

Первоначальный этап работы педагога с классом является не­обходимым условием развития школьного класса как компонента воспитательной системы школы. На этом этапе педагог должен ре­шить несколько задач:

1) определить и предъявить классу тип обязательных педагоги­ческих требований, добиваясь их неукоснительного исполнения;

2) ввести элементы самоуправления, ставящего учеников в особые отношения взаимоответственности;

3) выдвинуть перспективу «завтрашней радости» (А.С. Мака­ренко), т. е. начать подготовку интересного творческого дела, ко­торое требует коллективной деятельности, участия каждого в об­щем мероприятия;

4) приступить к знакомству с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечения­ми, интересами.

Педагог как организатор воспитательного процесса в школе должен обдумывать свою воспитательную стратегию: создавать ус­ловия для разностороннего развития личности школьника, забо­титься о формировании гражданской позиции воспитанников, об организации воспитывающей среды: о создании и развитии уче­нического коллектива; об организации взаимодействия педагогов, работающих с классом; о взаимодействии с внеклассными и вне­школьными учреждениями; о взаимодействии с родителями уча­щихся, о создании воспитывающей предметной среды.



Функции классного руководителя

Главная задача классного руководителя — забота о личностном, индивиду­альном и субъектном становлении каждого школьника на основе помощи в его взаимодействии с миром. Однако часто классного руководителя воспринимают как лицо административное, канцеляристское, приказное, надзирательское.

В учительской зачастую можно быть свидетелем, а иногда даже и участником типичной ситуации: Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

—Ольга Петровна,— обращается преподаватель математики к классному руководите­лю 6-го класса, — сегодня в вашем классе плохо вел себя Миша С, весь урок разговари­вал. А Гриша К. читал книгу.

—Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты,— говорит учительница географии.

—А ко мне на урок, — добавляет учитель физкультуры, — не пришли четверо ваших учеников.

Как видим, даже коллеги-учителя не прочь переложить на классного руководителя часть своих забот. Вместе с тем совершенно очевидно, что оправдать все бесчисленные ожидания ни один классный руководитель не в силах. Родители судят о школе по мастер­ству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом: «Сыну повезло, у них хороший классный руководи­тель...» либо «Не везет детям, опять у них слабый классный руководитель...». Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребенка в жизнь, в которой ребенок об­наруживает созданную культурой систему научных знаний.

Классный руководитель — истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова и центральное лицо воспитательного процесса. До­минантой его работы является самостановление каждого ребенка как субъекта, способного строить свою жизнь на ценностных основаниях в контексте культуры.

Учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привес­ти деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочета­ние желаемого и возможного. Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чем его особое назначе­ние? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный про­цесс школы? Функции классного руководителя — это производимые им непо­средственные профессионально-должностные действия, которые обеспечивают в итоге должностное назначение. Они должны быть точно, ясно и не двусмыс­ленно определены. Их должно быть немного по количеству, но по содержанию они должны исчерпывать назначение деятельности классного руководителя.

Н. Е. Щуркова выделяет четыре основные функции классного руко­водителя, которые отражают саму сущность его предназначения:

■ обустройство школьной жизнедеятельности класса (создание внешних,
материальных условий для комфортного пребывания ребенка в школе);



■ организация предметной деятельности класса (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой);

■ организация духовной деятельности по осмыслению жизни;

■ характеристика и оценка развития ребенка.

Функции могут быть выделены и по объектам внимания педагога: учащиеся класса, работающие с ними учителя, родители учащихся и администрация об­разовательного учреждения.

Наряду с общими формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. Они оформляются в долж­ностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако он требует дальнейшей детализации: в пределах каких временных рамок классно­му руководителю планировать свою работу? Как велик может быть объем тре­бований, предъявляемых к нему со стороны администрации?

В результате коллективного анализа на педагогическом совете в качестве ориентиров могут утверждаться нормы учета рабочего времени. Ориентиром в расчете времени могут послужить следующие требования;

■ каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен
временем на его выполнение;

■ суммарное время на работу классного руководителя предусматривается
из расчета 6 час. воспитательной работы (20% от 30 час. педагогической работы
с детьми);

■ различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Таблица

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя

 

№ п/п Вид работы Периодичность Норма време­ни, мин. в неделю
Индивидуальные беседы, психолого-педагогические кон­сультации учащихся Еженедельно
Работа с активом класса Еженедельно
Классный час анкетирование, тестирование Еженедельно
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы 2 раза в четверть по 1,5 часа
Наблюдение учащихся на уроках 1 урок в 2 недели
Посещение семей 10 семей в год, 1-1,5часа на посещение
7. Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Ма­лые педсоветы, педагогические консилиумы 3-4 встречи в неде­лю, 2-3 педсовета в год
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей 1 раз в четверть 40-45 мин. Ежене­дельно по 15 мин.
Контроль посещаемости, организация питания Ежедневно
Дежурство по лицею По графику
Организация уборки кабинета Ежедневно
№ п/n Вид работы Периодичность Норма време­ни, мин. в неделю
Организация трудовых дел Ежемесячно по 1 ча­су
Проверка дневников Еженедельно
Ведение классного журнала Еженедельно
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчетов По мере необходи­мости
Подготовка сценариев, разработок внеклассных меро­приятий 1 сценарий или раз­работка в год
  ИТОГО  

 

Направления деятельности классного руководителя

Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, не­обходимо решить вопросы об оптимизации содержания этой работы. В этом помогает проектный подход, когда работа планируется как система целевых проектов. К примеру, основой для такого планирования могут стать результаты экспериментальной работы временного творческого коллектива «Классный воспитатель» (руководитель О. С. Газман).

Основные направления деятельности классного руководителя (по О. С. Гззману)

Здоровье:

совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-здоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;

загородные экскурсии и походы;

консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за вы­полнением их рекомендаций;

индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Учение:

обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, их само­образованием;

совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дис­циплины;

посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

организация консультативной помощи по предметам;

включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение:

организация систематической работы по нравственному воспитанию;

овладение правилами функционирования в урбанизованной среде;

обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Досуг:

обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу детей;

создание условий для культурного досуга, использование клубных форм общения до интересам и т. д.;

отработка методики внешних взаимосвязей.

Семья:

изучение условий воспитания детей в семье;

организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспита­ния, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисцип­линированности их ребенка. Это означает соответствие предъявляемых требований воз­можностям и стремлениям ребенка, а также осуществление родителями психотерапевти­ческой функции в отношения детей, т.е. осознание того, что они являются психологиче­ской опорой для ребенка.

Бессмысленно начинать работу с классом без работы над программным со­держанием планируемого периода. Бессодержательность воспитания легко прослеживается, если оно ориентировано на праздники, на погодно-природные обстоятельства и на события социального или этического пла­на. Содержание фиксируется в программе, а затем в плане воспитательной работы с классом.

При планировании работы многие классные руководители вначале опреде­ляют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма».

Главное в плане — это ясная картина разнообразия видов де­ятельности, так чтобы каждый ребенок имел возможность вступать с миром в самые разнообразные взаимоотношения и максимально себя проявить. В план могут быть внесены коррективы, когда дети придумывают новые дела или ко­гда свершаются события, требующие ценностного осмысления и привлечения родителей к жизни детей.

В начале работы с классом классный руководитель и учителя знакомят ро­дителей со своими установками в профессионально-педагогической деятельно­сти, с целью, задачами и программой своей будущей работы с классом, с пла­ном воспитательной работы. В начале каждого учебного года следует познако­мить родителей со спецификой очередного этапа обучения, новых предметов, особенностями работы новых учителей. Такая же информация полезна перед наступлением особо значимых событий — экскурсий, походов в природу, экза­менов. Недостаток информации— первая причина повышенной нервозности, конфликтности во взаимоотношениях. При этом об успехах ребенка предпоч­тительно говорить публично, а проблемы в поведении и развитии обсуждать «с глазу на глаз».

Психолого-педагогическое просвещение родителей проводится в фор­мах педагогического лектория и консультаций родителей силами специали­стов: педагогов, психологов, медиков, юристов. Как правило, лекции проводят­ся перед, а консультации после родительских собраний. Их темы могут быть самыми разнообразными: «Как помочь ребенку учиться?»; «Как распознать, потребляет ли подросток наркотики?»; «Как организовать досуг и отдых ребен­ка, подростка в семье?»; «Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье»; «Семейные конфликты и способы их эффективного разрешения»; «Народная педагогика как основа семейного воспитания».

Программа психолого-педагогического просвещения составляется с учетом возрастных проблем детей и особенностей этапа их обучения в школе. Особен­но эффективно, когда просвещение предусматривает обмен опытом семейного воспитания. Иногда это организуется в виде тематических конференций для ро­дителей. Их сочетание с выставками творчества детей и их родителей, концер­том или спектаклем школьного театра повышает эффект сплочения.

Родители могут включаться во внеучебные дела (КВН, «Веселые стар­ты», турслет); экскурсии (на производство, в природу, на выставки); трудовые практики (школьных фирм, лагерей труда и отдыха); профориентационную ра­боту (встречи, консультирование школьников, кружки и факультативы по про­филю своей деятельности); соуправление школой (Совет школы, Совет содейст­вия семье и школе, школьный и классный родительский комитеты, попечитель­ский совет).

Большая часть направлений может быть реализована в следующих ком­плексных формах работы с родителями: родительское собрание, «Дни открытых дверей» в школе и в классе, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений де­тей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; раз­личного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые).

Циклограмма деятельности (повторяющиеся виды деятельности и традиционные мероприятия)

■ Ежедневно

Например: встреча детей; уборка кабинета; контроль посещаемости; встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе; организация питания.

■ Еженедельно

Например: классный час; проверка дневников; индивидуальная работа с ро­дителями и детьми; внеклассные мероприятия по планам предметных недель; ведение классного журнала; работа с активом класса.

■ Ежемесячно

Например: посещение классными руководителями уроков своего класса; ли­нейка.

■ Каждую четверть

Например: родительское собрание; генеральная уборка кабинетов; экскурсии и культпоходы; подведение итогов четверти.

■ Ежегодно

Август: встреча учащихся по классам; проверка личных дел; получе­ние учебников.

Сентябрь: День знаний; День здоровья; «трудовой десант».

Октябрь: осенний бал.

Ноябрь: классные вечера; экскурсии.

Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников.

Январь: культпоходы на каникулах.

Февраль: вечер встречи выпускников; годовщина Сталинградской бит­вы; День защитников Отечества.

Март: праздник 8 Марта.

Апрель: юморина; «трудовой десант».

Май: День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены.

Июнь: заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные экзамены и вечер; ремонт учебных кабинетов; сдача учебни­ков.






Date: 2015-09-22; view: 1275; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию