![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Деятельность коллектива
Закон движения коллектива. Суть этого закона в гармонии ближних, средних и дальних индивидуальных и коллективных целей. Непрерывное движение вперед, развитие, прогресс — первый признак жизнеспособного действующего коллектива. Для того чтобы коллектив двигался вперед, он должен видеть перспективу, перспектива создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели. А. С. Макаренко считал, что в постановке перспективы заключается диалектика воспитательного процесса. Важно научить молодежь мечтать о будущем, воспитать стремление осуществлять свои мечты. В системе перспективных линий, ближней, средней и дальней заключается идея «завтрашней радости». Но А. С. Макаренко предостерегал от ошибки строить перспективу только на принципе приятного, даже если в этом приятном есть элемент полезного. Жизнь коллектива должна быть наполнена не радостью простого развлечения, а радостью трудовых достижений, успехов завтрашнего дня. Закон параллельного педагогического действия. Суть этого закона заключается в том, что коллектив оказывает влияние на личность, в свою очередь через развитие каждой личности осуществляется развитие коллектива. А.С.Макаренко рассматривал воспитанника прежде всего как члена трудового коллектива, воспитатель в глазах воспитанника должен также выступать как член трудового коллектива, поэтому соприкосновение воспитателя и воспитанника происходит не столько в специальной педагогической плоскости, сколько в плоскости трудового производственного коллектива. Это позволяет выстроить отношения так, чтобы воспитанники руководствовались в своей деятельности не педагогическими указаниями, а логикой жизненно-практических требований. А. С. Макаренко считал, что такие отношения более деликатные, они снимают у воспитанника ощущение, что его воспитывают. Параллельное действие делает воспитанника субъектом активной общественной деятельности и воспитания, создает условия для развития самодеятельности и инициативы. В качестве иллюстрации этого закона А. С. Макаренко приводит следующую ситуацию из «Педагогической поэмы». Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю: —У тебя опоздание на заводе. —Да, Петренко опоздал. —Чтобы этого больше не было. —Есть, больше не будет. На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд: — У вас Петренко опаздывает второй раз на завод. Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, что этого не будет. — Можете идти. Затем я слежу, что делается. Отряд сам будет воспитывать Петренко. В свою очередь каждый момент воздействия на личность обязательно должен быть воздействием и на коллектив. Так, в случае серьезного нарушения дисциплины А. С. Макаренко требовал коллективного обсуждения случившегося, чтобы весь первичный коллектив занялся этим вопросом. Логическое убеждение в таких случаях должно принимать форму не личного обращения к нарушителю, а обращения к коллективу. Таким образом, первичный коллектив становится основным средством прикосновения к личности. В. А. Сухомлинский соглашался с А. С. Макаренко, что коллектив — это сильный инструмент воспитания, но в то же время он считал, что детский коллектив может стать в руках педагога и очень опасным инструментом. То влияние, которое коллектив способен оказать на формирующуюся душу ребенка, может быть и разрушительным. Детский коллектив должен еще нравственно дорасти до того, чтобы решать многие деликатные проблемы. Поэтому педагогу нужно крайне осторожно привлекать коллектив к решению глубоко личных проблем воспитанников. Педагогические требования к организации коллектива Системообразующим положением при формировании детского коллектива является то, что коллектив должен постоянно усложнять, совершенствовать цели и содержание своей деятельности. Наряду с этим следует придерживаться требований, которые в свое время сформулировал А.С.Макаренко. • Коллектив должен иметь традиции. Традиция создает для коллектива внешний каркас, в котором можно красиво жить. В коллективе должна поддерживаться преемственность поколений. «Моральный и эстетический импульс», который исходит от людей более опытных и организованных, является примером для младших. Это, с одной стороны, развивает воспитательные навыки у старших детей, с другой — облегчает воспитательную работу педагога. • Общий тон настроений в коллективе должен быть мажорный. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». • В коллективе должна присутствовать игра воображения и фантазии. «Детский коллектив не играющий не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке, играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то лишь ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного изображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя». • В коллективе должна присутствовать эстетика. «Я не представляю себе коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива не красивым с внешней стороны». • В коллективе личность должна чувствовать себя защищенной. «Идея защищенности должна особенно присутствовать в коллективе и украшать его стиль». • Каждая личность в коллективе должна ощущать собственное достоинство. «Эта уверенность в своем собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив». Необходимо устанавливать деловые отношения, отношения взаимной ответственности и взаимного подчинения. В коллективе должна быть установлена определенная «форма вежливости в деловых отношениях». Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким образом, что детский коллектив - это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций: - идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; - организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; - стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Очевидно, только абстрагируя, можно выделить эти функции, рассматривать их по отдельности. В реальном воспитательном процессе все они сливаются в единой функции организации детского коллектива - в воспитательной. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов. Первое. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов. Второе. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы. Третье. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.). Четвертое. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней. Пятое. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра. В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива. Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели. Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно: 1) по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам 2) по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива; 3) по тому, как принимаются решения органами коллектива; 4) по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др. Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением. Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношении _в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт. Этапы формирования коллектива Вопрос о количестве стадий, или этапов, которые проходит коллектив в своем развитии, не решен однозначно. Разные авторы выделяют три, четыре и пять стадий формирования коллектива. Л. И. Новикова, опираясь на теорию и практику А. С. Макаренко и современные исследования, выделяет три стадии развития коллектива. На первой стадии происходит зарождение коллектива. Определяются цели, находится общее дело, формируются формальная и неформальная структуры. На данной стадии коллектив еще не готов сформулировать дальние перспективы своего развития. Организующее влияние на него оказывает достижение ближней перспективы. Педагог держит в своих руках все нити управления коллективом, он является организатором и вдохновителем общей деятельности, предъявляет требования к коллективу, работает с активом, в силу этого он не всегда может уделить внимание каждому отдельному члену коллектива. Главное на данном этапе — наладить общую коллективную жизнедеятельность. На второй стадии коллектив выступает как единое целое, накопился опыт коллективной жизни, к общей деятельности приобщаются все члены коллектива. Коллектив с помощью педагога может определять для себя перспективы развития и в своей основной массе способен на морально-волевое напряжение, связанное с достижением общей цели. Педагог постепенно передает управленческие функции активу, оказывая ему необходимую помощь и поддержку. В зоне постоянного внимания педагога находится неформальная структура. Благоприятный психологический климат — одно из основных условий успешного развития коллектива на данной стадии развития. На третьей стадии происходит расцвет коллектива. Коллектив способен к самоорганизации, саморегуляции, он может сам определять для себя ближние, средние и дальние перспективы. В коллективе складывается общая атмосфера взаимопомощи, взаимовыручки, доверия. Принципиально меняется характер управления коллективом, педагог по отношению к коллективу и каждой отдельной личности выходит на уровень сотрудничества. Личность в таком коллективе чувствует себя защищенной, что позволяет раскрыться индивидуальности каждого его члена, при этом каждый чувствует свою ответственность за коллектив, за того, кто рядом, за самого себя и может предъявлять требования к другим и самому себе. А. Н. Лутошкин выделяет пять стадий развития коллектива. Его образное описание довольно точно передает момент роста коллектива от стадии к стадии, поэтому предложенная им градация стадий развития коллектива может быть использована в практической работе. 1 -я ступень — «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Сколько песчинок собрано вместе, но каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней — разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникающих по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общие интересы, общий язык. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где каждый чувствовал бы, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет. 2-я ступень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. 3-я ступень — «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность в том, что курс выбран правильно. Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Авторитетны «смотрители маяка» — актив. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно инициативы, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех. 4-я ступень — «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. В таком коллективе живут и действуют по принципу «Один за всех, все за одного!». Дружеское участие в делах друг друга сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Хотя группа сплочена, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу. 5-я ступень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом для которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Настоящий коллектив — тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; он ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим. Date: 2015-09-22; view: 2283; Нарушение авторских прав |