Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование личности в коллективе





Коллектив выступает как важная форма организации вос­питания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять толь­ко в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важ­ность этой закономерности, следует иметь в виду два следую­щих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспита­ния является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность бу­дет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в со­циальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не мо­жет быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкреплять­ся разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и высту­пает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отно­шений. Поэтому в процессе педагогической работы необходи­мо создавать здоровый и сплоченный воспитательный кол­лектив и умело использовать его для разностороннего разви­тия личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Каждый человек развивается как неповторимая индивидуаль­ность и как член общества. Человек всегда находится в определен­ном социальном ансамбле, он включен во множество социальных контактов, в нем одновременно существуют социально-типиче­ское и индивидуально-личностное. Именно коллектив делает вос­питание социально-личностным. В коллективе развитие индиви­дуальных, неповторимых особенностей личности происходит в условиях зависимости от социальных целей и задач, носителем которых является коллектив. С одной стороны, личность получает возможность реализовать свои интересы и потребности в сообще­стве, с другой — учится солидаризироваться с интересами кол­лектива, осознавать и принимать значимость задач коллектива. Единство и борьба интересов коллектива и личности — одна из движущих сил развития коллектива и личности.

В. А. Сухомлинский постоянно подчеркивал взаимовлияние коллектива и личности. Он смотрел на коллектив как на «богат­ство индивидуальностей». Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Ме­ханизм развития личности в коллективе, по В.А.Сухомлинскому, следующий: от индивидуального «вклада» каждого воспитан­ника — к общему «богатству» коллектива, от него — к влиянию на индивидуальное духовное богатство личности, и вновь каждая отдельная личность обогащает коллектив.

Жизнедеятельность в коллективе по-разному влияет на лич­ность. Коллектив может стимулировать развитие личности, акти­визировать ее деятельность, а может и подавлять личность, тор­мозить ее развитие.

Безусловно, ценно то, что в коллективе личность получает опыт совместной деятельности. Общий дух, настроение, взаимопомощь помогают достигать высоких результатов. Но в то же время в кол­лективе возможно развитие такого явления, как «социальная ле­ность». Всегда найдется какой-нибудь лентяй, который при всех условиях стремится жить за счет других.

В коллективе достигается духовное ценностно-ориентационное единство, человек усваивает нормы морали. Однако коллектив формирует и веру в этичность обще коллективных установок, а коллектив далеко не всегда бывает прав.

В коллективе формируется общественное мнение, но наряду с этим развивается такое качество, как конформизм, когда лич­ность попадает в зависимость от мнения большинства.

На фоне других раскрываются способности и таланты каждой личности, при этом кто-то может не проявить себя и создает только фон для других.

В коллективе формируется способность принимать совместные решения, развиваются взаимная требовательность, взаимная от­ветственность. Только зрелый коллектив, например, такой, кото­рый сформировался за годы совместной деятельности в колонии им. М.Горького, мог принять решение переехать в Куряж, чтобы помочь подросткам. Но именно коллективное решение часто раз­мывает индивидуальную ответственность.

Коллектив дает чувство защищенности. Однако вполне может случиться, что человек, который чувствовал себя способным и значимым в родном коллективе, попадая в ситуацию, где нужно самостоятельно принимать решение и нести за него ответствен­ность, теряется. Взаимопомощь, взаимовыручка создают иллю­зию неуязвимости.

Являясь мощным средством организации жизнедеятельности, коллектив может стать заорганизованным, сдерживать развитие творчества и проявление индивидуальности каждого его члена.







Date: 2015-09-22; view: 5618; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию