Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование личности в коллективе
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Каждый человек развивается как неповторимая индивидуальность и как член общества. Человек всегда находится в определенном социальном ансамбле, он включен во множество социальных контактов, в нем одновременно существуют социально-типическое и индивидуально-личностное. Именно коллектив делает воспитание социально-личностным. В коллективе развитие индивидуальных, неповторимых особенностей личности происходит в условиях зависимости от социальных целей и задач, носителем которых является коллектив. С одной стороны, личность получает возможность реализовать свои интересы и потребности в сообществе, с другой — учится солидаризироваться с интересами коллектива, осознавать и принимать значимость задач коллектива. Единство и борьба интересов коллектива и личности — одна из движущих сил развития коллектива и личности. В. А. Сухомлинский постоянно подчеркивал взаимовлияние коллектива и личности. Он смотрел на коллектив как на «богатство индивидуальностей». Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Механизм развития личности в коллективе, по В.А.Сухомлинскому, следующий: от индивидуального «вклада» каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, от него — к влиянию на индивидуальное духовное богатство личности, и вновь каждая отдельная личность обогащает коллектив. Жизнедеятельность в коллективе по-разному влияет на личность. Коллектив может стимулировать развитие личности, активизировать ее деятельность, а может и подавлять личность, тормозить ее развитие. Безусловно, ценно то, что в коллективе личность получает опыт совместной деятельности. Общий дух, настроение, взаимопомощь помогают достигать высоких результатов. Но в то же время в коллективе возможно развитие такого явления, как «социальная леность». Всегда найдется какой-нибудь лентяй, который при всех условиях стремится жить за счет других. В коллективе достигается духовное ценностно-ориентационное единство, человек усваивает нормы морали. Однако коллектив формирует и веру в этичность обще коллективных установок, а коллектив далеко не всегда бывает прав. В коллективе формируется общественное мнение, но наряду с этим развивается такое качество, как конформизм, когда личность попадает в зависимость от мнения большинства. На фоне других раскрываются способности и таланты каждой личности, при этом кто-то может не проявить себя и создает только фон для других. В коллективе формируется способность принимать совместные решения, развиваются взаимная требовательность, взаимная ответственность. Только зрелый коллектив, например, такой, который сформировался за годы совместной деятельности в колонии им. М.Горького, мог принять решение переехать в Куряж, чтобы помочь подросткам. Но именно коллективное решение часто размывает индивидуальную ответственность. Коллектив дает чувство защищенности. Однако вполне может случиться, что человек, который чувствовал себя способным и значимым в родном коллективе, попадая в ситуацию, где нужно самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность, теряется. Взаимопомощь, взаимовыручка создают иллюзию неуязвимости. Являясь мощным средством организации жизнедеятельности, коллектив может стать заорганизованным, сдерживать развитие творчества и проявление индивидуальности каждого его члена. Date: 2015-09-22; view: 5618; Нарушение авторских прав |