Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коллектив как объект и субъект воспитания
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся у них со сверстниками. От того, какие отношения сложились у них со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации и самоутверждения учащихся в обществе, с другой — раскрытие их потенциалов, сохранение автономности. Включение учеников в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, включению в разнообразные типы социальных отношений. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве. Понятие «группа» более широкое по отношению к понятию «коллектив». Группа может быть более или менее социально организованной и зрелой. В зависимости от этого в социальной психологии выделяются следующие стадии развития группы: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, коллектив. Коллектив — это тоже группа, которая обладает некоторыми специфическими признаками. В простейшем определении, по А.С.Макаренко, «коллективизм означает солидарность человека с обществом». Таким образом, коллектив по сравнению с группой обладает более высоким уровнем социальной зрелости. В.М.Бехтерев определяет коллектив как «солидаристическое взаимодействие». Под это определение подходят все социальные группы. А.С.Макаренко обозначил существенные качественные признаки коллектива. ■ Коллектив — это объединение людей, имеющих общую цель, занимающихся общим трудом и организацией этого труда. Общая цель здесь не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или театре, а именно цель нашего коллектива. • Коллектив — часть общества, органически связанная со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество. • Коллектив — это социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества. По мнению А.В.Петровского, «коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности». Итак, коллектив предполагает наличие: - совместной деятельности для достижения общей цели, опосредованной прогрессивной социальной направленностью; -социальных контактов; - гуманистических отношений: взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества; - самоуправления, коллектив должен иметь внутреннюю организацию. Наиболее значимой задачей является развитие первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс. К основным признакам воспитательного коллектива относятся: § общие социально значимые цели и перспективы; § совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели, и общение; § сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости; § равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления. В педагогической практике часто сплочение рассматривается как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, понимается отдельными педагогами как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче. Педагогический смысл организации групповой (коллективной) деятельности сохраняется лишь при условии, когда группа (класс) выступает в процессе деятельности субъектом: осознает цель активности, видит задачи, отбирает средства и вырабатывает способы действий, производит систему необходимых действий, оценивая результат как в ходе деятельности, так и по завершении ее. Этот субъект своеобразный: он состоит из множества лиц самого разного характера, разной степени развития, различных вкусов и ценностных пристрастий, индивидуальных вариантов социального опыта, способностей, направленности. Механизмом преобразования группы в субъект воспитания выступает ролевое участие каждого члена группы в общей деятельности. Субъектность рождается при позиции субъекта. Исполнение роли каждым ребенком в совместной работе должно стать условием достижения группой конечного результата. Тогда происходящее проживается каждым как нечто зависимое от него, как свое дело, в успехе которого он заинтересован Роль, данная ребенку, обязывающая его к исполнению того, что исключительно он может исполнить, преобразует его в субъекта общей деятельности. Общий объем работы разбивается на отдельные элементы, и для каждого такого элемента выбирается исполнитель, который, в силу своих индивидуальных особенностей, лучше всех и с удовольствием выполнит необходимое. Распределение производится гласно и открыто. Но педагог заранее продумывает этот момент, осмысливая трудности, которые могут возникнуть при таком обсуждении. Поскольку функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них оказывает своеобразное педагогическое воздействие на человека, то чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов. Включение учащегося в деятельность разнообразных коллективов и разумная (педагогически целесообразная, тактичная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для его духовного развития. Детский (ученический) коллектив органично соединяет в себе черты практически всех видов коллективов: § по содержанию основной деятельности его членов он является учебным; § первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива; § в классе и в школе учащийся может становиться членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы. Обращаясь к исконно русской идее общинности, ряд авторов считают, что перспектива развития детского коллектива — в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов коллектива, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных структур). Структура коллектива В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, органов управления и самоуправления. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы. Формальная структура складывается на основе какого-либо официального документа (положения, устава, приказа) и отражает социальные роли, реализуемые детьми, деловые связи и отношения. Неформальная структура складывается стихийно и определяет положение личности в системе межличностных отношений: лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный. Формальная и неформальная структуры находятся между собой в сложной взаимозависимости. Неформальные группы могут занимать различное положение в коллективе: члены этих групп могут лидировать в каких-либо сферах жизнедеятельности (например, быть знатоками современной музыки), занимать враждебное положение, быть носителями высоких жизненных ценностей и помогать коллективу выбирать морально-нравственные ориентиры. Как формальная, так и неформальная структуры динамичны. Появление в классе нового неформального лидера может повлиять и на формальную структуру, и наоборот — смена формального лидера отразится и на неформальных отношениях в коллективе. Складывающаяся в процессе совместной деятельности и общения сеть формальных и неформальных внутриколлективных отношений приводит к образованию особого поля коллектива или, говоря словами Л.И.Новиковой, «поля интеллектуально-морального напряжения» как особого интегрального свойства коллектива, которое характеризует его как целостную систему. Это поле зависит от состава детей, уровня их развития, характера деятельности и общения, от стиля отношения педагога к детскому коллективу. На практике о поле коллектива можно судить по системе ценностных ориентации, общественному мнению, поведенческим традициям, эмоционально-психологическому настрою. Если формальная и неформальная структуры коллектива противоречат друг другу, в нем может возникнуть двойное поле, проявляющееся в противоречивых ценностях, несформированности общественного мнения, повышенной конфликтности в межличностных отношениях. Общий коллектив состоит из первичных коллективов. Понятие «первичный коллектив» было введено А.С.Макаренко. Первичным коллективом можно назвать такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Иными словами, такой коллектив можно назвать контактным коллективом. Оптимальное количество членов такого коллектива, по мнению А.С.Макаренко, 8—15 человек. В условиях школы первичным коллективом является ученический класс. Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию малых неформальных групп, или микрогрупп. Каждая микрогруппа включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу симпатию, дружеские чувства, их связывают, как правило, общие склонности и интересы (рис). Каждый ребенок, находясь в школьном коллективе, может иметь интересы, симпатии и увлечения вне этого коллектива и избегать как неформальных, так и деловых отношений. Но он не может не испытывать на себе влияния этих отношений. Более того, каждая личность влияет на общий характер складывающихся в коллективе отношений, даже если находится в положении отвергаемого. Date: 2015-09-22; view: 1573; Нарушение авторских прав |