Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллектив как объект и субъект воспитания





Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся у них со сверстниками. От того, какие отношения сложились у них со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации и самоутверждения учащихся в обществе, с другой — раскрытие их потенциалов, сохранение автономности. Включение учеников в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, включению в разнообразные типы социальных отношений.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве.

Понятие «группа» более широкое по отношению к понятию «коллектив». Группа может быть более или менее социально орга­низованной и зрелой. В зависимости от этого в социальной пси­хологии выделяются следующие стадии развития группы: кон­гломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, кол­лектив. Коллектив — это тоже группа, которая обладает некото­рыми специфическими признаками. В простейшем определении, по А.С.Макаренко, «коллективизм означает солидарность чело­века с обществом». Таким образом, коллектив по сравнению с группой обладает более высоким уровнем социальной зрелости.

В.М.Бехтерев определяет коллектив как «солидаристическое взаимодействие». Под это определение подходят все социальные группы.

А.С.Макаренко обозначил существенные качественные при­знаки коллектива.

■ Коллектив — это объединение людей, имеющих общую цель, занимающихся общим трудом и организацией этого труда. Общая цель здесь не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или театре, а именно цель нашего коллектива.

• Коллектив — часть общества, органически связанная со все­ми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей стра­ной, только через коллектив каждый его член входит в общество.

• Коллектив — это социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномочен­ными в первую очередь представлять интересы коллектива и об­щества.

По мнению А.В.Петровского, «коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно цен­ным и личностно значимым содержанием совместной деятельно­сти».

Итак, коллектив предполагает наличие:

- совместной деятельности для достижения общей цели, опо­средованной прогрессивной социальной направленностью;

-социальных контактов;

- гуманистических отношений: взаимопомощи, взаимовыруч­ки, товарищества;

- самоуправления, коллектив должен иметь внутреннюю орга­низацию.

Наиболее значимой задачей является развитие первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.

К основным признакам воспитательного коллектива относятся:

§ общие социально значимые цели и перспективы;

§ совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели, и общение;

§ сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости;

§ равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления.

В педагогической практике часто сплочение рассматривается как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, понимается отдельными педагогами как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.

Педагогический смысл организации групповой (коллективной) деятельности сохраняется лишь при условии, когда группа (класс) выступает в процессе деятельности субъектом: осознает цель активности, видит задачи, отбирает средства и вырабатывает способы действий, производит систему необходимых действий, оценивая результат как в ходе деятельности, так и по завершении ее. Этот субъект своеобразный: он состоит из множества лиц самого разного характера, разной степени развития, различных вкусов и ценностных пристрастий, индивидуальных вариантов социального опыта, способностей, направленности. Механизмом преобразования группы в субъект воспитания выступает ролевое участие каждого члена группы в общей деятельности. Субъектность рождается при позиции субъекта.


Исполнение роли каждым ребенком в совместной работе должно стать условием достижения группой конечного результата. Тогда происходящее проживается каждым как нечто зависимое от него, как свое дело, в успехе которого он заинтересован

Роль, данная ребенку, обязывающая его к исполнению того, что исключительно он может исполнить, преобразует его в субъекта общей деятельности. Общий объем работы разбивается на отдельные элементы, и для каждого такого элемента выбирается исполнитель, который, в силу своих индивидуальных особенностей, лучше всех и с удовольствием выполнит необходимое. Распределение производится гласно и открыто. Но педагог заранее продумывает этот момент, осмысливая трудности, которые могут возникнуть при таком обсуждении.

Поскольку функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них оказывает своеобразное педагогическое воздействие на человека, то чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов. Включение учащегося в деятельность разнообразных коллективов и разумная (педагогически целесообразная, тактичная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для его духовного развития.

Детский (ученический) коллектив органично соединяет в себе черты практически всех видов коллективов:

§ по содержанию основной деятельности его членов он является учебным;

§ первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива;

§ в классе и в школе учащийся может становиться членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы.

Обращаясь к исконно русской идее общинности, ряд авторов считают, что перспектива развития детского коллектива — в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов коллектива, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных структур).

Структура коллектива

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, органов управления и самоуправления. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Формальная структура складывается на основе какого-либо официального документа (положения, уста­ва, приказа) и отражает социальные роли, реализуемые детьми, деловые связи и отношения. Неформальная структура складывается стихийно и определяет положение личности в системе меж­личностных отношений: лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный. Формальная и неформальная структуры находят­ся между собой в сложной взаимозависимости. Неформальные группы могут занимать различное положение в коллективе: члены этих групп могут лидировать в каких-либо сферах жизнедеятель­ности (например, быть знатоками современной музыки), зани­мать враждебное положение, быть носителями высоких жизнен­ных ценностей и помогать коллективу выбирать морально-нрав­ственные ориентиры.


Как формальная, так и неформальная структуры динамичны. Появление в классе нового неформального лидера может по­влиять и на формальную структуру, и наоборот — смена фор­мального лидера отразится и на неформальных отношениях в коллективе.

Складывающаяся в процессе совместной деятельности и об­щения сеть формальных и неформальных внутриколлективных отношений приводит к образованию особого поля коллектива или, говоря словами Л.И.Новиковой, «поля интеллектуально-морального напряжения» как особого интегрального свойства коллектива, которое характеризует его как целостную систему. Это поле зависит от состава детей, уровня их развития, харак­тера деятельности и общения, от стиля отношения педагога к детскому коллективу. На практике о поле коллектива можно судить по системе ценностных ориентации, общественному мнению, поведенческим традициям, эмоционально-психоло­гическому настрою.

Если формальная и неформальная структуры коллектива про­тиворечат друг другу, в нем может возникнуть двойное поле, про­являющееся в противоречивых ценностях, несформированности общественного мнения, повышенной конфликтности в межлич­ностных отношениях.

Общий коллектив состоит из первичных коллективов. Понятие «первичный коллектив» было введено А.С.Макаренко. Первич­ным коллективом можно назвать такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, друже­ском, бытовом и идеологическом объединении. Иными слова­ми, такой коллектив можно назвать контактным коллективом. Оптимальное количество членов такого коллектива, по мнению А.С.Макаренко, 8—15 человек. В условиях школы первичным коллективом является учениче­ский класс. Избирательные связи и отношения в первичном кол­лективе приводят к образованию малых неформальных групп, или микрогрупп. Каждая микрогруппа включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу симпатию, дружеские чувства, их связывают, как правило, общие склонно­сти и интересы (рис).


Каждый ребенок, находясь в школьном коллективе, может иметь интересы, симпатии и увлечения вне этого коллектива и избегать как неформальных, так и деловых отношений. Но он не может не испытывать на себе влияния этих отношений. Более того, каждая личность влияет на общий характер складываю­щихся в коллективе отношений, даже если находится в положе­нии отвергаемого.







Date: 2015-09-22; view: 1573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию