Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Успешность воспитательной деятельности
Критерий — это мерило нормы, образец, эталон, он выражает высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с критерием реальные явления, можно установить степень их соответствия, приближения к норме, к идеалу. Но для этого критерий должен быть достаточно развернутым, расчлененным, т.е. включать в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие «замерять» действительность, сопоставляя ее с нормой. Развернутый критерий представляет собой совокупность основных признаков, раскрывающих норму, высший уровень развития соответствующего качества личности школьника той или иной возрастной ступени. Знание конкретных показателей обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий. Для определения эффективности воспитательной деятельности в условиях конкретной воспитательной системы используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Анализ на основе критериев факта позволяет выявить необходимые элементы учебно-воспитательного процесса: планы, программы, используемые методики, технологии, средства, нормативно-правовую базу управления и самоуправления, наличие внешних контактов, включенность учащихся в деятельность. Критерии качества определяют степень приближенности системы к целям. К качественным показателям следует отнести: уровень сформированности определенных качеств личности, что выражается как в поступках, так и в сложившейся системе отношений личности к себе, миру, окружающим людям. Определяя эффективность воспитательного процесса, педагогика оперирует понятием «воспитанность». Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее социально значимых качеств. В определении показателей и признаков воспитанности педагоги исходят из цели воспитания, которая обозначена в государственных документах. Например, в 1970-е гг. цель воспитания в программных документах обозначалась как воспитание всесторонне развитой, общественно-активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Соответственно под воспитанностью в педагогической литературе (Шилова М.И., 1982) понимались: идейная и политическая активность; ответственное отношение к учению и общественно полезному труду; долг и ответственность; дисциплинированность; коллективизм и товарищество; доброта и отзывчивость; честность и правдивость; простота и скромность; бережливость. В теории и практике воспитания существует понятие уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Уровней сформированности по каждому качеству может быть как минимум два, а максимум — неограниченное количество. Обычно используют следующие содержательные названия: высокий, средний, низкий. М.И.Шилова (1982) обозначает следующие уровни воспитанности. Низкий уровень воспитанности — это слабый, еще неустойчивый опыт положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности — предполагает самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная жизненная позиция еще не вполне сформировалась. Высокий уровень воспитанности означает наличие устойчивой и положительной самостоятельности в поведении на основе активной общественной гражданской позиции. Можно выделить уровень воспитанности для каждого качества, совокупность которых составляет воспитанность личности. Уровневый подход позволяет выразить качественные показатели в каких-либо количественных единицах. Показательна в этом плане методика известного американского психолога Л.Кольберга, по которой определяются следующие уровни сформированности морально-нравственных качеств личности. 1. Доморальный уровень: первая ступень — ориентация на наказание и покорность; вторая ступень — наивный гедонизм. 2. Мораль условно-ролевой конформности: первая ступень — мораль «хорошего мальчика», ориентированная на сохранение добрых отношений; вторая ступень — мораль поддержания авторитета. 3. Мораль высоких нравственных принципов: первая ступень — мораль, ориентированная на общественный договор; вторая ступень — мораль индивидуальных принципов совести. Следует отметить, что нравственные качества в большинстве своем являются ключевыми при определении педагогами уровня воспитанности школьников, поэтому методика Л.Кольберга пользуется популярностью в педагогической среде. Понятно, что требования к личности со стороны общества меняются и перечень тех качеств, которые оцениваются со стороны общества как значимые, не может оставаться неизменным. Закон «Об образовании» ориентирует педагогов на создание условий для самоопределения, самореализации личности. Н.Е.Щуркова (1998) предлагает отказаться от такого понятия, как уровень воспитанности, и взять за основу успешности учебно-воспитательного процесса динамику личностного роста. При этом она подчеркивает, что анализ эффективности воспитательного процесса должен быть не поверхностный, а глубинный, и включать в себя изучение следующих «слоев»: внешний вид учащихся, физическое и психическое здоровье, качество деятельности, взаимоотношения школьников, ценностные ориентации, отношение школьника к себе. В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова (2000) в числе параметров, которые отражают личностное развитие, называют следующие: ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, «самостроительство». Различия, которые наблюдаются в педагогических исследованиях в отношении критериев успешности воспитательного процесса, говорят о его сложности и неоднозначности. Современные учителя должны включаться в творческий процесс прогнозирования и анализа успешности воспитательной деятельности: конкретизировать цели, обозначенные в государственных документах, владеть различными методиками диагностики, учиться интерпретировать результаты исследования. Оценивая качества личности, мы столкнемся с рядом проблем. 1. Специалисты подсчитали — для описания свойств личности только в словаре С.И.Ожегова используется более 1,5 тыс. слов, поэтому всесторонне изучить личность невозможно и нужно выделять качества, которые отвечают поставленной цели. 2. В настоящее время педагогическая наука не располагает данными для четкого выделения каких-либо конкретных «единиц измерения» соответствующих фактов и явлений. 3. Сложно фиксировать качественные показатели количественными замерами: как, например, можно замерить чувство долга? В любом случае есть значительная доля условности, когда мы определяем уровень сформированности того или иного качества. 4 В педагогической практике при оценке личности с точки зрения ее воспитанности всегда присутствует элемент субъективности. Педагог включает себя в ситуацию воспитательной деятельности и через размышления над собственными переживаниями, ощущениями получает необходимую информацию. В процессе взаимодействия с воспитанником у педагога складывается мнение, которое зачастую становится мерилом воспитанности. Оценочные характеристики, которыми в своей педагогической практике пользуются учителя, далеко не всегда носят научный характер и отражают сущность личности учащегося. Отсюда такие определения, как «неорганизованный класс», «вечный троечник», «подающий надежды» и т.д. 5. Результат воспитательной деятельности отодвинут во времени, поэтому сложно определить эффективность сегодняшнего дня. Диагностика успешности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик: как педагогических (включенное наблюдение), так и психологических (тесты), социологических (анкетирование, опросы), медицинских (показатели здоровья) и др. Общая картина диагностики складывается на основе определения эмоционального состояния личности, ее мнений, суждений, мотивов и результатов деятельности, повторяющихся поступков и т.д. В настоящее время получила развитие практика мониторинга. Педагогический мониторинг — это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния учебно-воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон. В основе проведения мониторинга лежат следующие принципы: непрерывность, разносторонность и целостность, адресность, гласность. Мониторинг проводится в несколько этапов: уточнение критериев оценки; определение показателей; подбор методов отслеживания результатов; интерпретация результатов; разработка рекомендаций. Проводя те или иные замеры, необходимо рассматривать воспитательный процесс в динамике, фиксировать тенденции, выявлять противоречия, чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие воспитательной системы как в целом, так и каждой личности в отдельности. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на раскрытие жизненных сил субъектов воспитательного процесса — и учителя и учеников. Самоуправление в системе общеобразовательной школы Зарождение самоуправления за рубежом Первые попытки организации школьного самоуправления были предприняты в Германии, Франции, Швейцарии в XVI —XVII вв. В качестве образца построения школьной республики использовался опыт правления римской республики. В дальнейшем в Америке и некоторых школах Европы получила распространение идея воспитания социально активных граждан, верных своему строю и обученных жить именно в этом обществе. Структура самоуправления стала копировать органы власти. Примером такого самоуправления стала школа В.Джиля, созданная в Нью-Йорке в 1897 г. Самоуправление было организовано по подобию городского управления в буржуазной республике. Класс был избирательным округом, учитель — советчиком. От каждого избирательного округа выбирали членов «городской» управы. Также были и другие должности: судья, письмоводитель, полицмейстер, полицейский. Было выработано и принято золотое правило: «Поступай с твоим ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Из этого правила были выведены законы школьного самоуправления. Должностные лица должны были дать обет, что будут действовать при исполнении своей службы в соответствии с законами. В судебном разбирательстве заведующий школой имел решающий голос. Как правило, самоуправление создавалось по инициативе педагогов, которые стремились к поддержанию дисциплины. Удачный опыт создания системы самоуправления по инициативе учеников дает «Промышленная школа для бедных» Ф. Э. Фелленбер-га (XIX в.), расположенная в имении Хофвиль (Швейцария). Школа представляла собой обширное хозяйство, в котором Ф.Э.Фелленберг проводил в жизнь идею И. Г. Песталоцци о соединении обучения с производительным трудом. Ему удалось устроить все так, что содержание школ окупалось детским трудом, из нее выходили грамотные, знающие и умелые сельские рабочие, в которых нуждалось капиталистическое земельное хозяйство. Дети работали в поле с 6 утра до 7 —8 вечера каждый день, кроме воскресений. Учились только вечером или в обеденный перерыв по 2 — 3 часа в день. Органы самоуправления школьной республики занимались распределением работы, учреждали взаимный товарищеский контроль, назначали товарищеский суд и пр. На рубеже XX в. начинается движение за «новую» школу. Организацию самоуправления брали на себя педагоги — сторонники свободного воспитания, не приемлющие наказаний. Им не нужна была строгая дисциплина, но была близка идея привлечения детей к организации школьного дела. Самоуправление наполняется новым смыслом: приобщение детей к социально значимой деятельности, к самоорганизации, саморазвитию. Европейскую славу приобрела созданная в 1935 г. в городе Пиульи (Франция) начальная школа под руководством С. Френе. В школе Френе вся деятельность была ориентирована на воспитание взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, личного достоинства. Визитной карточной школы служил школьный кооператив, членами которого были все учащиеся, учителя и родители. Во главе кооператива стоял совет, куда входили несколько учеников и учитель. Под контролем совета находилась хозяйственная деятельность школы и работа по самообслуживанию. Совет являлся и дисциплинарной инстанцией, здесь рассматривали случаи нарушения порядка в школе, заслушивали провинившихся учеников, разбирали конфликты, давали поощрения и наказания. Работа кооператива планировалась каждую неделю на общем собрании. Субботнее собрание кооператива становилось событием в жизни школы, к которому все готовились. Дежурные ученики приводили в порядок классную комнату, делали выставку лучших работ за неделю. В кооперативе обеспечивалась полная свобода слова. Интересной находкой в этом плане стала школьная газета, которая состояла из рубрик: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Газета в течение недели висела на стене и заполнялась самими учениками с подписью писавшего. Стирать надпись было запрещено. Одним из самых суровых решений собрания в отношении нарушителей был запрет делать записи в газете. Успех самоуправления в этой и других школах обусловлен не оригинальной формой, а общей ориентацией педагогов на сотрудничество с учениками. Ученики становились полноправными участниками педагогического процесса. В результате возникали деловые отношения детей и взрослых, что существенно повышало эффективность воспитательной деятельности. Долгое время самоуправление в зарубежных школах ограничивалось более или менее удачным опытом отдельных школ и педагогов. В странах Западной Европы и Японии ученическое самоуправление стало повсеместным во второй половине XX в. Органы самоуправления имели разную структуру и были представлены в виде системы «префектов» (США и Англия), конференций (Германия), команд (Франция). Традиционное ученическое самоуправление постепенно становится все менее эффективным как форма и способ воспитания. В Западной Европе эйфория 1960-х гг. сменилась скептицизмом и разочарованием. Ученические советы оказались неработоспособными. Поиск новых форм самоуправления учащихся привел к созданию школьных советов в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей, представителей общественности. В работе школьных советов на задний план было отодвинуто поддержание дисциплины и порядка в классах. Преимущественными направлениями деятельности становились вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, предоставление им возможности высказывать свои взгляды, требования, воспитание культуры общения. Обычно функции советов включали в себя определение целей и задач школы, бюджетную политику, правила внутреннего распорядка, дисциплинарные санкции, регулирование взаимоотношений школы с семьей, контроль за деятельностью администрации. История становления самоуправления в России Россия создала уникальный опыт повсеместного внедрения в массовую школу системы самоуправления. Опыт самоуправления в России стал закладываться на рубеже XX в. Практика самоуправления получила распространение в первую очередь в детских клубах и организациях. В школе, по мнению Н.К.Крупской, самоуправление стало проявляться в виде митинговой демократии. Массовое распространение самоуправление получило после революции 1917 г. Ведущие положения по организации детского коллектива наметил А.В.Луначарский в «Основных принципах единой трудовой школы». За идеал он взял опыт афинской демократии. Класс или какая-нибудь другая группа учеников должна самоуправляться всею массой. Для этого учреждается возможно большее количество должностей. Должности не должны быть долгосрочными. Дети должны дежурить на них от одного дня до двух недель, смена должна происходить по жребию. Отношения между учителем и учениками мыслились А. В.Луначарским как отношения взаимного товарищества. Он писал, что учителя должны уметь быть старшими детьми, старшими братьями разновозрастной семьи, какой является школа. Школа строилась на основе широкого привлечения учащихся к самоуправлению. Предполагалось, что детские организации будут возникать естественно и самопроизвольно на основе запросов самих детей и тех условий жизни, в которые они поставлены. «Положением об организации учащихся в школе II ступени», принятым коллегией Наркомпроса 12 июня 1921 г., рекомендованы разнообразные органы самоуправления в школах: классный староста, товарищеские суды, хозяйственные и культурно-просветительные комиссии, санитарные комиссии, школьные кооперативы, кассы взаимопомощи и др. Диапазон вопросов, которые могли решать школьники, был довольно широкий. По Уставу единой трудовой школы (1923) органы школьного самоуправления участвовали в хозяйственной, воспитательной работе школы, организации труда и отдыха учащихся, режима дня и школьных занятий, комплектовании групп и приеме в школу. При этом не устанавливались пределы самостоятельности школьников в решении тех или иных вопросов школьной жизни. Идея демократизации школы несла на себе печать классовой борьбы. Школьное самоуправление в ряде учебных заведений стало превращаться в карающий орган. Создавались ревтрибуналы, дисциплинарные суды, которые выносили суровые приговоры и оборачивались для многих детей настоящей личной трагедией. В 1930-е гг. вся система школы была взята под жесткий партийный контроль. Это выражалось в том, что пионерская и комсомольская организации подменили деятельность школьного самоуправления. Система была настолько жесткая, что попытка ввести учкомы не увенчалась успехом. Постепенно самоуправление становилось дополнительной нагрузкой педагогам. В 1951 г. вышел приказ министра просвещения РСФСР, на основании которого классный руководитель должен был обеспечивать работу пионерской и комсомольской организаций, что фактически ставило учителя в ситуацию ответственности за успешное функционирование существующей системы. В начале 1990-х гг. на смену комсомольской и пионерской организациям пришли школьные советы. В настоящее время органы самоуправления создаются на основе школьного устава, могут иметь разные названия, структуру и функциональные обязанности. Практические вопросы организации самоуправления Самоуправление ~ это форма организации жизнедеятельности коллектива, которая опирается на активность и ответственность членов коллектива, их умение принимать и реализовывать решения, отвечающие задачам развития коллектива. В практике организации самоуправления возникают сложные вопросы, которые заставляют размышлять над процессом внедрения самоуправления в жизнедеятельность школы. Кому нужно самоуправление — педагогам или ученикам? За весь период развития школы мы можем найти лишь единичные примеры, когда школьники сами создавали органы самоуправления, которые были направлены на самоорганизацию жизнедеятельности. Скорее можно было наблюдать стихийную самоорганизацию на короткий период для реализации определенной цели. Например, у А.С.Макаренко стихийно возник первый отряд для заготовки дров. Оказалось, что это очень удобная форма организации жизни коллектива. Впоследствии вся колония была разделена на отряды. Действовал совет командиров отрядов. Появились сводные отряды, которые создавались для проведения конкретного дела. Хорошее начинание поддерживалось начальником колонии. Детское самоуправление, безусловно, серьезная помощь взрослым в решении педагогических задач. Ученики могут организовать для себя праздники, конкурсы и за порядком следить. Смысл самоуправления многие педагоги видят в передаче педагогических функций детям. Но для того чтобы органы самоуправления качественно функционировали, необходимы знания, опыт, чего, естественно, ученики еще не имеют, поэтому требуется постоянная помощь ученическим органам самоуправления со стороны педагогов. Хотят ли дети взять управление в свои руки? Как показывает исторический опыт, дети должны дорасти до понимания необходимости самим принимать решения «за себя». Обычно они легко отдают педагогам право организовывать для них интересную жизнь. Даже если ученики выражают недовольство тем, что все за них решают педагоги, демонстрируют желание самим организовывать свою жизнь, это еще не означает, что они готовы взять на себя ответственность за организацию жизнедеятельности школы. Поэтому необходимо соизмерять управленческие функции, которые педагоги передают детям, с их готовностью и умениями реализовать доверие старших на практике. С чего начинать работу по организации самоуправления? Прежде всего необходимо определить поле деятельности органов самоуправления. В 1990-х гг., когда активно стали создаваться школьные советы, можно было наблюдать такую картину: при большой активности учеников на альтернативной основе проходили выборы членов школьного совета, и только после бурных выборов поднимался вопрос о том, чем будет заниматься этот совет. Активность намного превышала результаты. Самоуправление может превратиться и часто превращается в «игру в песочнице». Это происходит тогда, когда взрослые не определяют круг вопросов, которые дети в состоянии решать. Нужно четко сформулировать функции выбранных органов, их зону ответственности и обеспечить необходимыми полномочиями. Право решать конкретные вопросы должно быть адекватно той ответственности, которую ученики могут нести за свое решение. Как создавать структуру самоуправления? Самоуправление всегда было открытой системой. Создавая органы самоуправления, педагоги находили аналогии в настоящих либо исторических общественных устройствах. Были в истории школы и республики по образцу римской и патриархальные государства, и парламентские республики, и школы-коммуны, и республики труда, и т.д. Школа самоуправления — это школа взрослой жизни, поэтому вполне понятны исторические аналогии. Далеко не всегда целесообразно копировать существующую систему. В 1920-е гг. в школах-коммунах создавались детские суды по типу ревтрибуналов. Причем, как отмечала с тревогой Н. К. Крупская, дети не играли в эти ревтрибуналы, а всерьез переносили в детский коллектив проблемы классовой борьбы. В некоторых учебных заведениях создавались специальные группы, которые отслеживали поведение товарищей, а затем результаты выносились на обсуждение. Такое самоуправление не только не стало школой самоорганизации, но и приносило непоправимый вред, развращая детские души. Самоуправление должно быть направлено в будущее и помогать готовить лидеров общества, способных его совершенствовать. Поэтому, находя аналогии в общественном устройстве, следует не просто копировать систему, а создавать идеальную, более человечную, модель современной жизни. В чем смысл соуправления? Соуправление — это совместная управленческая деятельность педагогов и учащихся. Решения органов самоуправления в любой сфере жизнедеятельности школы так или иначе будут касаться и сферы управления школой. Следовательно, структура органов самоуправления должна быть «привязана» к структуре управления. При этом недопустимо как полное обособление самоуправления от системы школьного управления, так и полное подчинение органов детского самоуправления органам управления. Связь эта должна давать возможность согласовывать вопросы организации жизнедеятельности школы. Форма такой связи может быть прямая (при существующем управленческом звене создается орган самоуправления) и опосредованная (работает механизм согласования решений). Работая в режиме соуправления, учащиеся подключаются к анализу, планированию, распределению ресурсов, организации и контролю за всем процессом жизнедеятельности школы. Они могут научиться культуре согласования вопросов; для педагогов, в свою очередь, открывается новая возможность сверять свои педагогические задачи с интересами и стремлениями детей, видеть и понимать их реальные проблемы, а главное — разделять часть ответственности с детьми. Как привлечь детей к работе в органах самоуправления? Для начала органы самоуправления должны быть внешне привлекательными. Далеко не всегда ребенок приходит в органы самоуправления для того, чтобы приносить пользу людям. Мотивы, по которым ученики включаются в их работу, могут быть абсолютно нейтральными по отношению к сверхидее — сделать мир более совершенным. Кого-то привлекают красивые значки и нашивки, кому-то греет душу звание командира или сенатора, кто-то любит председательствовать на собрании. Все это имеет значение на первых порах. Поэтому важно, чтобы органы самоуправления отвечали требованиям детского и юношеского романтизма. Школьники должны ощущать себя кем-то более значительными. Стоит всячески поддерживать ощущение значимости, важности тех дел, которыми занимаются дети. Нужно также искать новые привлекательные формы организации самоуправления. Их можно найти в экспериментальном движении 1920-х гг., в коммунарском движении, в деятельности пионерской организации. Пионерские костры, линейки, сборы, плебисциты и суды чести Я. Корчака, школьные кооперативы С. Френе, дежурные командиры в трудовой колонии им. М.Горького, советы дела в коммунарском движении и др. Важно помнить, что только в процессе работы появляется вкус к собственно управленческой деятельности. Поэтому, привлекая внешне, важно учить процедуре принятия решения, помогать в планировании, в организации, в анализе своей деятельности. Как избежать болезни бюрократизации в органах самоуправления? Труднейшим А.С.Макаренко считал вопрос о лидере в детском коллективе. Обладающий большой властью единоначальник должен быть связан по рукам и ногам во всех тех случаях, когда он начинает представлять личное начало. Опасна болезнь бюрократизации. Власть, которую получают лидеры, становится серьезным испытанием. Первое время А. С. Макаренко считал, что командирами должны быть сильные личности, волевые и талантливые, но постепенно убедился, что руководить могут и не самые сильные. Для этого достаточно иметь формальное отличие от остальных: полномочие и ответственность. В зависимости от уровня развития коллектива можно переходить от назначения к выборам, а затем — к простой очередности. Есть ли оборотная сторона медали в том, что дети получают право сами принимать решения? Уровень детских решений, как правило, низкий. У детей нет культуры решения вопросов, и в конфликтных ситуациях они легко скатываются на путь «мстящей справедливости». Самоуправление без помощи взрослых легко переходит в самоуправство. У А. С. Макаренко было немало ситуаций, когда решение общего сбора больно ударяло по личности. В. А. Сухомлинский предупреждал, что детскому коллективу крайне осторожно нужно давать возможность вторгаться в зону автономии личности. У детей недостает опыта и такта, чтобы решать сложные межличностные конфликты. При этом нужно соблюдать меру вмешательства в детские проблемы, чтобы дети получили опыт решения реальных проблем, накопили полезный жизненный опыт. Педагогические требования к организации самоуправления Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие требования к организации школьного самоуправления. 1. Важно определить круг вопросов, которые относятся к компетенции органов самоуправления. 2. Необходимо сформировать положительное отношение педагогов к системе самоуправления и готовность оказывать помощь. 3. Модель самоуправления нужно согласовывать с требованиями общества, но не копировать систему управления взрослых. 4. Следует учить органы самоуправления процедуре управленческой деятельности. 5. Должен быть определен механизм согласования решений ученических органов самоуправления с органами управления взрослых. 6. Важно выработать механизм защиты самоуправления от влияния примеров из взрослой жизни. 7. Органы самоуправления должны быть привлекательными внешне и содержать в своей деятельности элементы игры. Date: 2015-09-22; view: 1295; Нарушение авторских прав |