Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие о воспитательных системах. Системный анализ, моделирование и проектирование воспитательного процесса
Среди педагогов существует такое заблуждение, что можно достичь высоких результатов за счет каких-либо новых форм работы. На самом деле применение новых форм и средств, которые не включены в общую систему воспитания, приводит, как правило, к случайному результату. Воспитательная система — это совокупность элементов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном единстве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности. Ядро воспитательной системы — цель воспитания. Исходя из цели создается концепция, которая определяет содержание, формы, средства, методы, характер управления. Диагностика успешности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокупность воспитательных влияний создает особый образ жизни в условиях конкретной воспитательной системы (рис). Цель любой воспитательной системы — воспитание личности, поэтому, создавая воспитательную систему, мы должны прежде всего определить, на какие цели воспитания будет работать эта система. Современные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. — определяют целевые ориентиры в воспитании личности на современном общественно-историческом этапе. Создавая систему воспитания, мы должны ориентироваться на личность: - способную к самоопределению, самореализации в социуме; - разносторонне развитую, культурно компетентную; - предприимчивую, творчески инициативную; - способную к сотрудничеству, конструктивному межкультурному взаимодействию; - физически здоровую; - имеющую целостное мировоззрение; четко выраженную позицию гражданина, патриота. Государственные документы дают общие целевые ориентиры, а конкретная цель должна быть сформулирована учебным заведением. Дело в том, что в рамках одной идеи, к примеру, идеи гражданственности, существует множество концепций и школ. В свое время был «пушкинский» Лицей, созданный прогрессивными общественными деятелями в целях воспитания новых людей, способных провести преобразование России. В советский период была школа В.А. Сухомлинского, которая ставила целью воспитание гражданина. Содержание, формы и методы, которые использовали эти учебные заведения, несмотря на сходство целей, существенным образом различались. Система должна содержать такие признаки, как целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, саморазвитие, взаимозависимость системы и среды. Целостность достигается через наличие общей концепции или системообразующей идеи. Все элементы системы должны быть связаны этой идеей. Недостаточно просто назвать школу Школой радости, Школой творчества, Школой выживания, Школой самоопределения: мы должны найти системообразующую деятельность, которая будет отвечать общей идее. В практике лучших воспитательных систем редко сначала создается система, а затем она внедряется в жизнь. Обычно идея рождается в процессе научного и практического поиска, в процессе всей жизнедеятельности, совместного проживания педагогов и воспитанников. На основе системообразующей идеи создается концепция. Каждая концепция должна пройти период критической оценки. Разработчикам следует постоянно задавать себе вопрос: «А что будет, если?..» Мы должны помнить, что воспитательная система не какое-то абстрактное образование, — в системе живут люди, и любые изменения затрагивают непосредственно личность. Если концепция не надуманная, а отражает сущность системы, тогда открывается истинный путь преобразований, что позволяет отобрать и структурно выстроить все элементы системы. Структурностьозначает, что элементы системы выстраиваются на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополнения. Возьмем, к примеру, «справедливое сообщество» в системе Л.Кольберга. Действующими элементами системы Л.Кольберга являются: общее собрание, комитет справедливости, сущностные группы, моральные дилеммы. Общее собрание вырабатывало законы жизни «справедливого сообщества». Собрание предварялось работой сущностных групп, неформальных встреч педагогов с небольшими группами учащихся, где велось обсуждение насущных проблем в жизни коллектива. Принятые законы проводились в жизнь комитетом справедливости. В формировании нравственного сознания отдельно взятое собрание не дало бы необходимого эффекта. Учащиеся должны не просто проголосовать за закон, а осознать свою ответственность за жизнь в сообществе. Точно так же, ограничиваясь абстрактным обсуждением моральных дилемм, не пытаясь строить жизнь на основе нравственной справедливости, мы получим однобокий результат. Важно не просто иметь набор элементов, а выстроить их так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Если удается представить элементы системы в единстве и взаимосвязи, то эффект влияния каждого элемента усиливается. Иерархичность означает, что каждый элемент системы может сам рассматриваться как система. Наглядный пример такой системы создан в школе Е. А.Ямбурга. Школа работает в режиме основных и дополнительных модулей. Каждый модуль относительно самостоятелен: средства, методы, формы, управление в определенной степени автономны. Основной модуль ориентирован на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь сложилась вузовская манера преподавания, практикуется приглашение вузовских преподавателей для чтения спецкурсов, работают исследовательские лаборатории. В дополнительном модуле создаются «зоны экологии души»: работают мастерские, детский театр, парикмахерская, конюшня, клуб путешественников, студия живописи. В рамках коррекционно-развивающего модуля действует центр диагностики и развития, медико-психологическая лаборатория, ведется коррекционная работа. Несмотря на относительную самостоятельность по назначению и формам деятельности, все модули работают на общую идею: адаптацию школы к особенностям учащихся и потребностям общества в целях воспитания личности, способной активно взаимодействовать с социумом. Чем более структурно проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более согласованно работает система в целом, становясь «единым организмом». Воспитательная система способна к саморазвитию, самоорганизации, т.е. может в процессе жизнедеятельности изменять свою структуру. Создание системы — динамический процесс, который протекает в условиях интеграции и дезинтеграции. С одной стороны, мы хотим наладить взаимовлияние, взаимопроникновение элементов системы, с тем чтобы она функционировала как единый организм, но, с другой стороны, идет процесс нарушения стабильности, поскольку всегда есть индивидуальные различия и интересы субъектов системы, появляются деструктивные ситуации как внутри системы, так и вне ее. Это нормальный, необходимый процесс. У В. А. Караковского была стройная система, которую он создал на основе коммунарской методики. На весь учебный год определялись ключевые дела, за организацию и проведение которых отвечали советы дел (инициативные группы из числа учащихся). Все школьные мероприятия проводились как коллективные творческие дела (КТД). На одном из сборов старшеклассники подняли вопрос о том, что коллективная творческая деятельность себя исчерпала, надоело устраивать «балаганчик». Такие, казалось бы, деструктивные выступления не разрушили систему, а дали импульс к дальнейшему развитию. В процессе коллективных размышлений решили обогатить привычные формы работы новым содержанием: появились смотры знаний, экономические игры, дискуссии и др. Если в системе есть механизм, позволяющий отслеживать деструктивные процессы и перенастраиваться, то система становится жизнеспособной. Более того, многие педагоги считают необходимым создавать «зону хаоса» внутри системы. Это позволяет рождаться новым элементам, которые в большей степени отвечают изменяющейся ситуации. Система должна быть связана с обществом. У школы есть такая особенность: она может строить отношения внутри учебного заведения в определенной степени автономно от общества. При самых жестких общественных режимах всегда были школы, следующие принципам гуманизма. Но тем не менее школа должна сама вписаться в систему общества, в противном случае общество может отвергнуть эту систему. Существующую в Краснодарском крае школу М.П.Щетинина называют по-разному: школой жизни, оазисом радости и красоты, школой-парком. Здесь нет оценок и домашних заданий; от ребенка не требуется заучивание информации. Обучение в школе — это творческое постижение нового знания, где приветствуются всяческие «озарения». Наиболее распространенным методом является взаимообучение в группе, овладение знаниями проходит в порядке «штурма» проблемы. Как такового урока нет, есть совместный творческий поиск учителя и учеников, работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в данный момент интересует. Занятие идет в каком-нибудь уютном уголке, на улице, за столом или просто на лавочках. Интерес, а не задание учителя, — ключ к созданию атмосферы свободной увлеченности процессом постижения знания. Кроме этого, ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные работы, управляются с сельхозтехникой, выращивают овощи, рис, пшеницу. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводика, прудовое хозяйство. Школа М. П. Щетинина ломает стереотипы не только классно-урочной системы, но и всей системы отношений «учитель—ученик», поскольку она не укладывается в рамки традиционной педагогики. Держится школа на энтузиазме и энергии ее создателей. При этом школа М.П.Щетинина, с одной стороны, вызывает восторг и удивление, а с другой — неприятие и даже агрессию. Систему обучения в этой школе называют «оккультной», социально опасной, ее создателя и вдохновителя обвиняют в спекуляции любовью. Такая разноплановая оценка происходит вследствие того, что школа ведет обособленный, «сектантский» способ существования и не вполне вписывается в социально привычные стереотипы. Понятно, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к школе М.П.Щетинина. Безусловно, общество должно стоять на страже воспитания. Но школа должна не просто копировать систему общественных отношений, а моделировать идеальные отношения, соответствуя в целом системе отношений в обществе, моделировать более человеческие отношения, чем они есть в реальной жизни. Создание системы воспитания требует и научного осмысления, и творческого озарения, и искусства внедрения в жизнь. Вся совокупность влияний элементов системы на фоне общей деятельности и сложившейся системы отношений создает особый «дух» школы, некую атмосферу, которая, скорее, улавливается, чем логически осмысливается. Создание системы — это процесс, который не должен прекращаться, а должен постоянно отслеживаться, только при этом условии появляется возможность доработки системы в соответствии с поставленной целью. Первый этап – этап становления (он может совпадать и не совпадать с возникновением образовательного учреждения). На этом этапе выявляются цели системы, вырабатываются главные ориентиры, проектируются коллективные ценности. Главная цель этапа - формирование коллектива педагогов-единомышленников. Второй этап – отработка системы; происходит утверждение системообразующей деятельности, отрабатывается наиболее эффективная технология. Главная цель – развитие школьного коллектива, органов самоуправления, рождение коллективных традиций. Третий этап – окончательное оформление системы. На данном этапе формируется содружество детей и взрослых. В центр внимания ставится личность ребенка, складывается демократический стиль руководства; главной целью является сотрудничество детей и взрослых. Данный этап – не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия не является стабильным, так как всякая ВС имеет свойство старения. Отсюда возникает необходимость четвертого этапа – этапа обновления, перестройки системы. Данный этап может закончиться распадом систем или ее полным обновлением. В мировой и отечественной педагогике имеются многочисленные примеры успешно развивающихся воспитательных систем. К ним можно отнести вальдорфские школы, систему М. Монтессори, Я. Корчака, А. Нейлла, С. Френе, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, Е. А. Ямбурга, А. Н. Тубельского и др. Воспитательная система вальдорфских школ. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 г. в г. Штутгарте. Идея вальдорфской школы была разработана Р. Штейнером. Главная цель школы – гармоничное развитие ребенка. Основные идеи: 1) ребенок – это микрокосмос, у него особая миссия на Земле, поэтому задача школы заключается в помощи ребенку в развитии внутренних творческих сил, всех способностей, дарованных природой; 2) идеи свободы, гуманизма, демократизма, неэлитарности. Школа самоопределения А. Н. Тубельского. Школа самоопределения – это научно-педагогическое объединение, включающее детский сад, школу, три школьных театра, школьное кафе, компьютерный центр, три спортивных зала, спортивный и туристический клубы и др. Главная цель – помочь поиску «Я» ребенка. В педагогической теории и практике существует словосочетание система воспитательной работы, под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. Внеучебная деятельность имеет принципиальное отличие от учебной деятельности: включение во внеучебную деятельность предполагает свободу выбора (внеучебная деятельность не ограничена стандартами), и личность может реализовать себя в соответствии со своей направленностью, интересами, склонностями, способностями, исходя из развивающих возможностей конкретного образовательно-воспитательного учреждения. Концепция воспитания как основа научного подхода к планированию Для того чтобы эффективно функционировать, учебное заведение должно иметь концепцию, программу, план. Концепция определяется как способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса. Исходя из этого, концепция воспитания — теоретически обоснованная система педагогических взглядов, идей, которая открывает пути достижения воспитательной цели и обусловливает содержание, формы и методы воспитательной деятельности. Следует подчеркнуть, что концепция — это не любая система взглядов на воспитание, а теоретически обоснованная, содержащая основные методологические положения. Как создается концепция воспитания? Прежде всего необходимо определить цель воспитания. Ориентиром для педагогов являются государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», различные федеральные программы. Для того чтобы сформулировать цель воспитания учебного заведения, необходимо опираться на знание реальных противоречий учебно-воспитательного процесса. Следовательно, нужно сделать анализ той ситуации, в которой работает учебное заведение, определить болевые точки. И уже исходя их этого в соответствии со стратегическими установками, обозначенными в государственных документах, определить цель. В одной концепции нет смысла соединять все целевые установки, которые могут быть сформулированы в государственных документах, — концепция не может объять необъятное. При разработке концепции, как правило, за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Теоретический анализ конкретной проблемы позволяет выйти на путь или пути достижения поставленной цели. Смысл концепции заключается в том, чтобы определить эти пути, а творчество при разработке концепции — в нахождении самой идеи, которая позволяет ответить на вопрос: как, к примеру, создать условия для самореализации личности? Так, концепция воспитания Н.Е. Щурковой исходит из того, что воспитание — это вхождение в культуру, которое предполагает формирование у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а помогает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сформировать собственное понимание того, что такое истина, добро и красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности «проживает» с ребенком какой-то отрезок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечная цель воспитания — становление личности, способной строить жизнь, достойную человека. На базе концепции пишется программа. Программа воспитания ~ изложение в соответствии с целями воспитания основной перспективы развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, мероприятия, ресурсы) на долгосрочный период. Программа воспитания составляется на основе анализа действительности и конкретизирует общие стратегические установки, излагаемые в концепции, определяет задачи, направления работы, формы работы, критерии эффективности внеучебной воспитательной деятельности. Программа воспитания Н.Е. Щурковой имеет, к примеру, следующие направления. 1. Расширение представлений о нормах культурной жизни. Приобщение детей к нормам культурной жизни. 2. Расширение представлений о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции. 3. Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни. 4.Формирование индивидуального образа жизни, достойного человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность. 5. Формирование индивидуальной жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному жизненному выбору. Эти направления согласуются с общей концепцией воспитания. По каждому из обозначенных направлений составляются мероприятия. В целом программа может иметь следующую структуру. Анализ ситуации в цифрах, фактах, примерах. Завершается выделением основных тенденций и противоречий учебно-воспитательного процесса. Цели воспитания. Определяются в соответствии с государственными документами и с учетом реальной ситуации в конкретном учебном заведении. Основные направления работы. Согласуются с целями воспитания. Формулировка направлений должна раскрывать основное содержание работы учебного заведения. Этапы реализации программы. Раскрывают механизм ее реализации. Программные мероприятия. Составляются по этапам и направлениям работы. Ожидаемые результаты. Согласуются с поставленной целью и выражаются в замеряемых показателях. Дополнительные ресурсы (кадровые, финансовые, организационные). Программа может быть целевой или носить характер комплексного развития образовательного учреждения. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и намечает общую перспективу его развития. Целевая программа помогает усилить конкретное слабое звено в системе воспитания, поддержать новое перспективное направление работы. К примеру, в школе может действовать целевая программа профилактики наркотической зависимости. Целевых программ на определенном временном отрезке может быть несколько. Целевые программы часто имеют звучное название, например: «Мир красотой спасется» (программа ориентирована на приобщение к народной культуре, проявление талантов в различных сферах художественно-эстетической деятельности) или «Древо жизни» (программа нацелена на укрепление гуманных отношений в семье). Программа составляется, как правило, на несколько лет. План — это документ, в котором отражаются приоритетные задачи работы учебного заведения на определенный период времени (как правило, учебный год) и система мероприятий, направленных на их решение. План — это последовательность действий по реализации программы. Мероприятия могут составляться по следующей схеме. 1. За основу берутся направления работы и по каждому направлению определяются ее форма, а также сроки, ответственные лица (И. С. Марьенко). 2. За основу берутся ключевые дела. Обозначаются сроки и ответственные (В. А. Караковский). 3. За основу берутся виды деятельности, например: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезная деятельность, художественная деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, деятельность свободного общения. По каждому виду деятельности определяются групповые дела и календарные сроки (Н.Е. Щуркова). Учебное заведение (и классный руководитель) может не иметь концепции и программы развития, но должен составлять перспективный план работы на учебный год и календарные планы на каждый месяц. Перспективный план работы включает: анализ предыдущей деятельности, цели и задачи на новый период, приоритетные направления деятельности, конкретные мероприятия, сроки их выполнения и фамилии тех, кто за них отвечает. Общие требования к планированию 1. Целенаправленность. Планирование должно начинаться с целеполагания. Цель конкретного учебного заведения определяет ся в соответствии с государственными документами и учетом реальной ситуации в конкретном учебном заведении. 2. Научность. Перспективное планирование деятельности выходит на качественно новый уровень, если опирается на анализ реальных проблем, объяснение изучаемых явлений и процессов с позиции современных теорий, установление причинно-следственных связей и отношений. 3. Конкретность. Цель должна находить отражение в конкретных задачах, направлениях работы и мероприятиях. 4. Преемственность. Любой план работы должен составляться на основе анализа педагогической действительности и развивать уже достигнутое. 5. Последовательность, систематичность. Определение сроков, основных этапов осуществления задуманного позволяет более динамично развить систему. 6. Реальность. Разработчики должны хорошо представлять, какие ресурсы необходимо задействовать для осуществления поставленных задач. Согласованность в планировании действий всех заинтересованных лиц и организаций. Это устраняет перегрузку мероприятиями и позволяет усиливать эффективность воспитательной деятельности за счет совокупного влияния всех заинтересованных организаций. Date: 2015-09-22; view: 1620; Нарушение авторских прав |