Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о воспитательных системах. Системный анализ, модели­рование и проектирование воспитательного процесса





Среди педагогов существует такое заблуждение, что можно достичь высоких результатов за счет каких-либо новых форм ра­боты. На самом деле применение новых форм и средств, которые не включены в общую систему воспитания, приводит, как прави­ло, к случайному результату.

Воспитательная система — это совокупность элементов (вос­питательных отношений, технологий управления учебно-воспи­тательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном един­стве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности.

Ядро воспитательной системы — цель воспитания. Исходя из цели создается концепция, которая определяет содержание, фор­мы, средства, методы, характер управления. Диагностика успеш­ности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокуп­ность воспитательных влияний создает особый образ жизни в ус­ловиях конкретной воспитательной системы (рис).

Цель любой воспитательной системы — воспитание личности, поэтому, создавая воспитательную систему, мы должны прежде всего определить, на какие цели воспитания будет работать эта система. Современные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Рос­сийской Федерации», охватывающая период до 2025 г., государ­ственные программы «Патриотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое вос­питание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. — определяют целевые ориентиры в воспитании личности на современном общественно-историче­ском этапе. Создавая систему воспитания, мы должны ориенти­роваться на личность:

- способную к самоопределению, самореализации в социуме;

- разносторонне развитую, культурно компетентную;

- предприимчивую, творчески инициативную;

- способную к сотрудничеству, конструктивному межкультур­ному взаимодействию;

- физически здоровую;

- имеющую целостное мировоззрение; четко выраженную по­зицию гражданина, патриота.

Государственные документы дают общие целевые ориентиры, а конкретная цель должна быть сформулирована учебным заведе­нием. Дело в том, что в рамках одной идеи, к примеру, идеи гражданственности, существует множество концепций и школ. В свое время был «пушкинский» Лицей, созданный прогрессив­ными общественными деятелями в целях воспитания новых людей, способных провести преобразование России. В советский пе­риод была школа В.А. Сухомлинского, которая ставила целью вос­питание гражданина. Содержание, формы и методы, которые ис­пользовали эти учебные заведения, несмотря на сходство целей, существенным образом различались.

Система должна содержать такие признаки, как целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, саморазвитие, взаимозависимость системы и среды.

Целостность достигается через наличие общей концепции или системообразующей идеи. Все элементы системы должны быть свя­заны этой идеей. Недостаточно просто назвать школу Школой ра­дости, Школой творчества, Школой выживания, Школой само­определения: мы должны найти системообразующую деятельность, которая будет отвечать общей идее. В практике лучших воспита­тельных систем редко сначала создается система, а затем она вне­дряется в жизнь. Обычно идея рождается в процессе научного и практического поиска, в процессе всей жизнедеятельности, со­вместного проживания педагогов и воспитанников.

На основе системообразующей идеи создается концепция. Каж­дая концепция должна пройти период критической оценки. Раз­работчикам следует постоянно задавать себе вопрос: «А что будет, если?..» Мы должны помнить, что воспитательная система не ка­кое-то абстрактное образование, — в системе живут люди, и лю­бые изменения затрагивают непосредственно личность.

Если концепция не надуманная, а отражает сущность систе­мы, тогда открывается истинный путь преобразований, что по­зволяет отобрать и структурно выстроить все элементы системы.

Структурностьозначает, что элементы системы выстраивают­ся на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополне­ния. Возьмем, к примеру, «справедливое сообщество» в системе Л.Кольберга. Действующими элементами системы Л.Кольберга являются: общее собрание, комитет справедливости, сущностные группы, моральные дилеммы. Общее собрание вырабатывало за­коны жизни «справедливого сообщества». Собрание предварялось работой сущностных групп, неформальных встреч педагогов с небольшими группами учащихся, где велось обсуждение насущ­ных проблем в жизни коллектива. Принятые законы проводились в жизнь комитетом справедливости.


В формировании нравственного сознания отдельно взятое со­брание не дало бы необходимого эффекта. Учащиеся должны не просто проголосовать за закон, а осознать свою ответственность за жизнь в сообществе. Точно так же, ограничиваясь абстрактным обсуждением моральных дилемм, не пытаясь строить жизнь на основе нравственной справедливости, мы получим однобокий результат.

Важно не просто иметь набор элементов, а выстроить их так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Если удается представить элементы системы в единстве и взаимосвязи, то эффект влияния каждого элемента усиливается.

Иерархичность означает, что каждый элемент системы может сам рассматриваться как система. Наглядный пример такой систе­мы создан в школе Е. А.Ямбурга. Школа работает в режиме основ­ных и дополнительных модулей. Каждый модуль относительно са­мостоятелен: средства, методы, формы, управление в определен­ной степени автономны. Основной модуль ориентирован на под­готовку к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь сложи­лась вузовская манера преподавания, практикуется приглашение вузовских преподавателей для чтения спецкурсов, работают ис­следовательские лаборатории. В дополнительном модуле создают­ся «зоны экологии души»: работают мастерские, детский театр, парикмахерская, конюшня, клуб путешественников, студия жи­вописи. В рамках коррекционно-развивающего модуля действу­ет центр диагностики и развития, медико-психологическая лабо­ратория, ведется коррекционная работа. Несмотря на относитель­ную самостоятельность по назначению и формам деятельности, все модули работают на общую идею: адаптацию школы к осо­бенностям учащихся и потребностям общества в целях воспита­ния личности, способной активно взаимодействовать с социумом.

Чем более структурно проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более со­гласованно работает система в целом, становясь «единым орга­низмом».

Воспитательная система способна к саморазвитию, самооргани­зации, т.е. может в процессе жизнедеятельности изменять свою структуру. Создание системы — динамический процесс, который протекает в условиях интеграции и дезинтеграции. С одной сторо­ны, мы хотим наладить взаимовлияние, взаимопроникновение элементов системы, с тем чтобы она функционировала как еди­ный организм, но, с другой стороны, идет процесс нарушения стабильности, поскольку всегда есть индивидуальные различия и интересы субъектов системы, появляются деструктивные ситуа­ции как внутри системы, так и вне ее. Это нормальный, необхо­димый процесс.

У В. А. Караковского была стройная система, ко­торую он создал на основе коммунарской методики. На весь учеб­ный год определялись ключевые дела, за организацию и проведе­ние которых отвечали советы дел (инициативные группы из чис­ла учащихся). Все школьные мероприятия проводились как кол­лективные творческие дела (КТД). На одном из сборов старшеклассники подняли вопрос о том, что коллективная творческая деятельность себя исчерпала, надоело устраивать «балаганчик». Такие, казалось бы, деструктивные выступления не разрушили систему, а дали импульс к дальнейшему развитию. В процессе кол­лективных размышлений решили обогатить привычные формы работы новым содержанием: появились смотры знаний, эконо­мические игры, дискуссии и др.


Если в системе есть механизм, позволяющий отслеживать де­структивные процессы и перенастраиваться, то система стано­вится жизнеспособной. Более того, многие педагоги считают не­обходимым создавать «зону хаоса» внутри системы. Это позволяет рождаться новым элементам, которые в большей степени отвеча­ют изменяющейся ситуации.

Система должна быть связана с обществом. У школы есть такая особенность: она может строить отношения внутри учебного за­ведения в определенной степени автономно от общества. При са­мых жестких общественных режимах всегда были школы, следую­щие принципам гуманизма. Но тем не менее школа должна сама вписаться в систему общества, в противном случае общество мо­жет отвергнуть эту систему.

Существующую в Краснодарском крае школу М.П.Щетинина называют по-разному: школой жизни, оазисом радости и красо­ты, школой-парком. Здесь нет оценок и домашних заданий; от ребенка не требуется заучивание информации. Обучение в школе — это творческое постижение нового знания, где приветствуются всяческие «озарения». Наиболее распространенным методом яв­ляется взаимообучение в группе, овладение знаниями проходит в порядке «штурма» проблемы. Как такового урока нет, есть совме­стный творческий поиск учителя и учеников, работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в дан­ный момент интересует. Занятие идет в каком-нибудь уютном угол­ке, на улице, за столом или просто на лавочках. Интерес, а не задание учителя, — ключ к созданию атмосферы свободной увле­ченности процессом постижения знания. Кроме этого, ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные рабо­ты, управляются с сельхозтехникой, выращивают овощи, рис, пшеницу. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводи­ка, прудовое хозяйство.

Школа М. П. Щетинина ломает стереотипы не только классно-урочной системы, но и всей системы отношений «учитель—уче­ник», поскольку она не укладывается в рамки традиционной пе­дагогики. Держится школа на энтузиазме и энергии ее создателей. При этом школа М.П.Щетинина, с одной стороны, вызывает восторг и удивление, а с другой — неприятие и даже агрессию.

Систему обучения в этой школе называют «оккультной», со­циально опасной, ее создателя и вдохновителя обвиняют в спекуляции любовью. Такая разноплановая оценка происходит вслед­ствие того, что школа ведет обособленный, «сектантский» способ существования и не вполне вписывается в социально привычные стереотипы. Понятно, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к школе М.П.Щетинина.


Безусловно, общество должно стоять на страже воспитания. Но школа должна не просто копировать систему общественных отно­шений, а моделировать идеальные отношения, соответствуя в целом системе отношений в обществе, моделировать более чело­веческие отношения, чем они есть в реальной жизни.

Создание системы воспитания требует и научного осмысле­ния, и творческого озарения, и искусства внедрения в жизнь. Вся совокупность влияний элементов системы на фоне общей дея­тельности и сложившейся системы отношений создает особый «дух» школы, некую атмосферу, которая, скорее, улавливается, чем логически осмысливается.

Создание системы — это процесс, который не должен прекра­щаться, а должен постоянно отслеживаться, только при этом ус­ловии появляется возможность доработки системы в соответствии с поставленной целью.

Первый этап – этап становления (он может совпадать и не совпадать с возникновением образовательного учреждения). На этом этапе выявляются цели системы, вырабатываются главные ориентиры, проектируются коллективные ценности. Главная цель этапа - формирование коллектива педагогов-единомышленников.

Второй этап – отработка системы; происходит утверждение системообразующей деятельности, отрабатывается наиболее эффективная технология. Главная цель – развитие школьного коллектива, органов самоуправления, рождение коллективных традиций.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данном этапе формируется содружество детей и взрослых. В центр внимания ставится личность ребенка, складывается демократический стиль руководства; главной целью является сотрудничество детей и взрослых.

Данный этап – не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия не является стабильным, так как всякая ВС имеет свойство старения. Отсюда возникает необходимость четвертого этапа – этапа обновления, перестройки системы. Данный этап может закончиться распадом систем или ее полным обновлением.

В мировой и отечественной педагогике имеются многочисленные примеры успешно развивающихся воспитательных систем. К ним можно отнести вальдорфские школы, систему М. Монтессори, Я. Корчака, А. Нейлла, С. Френе, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, Е. А. Ямбурга, А. Н. Тубельского и др.

Воспитательная система вальдорфских школ. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 г. в г. Штутгарте. Идея вальдорфской школы была разработана Р. Штейнером. Главная цель школы – гармоничное развитие ребенка. Основные идеи: 1) ребенок – это микрокосмос, у него особая миссия на Земле, поэтому задача школы заключается в помощи ребенку в развитии внутренних творческих сил, всех способностей, дарованных природой; 2) идеи свободы, гуманизма, демократизма, неэлитарности.

Школа самоопределения А. Н. Тубельского. Школа самоопределения – это научно-педагогическое объединение, включающее детский сад, школу, три школьных театра, школьное кафе, компьютерный центр, три спортивных зала, спортивный и туристический клубы и др. Главная цель – помочь поиску «Я» ребенка.

В педагогической теории и практике существует словосочета­ние система воспитательной работы, под которой обычно пони­мают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Си­стема воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. Внеучебная де­ятельность имеет принципиальное отличие от учебной деятельно­сти: включение во внеучебную деятельность предполагает свободу выбора (внеучебная деятельность не ограничена стандартами), и личность может реализовать себя в соответствии со своей направ­ленностью, интересами, склонностями, способностями, исходя из развивающих возможностей конкретного образовательно-вос­питательного учреждения.

Концепция воспитания как основа научного подхода к планированию

Для того чтобы эффективно функционировать, учебное заве­дение должно иметь концепцию, программу, план. Концепция опре­деляется как способ понимания, трактовки какого-либо предме­та, явления, процесса. Исходя из этого, концепция воспитания — теоретически обоснованная система педагогических взглядов, идей, которая открывает пути достижения воспитательной цели и обус­ловливает содержание, формы и методы воспитательной деятель­ности.

Следует подчеркнуть, что концепция — это не любая система взглядов на воспитание, а теоретически обоснованная, содержа­щая основные методологические положения.

Как создается концепция воспитания? Прежде всего необ­ходимо определить цель воспитания. Ориентиром для педагогов являются государственные документы: Закон Российской Фе­дерации «Об образовании», «Национальная доктрина образо­вания в Российской Федерации», различные федеральные про­граммы.

Для того чтобы сформулировать цель воспитания учебного за­ведения, необходимо опираться на знание реальных противоре­чий учебно-воспитательного процесса. Следовательно, нужно сде­лать анализ той ситуации, в которой работает учебное заведение, определить болевые точки. И уже исходя их этого в соответствии со стратегическими установками, обозначенными в государствен­ных документах, определить цель.

В одной концепции нет смысла соединять все целевые установ­ки, которые могут быть сформулированы в государственных до­кументах, — концепция не может объять необъятное. При разработке концепции, как правило, за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Теоретический анализ конкретной проблемы по­зволяет выйти на путь или пути достижения поставленной цели. Смысл концепции заключается в том, чтобы определить эти пути, а творчество при разработке концепции — в нахождении самой идеи, которая позволяет ответить на вопрос: как, к примеру, со­здать условия для самореализации личности?

Так, концепция воспитания Н.Е. Щурковой исходит из того, что воспитание — это вхождение в культуру, которое предполага­ет формирование у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а по­могает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сфор­мировать собственное понимание того, что такое истина, добро и красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности «проживает» с ребенком какой-то отре­зок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечная цель воспитания — становление личности, способной строить жизнь, достойную человека.

На базе концепции пишется программа. Программа воспитания ~ изложение в соответствии с целями воспитания основной перс­пективы развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, мероприятия, ресурсы) на долгосрочный период.

Программа воспитания составляется на основе анализа дей­ствительности и конкретизирует общие стратегические установ­ки, излагаемые в концепции, определяет задачи, направления работы, формы работы, критерии эффективности внеучебной воспитательной деятельности. Программа воспитания Н.Е. Щурковой имеет, к примеру, следующие направления.

1. Расширение представлений о нормах культурной жизни. При­общение детей к нормам культурной жизни.

2. Расширение представлений о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции.

3. Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в обще­ственной жизни.

4.Формирование индивидуального образа жизни, достойного человека, и способности корректировать собственную жизнедея­тельность.

5. Формирование индивидуальной жизненной позиции. Разви­тие способности к индивидуальному жизненному выбору.

Эти направления согласуются с общей концепцией воспита­ния. По каждому из обозначенных направлений составляются ме­роприятия. В целом программа может иметь следующую структуру.

Анализ ситуации в цифрах, фактах, примерах. Завершается выде­лением основных тенденций и противоречий учебно-воспитатель­ного процесса.

Цели воспитания. Определяются в соответствии с государствен­ными документами и с учетом реальной ситуации в конкретном учебном заведении.

Основные направления работы. Согласуются с целями воспита­ния. Формулировка направлений должна раскрывать основное со­держание работы учебного заведения.

Этапы реализации программы. Раскрывают механизм ее реали­зации.

Программные мероприятия. Составляются по этапам и направ­лениям работы.

Ожидаемые результаты. Согласуются с поставленной целью и выражаются в замеряемых показателях.

Дополнительные ресурсы (кадровые, финансовые, организаци­онные).

Программа может быть целевой или носить характер комплекс­ного развития образовательного учреждения. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательного уч­реждения и намечает общую перспективу его развития. Целевая программа помогает усилить конкретное слабое звено в системе воспитания, поддержать новое перспективное направление рабо­ты. К примеру, в школе может действовать целевая программа профилактики наркотической зависимости. Целевых программ на определенном временном отрезке может быть несколько. Целевые программы часто имеют звучное название, например: «Мир кра­сотой спасется» (программа ориентирована на приобщение к на­родной культуре, проявление талантов в различных сферах худо­жественно-эстетической деятельности) или «Древо жизни» (про­грамма нацелена на укрепление гуманных отношений в семье). Программа составляется, как правило, на несколько лет.

План — это документ, в котором отражаются приоритетные задачи работы учебного заведения на определенный период вре­мени (как правило, учебный год) и система мероприятий, на­правленных на их решение. План — это последовательность дей­ствий по реализации программы.

Мероприятия могут составляться по следующей схеме.

1. За основу берутся направления работы и по каждому направ­лению определяются ее форма, а также сроки, ответственные лица (И. С. Марьенко).

2. За основу берутся ключевые дела. Обозначаются сроки и от­ветственные (В. А. Караковский).

3. За основу берутся виды деятельности, например: познава­тельная деятельность, ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезная деятельность, художественная деятельность, физкультурно-спортивная деятельность, деятельность свободно­го общения. По каждому виду деятельности определяются группо­вые дела и календарные сроки (Н.Е. Щуркова).

Учебное заведение (и классный руководитель) может не иметь концепции и программы развития, но должен составлять перс­пективный план работы на учебный год и календарные планы на каждый месяц.

Перспективный план работы включает: анализ предыдущей деятельности, цели и задачи на новый период, приоритетные направления деятельности, конкретные мероприятия, сроки их выполнения и фамилии тех, кто за них отвечает.

Общие требования к планированию

1. Целенаправленность. Планирование должно начинаться с целеполагания. Цель конкретного учебного заведения определяет­ ся в соответствии с государственными документами и учетом ре­альной ситуации в конкретном учебном заведении.

2. Научность. Перспективное планирование деятельности выхо­дит на качественно новый уровень, если опирается на анализ ре­альных проблем, объяснение изучаемых явлений и процессов с позиции современных теорий, установление причинно-следствен­ных связей и отношений.

3. Конкретность. Цель должна находить отражение в конкрет­ных задачах, направлениях работы и мероприятиях.

4. Преемственность. Любой план работы должен составляться на основе анализа педагогической действительности и развивать уже достигнутое.

5. Последовательность, систематичность. Определение сроков, основных этапов осуществления задуманного позволяет более ди­намично развить систему.

6. Реальность. Разработчики должны хорошо представлять, ка­кие ресурсы необходимо задействовать для осуществления постав­ленных задач.

Согласованность в планировании действий всех заинтересо­ванных лиц и организаций. Это устраняет перегрузку мероприятиями и позволяет усиливать эффективность воспитательной дея­тельности за счет совокупного влияния всех заинтересованных организаций.







Date: 2015-09-22; view: 1620; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию