Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движущие силы и направления развития личности
Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Противоречия, которые возникают в процессе жизнедеятельности личности являются движущими силами ее развития. К таким противоречиям относятся: · противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения; · противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; · противоречия между растущими потребностями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности. Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним. В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков в процессе обучения и воспитания. В каких же отношениях развивается человек? 1. Человек развивается физически. Это заметно каждому. Изменяется вес, рост ребенка, причем наиболее интересно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см., в последующие 6 лет – на 25-35 см., а затем на 18-23 см. Растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает 93% веса головного мозга взрослого человека. Наращивается ловкость, сила, приобретаются умения совершать особые виды движений. 1. Развивается человек и в физиологическом отношении. По мере взросления совершенствуются физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняется и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение, пищеварительные процессы, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание. К окончанию средней школы многие физиологические процессы приближаются по своему развитию к уровню функционирования взрослого человека, но рост и развитие продолжаются до 24-25 лет. 1. Значительные изменения происходят в психике человека. Изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля. Характерны показатели развития восприятия у детей. Точность различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Способность различения высоты звуковых тонов с 6 до 14 лет возрастает в 4 раза. Развивается память и мышление: память от механической к смысловой и логической: мышление от конкретного (наглядно – образного) к абстрактному. Развивается воображение, внимание, эмоции и т.д. 1. Развитие человека в социальном отношении. Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом, с самим собой. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон.). В данной школе социализация раскрывается через понятие адаптация. Адаптация означает приспособление личности к условиям среды, где происходит ее жизнедеятельность. Результатом социальной адаптации является приспособленность личности к различным социальным ситуациям, к микро и макро - группам. То есть человек приспосабливается к культурным, психологическим, социальным факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманитической психологии, представителями которой являются А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я – концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности. Здесь личность рассматривается как субъект, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний характер социализации. Действительно общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Данная тенденция характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Date: 2015-09-22; view: 1778; Нарушение авторских прав |