Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательный процесс





Воспитание мало что даст, если оно не будет основано на прогнозе изменений, происходящих в воспитаннике и окружающих его обстоятельствах, в самом педагоге. Вот почему воспитание всегда связано с обнаружением динамических тенденций в образовательной практике, с обращением к категории процесса.

Напомним, что процесс — это разворачивающаяся во времени закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция (предрасположенность).

Воспитательный процесс — это закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.

Такое понимание процесса предполагает учет в воспитании ряда специфических характеристик, сопоставление которых помогает выявить объективно существующие закономерности, построить прогноз и спроектировать соответствующую деятельность педагога.

Первая характеристика процесса, которая следует из его философского определения, — это закономерная логика протекания процесса. Отличие педагога-профессионала от дилетанта, работающего интуитивно, связано с предвидением результатов воспитания, прогнозированием хода процесса. Основой для такого прогноза может стать изучение мотивации школьников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения.

Понимание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанный на этом понимании прогноз становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.

Нередко в повседневном общении «цель» понимается тождественной «образу результата» — это не всегда справедливо. Результат — это конечное состояние системы, цель — те изменения, которые предполагаются в ней в процессе деятельности.

Цель воспитательной деятельности форми­ру­ется при сопоставлении образа результата с данными изучения кон­крет­ного воспитанника. На этом пути выделяются следующие этапы целеполагания:

1) Как можно конкретнее, детальнее сформулировать образ ожидаемого результата воспитания.

2) С помощью диагностических методик сравнить конкретного воспитанника с тем образом, в котором представляется результат воспитания.

3) Выявить существенные расхождения полученной картины с желаемым результатом (иначе говоря, определить воспитательные проблемы как перспективы совершенствования).

4) Определить предполагаемые изменения за конкретный проме­жу­ток вре­ме­ни (т.е. сформировать инструментальную воспитательную цель).

Таким образом, между желаемым результатом и инструментальной воспитательной целью (или предполагаемыми изменениями) обязательными в процессе целеполагания обнаруживаются этапы диагностики и выделения перспектив развития.

Поставить воспитательную цель означает определить предполагаемые изменения в индивидуально-личностных и субъектных свойствах воспитуемого.

Основные требования, предъявляемые к воспитательной цели, — это 1) направленность на конкретное изменение в воспитаннике (какое именно качества или свойство надо сформировать, каких изменений достичь и пр.); 2) педагогический характер (направленность на изменение индивидуально-личностных и субъектных свойств самого воспитанника, а не условий или средств воспитания); 3) значимость содержащихся в ней положений для ведущих личностных, индивидуальных или субъектных свойств воспитанника; 4) ее позитивный характер (следует избегать формулировок типа «воспитать негативное отношение...»); 5) реальность (достижимость в определенный отрезок времени и обеспеченность средствами достижения).

Из определения процесса как последовательности состояний, событий, изменений мы можем выделить дискретность (или стадийность) процесса как следующую его важную характеристику. При этом стадия понимается как определенная ступень (период, этап) имеющая свою качественную определенность. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.

Учет стадийности воспитательного процесса приводит педагога к выделению различных фаз его воспитательного взаимодействия с ребенком.

В логике гуманитарного воспитания выделяются следующие три фазы:

Первая фаза — рефлексивная (осмысления), которая включает в себя переживание жизненных ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как достижение внутреннего согласия, осознание особенности своих отношений к миру, своего автономного Я, самобытности.

Задачами этой фазы воспитания являются:

§ стимулирование самопознания воспитанника, определения им своих сильных сторон и перспектив самосовершенствования;

§ включение его в разнообразные формы рефлексии деятельности, поведения, отношений;

§ стимулирование интереса к приобретению информации о себе;

§ овладение рефлексивными и аналитическими умениями;

§ акцентирование внимания воспитанника на выявлении закономерностей саморазвития.

Главное на рефлексивной фазе воспитания — чтобы воспитанник ощутил себя не инструментом воплощения чьей-то внешней воли, инструкций, предписаний или требований, но творцом собственной жизни.

Поэтому характерными для этой фазы методами являются рефлексивные задания, анализ жизненных ситуаций, разработка фантастических проектов, сочинение сказок. Смысловая основа автономности ребенка в гуманитарном воспитании закладывается как устойчивость к стрессу, в определенной мере невосприимчивость к авторитарному давлению извне. В сознании воспитанника дискредитируется авторитарное знание как неспособное отразить переживания конкретного человека, помочь ему в разрешении гуманитарных проблем.

Вторая фаза — ценностная (осознания). Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Выделение типичных алгоритмов и овладение способами деятельности, методами постижения реальности становятся основой для развития самооценки. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника, и целью работы с ним становится обратить эту активность на понимание закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.

На фазе осознания принципиальным является теоретическое постижение действительности и, на основе объективного знания, переструктурирование эмпирического опыта с целью достижения жизненного успеха.

Для этой фазы характерны дискуссионные формы воспитательной работы, диалогические методы, в которых собственные взгляды ребенка обнаруживаются как относительные. Гуманитарное воспитание предполагает осознание многомерности и многообразия мира человеческой культуры, множественности смысловой интерпретации жизненных событий и необходимости диалогического взаимодействия для само- и взаиморазвития.

Третья фаза — проективная (проектирования) — предполагает самопроектирование и реализацию в социально полезной деятельности. На этой фазе происходит самоутверждение воспитанника в деятельности (или в ее проектировании), благодаря чему деятельность, поведение и общение становятся целостными, прогнозируемыми.

На проективной фазе воспитания закладывается основа для свободного, произвольного поведения, для поступка, т. е. для действия, входящего в противоречие с инстинктом самосохранения и потребностью в безопасности, когда «происходит превращение потребности в уважении и самоуважении в достоинство как ценность» (В. В. Кузнецов).

Гуманитарность становится основой выбора поступка, стиля повседневной деятельности. Для этого организуются социальные практики воспитанников (социальные проекты), в процессе которых закрепляются выдержка, самообладание, саморегуляция; поощряются альтруистические поступки как проявление свободного выбора достойного человека; формируется опыт достижения консенсуса, гармонизации интересов воспитанника с социальным окружением.

Нелинейность процесса, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему раскрывает в качестве его третьей характеристики кризисность процесса. Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход), согласно словарному определению, — это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис)». Кризис является формой перехода от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.

Категория кризиса (или скачка) раскрывает механизм движения процесса как переход количественных изменений в качественные, как смену периодов относительной стабильности (функционирования, накопления количественных изменений) кризисами (переходами из одного качества в другое). Следовательно, выделение стадий еще не приводит к пониманию динамики процесса — нужно выявить и поддержать внутренние силы самодвижения ребенка и его отдельного свойства.

Приоритет внутреннего потенциала саморазвития воспитанника приводит к его праву самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для эффективного самоопределения недостаточно предоставить воспитаннику свободу выбора, поскольку свобода внешняя (отказ от авторитарных методов воспитания и организации образовательного процесса) не делает человека свободным внутренне (способным делать ответственные выборы).

Понимание механизма воспитания как саморазвития через преодоление затруднений приводит к восприятию деятельности воспитателя как педагогической помощи в одной из ее трех форм: сопровождения, поддержки, руководства.

Помощь, как известно, означает «содействие, приносящее облегчение»; сопровождение, поддержка и руководство отражают различную степень содействия в преодолении затруднений.

Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника.

Стратегия педагогического сопровождения предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и совместный с воспитанником выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако на этапе разрешения проблемы воспитаннику предоставляется самостоятельность (а следовательно и ответственность): помощь оказывается методами консультирования на этапе принятия решения и выработки плана ее преодоления и первичной помощи на этапе реализации этого плана.

Педагогическое сопровождение характерно своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже — нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи, приоритетом интересов воспитанника, доверительностью его взаимодействия с педагогом, оптимизмом, позитивной оценкой достижений воспитанника, диалогичностью общения, созданием ситуаций успеха в самопонимании, самореализации, самопрезентации, самоутверждении, возвышением достоинства ребенка, повышением его статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Педагогическая поддержка состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию.

Поддержка, в сравнении с сопровождением, эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает бóльшую инициативу педагога в оказании помощи. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, выработке волевых свойств, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности.

На закономерный вопрос «какая стратегия лучше?» ответить можно лишь в соотношении с особенностями конкретной ситуации и характером затруднений, которые испытывает воспитанник, с его готовностью к разрешению возникающих затруднений. Очевидно, что стратегия педагогического сопровождения предполагает бóльшую субъектность воспитанника, чем при педагогической поддержке. Однако в периоды кризиса более эффективна стратегия педагогической поддержки, а порой и ее недостаточно.

Педагогическое руководство — это такой вариант педагогической помощи, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в организации деятельности воспитанника по разрешению проблем развития.

Конечно же, такие случаи в воспитании должны быть возможно более редкими и кратковременными, объясняться крайней опасностью неконструктивного разрешения проблемы, недопустимостью ошибки, которая может повлечь за собой необратимые деструктивные последствия.

Самый мощный стимул для саморазвития воспитанника — это контекстная среда, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса. Ситуационный характер процесса отмечается многими авторами как четвертая его характеристика. Под ситуацией при этом понимается не просто совокупность, но система условий (внешних обстоятельств), существенным образом влияющих на характер протекания процесса (стимулирующих или тормозящих внутренние факторы саморазвития системы). Эта система условий как педагогический потенциал среды составляет особый предмет деятельности педагога. В воспитании ситуационность часто рассматривается как «событийный подход» в проектировании жизненного пути человека.

Взаимодействие с окружением (ближайшей средой и людьми) служит важнейшим источником саморазвития индивида, средством обеспечения его самореализации и стимулом для дальнейшего индивидуально-личностного и субъектного роста, который осуществляется непрерывно на про­тяжении всей его жизни. Включе­ние в этот процесс делает возможным сопоставление мыслей, чувств и по­ступков индивида с их выражением у других людей, что выступает основой его самопознания, самоопределения, саморегуляции, самореализации и самоутверждения. Оно помогает субъекту умножить собственные силы, получить эмоциональную «подпитку» и через со‑изменение картин мира перейти к более адекватному его восприятию и по­ниманию. Все это способствует расширению «горизонтов» личности, опреде­ляя ступени ее дальнейшего духовного роста и сознательного самосовершен­ствования.

Ситуационный характер воспитательного процесса приводит к необходимости профессионального анализа педагогической ситуации и определения оптимальных вариантов деятельности в ней.

Анализ педагогической ситуации целесообразно проводить по следующему плану:

Выделите педагогический аспект ситуации, т.е. определите качество (личность, индивидуальность, субъект), на которое она влияет в большей мере.

Вычлените и обоснуйте воспитательную проблему: реально существующее или назревающее противоречие в становлении качеств или свойств воспитанника. В чем проявляется эта проблема?

Почему вы считаете эту проблему актуальной (к каким негативным последствиям в саморазвитии воспитанника ведет эта проблема)?

В чем, на ваш взгляд, истоки этой проблемы (внутренние и/или внешние, закономерные или случайные)?

Определите цель воспитательной деятельности в разрешении данной проблемы (планируемые изменения, которых хотелось бы достичь в результате воспитательной деятельности).

Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения проблемы, эффективного поведения педагога в этом случае.

Выберите и обоснуйте оптимальную стратегию и логику воспитательной деятельности (педагогической помощи) в данной ситуации.

Подберите и обоснуйте способы включения других специалистов, от которых зависит разрешение данной проблемы.

Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата воспитания.

В результате мы приходим к выводу, что в понимании воспитательного процесса необходимо следующее:

§ выделить закономерную логику процесса (прогноз его развития) и на ее основе сформулировать воспитательную цель;

§ описать стадии (ступени, этапы) процесса как качественную его определенность в каждом последовательном состоянии явления, как структуру компонентов (составляющих, элементов), целостность; здесь же описываются количественные изменения, происходящие на каждой стадии процесса (не приводящие к качественным скачкам); выделение стадий становится основанием для проектирования этапов и фаз воспитательного взаимодействия;

§ описать состояние процесса в пограничных «кризисных точках», скачки, переходы из одного качественного состояния в следующее; возможно, для этого потребуется указать, какие количественные изменения или иные «резонансные влияния» приводят систему в кризисное состояние, разрушающее ее наличную структуру; понимание характера кризисов и затруднений позволяет выбрать оптимальную стратегию педагогической помощи воспитаннику;

§ определить внутренние и внешние силы, обеспечивающие направленное саморазвитие и необратимость процесса; анализ ситуации становится основанием для проекта воспитательной деятельности педагога.

Date: 2015-09-22; view: 2724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию