Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опционально⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53
· 1- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА · - снижение контактов,. Как будто находится один. Все проявления вовне скупы, в тяжелых случаях ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики. · - холодность и безразличие избегание взгляда,. Ребенок, «уходит» в свой внутренний мир от чрезмерных раздражителей. · - преобладание бокового зрения над прямым. Этологически преимущество бокового зрения в возможности, не поворачивая головы. · - страхи! страхи носят генерализованный характер. · - жесткое сохранение дистанции в контактах с людьми. Характерна амбивалентная поза «в полоборота» - готовность к бегству..У аутичных детей - дезорганизующая роль. · - страдает поведение привязанности - фиксация симбиотической связи — тревога и страх даже при короткой разлуке. В норме на базе ПП складываются различные психические новообразования. При аутизме формирование нарушается. · 2- СЕНСОРНАЯ СФЕРА: · нарушения сенсорной сферы: болезненная гиперестезия к обычным сенсорным раздражителям. Связанный с ней эмоциональный дискомфорт вызывает страхи. · · 3- ИНТЕЛЛЕКТ · - хорошие интеллектуальные возможности, парциальная одаренность в разных сферах. · - типичны нарушение целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, явная пресыщаемость. · 4- ИГРА · - стереотипность, монотонность на протяжении лет. · - с 8-10 лет игры часто носят манипулятивный характер. · - Аутистические фантазии, нет реальности, захваченность всего поведения фантастическим сюжетом. · - диффузный характер связи между словом и предметом.Выбор определяется предметным действием. У детей с аутизмом. В спонтанных играх большая конкретность – отказ от заместителей значимых объектов. С аффективно незначимыми – значительное расширение круга заместителей. · - асинхрония игры. · 5-РЕЧЬ · - не пользуются речью для общения.. · - почти полный мутизм или аутичная речь, эхолалии при ответах. · - неупотребление личных местоимений. · - Тембр и модуляция голоса неестественны, мб вычурны и певучи. · - высокое стремление к словотворчеству, неологизмам, и т.д. · - Д изартрия, нарушения темпа, ритмики речи, в тяжелых случаях схоже с алалией. · - механизм аффективного «заражения» в речи. Эхолалии прогностически положительный симптом. · Группы тяжести нарушения речи: · 1) мутизм. · 2) штампы, эхолалии. речевое развитие менее затруднено. · 3) аффективный монолог · 4) затруднение в свободном оперировании, используют стереотипный набор фраз, · 6- МОТОРИКА · - плохая моторика, неловкость произвольных движений, и.т.д. · - мышечная гипотония · - Нейропсихологическое исследование: моторная апраксия. · - нарушение организации программы движения и осмысления предме та как орудия или объекта целенаправленной деятельности. · - зрительно-моторные нарушения. · - аффективное «заражение» огнем, водой, ритмом оказывает положительное воздействие на моторику, активность. И сточник энергии тонизирует.
33. Дисгармоническое развитие: клинический и патопсихологический подходы. Основное качество нарушения: диспропорциональность (асинхрония); Характерная модель: психопатии и патологическое развития личности; Этиология: биологические (наследственность или вредности в раннем детстве) или социальные факторы (неправильные условия воспитания); Патогенез: мало изучен, большое значение конституциональным особенностям Клинико-психологическая структура дефекта: группа аномальных личностных свойств, не имеющих тенденции к прогрессированию, но изменяющихся под влиянием соц. и биол. факторов; общих законов нет, психопаты все разные; Нарушение регуляторных функций деятельности. Дисгармоничное развитие - диспропорциональность в аффективной сфере, базальные эмоции сильно выраженные, а высшие эмоции не развиваются.Сходно с искаженным развитием: сочетание ретардации с парциальной акселерацией развития других функций; нарушение иерархии в развитии функций. Этиология психопатий: 1) генетические, наследственные факторы (конституциональные формы психопат ий), 2) экзогенные вредности, действовавшие на ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) Некоторые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзогенное происхождение. В норме: темперамент — адаптивное образование, влияющее на общий уровень стимуляции, а значит — на разнообразие опыта ребенка (поэтому активный ребенок получает больше информации, чем пассивный). При психопатиях клиницисты отмечают нарушения силовых и временных констант темперамента. Ядерную группу составляют так называемые конституциональные психопатии: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Шизоидная психопатия: патологические черты в характере появляются рано (3-4 года). Особенности: малая интенсивность темперамента, вялость реагирования, с трудом овладевают навыками самообслуживания, отсутствие непосредственности, жизнерадостности, общение с детьми ограниченно, одиночество и мир фантазий, контакты со взрослыми более активны, переживания о собственных чувствах. Дисгармония также наблюдается в интеллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуациях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления. Синдром Аспергера – шизоидная психопатия Особенности: раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности. Шизоидная психопатия это не шизофрения. Нет нарастания па тологии. Хороший социальный прогноз. Признаки: Речь проявляется раньше ходьбы. Речь используется как средство общения. Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда. Хорошие общие и специальные способности. Я появл рано, руководят родителями. Эпилептоидная психопатия (в 2-3 года). Особенности: эмоциональная вязкость, напряженность эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. Психастеническая психопатия (в 3-4 года) Особенности: низкая активность, слабость психического тонуса, неспособность к длительному напряжению, склонность к тревожности, мнительность. Признаки: страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные о пасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасения, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондрич-ности. Как компенсаторный мех-м возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вызывает состояние тревоги. Истерическая психопатия. Часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек. Особенности: психическая незрелость, высокая возбудимость темперамента, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений, незрелый инфантильный характер аффективного реагирования, пресыщаемость. В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокетство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуального содержания. Психопатии типа неустойчивых - инфантилизм. -незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. -Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности. -Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. -Безответственность, несформированность моральных запретов, обманы. - повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асоциальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль.
Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. -первая группа: возбудимый (эксплозивный) тип. у мальчиков. -аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслабленностью, вялостью, слезами. - трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. -немотивированные колебания настроения в виде дисфории. - В ответ на малейшее замечание у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В подростковом возрасте – асоциальное поведение. - вторая группа: повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, -некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую. -бестормозность: патология влечений, импульсивные сексуальные эксцессы, склонности к бродяжничеству и т.д.
В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, способствующих ее формированию. Г. Е. Сухарева (1965), Л. С. Выготский (1983), М. С. Певзнер (1962) указывают, что ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Г.Е.Сухарева выделяет «патологическое развитие личности» вследствие неблагоприятных условий воспитания. Это не психопатия, она обратима. 2 фактора: 1) закреплению патологических реакций (имитация, протест и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности. 2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость и др. способствует прямая стимуляция отрицательным примером. К дисгармоническому развитию можно отнести: Невропатия — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляциии т.д. Вторичный дефект: отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной. Формируется личность: тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Сухарева Г. Е. (1959). 2 варианта невропатии — астенический и возбудимый. Отклонением темпа полового созревания. - нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, приводящей 1) к замедлению темпа полового созревания, 2) к ускорению. Ускоренное церебрального генеза: Особенности: недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость, черты двигательной и эмоциональной незрелости в сочетании с чрезмерной речевой продукцией, двигательная неловкость, ожирение. Ускоренное церебрально-органического генеза: Особенности: односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой, тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. ИТОГО: 1. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной сферы, возможно, ее физиологической основы — вегетативной и вегетативно-эндокринной систем. 2. Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. 3. дисгармония между эмоциональной и интеллектуальной сферами.
Схематизируя основные варианты нарушения психического развития при психопатиях, попытаемся свести их к нескольким вариантам: 1) психопатологические явления фиксируются преимущественно в области базального аффекта при известной сохранности интеллекта. 2) инстинктивно-аффективная сфера, включая уровень влечений, обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью воздействий на интеллект и личность в целом. 3) базальные и высшие эмоции недоразвиты, наблюдаются явления расторможенности влечений непатологического и патологического характера.
34. основные методы клинической психологии: преимущества и ограничения Области клинико-психологического знания. Методы, используемые в клинической психологии: клиническая беседа, наблюдение, эксперимент Специфика – зависимость от конкретных задач, специфичность контенгента, особые этические правила, особенности условий проведения/ Достоинства: рассматривают человека как целостную личность во взаимосвязи с окружающим миром (будь то или синдромный анализ, пато эксперимент, или восстановительное обучение). 1) Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины, физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов ВПФ на материале различных мозговых нарушений. Направления нейропсихологии (по Е.Д. Хомской): Ø Клиническая нейропсихология (нейропсихологическая синдромология. Метод синдромного анализа) изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных отделов мозга, а также нейропсихологические синдромы при диффузных болезнях мозга (деменции, шизофрения и т.п.). Ø Экспериментальная нейропсихология исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Т.о.: нейропсихология речи (нейролингвистика, афазиология), нейропсихология восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Ø Психофизиологическая нейропсихология (психофизиология локальных поражений мозга) изучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений ВПФ. Ø Нейропсихологическая реабилитация изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. Ø Возрастная нейропсихология исследует мозговую организацию ВПФ на разных возрастных этапах в норме и патологии. 2) Патопсихология – это отрасль психологии, пограничная между психологией и психиатрией, которая изучает закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии, в сопоставлении с нормой. 3) Психосоматика и психология телесности. Психосоматика – это клинико-психологическая дисциплина, предметом которой является изучение генезиса, структуры и функций психосоматических явлений как на разных этапах онтогенеза человека в норме, так и при различных формах патологии. Методы психосоматики: весь арсенал психологических методик + специальные методы, созданные в недрах психосоматики. Например, для исследования ВКБ применяются следующие методики: психосемантические методики, исследование плацебо-эффекта, болевых порогов, проективные методики, опросники. Психология телесности – область психологического знания, предметом которой является следующее: ü феномен тела как психологический феномен (напр., интрацептивное восприятие); ü социализация телесных функций; ü нарушение телесности при различных соматических и психических расстройствах. Методы: косвенные! Потому что телесность это наиболее архаичная функция, нет рефлексивного доступа и т.п. Естественный эксперимент (телесность проявляет себя в болезни). 4) Психологическое консультирование и психотерапия. Сейчас эти два понятия сливаются, а раньше проводились следующие различия: Психологическое консультирование – вид деятельности психолога по помощи клиенту (здоровому и больному человеку) в поиске решения проблем (экзистенциальных, межличностных, семейных, профессиональных). Клиент: дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Психотерапия – вид деятельности врача (врача-психотерапевта или психиатра), целью которой является избавление от симптомов больного путем прямого воздействия на его психику. Это определение клинической (медицинской) психотерапии. Разные виды психотерапии в своей основе имеют определенную методологию. Реабилитация: 5) В неврологии и нейрохирургии: нейропсихологическая реабилитация, основным методом которой является восстановительное обучение. Восстановление нарушенных речевых функций (при афазиях), восстановление движений, памяти и т.д. 6) В психиатрии: комплексная психосоциальная реабилитация психически больных. Участники: врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, социальный работник и др. Основной контингент: больные шизофренией. Методы: тренинги социальных навыков, когнитивных функций, общения, ассертивности, психообразование, совладание с остаточными психотическими симптомами. Психокоррекция.: § Психокоррекция – искусственное понятие, введенное в науку и практику в 1970-х годах, когда психологи начали наиболее интенсивно заниматься психотерапией. Но назвать эту деятельность психолога психотерапией назвать было нельзя, ибо психотерапия – это терапия, т.е. лечение, а лечение это прерогатива врача. Т.о., психотерапией занимается врач, а психокоррекцией – психолог, а на самом деле это одно и тоже (однако нужно учитывать специфику медицинской психотерапии и психологической, см. ниже). § Психокоррекция – это система методов, направленных улучшение каких-либо отдельных аспектов психики, когда явной патологии нет (Н.К. Корсакова). Примеры: тренинг когнитивных функций, обучение мнемотехникам, развитие внимания и т.п. Отличие от психотерапии (в этом контексте): психотерапия направлена на изменение всей личности, а психокоррекция – на отдельные аспекты психики.
Date: 2015-09-26; view: 446; Нарушение авторских прав |