Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опционально





· 1- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

· - снижение контактов,. Как будто находится один. Все проявления вовне скупы, в тяжелых случаях ограничиваются бедным набором сте­реотипных движений и мимики.

· - холодность и безразли­чие избегание взгляда,. Ребенок, «уходит» в свой внут­ренний мир от чрезмерных раздражителей.

· - преобладание бокового зрения над прямым. Этологически преимущество бокового зрения в возможности, не поворачивая головы.

· - страхи! страхи носят генерализованный характер.

· - жесткое сохранение дистанции в кон­тактах с людьми. Характерна амбивалентная поза «в полоборота» - готовность к бегству..У аутичных детей - дезорганизующая роль.

· - страдает пове­дение привязанности - фиксация симбиотической связи — тре­вога и страх даже при короткой разлуке. В норме на базе ПП складываются раз­личные психические новообразования. При аутизме формирование нарушается.

· 2- СЕНСОРНАЯ СФЕРА:

· нарушения сен­сорной сферы: болезненная гиперестезия к обычным сенсорным раздражителям. Связанный с ней эмоциональный дискомфорт вызывает страхи.

·

· 3- ИНТЕЛЛЕКТ

· - хорошие интеллектуальные воз­можности, парциальная одаренность в разных сферах.

· - типичны нарушение целенаправленности, затруд­нения в концентрации внимания, явная пресыщаемость.

· 4- ИГРА

· - стереотипность, монотонность на протяжении лет.

· - с 8-10 лет игры часто носят манипулятивный характер.

· - Аутистические фантазии, нет реальности, захваченность всего поведения фантасти­ческим сюжетом.

· - диффузный характер связи между словом и предметом.Выбор определяется пред­метным действием. У детей с аутизмом. В спон­танных играх большая конкретность – отказ от заместителей значимых объектов. С аффективно незначимыми – значительное расширение круга заместителей.

· - асинхрония игры.

· 5-РЕЧЬ

· - не пользуются речью для общения..

· - почти полный мутизм или аутичная речь, эхолалии при ответах.

· - неупотребле­ние личных местоимений.

· - Тембр и модуляция голоса неестественны, мб вычурны и певу­чи.

· - высокое стремление к словотворчеству, неоло­гизмам, и т.д.

· - Д изартрия, нарушения темпа, ритмики речи, в тяжелых случаях схоже с алалией.

· - механизм аффективного «заражения» в речи. Эхолалии прогностически положительный симптом.

· Группы тяжести нарушения речи:

· 1) мутизм.

· 2) штампы, эхолалии. речевое развитие менее затруднено.

· 3) аффективный монолог

· 4) затруднение в свободном оперировании, используют сте­реотипный набор фраз,

· 6- МОТОРИКА

· - плохая моторика, неловкость произвольных движений, и.т.д.

· - мышечная ги­потония

· - Нейропсихологическое исследование: моторная апраксия.

· - нарушение орга­низации программы движения и осмысления предме та как ору­дия или объекта целенаправленной деятельности.

· - зрительно-моторные нарушения.

· - аффективное «заражение» огнем, водой, ритмом оказывает поло­жительное воздействие на моторику, активность. И сточник энергии тонизирует.

 

 

33. Дисгармоническое развитие: клинический и патопсихологический подходы.

Основное качество нарушения: диспропорциональность (асинхрония);

Характерная модель: психопатии и патологическое развития личности;

Этиология: биологические (наследственность или вредности в раннем детстве) или социальные факторы (неправильные условия воспитания);

Патогенез: мало изучен, большое значение конституциональным особенностям

Клинико-психологическая структура дефекта: группа аномальных личностных свойств, не имеющих тенденции к прогрессированию, но изменяющихся под влиянием соц. и биол. факторов; общих законов нет, психопаты все разные;

Нарушение регуляторных функций деятельности.

Дисгармоничное развитие - диспропорциональность в аффективной сфере, базальные эмоции сильно выраженные, а высшие эмоции не развиваются.Сходно с искаженным развитием: сочетание ретардации с парциальной акселерацией развития других функций; нарушение иерархии в развитии функций.

Этиология психопатий:

1) генетические, наследственные факторы (конституциональные формы психопат ий),

2) экзогенные вредности, действовавшие на ранних этапах он­тогенеза (органические формы психопатий)

Некоторые виды психопатий могут иметь как наследствен­ное, так и экзогенное происхождение.

В норме: темперамент — адаптивное образование, влияющее на общий уровень стимуляции, а значит — на разнообразие опыта ребенка (поэтому активный ребенок по­лучает больше информации, чем пассивный).


При психопатиях клиницисты отмечают нарушения силовых и временных констант темперамента.

Ядерную группу составляют так называемые конституциональ­ные психопатии: шизоидные, эпилептоидные, цикло­идные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.

Шизоидная психопатия: патологические черты в характере появляются рано (3-4 года).

Особенности: малая интенсив­ность темперамента, вялость реагирования, с трудом овладевают навы­ками самообслуживания, отсутствие непосредственности, жизнерадостности, общение с детьми ограниченно, одиноче­ство и мир фантазий, контакты со взрослыми более активны, переживания о собственных чувствах.

Дисгармония также наблюдается в ин­теллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуа­циях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления.

Синдром Аспергера – шизоидная психопатия

Особенности: ран­нее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чте­нию, природе. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в за­нятиях может страдать от рассеянности.

Шизоидная психопатия это не шизофрения. Нет нарастания па тологии. Хороший социальный прогноз.

Признаки: Речь проявляется раньше ходьбы. Речь используется как средство общения. Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда. Хорошие общие и специальные способности. Я появл рано, руководят родителями.

Эпилептоидная психопатия (в 2-3 года).

Особенности: эмоциональ­ная вязкость, напряженность эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению.

В более старшем возра­сте на первый план выступают агрессивность, повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку.

Психастеническая психопатия (в 3-4 года)

Особенности: низкая активность, слабость психического тонуса, неспособность к длительному напряжению, склонность к тревожности, мни­тельность.

Признаки: страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные о пасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасения, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондрич-ности. Как компенсаторный мех-м возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вы­зывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия. Часто наблюдается у женщин и соответствен­но у девочек.

Особенности: психическая незрелость, высокая возбудимость темперамента, бурные аффектив­ные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потреб­ность в постоянной смене впечатлений, незрелый инфантильный характер аффективного реаги­рования, пресыщаемость. В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокет­ство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуального содержания.

Психопатии типа неустойчивых

- инфантилизм.

-незрелостью интересов, поверхностнос­тью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступ­ков, действиями по первому побуждению.


-Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности.

-Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является час­той причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяж­ничеству.

-Безответственность, несформированность моральных запретов, обманы.

- повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы по­ведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асо­циальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль.

 

Органические психопатии связаны с ран­ним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

-первая группа: возбудимый (эксплозивный) тип. у мальчи­ков.

-аффективная и двигатель­ная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслаб­ленностью, вялостью, слезами.

- трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым.

-немотивированные колебания настроения в виде дисфории.

- В ответ на малейшее замечание у этих детей воз­никают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В под­ростковом возрасте – асоциальное поведение.

- вторая группа: повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители,

-некритич­ность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впе­чатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень ко­роткую.

-бестормозность: патология влечений, импульсивные сексуальные эксцессы, склонности к бродяжничеству и т.д.

 

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различ­ных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализует­ся в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, спо­собствующих ее формированию.

Г. Е. Сухарева (1965), Л. С. Выготский (1983), М. С. Певзнер (1962) указывают, что ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга».

Г.Е.Сухарева выделяет «патологическое развитие личности» вследствие неблагоприятных условий воспитания. Это не психопатия, она обратима.

2 фактора:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они ста­новятся устойчивыми свойствами личности.

2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость и др. спо­собствует прямая стимуляция отрицательным примером.

К дисгармоническому развитию можно отнести:

Невропатия — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.


Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости темпе­ратурной регуляциии т.д. Вторичный дефект: отклонения в нервно-психической сфере, в ос­новном в эмоциональной.

Формируется личность: тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Сухарева Г. Е. (1959). 2 варианта невропатии — астенический и воз­будимый.

Отклонением темпа полового созревания. - нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, приводящей 1) к замедлению темпа полового созревания, 2) к ускорению.

Ускоренное церебрального генеза:

Особенности: недоразвитие моторики (медлительность, неук­люжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамосто­ятельность, повышенная внушаемость, трусливость, черты двигательной и эмо­циональной незрелости в сочетании с чрезмерной речевой продукцией, двигательная неловкость, ожирение.

Ускоренное церебрально-органического генеза:

Особенности: односторонняя взрослость интересов, связан­ная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой, тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству.

ИТОГО:

1. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной сферы, возможно, ее физиологической основы — вегетативной и вегетативно-эндокринной систем.

2. Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные вари­анты асинхронии развития элементарных и высших эмоций.

3. дисгармония между эмоциональной и интеллекту­альной сферами.

 

Схематизируя основные варианты нарушения психического развития при психопатиях, попытаемся свести их к нескольким вариантам:

1) психопатологические явления фиксируются преимуществен­но в области базального аффекта при известной сохранности ин­теллекта.

2) инстинктивно-аффективная сфера, включая уровень вле­чений, обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью воздействий на интеллект и личность в целом.

3) базальные и высшие эмоции недоразвиты, наблюдаются явления расторможенности влечений непатологического и пато­логического характера.

 

 

34. основные методы клинической психологии: преимущества и ограничения

Области клинико-психологического знания.

Методы, используемые в клинической психологии: клиническая беседа, наблюдение, эксперимент

Специфика – зависимость от конкретных задач, специфичность контенгента, особые этические правила, особенности условий проведения/

Достоинства: рассматривают человека как целостную личность во взаимосвязи с окружающим миром (будь то или синдромный анализ, пато эксперимент, или восстановительное обучение).

1) Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины, физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов ВПФ на материале различных мозговых нарушений.

Направления нейропсихологии (по Е.Д. Хомской):

Ø Клиническая нейропсихология (нейропсихологическая синдромология. Метод синдромного анализа) изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных отделов мозга, а также нейропсихологические синдромы при диффузных болезнях мозга (деменции, шизофрения и т.п.).

Ø Экспериментальная нейропсихология исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Т.о.: нейропсихология речи (нейролингвистика, афазиология), нейропсихология восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Ø Психофизиологическая нейропсихология (психофизиология локальных поражений мозга) изучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений ВПФ.

Ø Нейропсихологическая реабилитация изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения.

Ø Возрастная нейропсихология исследует мозговую организацию ВПФ на разных возрастных этапах в норме и патологии.

2) Патопсихология – это отрасль психологии, пограничная между психологией и психиатрией, которая изучает закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии, в сопоставлении с нормой.

3) Психосоматика и психология телесности. Психосоматика – это клинико-психологическая дисциплина, предметом которой является изучение генезиса, структуры и функций психосоматических явлений как на разных этапах онтогенеза человека в норме, так и при различных формах патологии.

Методы психосоматики: весь арсенал психологических методик + специальные методы, созданные в недрах психосоматики. Например, для исследования ВКБ применяются следующие методики: психосемантические методики, исследование плацебо-эффекта, болевых порогов, проективные методики, опросники.

Психология телесности – область психологического знания, предметом которой является следующее:

ü феномен тела как психологический феномен (напр., интрацептивное восприятие);

ü социализация телесных функций;

ü нарушение телесности при различных соматических и психических расстройствах.

Методы: косвенные! Потому что телесность это наиболее архаичная функция, нет рефлексивного доступа и т.п. Естественный эксперимент (телесность проявляет себя в болезни).

4) Психологическое консультирование и психотерапия. Сейчас эти два понятия сливаются, а раньше проводились следующие различия:

Психологическое консультирование – вид деятельности психолога по помощи клиенту (здоровому и больному человеку) в поиске решения проблем (экзистенциальных, межличностных, семейных, профессиональных). Клиент: дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.

Психотерапия – вид деятельности врача (врача-психотерапевта или психиатра), целью которой является избавление от симптомов больного путем прямого воздействия на его психику. Это определение клинической (медицинской) психотерапии.

Разные виды психотерапии в своей основе имеют определенную методологию.

Реабилитация:

5) В неврологии и нейрохирургии: нейропсихологическая реабилитация, основным методом которой является восстановительное обучение. Восстановление нарушенных речевых функций (при афазиях), восстановление движений, памяти и т.д.

6) В психиатрии: комплексная психосоциальная реабилитация психически больных. Участники: врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, социальный работник и др. Основной контингент: больные шизофренией. Методы: тренинги социальных навыков, когнитивных функций, общения, ассертивности, психообразование, совладание с остаточными психотическими симптомами.

Психокоррекция.:

§ Психокоррекция – искусственное понятие, введенное в науку и практику в 1970-х годах, когда психологи начали наиболее интенсивно заниматься психотерапией. Но назвать эту деятельность психолога психотерапией назвать было нельзя, ибо психотерапия – это терапия, т.е. лечение, а лечение это прерогатива врача. Т.о., психотерапией занимается врач, а психокоррекцией – психолог, а на самом деле это одно и тоже (однако нужно учитывать специфику медицинской психотерапии и психологической, см. ниже).

§ Психокоррекция – это система методов, направленных улучшение каких-либо отдельных аспектов психики, когда явной патологии нет (Н.К. Корсакова). Примеры: тренинг когнитивных функций, обучение мнемотехникам, развитие внимания и т.п. Отличие от психотерапии (в этом контексте): психотерапия направлена на изменение всей личности, а психокоррекция – на отдельные аспекты психики.

 

 







Date: 2015-09-26; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию